Файл: Интегративная танцевальнодвигательная терапия.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 1037

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. ТАНЦЕВАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНЫЕ МЕТОДЫ (ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ)

1.1. Танец как культурно-психологический феномен

1.2. История танца

1.3. Появление и развитие танцевально-двигательной терапии

Глава 2. ИНТЕГРАТИВНАЯ ТАНЦЕВАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ (ИТДТ)

2.1. Теоретические основы ИТДТ

2.2. Цели и принципы ИТДТ

2.3. Формы и области работы ИТДТ

2.5. Основные методы ИТДТ

2.5. Социально-психологические характеристики и преимущества групповой формы в ИТДТ

2.6. Методологические особенности применения методов ИТДТ в групповой форме работы

Проговор

Глава 3. ПСИХОТЕХНОЛОГИИ ИНТЕГРАТИВНОЙ ТАНЦЕВАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНОЙ ТЕРАПИИ (ИТДТ)

3.1. Упражнения — разминки

3.2. Базовые психотехники

3.2.1.1.6. Групповая скульптура

3.2.1.1.7.Темп — жанр — скульптура

3.2.1.2.3. Марионетки

3.2.1.2.4.2. Образ

Форматы Аутентичного Движения (АД)

3.3.3. Трансовые танцы

3.3.4.1. Работа с сольным танцем

3.3.4. 2. Видеоанализ в группе

Выводы

3.44. Контекстуальные тренинги

Настройка

Упражнение

Заключение

Литература

Приложение 1

Развитие танца в ХХ в.

Приложение 2

Танец четырех стихий

Авторские танцевально-психологические тренинги

Александра Гиршона

ЖИТЬ ТАНЦУЯ

Это место, где мечта о танце встречается с мечтой о СВОБОДЕ, и где они находят свое ВОПЛОЩЕНИЕ.

Базовые тренинги каждый месяц в Москве:

Программа профессионального курса

по интегративной танцевально-двигательной терапии.

Автор и ведущий: Александр Гиршон

Основные темы курса



Заключение


В нашей культуре неявно подразумевается, что танец — это либо профессиональное искусство, либо бесполезное развлечение. Вместе с тем, опыт проведения тренингов ИТДТ показывает, что у многих людей есть мечта о танце, о свободном творческом выражении себя в движении. Танец является одной из скрытых, невоплощенных ценностей личности и занимает место в ряду других нереализованных ценностей.

Когда люди начинают танцевать, свободно двигаться, танец становится тропой, путеводной нитью в область нереализованных ценностей, желаний, невыраженных чувств. Тропой к творческому потенциалу человека.

Осознавая танец, танцуя свободно и осознанно, человек делает шаг к принятию этой свободы и творчества в повседневной жизни.

В 1982 г. Комитет Танца Международного Института Театра при ЮНЕСКО, предложил ежегодно праздновать 29 апреля Международный День Танца. Каждый год всемирно известные танцоры и хореографы пишут «Послание», посвященное Дню Танца, во всем мире проводятся праздники танца. В 2004 г. такое послание написал хореограф из Австралии Стефан Пейдж:

«Танец — это изначальная, наиболее древняя форма человеческого выражения. Через тело и язык движений танец обретает глубинную связь с эмоциональным и духовным миром.

Для культуры аборигенов Австралии танец — это сама суть, разновидность священного целительства. Танец укоренен, соединен с духом Матери Земли. Пока ты не отдашься танцу, ты не сможешь спокойно охотиться. Это интегральная часть человеческого существования.

Танец — это универсальный язык. Он воплощает человеческую идентичность и празднование человеческого духа. Танец — это творческое сердце родства всего живого. Танец — это универсальное священное лекарство».

Интегративная танцевально-двигательная терапия соединяет это древнее священное значение танца с современным научным подходом.

Литература


  1. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии / Пер. с нем. М.: Фонд «За экономическую грамотность», 1995. 296 с.

  2. Абрамова З. А. Древнейшие формы изобразительного творчества // Ранние формы искусства. М.: Искусство 1972. С. 9–29.

  3. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980.

  4. Андреев И. Л. Игры, которых не знает Европа // Мир психологии. 1998. № 4. С. 194–211.


Андреева Г. М. Социальная психология. М.: Аспект-Пресс, 2000. 376 с.

  1. Андреева Г. М., Богомолова Н. Н., Петровская Л. А. Зарубежная социальная психология ХХ столетия. М., Аспект-Пресс 2002Андрианов М. С. Анализ процесса невербальной коммуникации как паралингвистика // Психологический журнал. 1995. № 3.

  2. Асмолов А. Г. Культурно-историческая теория и конструирование миров. М.: Институт практической психологии; Воронеж: НПО МОДЭК, 1996. С. 19–22.

  3. Ассаджиоли Р. Психосинтез: теория и практика. М.: REFL-book, 1994. 314 с.

  4. Балет: энциклопедия / Гл. ред. Ю. Н. Григорович. М.: Советская энциклопедия, 1981. 623 с.

  5. Барышникова Т. К. Азбука хореографии. СПб.: Люкси, Респект. 1996. 256 с.

  6. Бейтсон Г. Экология разума. М.: Смысл, 2000. 264 с.

  7. Блатнер Г. А. Психодрама, ролевая игра, методы действия. Пермь, 1993. 105 с.

  8. Блок Л. Д. Классический танец: история и современность / Вступ. ст. В. М. Гаевского. М.: Искусство, 1987. 556 с.

  9. Большаков В. Ю. Психотренинг. Социодинамика, игры, упражнениz. СПб.: Соц.-псих. центр 1996. С. 8–12.

  10. Березкина-Орлова В. Б., Баскакова М. А. Телесно-ориентированная психотехника актера // Хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии и психотехнике / Под ред. Баскакова В. Ю. М., 1993. С. 114–131.

  11. Быховская И. М. Homo somatikos: аксиология человеческого тела. М.: Едиториал УРСС 2000. 152 с.

  12. Ваганова А. Я. Основы классического танца. СПб.: Лань, 2000. 192 с.

  13. Валаханович С. А. Использование танцедвигательной терапии в работе социального педагога со старшеклассниками // Проблемы социальной педагогики в школе / Науч. ред. И. И. Калачева. Мн.: НИО, 1999. 164 с.

  14. Васильева-Рождественская М. В. Историко-бытовой танец. М.: Искусство, 1987. 382 с.

  15. Вачков И. В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: Учеб. пособие. М.: Ось-89, 2000. 102 с.

  16. Витакер Д. С. Группы как инструмент психологической помощи / Пер. с англ. В. П. Чурсина. М.: Класс, 2000. 432 с.

  17. Витакер К. Полночные размышления семейного терапевта / Пер. с англ. М. И. Завалова. М.: Класс, 1998 208 с.

  18. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. М.: Изд-во МГУ, 1988. 320 с.

  19. Гиршон А. Танцевально-двигательная терапия в контексте тренингов личностного роста // Танцевально-двигательная терапия. Вып. 2. М., 1997. 46 с.

  20. Гиршон А. Импровизация и хореография // Танцевальная импровизация: теория, история, практика. № 1. 1999. С. 9–10.

  21. Гиршон А. Танец как метафора и не только // Танцевальная импровизация: теория, история, практика. № 1. 1999. С. 4–5.

  22. Гиршон А. Танцевальная импровизация: за пределами терапии // Танцевальная импровизация: теория, история, практика. № 1. 1999. 26 с.

  23. Горелов И. Н. Невербальные компоненты коммуникации. М.: Мир, 1980. 104 с.

  24. Гротовский Е. От бедного искусства к искусству-проводнику. Изд-во Артист. Режиссер. Театр, 2003. 351 с.

  25. Гроф С. Путешествие в поисках себя. Измерение сознания. Новые перспективы в психотерапии и исследовании внутреннего мира. М.: АСТ,2004. 346 с.

  26. Групповая психотерапия / Под. ред. Б. Д. Карвасарского, С. Ледера. М.: Медицина, 1990. 384 с.

  27. Гурджиев Г. И. Беседы с учениками. Киев: Преса Украiни, 1992. 176 с.

  28. Гурджиев Г. И. Жизнь реальна только тогда, когда «Я есть» / Пер. с англ. А. Гаспаряна. М.: Фаир-Пресс, 2000. 275 с.

  29. Даркевич В. П. Празднества средневековья // Атеистические чтения. Вып. 19. М., 1990. С. 57–73.

  30. Дорфман Л. Эмоции в искусстве: теоретические подходы и эмпирические исследования. М.: Смысл, 1997. 424 с.

  31. Дункан А. Моя жизнь / Пер. Я. Яковлева. М.: Федерация, 1930. 286 с.

  32. Дункан А. Моя исповедь. Рига: Книга для всех, 1928. 266 с.

  33. Дункан А. Танец будущего. Моя Жизнь. И. Шнейдер. Встречи с Есениным. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. 448 с.

  34. Из Хаоса в Космос // Материалы международного фестиваля: Тело. Дыхание. Дух / Под ред. В. В. Козлова. М., 1995. 172 с.

  35. Инновационная психотерапия / Под ред. Д. Джоунса. СПб.: Питер, 2001. 384 с.

  36. Карицкий И. Н. Современные психологические практики: содержание, основания, классификации. Ярославль: МАПН, 2002. 70 с.

  37. Карвасарский Б. Д. Психотерапия. М.: Медицина, 1985. 304 с.

  38. Кацулло Г., Музетти К. Перцептивная репрезентация движения и речи в терапевтическом процессе // Мать, дитя, клиницист. Новое в психоаналитической терапии / Под ред. А. И. Белкина. М., 1994. С. 35–46.

  39. Козлов В. В. Дао трансформации. М.: МАПН, 1998. 189 с.

  40. Козлов В. В., Шемет И. С. Применение интегративных психотехнологий в социальной работе. Ярославль: Изд-во ЯрГУ, 1996. 136 с.

  41. Козлов В. В. Чарующее пространство внутренней целостности: Метод. пособие. Ярославль, изд-во ЯГУ 1996. 52 с.

  42. Козлов В. В. Истоки осознания: теория и практика интегративных психотехнологий. Минск: МАПН, 1995. 304 с.

  43. Козлов В. В. Целостный подход в социальной работе // Социальная работа: история, теория и технологии / Под ред. И. Албеговой, В. Козлова. Ярославль: Изд-во ЯрГУ, 1997. С. 23–27.

  44. Козлов В. Три аспекта психотехнологий в социальной работе // Психотехнологии в социальной работе / Под ред. В. В. Козлова. Ярославль, изд-во ЯГУ 1997. С. 12–13.

  45. Козлов В. Духовное сердце трансформации // Творчество воли / Под ред. В. В. Козлова. М.: МАСД, 1997. С. 8–19.

  46. Козлов В., Майков В. Основы трансперсональной психологии. М.: АСТ, 2004. 466 с.

  47. Козлов В. В. Работа с кризисной личностью. Методическое пособие. М.: Изд-во Института психотерапии, 2003. 302 с.

  48. Козлов В. В. Психотехнологии измененных состояний сознания. Личностный рост. Методы и техники. М.: Изд-во Института психотерапии, 2001. 384 с.

  49. Кондрашенко В. Т., Донской Д. И. Общая психотерапия: Учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. Минск: Выш. шк., 1997. 476 с.

  50. Королева Э. А. Танец, его происхождение и методы исследования (по работам зарубежных ученых XX века) // Советская этнография. 1975. № 5. С. 147–155.

  51. Королева Э. А. Ранние формы танца. Кишинев: Штиинца, 1977. 215 с.

  52. Кочунас Р. Психотерапевтические группы: теория и практика / Пер. с лит. М.: Академический проект, 2000. 240 с.

  53. Краткий психологический словарь. М: Педагогика, 1992. 390 с.

  54. Кречмер Э. Строение тела и характер. М: Педагогика-Пресс, 1995. 175 с.

  55. Круткин В. Л. Онтология человеческой телесности. Ижевск, 1993. 130 с.

  56. Крысько В. Г. Социальная психология: словарь-справочник. Минск: Харвест; М.: АСТ, 2001. 688 с.

  57. Кузнецова Е. В. К проблеме использования невербальных техник групповой психокоррекции // Психологический вестник. Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 1996. С. 349–365.

  58. Кузнецова Е. В. Развитие межличностных невербальных коммуникаций средствами социально-психологического тренинга: Автореф. дис. ...канд. психол. наук. М., 1989.

  59. Куракина С. Н. Феномен танца (социально-философский и культурологический анализ). Автореф. дис. ...канд. психол. наук. Ростов-на-Дону, 1994.

  60. Курис И. Психолого-педагогические особенности обучения элементам йоги и индийского танца в физической рекреации: Дис. … канд. Пед. наук. М., 1996. 200 с.

  61. Кэмпбелл Дж. Мифы, в которых нам жить / Пер. с англ. К. Семенова. Киев: София, 2002. 256 с.

  62. Кэмпбелл Дж. Мифический образ / Пер. с англ. К. Семенова. М.: АСТ, 2004. 688 с.

  63. Лабунская В. А. Введение в психологию невербального поведения. Ростов-на-Дону: изд-во РГУ, 1994. 112 с.

  64. Лабунская В. А. Невербальное поведение (социально-перцептивный подход). Ростов-на-Дону: изд-во РГУ, 1986. 136 с.

  65. Лабунская В. А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание. Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. 608 с.

  66. Лабунская В. А., Шкурко Т. А. Развитие личности методом танцевально-экспрессивного тренинга // Психологический журнал. 1999. Т. 20. № 1. С. 31–38.

  67. Лангер С. Философия в новом ключе: Исследование символики разума, ритуала и искусства. М.: Республика, 2000.

  68. Леви-Стросс К. Предисловие к трудам Марселя Мосса. М. Мосс. Социальные функции священного. СПб.: Евразия, 2000.

  69. Леви-Стросс К. Неприрученное мышление. К. Леви-Стросс. Первобытное мышление. М.: Республика, 1994.

  70. Леви-Стросс К. Путь масок. К. Леви-Стросс. Путь масок. М.: Республика, 2000.

  71. Мосс М., Юбер А. Очерк о природе и функции жертвоприношения // М. Мосс. Социальные функции священного. СПб.: Евразия, 2000.

  72. Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Политиздат, 1975. 302 с.

  73. Либих С. С. Коллективная и групповая психотерапии: Руководство по психотерапии / Под ред. В. Е. Рожнова. Ташкент: Медицина, 1979. С. 205–231.

  74. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984. С. 32–39.

  75. Лоукотка И. О искусстве и религии. М.: Знание, 1979. 66 с.

  76. Лукиан Избранная проза: Пер. с древнегреч / Сост., вступ. ст., коммент. И. Нахова. М.: Правда, 1991. 720 с.

  77. Лоуэн А. Язык тела. СПб.: Гуманитарное агентство «Академический проект», 1997. 362 с.

  78. Лоуэн А. Психология тела: биоэнергетический анализ тела / Пер. с англ. С. Коляда. М.: Институт общегуманитарных исследований, 2000. 338 с.

  79. Лоуэн А. Терапия, которая работает с телом (Биоэнергетика). СПб.: Речь, 2000. 212 с.

  80. Луговая Е. К. О невербальной форме общения в культуре / Танец как язык и миф // Вестник МГУ. Сер. 6. 1991. № 3. С. 54–57.

  81. Майерс Д. Социальная психология / Пер. с англ. СПб.: Питер. 1998. 688 с.

  82. Мак-Нили Д. Прикосновение: глубинный анализ и телесная терапия / Пер. с англ. П. Андавов. М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 1999. 144 с.

  83. Маньковская Н. Б. "Париж со змеями" (Введение в эстетику постмодернизма). М.: Институт философии РАН, 1994. 220 с.

  84. Мартинес Э.Л. Внесловесный язык. // Культуры. Диалог народов мира. 1986

  85. Маслоу А. Самоактуализация // Психология личности. Тексты / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтера, А. А. Пузырей. М.; Изд-во МГУ, 1982. С. 108–117.

  86. Меграбян А. Психодиагностика невербального поведения. СПб.: Речь, 2001. 256 с.

  87. Межличностное восприятие в группе / Под ред. Г. М. Андреевой, А. И. Донцова. М.: Изд-во МГУ, 1981. 292 с.

  88. Минделл А. Сила безмолвия. М.: АСТ, 2003. 296 с.

  89. Минделл А. Тело шамана. М.: АСТ, 2004. 256 с.

  90. Миникес Л. Р., Шилина Н. Б. Групповая динамика и групповая психотерапия: Метод. пособие. Новосибирск: Лидер, 1996. 34 с.

  91. Мэй Р. Искусство психологического консультирования. М.: Эксмо-пресс, 2001. 144 с.

  92. Мясищев В. Н. К вопросу теории психотерапии // Руководство по психотерапии / Под ред. В. Е. Рожнова. Ташкент: Медицина, 1979. С. 12–24.

  93. Мясищев В. Н. Психология отношений. Избр. психол. труды / Под ред. А. А. Бодалева. М.: Междунар. пед. акад., 1995. 356 с.

  94. Никитин В. Н. Психология телесного сознания. М.: Алетейя, 1999. 488 с.

  95. Новерр Ж. Ж. Письма о танце. Л.-М.: Искусство, 1965. 375 с.

  96. Новиков В. В. Социальная психология: феномен и наука. М.: изд-во Института психотерапии, 2001. 487 с.

  97. Новиков В. В. Социальная психология. Учеб.пособие. М.: Изд-во Института психотерапии, 2003. 344 с.

  98. Осипова А. А. Общая психокоррекция. Учеб. Пособие. М.: ТЦ «Сфера», 2000. 512 с.

  99. Остер Дж., Гоулд П. Рисунок в психотерапии. М.: Информцентр, 2001. 173 с.

  100. Пантилеев С. Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система. М.: изд-во МГУ, 1991. 56 с.

  101. Парсонс Т. Система современных обществ. М.: Аспект-Пресс, 1997. 270 с.

  102. Пасынкова А. В., Руднева С. Д. Опыт работы по развитию эстетической активности методом музыкального движения // Психологический журнал. 1982. № 3. С. 84–92.

  103. Пасынкова Н. Б. Влияние музыкального движения на эмоциональную сферу личности // Психологический журнал. 1993. № 4. С. 142–146.

  104. Перлз Ф. С. Внутри и вне помойного ведра. М.: изд-во Института Психотерапии 2001. 224 с.

  105. Петровская Л. А. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг. М.: МГУ, 1989. 216 с.

  106. Петровская Л. А. Теоретические и методические основы социально-психологического тренинга: Автореф. дис. ...д-ра психол. наук. М., 1985.

  107. Петровский В. А. Личность в психологии. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. 509 с.

  108. Петровский А., Ярошевский М. История психологии: Учеб. пособие для высшей школы. М.: Изд-во РГГУ, 1994. 448 с.

  109. Петрушин С. В. Психологический тренинг в многочисленной группе. М.: Академический Проект, 2002. 256 с.

  110. Пиз А. Язык телодвижений. М.: АЙ КЬЮ, 1992. 262 с.

  111. Плеханов Г.В. Избранные философские произведения, т. 1—5, М.: Наука, 1956—58

  112. Практикум по психодиагностике. Конкретные психодиагностические методы. М.: Изд-во МГУ, 1989. 176 с.

  113. Протопопов А. Трактат о любви, как ее понимает жуткий зануда. М.: КСП+, 2002. 304 с.

  114. Психотерапевтическая энциклопедия / Под ред. Б. Д. Карвасарского. СПб: Питер Ком, 1998. 752 с.

  115. Психологический словарь / Под ред. В. Н. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. 2-е изд. М.: Педагогика, 1997. 440 с.

  116. Психологический словарь / Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1990. 494 с.

  117. Психотехнологии в социальной работе / Под ред. В. В. Козлова. Ярославль: изд-во ЯГУ, 1997. 164 с.

  118. Райх В. Характероанализ. М.: ТЕРРА-Книжный клуб, республика, 1999. 367 с.

  119. Регуш Л. А. Практикум по наблюдению и наблюдательности. СПб.: Питер, 2001. 174 с.

  120. Роджерс К. Р. Взгляд на психотерапию: становление человека / Пер. с англ. М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1994. 480 с.

  121. Роджерс Н. Путь к целостности: человеко-центированная терапия на основе экспрессивных искусств // Вопросы психологии. 1995. № 1. С. 132–139.

  122. Роман с танцем / Сост. М. Ю. Еремина. СПб.: ООО ТФ “Созвездие” 1998. 252 с.

  123. Ромек В. Г. Тренинг уверенности в межличностных отношениях. СПб.: Речь.176 с.

  124. Ромм В. В. К методике палеохореографического анализа / Новосиб. гос. техн. ун-т, Кафедра истории мировой культуры. Новосибирск:, изд-во НГУ 1994. 128 с.

  125. Ромм В. В. Что такое палеохореография // Балет. 1996. № 2. С. 22–24.

  126. Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1993. 386 с.

  127. Рутан Дж., Стоун У. Психодинамическая групповая психотерапия. СПб.: Питер, 2002. 400 с.

  128. Розин В. М. Психологическая помощь. Психотехника. Эзотерический опыт. М.: РОУ, 1995. 131 с.

  129. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер1999. 342 с.

  130. Социальная психология личности в вопросах и ответах: Учебное пособие / Под ред. В. А. Лабунской. М.: Гардарики, 2001. 397 с.

  131. Сидоренко Е. В. Методы математической обработки в психологии. СПб.: Речь, 2005. 352 с.

  132. Словарь-справочник по психологической диагностике / Под ред. Л. Ф. Бурлачука, С. М. Морозова. Киев: Наук. думка, 1989. 200 с.

  133. Собчик Л. Н. Диагностика индивидуально-типологических свойств и межличностных отношений. СПб.: Речь, 2002. 95 с.

  134. Старк А. Танцевально-двигательная терапия. Ярославль, самиздат 1994. 17 с.

  135. Столин В. В. Самосознание личности. М.: Изд-во МГУ, 1983. 284 с.

  136. Столин В. В., Голосова Н. И. Факторная структура эмоционального отношения человека к человеку // Психологический журнал. 1982. № 2. С. 62–67.

  137. Танцевально-двигательная терапия / Под ред. Бирюковой И. Ярославль, самиздат, 1994. 131 с.

  138. Телесно-ориентированная психотерапия. Хрестоматия / Автор-сост. Л. С. Сергеева. СПб.: РОФ «Практ. Психотерапия», 2000. 376 с.

  139. Теории личности / Под ред. Л. Хьелл, Д. Зиглер. СПб: Питер Пресс, 1997. 608 с.

  140. Тэрнер В. Символы в африканском ритуале. В. Тэрнер. Символ и ритуал. М.: Наука, 1983.

  141. Творчество воли / Под ред. В. В. Козлова. М.: МАПН, 1997. 223 с.

  142. Трубицина Л. В. Роль невербальной коммуникации в психологической коррекции личности // Личность. Общение. Групповые процессы. М.: АН СССР, ИНИОН, 1991. С. 101–121.

  143. Тхостов А. Ш. Психология телесности. М.: Смысл, 2002. 287 с.

  144. Уайтекер П. Движение, импровизация и телесные ощущения в арт-терапии // Арт-терапия в эпоху постмодерна / Под ред. А. Копытина. СПб.: Речь, 2002. С. 85–104 с.

  145. Узнадзе Д. Н. Психология установки. СПб.: Питер, 2001. 416 с.

  146. Уилбер К. Око духа. М.: АСТ, 2002. 476 с.

  147. Уилбер К. Проект Атман. М.: АСТ, 2004. 312 с.

  148. Уилбер К. Интегральная психология. М.: АСТ, 2004. 288 с.

  149. Уральская В. И. Природа танца. М.: Советская Россия, 1981. 112с.

  150. Урсано Р., Зонненберг С., Лазар С. Психодинамическая психотерапия: Краткое руководство. М.: РПА, 1992. 158 с.

  151. Фейгенберг Е. И., Асмолов А. Г. Некоторые аспекты исследования невербальной коммуникации: за порогом рациональности // Психологический журнал. 1989. Т. 10. № 6. С. 58–66.

  152. Федорова Л. Н. Африканский танец: обычаи, ритуалы, традиции М.: Наука, 1986. 128 с.

  153. Фейгенберг Е. И., Асмолов А. Г. Культурно-историческая концепция и возможности использования невербальной коммуникации в восстановительном воспитании личности // Вопросы психологии. 1994. № 6. С. 74–79.

  154. Фейдимен Дж., Фрейгер Р. Теория и практика личностно-ориентированной психологии: Методика персонального и социального роста. Т. 1, 2. М.: Три Л, 1996. 420 с.

  155. Фельденкрайз М. Осознавание через движение. М.: Институт общегуманитарных исследований, 2001. 160 с.

  156. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. 368 с.

  157. Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции. М.: Наука, 1991. 456 с.

  158. Фридман Дж., Комбс Дж. Конструирование иных реальностей. М.: Класс, 2001. 362 с.

  159. Фромм Э. Психоанализ и этика. М.: Республика, 1993. 415 с.

  160. Хендрикс К. Танцевальная терапия / Пер. Бирюковой И. В. Ярославль, самиздат 1998, 23 с.

  161. Хоментаускас Г. Т. использование детского рисунка для исследования внутрисемейных отношений // Вопросы психологии. 1986. № 1. С. 165–171.

  162. Хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии и психотехнике / Сост. В. Баскаков. М., 1992. 105 с.

  163. Цапкин В. Н. Единство и многообразие психотерапевтического опыта // Московский психотерапевтический журнал. 1992. № 2. С. 5–40.

  164. Цзен Н., Пахомов Ю. Психотренинг: игры и упражнения. М.: Класс, 2001. 272 с.

  165. Шибутани Т. Социальная психология / Пер с англ. М.: Прогресс, 1968. 535 с.

  166. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкий В. В. Семейная психотерапия. СПб.: Медицина, 1994. 137 с.

  167. Эндрюс Т. Магия танца / Пер. с англ. М.: REFL-book; К.: Ваклер, 1996. 256 с.

  168. Эндрюс Т. Язык животных / Пер. с англ. М.: КРОН-ПРЕСС, 2000. 607 с.

  169. Шкурко Т. А. Теоретическое обоснование использования танца как средства коррекции отношении в семье // Современная семья: проблемы и перспективы. Ростов-на-Дону, 1994. С. 67–68.

  170. Шкурко Т. А. Динамика отношений личности в процессе танцевально-экспрессивного тренинга: Автореф. дис. …канд. психол. наук. Ростов-на-Дону, 1997.

  171. Шкурко Т. А. Танцевально-экспрессивный тренинг. СПб.: Речь, 2002. 192 с.

  172. Юнг К-Г. Тэвистокские лекции. Аналитическая психология: ее теория и практика.Киев: СИНТО 1995. С. 126.

  173. Аssagioli R. Psuchosunthesis. Penguin Booksurology. N.Y., 1981. Vol. 31. № 9. P. 175–177.

  174. Aronow S., McGeehan Т., Dance-Movement Therapy with Bulimic patients / Typed manuscript, undated. 354 р.

  175. Berger M. Psychological Investigation on Humanstructural Dance // Dynamic Psychology. 1988. № 108/109. P. 128–157.

  176. Bartenieff I., with Lewis D. Body Movement: Coping with the Environment. London: Gordon and Breach, 1980. 186 p.

  177. van Camp J. Philosophical problems of dance critisism. Unpublished PhD thesis, Temple University, Philadelphia, 1981.

  178. Chaiklin H. (ed.) Marian Chace: Her Papers. Columbia, MD: American Dance Therapy Association, 1975.

  179. Chodorow J. Dance Therapy and Depth Psychology. The Moving Imagination. Routiedge, London, New York, 1991. 322 p.

  180. Cohen B. B. The Action in perceiving // Contact Quarterly. Vol. XII. N. 3. Fall 87.

  181. Csikszentmihalyi M. Creativity. Flow and the Psychology of Discovery and invention. New York: Harper Perennial, 1996.

  182. Daly A. Movement analysis // TDR: The Drama Review. Vol. 32. 1982. P. 40–52.

  183. Dance Movement Therapy: Theory and Practice.(ed. H.Payne) London & N.Y., 1992.

  184. Desmond J. Meaning in Motion: New Cultural Studies of Dance. London: Duke University Press, 1997.

  185. Elizabeth A., Gray L. The body remembers: Dance/movement therapy with an adult survivor of forture // American Journal of Dance therapy. Vol. 23. № 1. 2001. P.31–42.

  186. Elliott, A. Concepts of the Self. Cambridge: Polity, 2000.

  187. Ellis H. The art of life. London: 1929. 138 p.

  188. Fink B. A Clinical Introduction to Lacanian Psychoanalysis: Theory and 'Technique. Cambridge, Massachusetts: Harvard University Press, 2000.

  189. Fitzgerald P. Self and Others: An Interview with Ciaran Benson // CIRCA Irish and International Contemporary Visual Culture, 96, Summer 2001:18–21.

  190. Freund P. The Expressive Body: A Common Ground for the Sociology of Emotions and Health and Illness // Sociology of Health and Illness. 12(4): 452–77, 1990.

  191. Gallese V. The manifold nature of interpersonal relations: The quest for a common mechanism. Phil. Trans // Royal Soc. London. 358: 517–528. 2003a.

  192. Gallese V. The roots of empathy: The shared manifold hypothesis and the neural basis of intersubjectivity // Psychopatology. Vol. 36. N 4. 171–180. 2003b.

  193. Gallese V. and Lakoff, G. The brain’s concepts: The Role of the Sensory-Motor System in Reason and Language. Cognitive Neuropsychology, in press, 2005.

  194. Hershkovitz A. Symbiosis as a Driving Force in the Creative Process / A. Gilroy and T. Dalley (eds) // Pictures at an Exhibition. London and New York: Routledge, 1989.

  195. Horwitz E. Dance Movement Therapy in Fibromyalgia patients. Acta Universitatis Upsaliensis, Uppsala, 2004. 76 p.

  196. Hambly, Wilfred D., Tribal Dancing and Social Development, Witherby, London, 1926.

  197. Hodgson J. Mastering movement. The life and work of Rudolf Laban, Routledge, New York, 2001, 268 p.

  198. Jackson M. Thinking through the Body: An Essay on Understanding Metaphor // Social Analysis. 14: 127–49. 1983.

  199. Johnson D. H. Towards A Multi-directional Spirituality // CQ. Vol. 19. N 1. Winter/spring 94.

  200. Johnson M. The Body in the Mind: The Bodily Basis of Meaning, Imagination and Reason. London: University of Chicago Press, 1987.

  201. Karkou V., Sanderson P., Dance movement therapy in the UK: a field emerging from dance education in EUROPEAN PHYSICAL EDUCATION REVIEW. Vol. 7(2). 2001. Р. 137–155.

  202. Kestenberg J. Children and Parents: Psychoanalytic Studies in Development. New York: Jason Aronson, 1975.

  203. Laban R. Modern Educational Dance. London: MacDonald & Evans, 1975.

  204. Lacoff G., Johnson M. Metaphors We Live By. London: University of Chicago Press, 1980.

  205. Langer S. Problems of Art New York: Charles Scribners Sons, 1957.

  206. Leibowitz G. Individual Dance Movement Therapy in an Inpatient Psychiatric Setting // Dance Movement Therapy: Theory and Practice. London & N.Y., 1992. Р. 102–122.

  207. Levy F. The evolution of modern dance therapy // Journal of Physical Education, Recreation and Dance. Vol. 59. 1988. May. P. 34–41.

  208. Levy F. Dance Movement Therapy: A Healing Art. Reston. VA: American Alliance for Health, Physical Education, Recreation and Dance, 1992.

  209. МасDоnаld J. Dance? Of course I can! Dance movement therapy for people with learning difficulties // Dance Movement Therapy: Theory and Practice. London & N.Y., 1992. Р. 202–217.

  210. MacDonald J. Third European Conference for Professional Development of Dance Movement Therapy. E-Motion ADMT UK Quarterly 11(2): 18–19, 1999.

  211. Мееkums В. Тhe love bugs: dance movement therapy in a Family Service Unit // Dance Movement Therapy: Theory and Practice. London & N.Y., 1992. Р. 18–38.

  212. Melatic V. Body-Space-Expression: The development of Rudolf Laban’s movement and dance concerts. Berlin; N.Y., 1987. 265 p.

  213. Noak A. On a Jungian approach to Dance Movement Therapy // Dance Movement Therapy: Theory and Practice. London & N.Y., 1992. Р. 182–201.

  214. Oppikofer R. A journey to «my land». Psychomotoricity and growth-process. Los Angeles and Geneva, 1976/77. P. 12–18.

  215. Payne H. Introduction // Dance Movement Therapy: Theory and Practice. London & N.Y., 1992. P. 1–17.

  216. Payne H. Shut in, shut out: Dance Movement Therapy with Children and Adolescents // Dance Movement Therapy: Theory and Practice. London & N.Y., 1992. Р. 39–80.

  217. Preston-Dunlop, V. (1980). A Handbook for Dance in Education. Longman. London. 217 p.

  218. Sachs C. World History of the Dance. N.Y., 1997. 497 p.

  219. Schwarz R. Space movement and meaning // Contact Quarterly. Vol. 18. N 2. Summer/fall 93.

  220. Sheets-Johnstone M. The Roots of Thinking. Philadelphia: Temple University Press, 1990.

  221. Sheets-Johnstone M. The primacy of movement. Amsterdam & Philadelphia: John Benjamins Publishing Co., 1999.

  222. Sheets-Johnstone M. The Phenomenology of Dance. Philadelphia, Ayer Co Pub., 1980.

  223. Sherborne V. Developmental Movement for Children. Cambridge: Cambridge University Press, 1990.

  224. Schilder, P. The Image and Appearance of the Human Body. New York: International Universities Press, 1950.

  225. Shoop T. Won’t you join the dance? New York, 1974. 202 p.

  226. Schmais C. Healing Processes in Group Dance. Movement Therapy // American Journal of Dance Therapy. 8: 17–36, 1985.

  227. Sorell W. Dance in its time. New York: 1986. 469 p.

  228. Stanton-Jones K. An Introduction to Dance Movement Therapy in Psychiatry. London and New York: Tavistock and Routledge, 1992.

  229. Tufnell M. Beneath Our Words / Greenland, Penny (ed.) // What Dancers do that other Health Workers Don't... Leeds, UK: JABADAO Centre for Movement Studies, 2000. Р. 9–29.

  230. Whitehouse, M. C. G. Jung and Dance Therapy: Two Major Principles / P. Bernstein (ed.) // Eight Theoretical Approaches in Dance. Movement Therapy. Р. 52–97. Dubuque: Kendall Hunt, 1979.

  231. Whitehouse M. The Tao of the Body / Johnson, Don Hanlon (ed.) // Practices of Embodiment. San Francisco: California Institute of Integral Studies, 1995. Р. 239–253.

  232. Wilber K. Integral Spirituality. Integral Spiritual Center, Denver, Colorado, 2005. 118 p.

  233. Zaporah R. Action Theater: Improvisation of presence. North Atlantic Books, Berkeley, California, 1995. 275 p.




Приложение 1

Развитие танца в ХХ в.


Хореографы, течения, страны, время

Нововведения в области тела, техники, движения


Нововведения в области спектаклей-представлений, пространства, связи с другими направлениями искусства

Кто, какие страны явились приемниками и последователями

Предшественники и теоретики движения


Франсуа Дельсарт
Франция, конец XIX в.


Связь между жестом, эмоциями, чувствами:

Разработка кода жестов во взаимосвязи с эмоциями, отличного от ранее принятого в традициях классического танца


Придание первостепенного значения роли жестов в общении; влияние (через своих учеников) на будущих пионеров американского модерна


Франция;

США: косвенное влияние на Рут Сен-Денис, Теда Шоуна, Айседору Дункан и др.


Жак-Эмиль Далькроз
Швейцария, Германия, c 1920 по 1950 гг.


Ритмическая гимнастика

Связь движения и ритма;

Несколько основных принципов:
1. Суть закрепощенного тела состоит в ритмическом закрепощении.
2. Для естественного движения характерно состояние расслабленности, не напряжения.
3. Дыхание играет ключевую роль в достижении расслабления и качестве основного ритмического движения


Связь музыки/движения; определение телесной музыкальности;

Обучение будущих пионеров модерна Германии


Германия: Лабан, Вигман…

Франция: Нижинский, Мари Рамбер…


Рудольф Лабан
Германия, Великобритания, c 1920 по 1960 гг.


Движение — как источник жизни и

инструмент для выражения

социального положения

Первая аналитическая и понятийная система движения, рассматриваемая в различных аспектах: вес тела, пространство, время, поток


Танец — как необходимый опыт общения, образовывающий индивидуумов и группы для улучшения жизни всего общества



Германия: Вигман, Йоосс и большинство танцоров модерна периода между двумя войнами;

Англия; создание школы;

США; большое значение системы понятий в движении

Пионеры Модерна


Луи Фуллер
США, Франция, конец XIX – начало XX вв.


Театрализованное

движение:

  • Движение, скорее как способ, нежели цель.

  • Преображение, маскировка тела (использование аксессуаров: ткани, палочки и сложные эффекты электрического света).

  • Движение — форма визуализации пространства (формы и рисунки, созданные светом на тканях)


Исследование новых возможностей в создании сценических иллюзионов с помощью электрического света


Франция


Айседора Дункан
США, Франция, Германия Россия / С.С.С.Р., с 1900 по 1930 гг.


Возвращение к природе,

естеству.

Свободный танец

Танец и движения, вдохновленные связью с природой, а не заботой об эстетических условностях;

Возвращение тела в естественную среду (контакт с природой) и получение вдохновения.

Учение о взаимосвязях движения и четырех элементов (воды, земли, огня, воздуха).

Определение свободы и чистоты тела


Духовная функция танца.

Образовательная ценность.

Свобода женского тела.

Связь с философскими и артистическими направлениями в других областях (театр, музыка, литература) в большей степени, чем с миром танца


Германия.

Россия


Рут Сен-Дени
США, с 1900 по 1930 гг.


Танец как выражение

духовности

Поиски основ для танца вне классического балета: вдохновение Востоком.

Танцовщица скорее жрица, чем легкая девушка.

«Музыкальные визуализации» — первые шаги модерна в направлении абстракции


Свобода женского тела.

Духовная функция танца отражает его красочность и зрелищность


США: Дорис Хэмфри, Мэри Вигман, Марта Грэм…


Тед Шоун
США, с 1920 по 1950 гг.


Танец, созданный для танцоров

мужчин.

Поиски тождественности мужских и женских жестов.

Создание техники и курса упражнений специально для мужчин.

Создание атлетического тела в противовес мнению о женоподобном теле танцора


Учение на базе «делсартизма» и первое рационалистическое объяснение техники модерна.

Борьба за лучший социальный образ танцора


США: Дорис Хэмфри, Мэри Вигман, Марта Грэм…

Поколение великих мастеров Модерна


Мэри Вигман
Германия, с 1920 по 1960г.


Танцевальная экспрессия

Танцор в контакте с силами, которые ему помогают.

Пространство наполнено «невидимыми партнерами», которые диктуют движения, и c их помощью сам танец превращается в «солирующую танцовщицу».

Движение оcуществляется через серию противоположностей: внутреннее/внешнее, земное притяжение/желание подняться, индивидуальность/группа.

Танец как проявление всеобщих тем: чародейства, смерти, и т. д.


«Танцы совместно», что означает: развитие вначале формы соло, позволяющей затем создать другие привычные сценические формы.

Структурирование профессии танцора;

социальная и образовательная миссия хореографии


Германия: все направления модерна 1920–30-х гг., послевоенный период.

США: школы Ханя Хэлм, Алвин Николайс.

Франция: ученики Вигман стали пионерам французского модерна


Курт Йосс
Германия, с 1920 по 1960 гг.


Эссенциализм

Включение элементов классической техники в образование танцора.

Танец как способ выражения всех человеческих чувств.

Использование мимики, создание типовых персонажей, комичный взгляд на танец


Политическая роль хореографии; изобличение политических и экономических реалий


Германия: появление огромного количества танцоров и хореографов послевоенного поколения

Баухаус
Шлеммер, Кандинский..., Германия, с 1919 по 1933 гг.


Абстракция

Тело как абстрактный объект.

Движение как инструмент для проецирования в пространстве пластики форм


Театральная сцена как место эксперимента для пластических танцоров


Германия, в основном для визуального искусства.

США: артисты Баухаус поступают в университеты; поощряется междисциплинарный подход; приглашение Кэйджа и Кэннинхэма в «Black Mountain College»


Дорис Хэмфри
США, с 1930 по 1960 гг.


«Движение — это арка, протянутая между двумя смертями».

Игры с гравитацией: выбор между сопротивлением падению и его принятием. «Падение и подвешенное состояние» как структурирующий элемент движения и динамики.

Переменчивость, текучесть, неуловимость, лиризм танца.

«Индивидуальное движение» как часть или этап мышления и понятие более объемное, чем «хореография».

Танцор — как индивидуум, но так же и элемент группы.

Движение одновременно рождается в теле каждого танцора и в переходах от одного к другому


Разработка хореографического мышления — «композиции», отличного от прежнего взгляда на танец (индивидуальное движение танцора).

Музыка как источник для размышления, обучения и создания композиции. Но танец не должен быть зависим от музыки, он должен развиваться за счет своей собственной музыкальности, ритмичности


США: Чарлз Вейдман, Хосе Лимон


Хосе Лимон
США, с 1940 по 1970 гг.


Театральность танца и хореографии. Постановка типовых персонажей


Танец — как обращение, получившее политическое либо религиозное вдохновение


США: Дженнифер Мюллер, Луис Фалко


Марта Грэм
США, с 1930 по 1970 гг.


Танец и неосознаваемые экспрессии.

Противоположности в танце — расслабление/напряжение; особое внимание центру тяжести (тазовой области) как очагу пульсации и рождения желания.

Рассмотрение женского тела и анализ законов его движения.

Движение как выражение всеобщих страстей.

Сосредоточение на моментах и наивысших состояниях кризиса, отчаяния.

Первоочередная роль соло: первенство танцовщиц в хореографии


Символичность пространства: объекты в нем — как отражение воображения, страхов, образов внутреннего мира постановщика танца


США и весь мир: М. Кэннинхэм, Э. Хоукинс, П. Тэйлор, и др., прошли через обучение в ее труппе; создание школ во многих странах; создание труппы


Алвин Николайс
США, с 1950 по 1980 гг.

Абстракции. Децентрализация корпуса.

Пересмотр принципа уникальности центра тяжести тела, и принятие, таким образом, новой иерархии: отказ от антропоцентризма. Все точки в теле могут быть «мотором» движения;

Человек как элемент среди других элементов вселенной, находящихся в движении.

Тело изменчиво: аксессуары, ткани, палочки удлинняют и изменяют форму человеческого тела до превращения его в абстракцию.

Импровизация и композиция — как часть техники, влюченная в образование танцора.

Ученик ответственен за исследование собственного тела


Рассмотрение связей между телом и пространством.

Движение как аспект постановки спектакля наряду с его аксессуарами, проекциями света, элементами сценографии.

Возвращение к сценическому иллюзиону


США: Мюррей Луис.

Франция: «С.N.D.C». К. Карлсон, С. Буирж…


Алвин Эйли
США, с 1950 по 1980 гг.


Афро-американский модерн

Приобщение афро-американской культуры к модерну;

Отражение африканской культуры в танце модерн


Сценические постановки народов африканской культуры вне их гетто и приобщение их, т. о., к мировому опыту танца модерн;

Использование музыкальных ритмов, напевов, характерных для этой культуры («спиричуэлс»)


США: на все африканские танцы

Прорыв Кэннинхэма


Мерс Кэннинхэм
США, с 1950 по 1990 гг.


Абстракции. Роль непреднамеренностей (случайностей)

«Движение является выразителем всех внутренних намерений».

Тело разрознено; отказ от органических, описательных, типичных представлений о теле;

Освобождение личности, эмоций и чувств танцора для блага движения;

Тело и техники рассматриваются с точки зрения «рациональности»; включение в работу ног классических техник;

Развитие виртуозности


Придание Современному танцу статуса искусства и определение его места в истории танца;

Центральная роль в сотрудничестве с Джоном Кэйджем;

Влияние Дзен;

Непреднамеренность (спонтанность) определяет взаимосвязь музыки, элементов сценографии, света и танца;

Уход от централизованности и иерархичности сценического пространства: пространство разделено, фрагментировано; Многообразие одновременных сценических действий;

Сотрудничество с именитыми художниками: Раушенберг, Джаспер Джонс и др. Отказ от абсолютной прерогативы «автора». Хореограф не высказывается об эстетической ценности по поводу возникающих на сцене импровизаций — случайностей;

Свобода зрителя: его мнением не управляют, именно он делает свой выбор о продолжительности спектакля


США и весь мир

Рождение поколения постмодернизма.

Влияние на современное искусство и особенно на искусство сцены

Постмодернизм и послевоенное поколение


Начиная с 1960-х гг. и поколения постмодернизма хореографы перестают создавать «школы» — в том смысле, в каком о них говорилось во времена «Поколения мастеров». Влияние этого факта неявно, и, по-видимому, еще рано делать выводы о том, как это отразиться на последующих поколениях.


Театр Церкви Джадсон и Grand Union
США, с 1960 по 1970 гг.


Уровень «зеро» в движении, в танце и в публичных представлениях.

Рассмотрение и оценка всего того, что делает танец «современным».

Идентификация социальных и идеологических признаков в теле и в движении: тело танцора/ тело «пешехода», особенность женского/мужского и т. д.

Развитие «перфомэнса». Актеры, танцоры, музыканты, пластические артисты, «перформеры» получают равный статус в перфомэнсе.

Роль импровизации


Политическая роль современного искусства

Танец вне условных ограничений спектакля и поэтому перфоманс происходит на улице, в галереях и т. д.;

Желание сблизить искусство со «зрительской аудиторией»


США


Поколение Постмодернизма
Люсинда Чайлдс, Триша Браун, Мередит Монк, Дэвид Гордон, Стив Пэкстон, Ивонн Райнер и др.,

США, с 1970 по 1990 гг.


Экспериментальный подход в построении композиции.

Использование общих с другими областями искусств техник, например — в музыке;

Использование элементов импровизации;

Работа на принципе «повторов» (Л. Чайлдс, Т. Браун, М. Монк…);

Возвращение к существующим классическим техникам и включение их в современные (Л. Чайлдс);

Импровизация (Стив Пэкстон) продвинута в ранг техники (Контактная импровизация)


Междисциплинарный подход (Роберт Уилсон / Л. Чилдс);

Поворот к «живому» спектаклю;

Работа с преобразованием восприятия зрителя (игра на повторах…).


США.

Весь мир


Триша Браун
США, с 1970 по 1990 гг.


Непрерывность движения

Экспериментальный метод исследования движения, без использования наследия предшествующих периодов.

Работа над специфической техникой, основанной на изучении игры и гравитации.

Текучесть, непрерывность движения, позволяющая увидеть скорее поток, нежели формы.

«Подвижное тело» — функциональный объект, а не трагический





США.

Весь мир


Буто
Тацуми Хиджиката, Казуо Оно, Ко Муробуши, Санкай Дзюку, Ариадоне и др.,

Япония, с 1960 по 1990 гг.


Танец «темноты»

Движения — cпособ «возвращения» в свои воспоминания;

Тело заключено в самом себе, что позволяет вернуться (в воспоминаниях) в состояние зародыша, до начала осознания себя


Одновременно протест против традиционно японских театральных форм и западных танцевальных техник


Япония.

Европа


Пина Бауш
Германия, с 1970 по 1990 гг.


«Танцтеатр» — танцевальный

театр.

Танцор играет себя самого (перенесение личных качеств на исполняемую роль).

Разряженность танцевального движения, диссоциация между «станцованным» жестом и представленной ситуацией.

Танцор использует техники не для создания движения, а для управления своими эмоциями и для распада жеста


Танец — «по стопам театра»

Постановка и высмеивание социальных особенностей (в частности, буржуазных), а также бессодержательность и пустоту в человеческих отношениях;

Слова, игра, пение включены в представление


Германия.

Весь мир


Новый французский танец
Д. Багуэ, О. Дюбок, Ж.-Кл. Галотта, Д. Ларье, М. Марин, А. Прельжокаж, К. Сапорта и др.,

Франция, с 1980 по 1990 гг.


Танец/Театр.

Танец делается носителем эмоций и чувств.

Движение — как язык эмоций, зеркало внутреннего мира танцора

Постановка на сцене состояний тела либо его бытия.

Использование и стандартизация танцевальных техник американского и германского модерна


Современный танец наследует традиции французского театра.

Увеличение зрительской аудитории.

Использование средств театральной сценографии (аксессуары, переполненное пространство)


Франция.

Европа


Молодой Современный танец
Вим Вандеркейбус, Саша Вальц, Матс Эк, Ольга де Сото, Л. Ньюсон...

Бельгия, Великобритания, Канада, Нидерланды, США, и т. д., с 1990 г по сегодняшний день.
Россия — с 1995 г.


Стандартизация движения.

Сближение новых

хореографических работ с

теле-продукцией и

феноменами моды.

Энергия, напористость и скорость — признанные достоинства танцоров, хореографов и молодежи 1990-х гг.

Сближение сценического танца и уличного («хип-хоп»).

Тело сражается и побеждает.

Эстетика шока


Танец — скорее отражение и носитель ценностей общества, чем место для инвестиций;

Использование музыки, нарядов, аксессуаров современной моды


Весь мир