ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 1032
Скачиваний: 7
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. ТАНЦЕВАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНЫЕ МЕТОДЫ (ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ)
1.1. Танец как культурно-психологический феномен
1.3. Появление и развитие танцевально-двигательной терапии
Глава 2. ИНТЕГРАТИВНАЯ ТАНЦЕВАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ (ИТДТ)
2.1. Теоретические основы ИТДТ
2.3. Формы и области работы ИТДТ
2.5. Социально-психологические характеристики и преимущества групповой формы в ИТДТ
2.6. Методологические особенности применения методов ИТДТ в групповой форме работы
Глава 3. ПСИХОТЕХНОЛОГИИ ИНТЕГРАТИВНОЙ ТАНЦЕВАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНОЙ ТЕРАПИИ (ИТДТ)
3.2.1.1.6. Групповая скульптура
3.2.1.1.7.Темп — жанр — скульптура
Форматы Аутентичного Движения (АД)
3.3.4.1. Работа с сольным танцем
3.3.4. 2. Видеоанализ в группе
3.44. Контекстуальные тренинги
Авторские танцевально-психологические тренинги
Это место, где мечта о танце встречается с мечтой о СВОБОДЕ, и где они находят свое ВОПЛОЩЕНИЕ.
Базовые тренинги каждый месяц в Москве:
Программа профессионального курса
по интегративной танцевально-двигательной терапии.
1) для анализа и разбора различных аспектов движений пациентов, в том числе, и не замеченных в течение самой сессии;
2) для супервизии сложных случаев;
3) для совместного с пациентом разбора двигательных стереотипов и определения изменений отношений пациента к собственному телу (L. Horwitz, 2004).
Насколько мыя знаемю, видеозапись сессий танцевально-двигательной терапии мало используется в нашей стране. На мой наш взгляд, это связано не только со слабой технической оснащенностью психологических и психотерапевтических центров, но и с отсутствием развитого института супервизии. Кроме того, использование этого инструмента требует не только технических знаний (зачастую, элементарных), но и понимания самой природы видеозаписи, ее отличий от человеческого восприятия, и, может быть, понимания того, как современные технические средства меняют наше восприятие и отношение к себе самим.
Я (А.Гиршон) хорошо помню, как первые видеозаписи выступлений и репетиций, сделанные в начале 1990-х гг., были зачастую для меня самого шоком — неужели это я? Неужели вот это движение, которое так нравилось делать, выглядит так неуклюже? Достаточно скоро стала заметна разница — то, как воспринимают танец зрители, и его видеозапись — это «две большие разницы».
Человеческое восприятие, в том числе и зрительное восприятие, всегда активно (B. Cohen, 1987), восприятие — это всегда и сотворение реальности. Согласно известным экспериментам, человек «достраивает» информацию, получаемую от органов чувств, фильтрует, угадывает, создает, игнорирует и т. д. Эти процессы происходят бессознательно, и зачастую психотерапевтическая работа включает в себя изменение, расширение не только понимания, но и восприятия.
Кроме того, человеческое восприятие синестезийно по своей природе, модальности (зрительная, аудиальная, кинестетическая и т. д.), исторически выделилось из единого потока восприятия. Но увлеченность научно-техническим прогрессом в ХХ в. создала миф об «объективности» техники и сомнение в легитимности субъективного восприятия. «Субъективное» — значит ненадежное, поэтому почти бессознательно «реальность» видеозаписи воспринимается более «реальной», чем собственное переживание. Между тем интегральная точка зрения состоит в том, что оба этих источника информации (субъективное восприятие и видеозапись) «реальны», но реальны немного по-разному. Более того, есть еще один, настолько же «реальный» источник информации — «отраженная субъектность» (В. Петровский, 1996), «отраженное Я», восприятие человека Другими.
Интересно, что такого количества различных «изображений себя», какое есть у современного городского жителя, человечество не знало до сих пор. И, может быть, этот многогранный зеркальный цифровой лабиринт отражает образ современного Нарцисса. Несомненно, эти изменения восприятия «образа себя» в современном информационном обществе еще требуют своего осмысления и исследования. Но это приносит нам, как обычно, две новости — плохую и хорошую. Хорошая состоит в том, что сегодня уже легче отождествить себя с этими «изображениями», так как сформировалась определенная привычка восприятия.
Таким образом, мы учитываем, что видеозапись изначально не соответствует «человеческому» восприятию, сужает спектр воспринимаемой реальности, но при этом обладает уникальной возможностью — кнопкой «перемотка назад», позволяя вновь и вновь всматриваться в некоторый, пусть неполноценно отраженный кусочек нашей жизни, находя все новые возможности осмыслить его, обнаруживая новые позиции восприятия. Зная ограниченность этого инструмента, его принципиальную неспособность передать некоторую часть субъективной правды, тем не менее, мы можем его использовать.
Цели: принятие и расширение образа «Я».
Продолжительность: до 60 минут.
Исполнение: групповое
Процедура: видеоанализа и примеры
Процедура видеоанализа, в той форме, в который мы используем ее, включает следующие действия:
1) перед началом процедуры видеоанализа группа принимает правила, по которым он будет работать;
2) некоторые участники заявляют о желании проанализировать свое выступление в группе. Выбор соло, которое будет обсуждаться, представляет собой процесс группового решения. Сколько выступлений будет проанализировано, зависит от размера группы, временных ресурсов и других факторов.
3) выбранное соло просматривается всей группой от начала до конца;
4) участники группы говорят о своих наблюдениях, часто для подтверждения или уточнения этих наблюдений применяется повторный просмотр фрагментов выступления, в течение которого участники могут остановить видеозапись используя специальное слово «стоп», если чувствуют желание обсудить свои предположения и открытия;
5) в ходе процедуры видеоанализа выступающий может соотнести свое внутреннее восприятие выступления в ситуации, когда он находился на сцене с собственным впечатлением от видеозаписи, и сопоставить свое видение с обратной связью, полученной от группы. Остальные участники группы также получают возможность сопоставить свои внутренние переживания с видеозаписью и с обратной связью от выступающего и других участников. Последняя часть проходит по тем же принципам обратной связи (принцип «бутерброда», описанный выше), что и рефлексия «по горячим следам»;
6 ) для осмысления процессов, происходящих в ходе видеоанализа, удобной теоретической моделью может быть интегральный подход Кена Уилбера (К.Уилбер, 2002, 2004). К.Уилбером предложена модель четырех квадрантов, в основе которой лежит идея о том, что к любому феномену можно подходить внутренним и внешним образом, а также индивидуально или в составе коллектива. Если использовать модель четырех квадрантов, то получается, что при использовании описанной выше процедуры видеоанализа мы обращаемся к трем базовым перспективам, не сводимым друг к другу позициям восприятия: внутреннему индивидуальному (верхний левый квадрант, субъективное, интенциональное) — внутренний опыт выступающего; внешнему индивидуальному (верхний правый квадрант, поведенческое) — сама форма выступления, зафиксированная на видео; и коллективному внутреннему (нижний левый квадрант, межсубъективное) — многообразие позиций восприятия, чувств и ассоциаций всей группы.
Что же касается нижнего правого квадранта (социальное, внешнее коллективное), то в данном случае в качестве микросоциума выступает тренинговая группа, объединенная общими целями и ценностями, и в этом микросоциуме видеоанализ является одним из этапов развития, развития каждого человека, входящего в группу.
Что же дает такая форма проведения видеоанализа? Каковы терапевтические результаты?
Приведем два примера. При этом важно понимать, что описания, которые мы здесь приводим, не могут отразить всей динамики и многозначности ситуации, ее развития и многосторонности. Это лишь слабые наброски, может быть, позволяющие слегка ощутить «аромат» этой работы.
Пример 1.
Участница М. сделала соло по теме своих отношений с матерью (под песню группы «Rammstein» «Mutter»). Символом этих непростых отношений была веревка между ней и другой участницей, олицетворявшей фигуру матери. Эта белая нить (пуповина?) между ними удлинялась и сокращалась, причем именно обе они то отпускали, то притягивали друг друга. Танцовщица то запутывалась в этой веревке, то эта нить становилась петлей на шее. Тяжелая нагнетающая музыка усиливала драматизм ситуации. В конце М. перерезала эту «пуповину», и, бросив прощальный взгляд, ушла.
М. делала это соло в очень непростой период отношений со своей матерью, которые усугубились болезнью отца. Тяжесть требований со стороны матери и отсутствие контакта наглядно проявились в этом соло. В процессе видеоанализа сама символическая реальность танца показала некоторые скрытые аспекты этой ситуации: в частности, обе участницы дуэта ни разу не взглянули друг другу в глаза.
Это соло можно назвать примером личного ритуала инициации, тем более что символ перерезаемой пуповины использовался в реальных древних ритуалах. Танец, являясь символическим разрешением, высвобождал внутренние силы, помогающие справиться с ситуацией, изменяя идентичность танцующей.
Пример 2.
Участник Б. танцевал соло на тему «маски», привычного образа себя, от которого хотелось отойти. Он широко использовал пространство во время движения, переходя на разные ярусы. Некоторые движенческие мотивы осознанно повторялись, создавая тем самым лейтмотив. Основной акцент при этом был на лице — время от времени на нем появлялась «улыбка», больше похожая на оскал, одновременно смешной и пугающий. В конце соло он подошел ближе к публике, и эта «маска» сползла с лица. Какое-то мгновение он стоял перед нами другой — более уязвимый, но и более «реальный».
Самым интересным в последущем видеоанализе оказалось наблюдение, что, несмотря на достаточно широкий диапазон движений, почти все они совершались в вертикальной плоскости, в пространстве «сбоку», и только в конце соло движения были направлены в саггитальной плоскости, пространстве «к» зрителям (Р.Лабан, 1975).
Важно было, что это, казалось бы, простое наблюдение, вызвало невероятно сильную эмоциональную реакцию, как у самого Б., так и у всей группы. В комнате повисла пауза, наполненная глубоким, трудно выразимым смыслом. Казалось, что в этот момент представление, которое у него было о самом себе вдруг соединилось с тем, что зафиксировала видеопленка, и с тем, что увидела группа. И когда отражения соединились, зазеркалье исчезло, и «Я» стало более реальным.
Выводы
Таким образом, наша практика использования видеозаписи на тренингах ИТДТ складывается из следующих компонентов:
1) соло, подготовленные самими участниками на внутренне значимые для них темы;
2) обучение зрителей состоянию «свидетельствования» и принципам обратной связи;
3) групповой анализ выступлений «вживую», по памяти;
4) групповой анализ выступлений по видеозаписи.
ПодобнаяЭта форма работы позволяет использовать как индивидуальное творческое «воплощение», придание формы тем значимым импульсам и мотивам, которые выражают актуальную проблематику участников, так и групповое многообразие позиций восприятия для создания целостного многомерного понимания опыта своей жизни.
Единственным «недостатком» описанного выше подхода к видеоанализу является то, что он требует достаточно много времени, и поэтому к нему целесообразно обращаться в рамках длительных программ. Но он дает результаты, которые оправдывают это вложение времени.
3.44. Контекстуальные тренинги
3.4.1. Танец имени
Цель: диагностика отношения к себе.
Исполнение: индивидуально.
Время: 1–1,5 часа.
Музыка: от веселой, радостной до драматической. На выходе — спокойная, тихая, медленная.
Процедура:
Во время танца все время проговариваются различные варианты собственного имени, необходимо начать с имени в детстве и постепенно дойти до сегодняшнего дня, осознавая возникающие чувства и эмоции (по окончании процесса можно сделать рисунок).
3.4.2. Танец Птицы
На самом деле, нам не хочется относить это упражнение к каким-то телесно-ориентированным, или шаманским, или социально-психологическим психотехникам. Этот танец возник совершенно спонтанно на одном из Байкальских тренингов. Байкал — такое место, где и вправду хочется летать. Потом я (В. Козлов) начал практиковать этот танец на тренингах и увидел, что он весьма плодотворен как метод практической психологии.
Прежде чем практиковать этот полет со своими клиентами, попробуйте научиться «летать» сами. Тем более, что любое крылатое существо символизирует одухотворенность. Как писал К.Г. Юнг в своей книге «Sumbols of Transformation», птица благодетельна по своей природе,