ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 1039
Скачиваний: 7
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. ТАНЦЕВАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНЫЕ МЕТОДЫ (ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ)
1.1. Танец как культурно-психологический феномен
1.3. Появление и развитие танцевально-двигательной терапии
Глава 2. ИНТЕГРАТИВНАЯ ТАНЦЕВАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ (ИТДТ)
2.1. Теоретические основы ИТДТ
2.3. Формы и области работы ИТДТ
2.5. Социально-психологические характеристики и преимущества групповой формы в ИТДТ
2.6. Методологические особенности применения методов ИТДТ в групповой форме работы
Глава 3. ПСИХОТЕХНОЛОГИИ ИНТЕГРАТИВНОЙ ТАНЦЕВАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНОЙ ТЕРАПИИ (ИТДТ)
3.2.1.1.6. Групповая скульптура
3.2.1.1.7.Темп — жанр — скульптура
Форматы Аутентичного Движения (АД)
3.3.4.1. Работа с сольным танцем
3.3.4. 2. Видеоанализ в группе
3.44. Контекстуальные тренинги
Авторские танцевально-психологические тренинги
Это место, где мечта о танце встречается с мечтой о СВОБОДЕ, и где они находят свое ВОПЛОЩЕНИЕ.
Базовые тренинги каждый месяц в Москве:
Программа профессионального курса
по интегративной танцевально-двигательной терапии.
Заключение
В нашей культуре неявно подразумевается, что танец — это либо профессиональное искусство, либо бесполезное развлечение. Вместе с тем, опыт проведения тренингов ИТДТ показывает, что у многих людей есть мечта о танце, о свободном творческом выражении себя в движении. Танец является одной из скрытых, невоплощенных ценностей личности и занимает место в ряду других нереализованных ценностей.
Когда люди начинают танцевать, свободно двигаться, танец становится тропой, путеводной нитью в область нереализованных ценностей, желаний, невыраженных чувств. Тропой к творческому потенциалу человека.
Осознавая танец, танцуя свободно и осознанно, человек делает шаг к принятию этой свободы и творчества в повседневной жизни.
В 1982 г. Комитет Танца Международного Института Театра при ЮНЕСКО, предложил ежегодно праздновать 29 апреля Международный День Танца. Каждый год всемирно известные танцоры и хореографы пишут «Послание», посвященное Дню Танца, во всем мире проводятся праздники танца. В 2004 г. такое послание написал хореограф из Австралии Стефан Пейдж:
«Танец — это изначальная, наиболее древняя форма человеческого выражения. Через тело и язык движений танец обретает глубинную связь с эмоциональным и духовным миром.
Для культуры аборигенов Австралии танец — это сама суть, разновидность священного целительства. Танец укоренен, соединен с духом Матери Земли. Пока ты не отдашься танцу, ты не сможешь спокойно охотиться. Это интегральная часть человеческого существования.
Танец — это универсальный язык. Он воплощает человеческую идентичность и празднование человеческого духа. Танец — это творческое сердце родства всего живого. Танец — это универсальное священное лекарство».
Интегративная танцевально-двигательная терапия соединяет это древнее священное значение танца с современным научным подходом.
Литература
-
Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии / Пер. с нем. М.: Фонд «За экономическую грамотность», 1995. 296 с. -
Абрамова З. А. Древнейшие формы изобразительного творчества // Ранние формы искусства. М.: Искусство 1972. С. 9–29. -
Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980. -
Андреев И. Л. Игры, которых не знает Европа // Мир психологии. 1998. № 4. С. 194–211.
Андреева Г. М. Социальная психология. М.: Аспект-Пресс, 2000. 376 с.
-
Андреева Г. М., Богомолова Н. Н., Петровская Л. А. Зарубежная социальная психология ХХ столетия. М., Аспект-Пресс 2002Андрианов М. С. Анализ процесса невербальной коммуникации как паралингвистика // Психологический журнал. 1995. № 3. -
Асмолов А. Г. Культурно-историческая теория и конструирование миров. М.: Институт практической психологии; Воронеж: НПО МОДЭК, 1996. С. 19–22. -
Ассаджиоли Р. Психосинтез: теория и практика. М.: REFL-book, 1994. 314 с. -
Балет: энциклопедия / Гл. ред. Ю. Н. Григорович. М.: Советская энциклопедия, 1981. 623 с. -
Барышникова Т. К. Азбука хореографии. СПб.: Люкси, Респект. 1996. 256 с. -
Бейтсон Г. Экология разума. М.: Смысл, 2000. 264 с. -
Блатнер Г. А. Психодрама, ролевая игра, методы действия. Пермь, 1993. 105 с. -
Блок Л. Д. Классический танец: история и современность / Вступ. ст. В. М. Гаевского. М.: Искусство, 1987. 556 с. -
Большаков В. Ю. Психотренинг. Социодинамика, игры, упражнениz. СПб.: Соц.-псих. центр 1996. С. 8–12. -
Березкина-Орлова В. Б., Баскакова М. А. Телесно-ориентированная психотехника актера // Хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии и психотехнике / Под ред. Баскакова В. Ю. М., 1993. С. 114–131. -
Быховская И. М. Homo somatikos: аксиология человеческого тела. М.: Едиториал УРСС 2000. 152 с. -
Ваганова А. Я. Основы классического танца. СПб.: Лань, 2000. 192 с. -
Валаханович С. А. Использование танцедвигательной терапии в работе социального педагога со старшеклассниками // Проблемы социальной педагогики в школе / Науч. ред. И. И. Калачева. Мн.: НИО, 1999. 164 с. -
Васильева-Рождественская М. В. Историко-бытовой танец. М.: Искусство, 1987. 382 с. -
Вачков И. В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: Учеб. пособие. М.: Ось-89, 2000. 102 с. -
Витакер Д. С. Группы как инструмент психологической помощи / Пер. с англ. В. П. Чурсина. М.: Класс, 2000. 432 с. -
Витакер К. Полночные размышления семейного терапевта / Пер. с англ. М. И. Завалова. М.: Класс, 1998 208 с. -
Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. М.: Изд-во МГУ, 1988. 320 с. -
Гиршон А. Танцевально-двигательная терапия в контексте тренингов личностного роста // Танцевально-двигательная терапия. Вып. 2. М., 1997. 46 с. -
Гиршон А. Импровизация и хореография // Танцевальная импровизация: теория, история, практика. № 1. 1999. С. 9–10. -
Гиршон А. Танец как метафора и не только // Танцевальная импровизация: теория, история, практика. № 1. 1999. С. 4–5. -
Гиршон А. Танцевальная импровизация: за пределами терапии // Танцевальная импровизация: теория, история, практика. № 1. 1999. 26 с. -
Горелов И. Н. Невербальные компоненты коммуникации. М.: Мир, 1980. 104 с. -
Гротовский Е. От бедного искусства к искусству-проводнику. Изд-во Артист. Режиссер. Театр, 2003. 351 с. -
Гроф С. Путешествие в поисках себя. Измерение сознания. Новые перспективы в психотерапии и исследовании внутреннего мира. М.: АСТ,2004. 346 с. -
Групповая психотерапия / Под. ред. Б. Д. Карвасарского, С. Ледера. М.: Медицина, 1990. 384 с. -
Гурджиев Г. И. Беседы с учениками. Киев: Преса Украiни, 1992. 176 с. -
Гурджиев Г. И. Жизнь реальна только тогда, когда «Я есть» / Пер. с англ. А. Гаспаряна. М.: Фаир-Пресс, 2000. 275 с. -
Даркевич В. П. Празднества средневековья // Атеистические чтения. Вып. 19. М., 1990. С. 57–73. -
Дорфман Л. Эмоции в искусстве: теоретические подходы и эмпирические исследования. М.: Смысл, 1997. 424 с. -
Дункан А. Моя жизнь / Пер. Я. Яковлева. М.: Федерация, 1930. 286 с. -
Дункан А. Моя исповедь. Рига: Книга для всех, 1928. 266 с. -
Дункан А. Танец будущего. Моя Жизнь. И. Шнейдер. Встречи с Есениным. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. 448 с. -
Из Хаоса в Космос // Материалы международного фестиваля: Тело. Дыхание. Дух / Под ред. В. В. Козлова. М., 1995. 172 с. -
Инновационная психотерапия / Под ред. Д. Джоунса. СПб.: Питер, 2001. 384 с. -
Карицкий И. Н. Современные психологические практики: содержание, основания, классификации. Ярославль: МАПН, 2002. 70 с. -
Карвасарский Б. Д. Психотерапия. М.: Медицина, 1985. 304 с. -
Кацулло Г., Музетти К. Перцептивная репрезентация движения и речи в терапевтическом процессе // Мать, дитя, клиницист. Новое в психоаналитической терапии / Под ред. А. И. Белкина. М., 1994. С. 35–46. -
Козлов В. В. Дао трансформации. М.: МАПН, 1998. 189 с. -
Козлов В. В., Шемет И. С. Применение интегративных психотехнологий в социальной работе. Ярославль: Изд-во ЯрГУ, 1996. 136 с. -
Козлов В. В. Чарующее пространство внутренней целостности: Метод. пособие. Ярославль, изд-во ЯГУ 1996. 52 с. -
Козлов В. В. Истоки осознания: теория и практика интегративных психотехнологий. Минск: МАПН, 1995. 304 с. -
Козлов В. В. Целостный подход в социальной работе // Социальная работа: история, теория и технологии / Под ред. И. Албеговой, В. Козлова. Ярославль: Изд-во ЯрГУ, 1997. С. 23–27. -
Козлов В. Три аспекта психотехнологий в социальной работе // Психотехнологии в социальной работе / Под ред. В. В. Козлова. Ярославль, изд-во ЯГУ 1997. С. 12–13. -
Козлов В. Духовное сердце трансформации // Творчество воли / Под ред. В. В. Козлова. М.: МАСД, 1997. С. 8–19. -
Козлов В., Майков В. Основы трансперсональной психологии. М.: АСТ, 2004. 466 с. -
Козлов В. В. Работа с кризисной личностью. Методическое пособие. М.: Изд-во Института психотерапии, 2003. 302 с. -
Козлов В. В. Психотехнологии измененных состояний сознания. Личностный рост. Методы и техники. М.: Изд-во Института психотерапии, 2001. 384 с. -
Кондрашенко В. Т., Донской Д. И. Общая психотерапия: Учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. Минск: Выш. шк., 1997. 476 с. -
Королева Э. А. Танец, его происхождение и методы исследования (по работам зарубежных ученых XX века) // Советская этнография. 1975. № 5. С. 147–155. -
Королева Э. А. Ранние формы танца. Кишинев: Штиинца, 1977. 215 с. -
Кочунас Р. Психотерапевтические группы: теория и практика / Пер. с лит. М.: Академический проект, 2000. 240 с. -
Краткий психологический словарь. М: Педагогика, 1992. 390 с. -
Кречмер Э. Строение тела и характер. М: Педагогика-Пресс, 1995. 175 с. -
Круткин В. Л. Онтология человеческой телесности. Ижевск, 1993. 130 с. -
Крысько В. Г. Социальная психология: словарь-справочник. Минск: Харвест; М.: АСТ, 2001. 688 с. -
Кузнецова Е. В. К проблеме использования невербальных техник групповой психокоррекции // Психологический вестник. Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 1996. С. 349–365. -
Кузнецова Е. В. Развитие межличностных невербальных коммуникаций средствами социально-психологического тренинга: Автореф. дис. ...канд. психол. наук. М., 1989. -
Куракина С. Н. Феномен танца (социально-философский и культурологический анализ). Автореф. дис. ...канд. психол. наук. Ростов-на-Дону, 1994. -
Курис И. Психолого-педагогические особенности обучения элементам йоги и индийского танца в физической рекреации: Дис. … канд. Пед. наук. М., 1996. 200 с. -
Кэмпбелл Дж. Мифы, в которых нам жить / Пер. с англ. К. Семенова. Киев: София, 2002. 256 с. -
Кэмпбелл Дж. Мифический образ / Пер. с англ. К. Семенова. М.: АСТ, 2004. 688 с. -
Лабунская В. А. Введение в психологию невербального поведения. Ростов-на-Дону: изд-во РГУ, 1994. 112 с. -
Лабунская В. А. Невербальное поведение (социально-перцептивный подход). Ростов-на-Дону: изд-во РГУ, 1986. 136 с. -
Лабунская В. А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание. Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. 608 с. -
Лабунская В. А., Шкурко Т. А. Развитие личности методом танцевально-экспрессивного тренинга // Психологический журнал. 1999. Т. 20. № 1. С. 31–38. -
Лангер С. Философия в новом ключе: Исследование символики разума, ритуала и искусства. М.: Республика, 2000. -
Леви-Стросс К. Предисловие к трудам Марселя Мосса. М. Мосс. Социальные функции священного. СПб.: Евразия, 2000. -
Леви-Стросс К. Неприрученное мышление. К. Леви-Стросс. Первобытное мышление. М.: Республика, 1994. -
Леви-Стросс К. Путь масок. К. Леви-Стросс. Путь масок. М.: Республика, 2000. -
Мосс М., Юбер А. Очерк о природе и функции жертвоприношения // М. Мосс. Социальные функции священного. СПб.: Евразия, 2000. -
Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Политиздат, 1975. 302 с. -
Либих С. С. Коллективная и групповая психотерапии: Руководство по психотерапии / Под ред. В. Е. Рожнова. Ташкент: Медицина, 1979. С. 205–231. -
Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984. С. 32–39. -
Лоукотка И. О искусстве и религии. М.: Знание, 1979. 66 с. -
Лукиан Избранная проза: Пер. с древнегреч / Сост., вступ. ст., коммент. И. Нахова. М.: Правда, 1991. 720 с. -
Лоуэн А. Язык тела. СПб.: Гуманитарное агентство «Академический проект», 1997. 362 с. -
Лоуэн А. Психология тела: биоэнергетический анализ тела / Пер. с англ. С. Коляда. М.: Институт общегуманитарных исследований, 2000. 338 с. -
Лоуэн А. Терапия, которая работает с телом (Биоэнергетика). СПб.: Речь, 2000. 212 с. -
Луговая Е. К. О невербальной форме общения в культуре / Танец как язык и миф // Вестник МГУ. Сер. 6. 1991. № 3. С. 54–57. -
Майерс Д. Социальная психология / Пер. с англ. СПб.: Питер. 1998. 688 с. -
Мак-Нили Д. Прикосновение: глубинный анализ и телесная терапия / Пер. с англ. П. Андавов. М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 1999. 144 с. -
Маньковская Н. Б. "Париж со змеями" (Введение в эстетику постмодернизма). М.: Институт философии РАН, 1994. 220 с. -
Мартинес Э.Л. Внесловесный язык. // Культуры. Диалог народов мира. 1986 -
Маслоу А. Самоактуализация // Психология личности. Тексты / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтера, А. А. Пузырей. М.; Изд-во МГУ, 1982. С. 108–117. -
Меграбян А. Психодиагностика невербального поведения. СПб.: Речь, 2001. 256 с. -
Межличностное восприятие в группе / Под ред. Г. М. Андреевой, А. И. Донцова. М.: Изд-во МГУ, 1981. 292 с. -
Минделл А. Сила безмолвия. М.: АСТ, 2003. 296 с. -
Минделл А. Тело шамана. М.: АСТ, 2004. 256 с. -
Миникес Л. Р., Шилина Н. Б. Групповая динамика и групповая психотерапия: Метод. пособие. Новосибирск: Лидер, 1996. 34 с. -
Мэй Р. Искусство психологического консультирования. М.: Эксмо-пресс, 2001. 144 с. -
Мясищев В. Н. К вопросу теории психотерапии // Руководство по психотерапии / Под ред. В. Е. Рожнова. Ташкент: Медицина, 1979. С. 12–24. -
Мясищев В. Н. Психология отношений. Избр. психол. труды / Под ред. А. А. Бодалева. М.: Междунар. пед. акад., 1995. 356 с. -
Никитин В. Н. Психология телесного сознания. М.: Алетейя, 1999. 488 с. -
Новерр Ж. Ж. Письма о танце. Л.-М.: Искусство, 1965. 375 с. -
Новиков В. В. Социальная психология: феномен и наука. М.: изд-во Института психотерапии, 2001. 487 с. -
Новиков В. В. Социальная психология. Учеб.пособие. М.: Изд-во Института психотерапии, 2003. 344 с. -
Осипова А. А. Общая психокоррекция. Учеб. Пособие. М.: ТЦ «Сфера», 2000. 512 с. -
Остер Дж., Гоулд П. Рисунок в психотерапии. М.: Информцентр, 2001. 173 с. -
Пантилеев С. Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система. М.: изд-во МГУ, 1991. 56 с. -
Парсонс Т. Система современных обществ. М.: Аспект-Пресс, 1997. 270 с. -
Пасынкова А. В., Руднева С. Д. Опыт работы по развитию эстетической активности методом музыкального движения // Психологический журнал. 1982. № 3. С. 84–92. -
Пасынкова Н. Б. Влияние музыкального движения на эмоциональную сферу личности // Психологический журнал. 1993. № 4. С. 142–146. -
Перлз Ф. С. Внутри и вне помойного ведра. М.: изд-во Института Психотерапии 2001. 224 с. -
Петровская Л. А. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг. М.: МГУ, 1989. 216 с. -
Петровская Л. А. Теоретические и методические основы социально-психологического тренинга: Автореф. дис. ...д-ра психол. наук. М., 1985. -
Петровский В. А. Личность в психологии. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. 509 с. -
Петровский А., Ярошевский М. История психологии: Учеб. пособие для высшей школы. М.: Изд-во РГГУ, 1994. 448 с. -
Петрушин С. В. Психологический тренинг в многочисленной группе. М.: Академический Проект, 2002. 256 с. -
Пиз А. Язык телодвижений. М.: АЙ КЬЮ, 1992. 262 с. -
Плеханов Г.В. Избранные философские произведения, т. 1—5, М.: Наука, 1956—58 -
Практикум по психодиагностике. Конкретные психодиагностические методы. М.: Изд-во МГУ, 1989. 176 с. -
Протопопов А. Трактат о любви, как ее понимает жуткий зануда. М.: КСП+, 2002. 304 с. -
Психотерапевтическая энциклопедия / Под ред. Б. Д. Карвасарского. СПб: Питер Ком, 1998. 752 с. -
Психологический словарь / Под ред. В. Н. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. 2-е изд. М.: Педагогика, 1997. 440 с. -
Психологический словарь / Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1990. 494 с. -
Психотехнологии в социальной работе / Под ред. В. В. Козлова. Ярославль: изд-во ЯГУ, 1997. 164 с. -
Райх В. Характероанализ. М.: ТЕРРА-Книжный клуб, республика, 1999. 367 с. -
Регуш Л. А. Практикум по наблюдению и наблюдательности. СПб.: Питер, 2001. 174 с. -
Роджерс К. Р. Взгляд на психотерапию: становление человека / Пер. с англ. М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1994. 480 с. -
Роджерс Н. Путь к целостности: человеко-центированная терапия на основе экспрессивных искусств // Вопросы психологии. 1995. № 1. С. 132–139. -
Роман с танцем / Сост. М. Ю. Еремина. СПб.: ООО ТФ “Созвездие” 1998. 252 с. -
Ромек В. Г. Тренинг уверенности в межличностных отношениях. СПб.: Речь.176 с. -
Ромм В. В. К методике палеохореографического анализа / Новосиб. гос. техн. ун-т, Кафедра истории мировой культуры. Новосибирск:, изд-во НГУ 1994. 128 с. -
Ромм В. В. Что такое палеохореография // Балет. 1996. № 2. С. 22–24. -
Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1993. 386 с. -
Рутан Дж., Стоун У. Психодинамическая групповая психотерапия. СПб.: Питер, 2002. 400 с. -
Розин В. М. Психологическая помощь. Психотехника. Эзотерический опыт. М.: РОУ, 1995. 131 с. -
Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер1999. 342 с. -
Социальная психология личности в вопросах и ответах: Учебное пособие / Под ред. В. А. Лабунской. М.: Гардарики, 2001. 397 с. -
Сидоренко Е. В. Методы математической обработки в психологии. СПб.: Речь, 2005. 352 с. -
Словарь-справочник по психологической диагностике / Под ред. Л. Ф. Бурлачука, С. М. Морозова. Киев: Наук. думка, 1989. 200 с. -
Собчик Л. Н. Диагностика индивидуально-типологических свойств и межличностных отношений. СПб.: Речь, 2002. 95 с. -
Старк А. Танцевально-двигательная терапия. Ярославль, самиздат 1994. 17 с. -
Столин В. В. Самосознание личности. М.: Изд-во МГУ, 1983. 284 с. -
Столин В. В., Голосова Н. И. Факторная структура эмоционального отношения человека к человеку // Психологический журнал. 1982. № 2. С. 62–67. -
Танцевально-двигательная терапия / Под ред. Бирюковой И. Ярославль, самиздат, 1994. 131 с. -
Телесно-ориентированная психотерапия. Хрестоматия / Автор-сост. Л. С. Сергеева. СПб.: РОФ «Практ. Психотерапия», 2000. 376 с. -
Теории личности / Под ред. Л. Хьелл, Д. Зиглер. СПб: Питер Пресс, 1997. 608 с. -
Тэрнер В. Символы в африканском ритуале. В. Тэрнер. Символ и ритуал. М.: Наука, 1983. -
Творчество воли / Под ред. В. В. Козлова. М.: МАПН, 1997. 223 с. -
Трубицина Л. В. Роль невербальной коммуникации в психологической коррекции личности // Личность. Общение. Групповые процессы. М.: АН СССР, ИНИОН, 1991. С. 101–121. -
Тхостов А. Ш. Психология телесности. М.: Смысл, 2002. 287 с. -
Уайтекер П. Движение, импровизация и телесные ощущения в арт-терапии // Арт-терапия в эпоху постмодерна / Под ред. А. Копытина. СПб.: Речь, 2002. С. 85–104 с. -
Узнадзе Д. Н. Психология установки. СПб.: Питер, 2001. 416 с. -
Уилбер К. Око духа. М.: АСТ, 2002. 476 с. -
Уилбер К. Проект Атман. М.: АСТ, 2004. 312 с. -
Уилбер К. Интегральная психология. М.: АСТ, 2004. 288 с. -
Уральская В. И. Природа танца. М.: Советская Россия, 1981. 112с. -
Урсано Р., Зонненберг С., Лазар С. Психодинамическая психотерапия: Краткое руководство. М.: РПА, 1992. 158 с. -
Фейгенберг Е. И., Асмолов А. Г. Некоторые аспекты исследования невербальной коммуникации: за порогом рациональности // Психологический журнал. 1989. Т. 10. № 6. С. 58–66. -
Федорова Л. Н. Африканский танец: обычаи, ритуалы, традиции М.: Наука, 1986. 128 с. -
Фейгенберг Е. И., Асмолов А. Г. Культурно-историческая концепция и возможности использования невербальной коммуникации в восстановительном воспитании личности // Вопросы психологии. 1994. № 6. С. 74–79. -
Фейдимен Дж., Фрейгер Р. Теория и практика личностно-ориентированной психологии: Методика персонального и социального роста. Т. 1, 2. М.: Три Л, 1996. 420 с. -
Фельденкрайз М. Осознавание через движение. М.: Институт общегуманитарных исследований, 2001. 160 с. -
Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. 368 с. -
Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции. М.: Наука, 1991. 456 с. -
Фридман Дж., Комбс Дж. Конструирование иных реальностей. М.: Класс, 2001. 362 с. -
Фромм Э. Психоанализ и этика. М.: Республика, 1993. 415 с. -
Хендрикс К. Танцевальная терапия / Пер. Бирюковой И. В. Ярославль, самиздат 1998, 23 с. -
Хоментаускас Г. Т. использование детского рисунка для исследования внутрисемейных отношений // Вопросы психологии. 1986. № 1. С. 165–171. -
Хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии и психотехнике / Сост. В. Баскаков. М., 1992. 105 с. -
Цапкин В. Н. Единство и многообразие психотерапевтического опыта // Московский психотерапевтический журнал. 1992. № 2. С. 5–40. -
Цзен Н., Пахомов Ю. Психотренинг: игры и упражнения. М.: Класс, 2001. 272 с. -
Шибутани Т. Социальная психология / Пер с англ. М.: Прогресс, 1968. 535 с. -
Эйдемиллер Э. Г., Юстицкий В. В. Семейная психотерапия. СПб.: Медицина, 1994. 137 с. -
Эндрюс Т. Магия танца / Пер. с англ. М.: REFL-book; К.: Ваклер, 1996. 256 с. -
Эндрюс Т. Язык животных / Пер. с англ. М.: КРОН-ПРЕСС, 2000. 607 с. -
Шкурко Т. А. Теоретическое обоснование использования танца как средства коррекции отношении в семье // Современная семья: проблемы и перспективы. Ростов-на-Дону, 1994. С. 67–68. -
Шкурко Т. А. Динамика отношений личности в процессе танцевально-экспрессивного тренинга: Автореф. дис. …канд. психол. наук. Ростов-на-Дону, 1997. -
Шкурко Т. А. Танцевально-экспрессивный тренинг. СПб.: Речь, 2002. 192 с. -
Юнг К-Г. Тэвистокские лекции. Аналитическая психология: ее теория и практика.Киев: СИНТО 1995. С. 126. -
Аssagioli R. Psuchosunthesis. Penguin Booksurology. N.Y., 1981. Vol. 31. № 9. P. 175–177. -
Aronow S., McGeehan Т., Dance-Movement Therapy with Bulimic patients / Typed manuscript, undated. 354 р. -
Berger M. Psychological Investigation on Humanstructural Dance // Dynamic Psychology. 1988. № 108/109. P. 128–157. -
Bartenieff I., with Lewis D. Body Movement: Coping with the Environment. London: Gordon and Breach, 1980. 186 p. -
van Camp J. Philosophical problems of dance critisism. Unpublished PhD thesis, Temple University, Philadelphia, 1981. -
Chaiklin H. (ed.) Marian Chace: Her Papers. Columbia, MD: American Dance Therapy Association, 1975. -
Chodorow J. Dance Therapy and Depth Psychology. The Moving Imagination. Routiedge, London, New York, 1991. 322 p. -
Cohen B. B. The Action in perceiving // Contact Quarterly. Vol. XII. N. 3. Fall 87. -
Csikszentmihalyi M. Creativity. Flow and the Psychology of Discovery and invention. New York: Harper Perennial, 1996. -
Daly A. Movement analysis // TDR: The Drama Review. Vol. 32. 1982. P. 40–52. -
Dance Movement Therapy: Theory and Practice.(ed. H.Payne) London & N.Y., 1992. -
Desmond J. Meaning in Motion: New Cultural Studies of Dance. London: Duke University Press, 1997. -
Elizabeth A., Gray L. The body remembers: Dance/movement therapy with an adult survivor of forture // American Journal of Dance therapy. Vol. 23. № 1. 2001. P.31–42. -
Elliott, A. Concepts of the Self. Cambridge: Polity, 2000. -
Ellis H. The art of life. London: 1929. 138 p. -
Fink B. A Clinical Introduction to Lacanian Psychoanalysis: Theory and 'Technique. Cambridge, Massachusetts: Harvard University Press, 2000. -
Fitzgerald P. Self and Others: An Interview with Ciaran Benson // CIRCA Irish and International Contemporary Visual Culture, 96, Summer 2001:18–21. -
Freund P. The Expressive Body: A Common Ground for the Sociology of Emotions and Health and Illness // Sociology of Health and Illness. 12(4): 452–77, 1990. -
Gallese V. The manifold nature of interpersonal relations: The quest for a common mechanism. Phil. Trans // Royal Soc. London. 358: 517–528. 2003a. -
Gallese V. The roots of empathy: The shared manifold hypothesis and the neural basis of intersubjectivity // Psychopatology. Vol. 36. N 4. 171–180. 2003b. -
Gallese V. and Lakoff, G. The brain’s concepts: The Role of the Sensory-Motor System in Reason and Language. Cognitive Neuropsychology, in press, 2005. -
Hershkovitz A. Symbiosis as a Driving Force in the Creative Process / A. Gilroy and T. Dalley (eds) // Pictures at an Exhibition. London and New York: Routledge, 1989. -
Horwitz E. Dance Movement Therapy in Fibromyalgia patients. Acta Universitatis Upsaliensis, Uppsala, 2004. 76 p. -
Hambly, Wilfred D., Tribal Dancing and Social Development, Witherby, London, 1926. -
Hodgson J. Mastering movement. The life and work of Rudolf Laban, Routledge, New York, 2001, 268 p. -
Jackson M. Thinking through the Body: An Essay on Understanding Metaphor // Social Analysis. 14: 127–49. 1983. -
Johnson D. H. Towards A Multi-directional Spirituality // CQ. Vol. 19. N 1. Winter/spring 94. -
Johnson M. The Body in the Mind: The Bodily Basis of Meaning, Imagination and Reason. London: University of Chicago Press, 1987. -
Karkou V., Sanderson P., Dance movement therapy in the UK: a field emerging from dance education in EUROPEAN PHYSICAL EDUCATION REVIEW. Vol. 7(2). 2001. Р. 137–155. -
Kestenberg J. Children and Parents: Psychoanalytic Studies in Development. New York: Jason Aronson, 1975. -
Laban R. Modern Educational Dance. London: MacDonald & Evans, 1975. -
Lacoff G., Johnson M. Metaphors We Live By. London: University of Chicago Press, 1980. -
Langer S. Problems of Art New York: Charles Scribners Sons, 1957. -
Leibowitz G. Individual Dance Movement Therapy in an Inpatient Psychiatric Setting // Dance Movement Therapy: Theory and Practice. London & N.Y., 1992. Р. 102–122. -
Levy F. The evolution of modern dance therapy // Journal of Physical Education, Recreation and Dance. Vol. 59. 1988. May. P. 34–41. -
Levy F. Dance Movement Therapy: A Healing Art. Reston. VA: American Alliance for Health, Physical Education, Recreation and Dance, 1992. -
МасDоnаld J. Dance? Of course I can! Dance movement therapy for people with learning difficulties // Dance Movement Therapy: Theory and Practice. London & N.Y., 1992. Р. 202–217. -
MacDonald J. Third European Conference for Professional Development of Dance Movement Therapy. E-Motion ADMT UK Quarterly 11(2): 18–19, 1999. -
Мееkums В. Тhe love bugs: dance movement therapy in a Family Service Unit // Dance Movement Therapy: Theory and Practice. London & N.Y., 1992. Р. 18–38. -
Melatic V. Body-Space-Expression: The development of Rudolf Laban’s movement and dance concerts. Berlin; N.Y., 1987. 265 p. -
Noak A. On a Jungian approach to Dance Movement Therapy // Dance Movement Therapy: Theory and Practice. London & N.Y., 1992. Р. 182–201. -
Oppikofer R. A journey to «my land». Psychomotoricity and growth-process. Los Angeles and Geneva, 1976/77. P. 12–18. -
Payne H. Introduction // Dance Movement Therapy: Theory and Practice. London & N.Y., 1992. P. 1–17. -
Payne H. Shut in, shut out: Dance Movement Therapy with Children and Adolescents // Dance Movement Therapy: Theory and Practice. London & N.Y., 1992. Р. 39–80. -
Preston-Dunlop, V. (1980). A Handbook for Dance in Education. Longman. London. 217 p. -
Sachs C. World History of the Dance. N.Y., 1997. 497 p. -
Schwarz R. Space movement and meaning // Contact Quarterly. Vol. 18. N 2. Summer/fall 93. -
Sheets-Johnstone M. The Roots of Thinking. Philadelphia: Temple University Press, 1990. -
Sheets-Johnstone M. The primacy of movement. Amsterdam & Philadelphia: John Benjamins Publishing Co., 1999. -
Sheets-Johnstone M. The Phenomenology of Dance. Philadelphia, Ayer Co Pub., 1980. -
Sherborne V. Developmental Movement for Children. Cambridge: Cambridge University Press, 1990. -
Schilder, P. The Image and Appearance of the Human Body. New York: International Universities Press, 1950. -
Shoop T. Won’t you join the dance? New York, 1974. 202 p. -
Schmais C. Healing Processes in Group Dance. Movement Therapy // American Journal of Dance Therapy. 8: 17–36, 1985. -
Sorell W. Dance in its time. New York: 1986. 469 p. -
Stanton-Jones K. An Introduction to Dance Movement Therapy in Psychiatry. London and New York: Tavistock and Routledge, 1992. -
Tufnell M. Beneath Our Words / Greenland, Penny (ed.) // What Dancers do that other Health Workers Don't... Leeds, UK: JABADAO Centre for Movement Studies, 2000. Р. 9–29. -
Whitehouse, M. C. G. Jung and Dance Therapy: Two Major Principles / P. Bernstein (ed.) // Eight Theoretical Approaches in Dance. Movement Therapy. Р. 52–97. Dubuque: Kendall Hunt, 1979. -
Whitehouse M. The Tao of the Body / Johnson, Don Hanlon (ed.) // Practices of Embodiment. San Francisco: California Institute of Integral Studies, 1995. Р. 239–253. -
Wilber K. Integral Spirituality. Integral Spiritual Center, Denver, Colorado, 2005. 118 p. -
Zaporah R. Action Theater: Improvisation of presence. North Atlantic Books, Berkeley, California, 1995. 275 p.
Приложение 1
Развитие танца в ХХ в.
Хореографы, течения, страны, время | Нововведения в области тела, техники, движения | Нововведения в области спектаклей-представлений, пространства, связи с другими направлениями искусства | Кто, какие страны явились приемниками и последователями |
Предшественники и теоретики движения | |||
Франсуа Дельсарт Франция, конец XIX в. | Связь между жестом, эмоциями, чувствами: Разработка кода жестов во взаимосвязи с эмоциями, отличного от ранее принятого в традициях классического танца | Придание первостепенного значения роли жестов в общении; влияние (через своих учеников) на будущих пионеров американского модерна | Франция; США: косвенное влияние на Рут Сен-Денис, Теда Шоуна, Айседору Дункан и др. |
Жак-Эмиль Далькроз Швейцария, Германия, c 1920 по 1950 гг. | Ритмическая гимнастика Связь движения и ритма; Несколько основных принципов: 1. Суть закрепощенного тела состоит в ритмическом закрепощении. 2. Для естественного движения характерно состояние расслабленности, не напряжения. 3. Дыхание играет ключевую роль в достижении расслабления и качестве основного ритмического движения | Связь музыки/движения; определение телесной музыкальности; Обучение будущих пионеров модерна Германии | Германия: Лабан, Вигман… Франция: Нижинский, Мари Рамбер… |
Рудольф Лабан Германия, Великобритания, c 1920 по 1960 гг. | Движение — как источник жизни и инструмент для выражения социального положения Первая аналитическая и понятийная система движения, рассматриваемая в различных аспектах: вес тела, пространство, время, поток | Танец — как необходимый опыт общения, образовывающий индивидуумов и группы для улучшения жизни всего общества | Германия: Вигман, Йоосс и большинство танцоров модерна периода между двумя войнами; Англия; создание школы; США; большое значение системы понятий в движении |
Пионеры Модерна | |||
Луи Фуллер США, Франция, конец XIX – начало XX вв. | Театрализованное движение:
| Исследование новых возможностей в создании сценических иллюзионов с помощью электрического света | Франция |
Айседора Дункан США, Франция, Германия Россия / С.С.С.Р., с 1900 по 1930 гг. | Возвращение к природе, естеству. Свободный танец Танец и движения, вдохновленные связью с природой, а не заботой об эстетических условностях; Возвращение тела в естественную среду (контакт с природой) и получение вдохновения. Учение о взаимосвязях движения и четырех элементов (воды, земли, огня, воздуха). Определение свободы и чистоты тела | Духовная функция танца. Образовательная ценность. Свобода женского тела. Связь с философскими и артистическими направлениями в других областях (театр, музыка, литература) в большей степени, чем с миром танца | Германия. Россия |
Рут Сен-Дени США, с 1900 по 1930 гг. | Танец как выражение духовности Поиски основ для танца вне классического балета: вдохновение Востоком. Танцовщица скорее жрица, чем легкая девушка. «Музыкальные визуализации» — первые шаги модерна в направлении абстракции | Свобода женского тела. Духовная функция танца отражает его красочность и зрелищность | США: Дорис Хэмфри, Мэри Вигман, Марта Грэм… |
Тед Шоун США, с 1920 по 1950 гг. | Танец, созданный для танцоров мужчин. Поиски тождественности мужских и женских жестов. Создание техники и курса упражнений специально для мужчин. Создание атлетического тела в противовес мнению о женоподобном теле танцора | Учение на базе «делсартизма» и первое рационалистическое объяснение техники модерна. Борьба за лучший социальный образ танцора | США: Дорис Хэмфри, Мэри Вигман, Марта Грэм… |
Поколение великих мастеров Модерна | |||
Мэри Вигман Германия, с 1920 по 1960г. | Танцевальная экспрессия Танцор в контакте с силами, которые ему помогают. Пространство наполнено «невидимыми партнерами», которые диктуют движения, и c их помощью сам танец превращается в «солирующую танцовщицу». Движение оcуществляется через серию противоположностей: внутреннее/внешнее, земное притяжение/желание подняться, индивидуальность/группа. Танец как проявление всеобщих тем: чародейства, смерти, и т. д. | «Танцы совместно», что означает: развитие вначале формы соло, позволяющей затем создать другие привычные сценические формы. Структурирование профессии танцора; социальная и образовательная миссия хореографии | Германия: все направления модерна 1920–30-х гг., послевоенный период. США: школы Ханя Хэлм, Алвин Николайс. Франция: ученики Вигман стали пионерам французского модерна |
Курт Йосс Германия, с 1920 по 1960 гг. | Эссенциализм Включение элементов классической техники в образование танцора. Танец как способ выражения всех человеческих чувств. Использование мимики, создание типовых персонажей, комичный взгляд на танец | Политическая роль хореографии; изобличение политических и экономических реалий | Германия: появление огромного количества танцоров и хореографов послевоенного поколения |
Баухаус Шлеммер, Кандинский..., Германия, с 1919 по 1933 гг. | Абстракция Тело как абстрактный объект. Движение как инструмент для проецирования в пространстве пластики форм | Театральная сцена как место эксперимента для пластических танцоров | Германия, в основном для визуального искусства. США: артисты Баухаус поступают в университеты; поощряется междисциплинарный подход; приглашение Кэйджа и Кэннинхэма в «Black Mountain College» |
Дорис Хэмфри США, с 1930 по 1960 гг. | «Движение — это арка, протянутая между двумя смертями». Игры с гравитацией: выбор между сопротивлением падению и его принятием. «Падение и подвешенное состояние» как структурирующий элемент движения и динамики. Переменчивость, текучесть, неуловимость, лиризм танца. «Индивидуальное движение» как часть или этап мышления и понятие более объемное, чем «хореография». Танцор — как индивидуум, но так же и элемент группы. Движение одновременно рождается в теле каждого танцора и в переходах от одного к другому | Разработка хореографического мышления — «композиции», отличного от прежнего взгляда на танец (индивидуальное движение танцора). Музыка как источник для размышления, обучения и создания композиции. Но танец не должен быть зависим от музыки, он должен развиваться за счет своей собственной музыкальности, ритмичности | США: Чарлз Вейдман, Хосе Лимон |
Хосе Лимон США, с 1940 по 1970 гг. | Театральность танца и хореографии. Постановка типовых персонажей | Танец — как обращение, получившее политическое либо религиозное вдохновение | США: Дженнифер Мюллер, Луис Фалко |
Марта Грэм США, с 1930 по 1970 гг. | Танец и неосознаваемые экспрессии. Противоположности в танце — расслабление/напряжение; особое внимание центру тяжести (тазовой области) как очагу пульсации и рождения желания. Рассмотрение женского тела и анализ законов его движения. Движение как выражение всеобщих страстей. Сосредоточение на моментах и наивысших состояниях кризиса, отчаяния. Первоочередная роль соло: первенство танцовщиц в хореографии | Символичность пространства: объекты в нем — как отражение воображения, страхов, образов внутреннего мира постановщика танца | США и весь мир: М. Кэннинхэм, Э. Хоукинс, П. Тэйлор, и др., прошли через обучение в ее труппе; создание школ во многих странах; создание труппы |
Алвин Николайс США, с 1950 по 1980 гг. | Абстракции. Децентрализация корпуса. Пересмотр принципа уникальности центра тяжести тела, и принятие, таким образом, новой иерархии: отказ от антропоцентризма. Все точки в теле могут быть «мотором» движения; Человек как элемент среди других элементов вселенной, находящихся в движении. Тело изменчиво: аксессуары, ткани, палочки удлинняют и изменяют форму человеческого тела до превращения его в абстракцию. Импровизация и композиция — как часть техники, влюченная в образование танцора. Ученик ответственен за исследование собственного тела | Рассмотрение связей между телом и пространством. Движение как аспект постановки спектакля наряду с его аксессуарами, проекциями света, элементами сценографии. Возвращение к сценическому иллюзиону | США: Мюррей Луис. Франция: «С.N.D.C». К. Карлсон, С. Буирж… |
Алвин Эйли США, с 1950 по 1980 гг. | Афро-американский модерн Приобщение афро-американской культуры к модерну; Отражение африканской культуры в танце модерн | Сценические постановки народов африканской культуры вне их гетто и приобщение их, т. о., к мировому опыту танца модерн; Использование музыкальных ритмов, напевов, характерных для этой культуры («спиричуэлс») | США: на все африканские танцы |
Прорыв Кэннинхэма | |||
Мерс Кэннинхэм США, с 1950 по 1990 гг. | Абстракции. Роль непреднамеренностей (случайностей) «Движение является выразителем всех внутренних намерений». Тело разрознено; отказ от органических, описательных, типичных представлений о теле; Освобождение личности, эмоций и чувств танцора для блага движения; Тело и техники рассматриваются с точки зрения «рациональности»; включение в работу ног классических техник; Развитие виртуозности | Придание Современному танцу статуса искусства и определение его места в истории танца; Центральная роль в сотрудничестве с Джоном Кэйджем; Влияние Дзен; Непреднамеренность (спонтанность) определяет взаимосвязь музыки, элементов сценографии, света и танца; Уход от централизованности и иерархичности сценического пространства: пространство разделено, фрагментировано; Многообразие одновременных сценических действий; Сотрудничество с именитыми художниками: Раушенберг, Джаспер Джонс и др. Отказ от абсолютной прерогативы «автора». Хореограф не высказывается об эстетической ценности по поводу возникающих на сцене импровизаций — случайностей; Свобода зрителя: его мнением не управляют, именно он делает свой выбор о продолжительности спектакля | США и весь мир Рождение поколения постмодернизма. Влияние на современное искусство и особенно на искусство сцены |
Постмодернизм и послевоенное поколение | |||
Начиная с 1960-х гг. и поколения постмодернизма хореографы перестают создавать «школы» — в том смысле, в каком о них говорилось во времена «Поколения мастеров». Влияние этого факта неявно, и, по-видимому, еще рано делать выводы о том, как это отразиться на последующих поколениях. | |||
Театр Церкви Джадсон и Grand Union США, с 1960 по 1970 гг. | Уровень «зеро» в движении, в танце и в публичных представлениях. Рассмотрение и оценка всего того, что делает танец «современным». Идентификация социальных и идеологических признаков в теле и в движении: тело танцора/ тело «пешехода», особенность женского/мужского и т. д. Развитие «перфомэнса». Актеры, танцоры, музыканты, пластические артисты, «перформеры» получают равный статус в перфомэнсе. Роль импровизации | Политическая роль современного искусства Танец вне условных ограничений спектакля и поэтому перфоманс происходит на улице, в галереях и т. д.; Желание сблизить искусство со «зрительской аудиторией» | США |
Поколение Постмодернизма Люсинда Чайлдс, Триша Браун, Мередит Монк, Дэвид Гордон, Стив Пэкстон, Ивонн Райнер и др., США, с 1970 по 1990 гг. | Экспериментальный подход в построении композиции. Использование общих с другими областями искусств техник, например — в музыке; Использование элементов импровизации; Работа на принципе «повторов» (Л. Чайлдс, Т. Браун, М. Монк…); Возвращение к существующим классическим техникам и включение их в современные (Л. Чайлдс); Импровизация (Стив Пэкстон) продвинута в ранг техники (Контактная импровизация) | Междисциплинарный подход (Роберт Уилсон / Л. Чилдс); Поворот к «живому» спектаклю; Работа с преобразованием восприятия зрителя (игра на повторах…). | США. Весь мир |
Триша Браун США, с 1970 по 1990 гг. | Непрерывность движения Экспериментальный метод исследования движения, без использования наследия предшествующих периодов. Работа над специфической техникой, основанной на изучении игры и гравитации. Текучесть, непрерывность движения, позволяющая увидеть скорее поток, нежели формы. «Подвижное тело» — функциональный объект, а не трагический | | США. Весь мир |
Буто Тацуми Хиджиката, Казуо Оно, Ко Муробуши, Санкай Дзюку, Ариадоне и др., Япония, с 1960 по 1990 гг. | Танец «темноты» Движения — cпособ «возвращения» в свои воспоминания; Тело заключено в самом себе, что позволяет вернуться (в воспоминаниях) в состояние зародыша, до начала осознания себя | Одновременно протест против традиционно японских театральных форм и западных танцевальных техник | Япония. Европа |
Пина Бауш Германия, с 1970 по 1990 гг. | «Танцтеатр» — танцевальный театр. Танцор играет себя самого (перенесение личных качеств на исполняемую роль). Разряженность танцевального движения, диссоциация между «станцованным» жестом и представленной ситуацией. Танцор использует техники не для создания движения, а для управления своими эмоциями и для распада жеста | Танец — «по стопам театра» Постановка и высмеивание социальных особенностей (в частности, буржуазных), а также бессодержательность и пустоту в человеческих отношениях; Слова, игра, пение включены в представление | Германия. Весь мир |
Новый французский танец Д. Багуэ, О. Дюбок, Ж.-Кл. Галотта, Д. Ларье, М. Марин, А. Прельжокаж, К. Сапорта и др., Франция, с 1980 по 1990 гг. | Танец/Театр. Танец делается носителем эмоций и чувств. Движение — как язык эмоций, зеркало внутреннего мира танцора Постановка на сцене состояний тела либо его бытия. Использование и стандартизация танцевальных техник американского и германского модерна | Современный танец наследует традиции французского театра. Увеличение зрительской аудитории. Использование средств театральной сценографии (аксессуары, переполненное пространство) | Франция. Европа |
Молодой Современный танец Вим Вандеркейбус, Саша Вальц, Матс Эк, Ольга де Сото, Л. Ньюсон... Бельгия, Великобритания, Канада, Нидерланды, США, и т. д., с 1990 г по сегодняшний день. Россия — с 1995 г. | Стандартизация движения. Сближение новых хореографических работ с теле-продукцией и феноменами моды. Энергия, напористость и скорость — признанные достоинства танцоров, хореографов и молодежи 1990-х гг. Сближение сценического танца и уличного («хип-хоп»). Тело сражается и побеждает. Эстетика шока | Танец — скорее отражение и носитель ценностей общества, чем место для инвестиций; Использование музыки, нарядов, аксессуаров современной моды | Весь мир |