Файл: Интегративная танцевальнодвигательная терапия.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 1026

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. ТАНЦЕВАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНЫЕ МЕТОДЫ (ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ)

1.1. Танец как культурно-психологический феномен

1.2. История танца

1.3. Появление и развитие танцевально-двигательной терапии

Глава 2. ИНТЕГРАТИВНАЯ ТАНЦЕВАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ (ИТДТ)

2.1. Теоретические основы ИТДТ

2.2. Цели и принципы ИТДТ

2.3. Формы и области работы ИТДТ

2.5. Основные методы ИТДТ

2.5. Социально-психологические характеристики и преимущества групповой формы в ИТДТ

2.6. Методологические особенности применения методов ИТДТ в групповой форме работы

Проговор

Глава 3. ПСИХОТЕХНОЛОГИИ ИНТЕГРАТИВНОЙ ТАНЦЕВАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНОЙ ТЕРАПИИ (ИТДТ)

3.1. Упражнения — разминки

3.2. Базовые психотехники

3.2.1.1.6. Групповая скульптура

3.2.1.1.7.Темп — жанр — скульптура

3.2.1.2.3. Марионетки

3.2.1.2.4.2. Образ

Форматы Аутентичного Движения (АД)

3.3.3. Трансовые танцы

3.3.4.1. Работа с сольным танцем

3.3.4. 2. Видеоанализ в группе

Выводы

3.44. Контекстуальные тренинги

Настройка

Упражнение

Заключение

Литература

Приложение 1

Развитие танца в ХХ в.

Приложение 2

Танец четырех стихий

Авторские танцевально-психологические тренинги

Александра Гиршона

ЖИТЬ ТАНЦУЯ

Это место, где мечта о танце встречается с мечтой о СВОБОДЕ, и где они находят свое ВОПЛОЩЕНИЕ.

Базовые тренинги каждый месяц в Москве:

Программа профессионального курса

по интегративной танцевально-двигательной терапии.

Автор и ведущий: Александр Гиршон

Основные темы курса



Возможность вынести этот опыт в поле внимания зрителей, придать ему воплощенную, зримую форму, ставит перед танцующим ряд новых вызовов.

Наверное практически всем знаком опыт выступления перед аудиторией и, если мы вспомним свой личный опыт, то согласимся, что сама ситуация выступления достаточно сильно меняет состояние. Возникают особые телесные импульсы: появляется дрожь, обнаруживаются различные участки напряжений (например, в коленях, в груди или горле); меняется эмоциональное состояние, — усиливаются волнение, тревожность или возбуждение. Недаром широко известен феномен «страха сцены» и его зеркальный собрат — «кураж перед выступлением». Очень похоже, что это действительно один и тот же феномен, но по-разному оцениваемый, воспринимаемый с двух различных позиций.

Можно сказать, что существование на сцене — один из самых простых способов входа в особое измененное состояние сознания, недаром сцена считается одним из мощных «наркотиков».

Чаще всего сложные эмоциональные и телесные реакции объясняются страхом перед негативной оценкой, прошлым опытом «неудачных» презентаций себя, интроецированными негативными оценками со стороны значимых взрослых и т. д. Но мне представляется, что в этой ситуации есть еще одно измерение, на которое редко обращают внимание: сама ситуация направленного внимания со стороны группы людей на выделенную область пространства (сцену), нахождение в фокусе внимания других людей, образно говоря, «повышает уровень энергии», создает особое, значимое пространство; и это пространство мы можем означить по-разному — как препятствие, как вызов или как особую возможность. Поэтому в терапевтическом и трансформационном контексте работы на этой условной «сцене» мы стараемся актуализировать именно эту сторону — возможность существования с особом пространстве, пространстве, где любое наше действие может быть увидено, воспринято и наделено проживаемым смыслом как для выступающего, так и для зрителей.
Цель: работа со страхом выступления, символическое проживание и трансформация значимых тем, тренинровка навыков получения и давания обратной связи.

Продолжительность: определяется выступающим (обычно между 4 и 10 мин.).

Музыка: подбирается участником.

Исполнение: индивидуально

К сольному выступлению, в нашей практике мы готовимся, исследуя многие разноуровневые аспекты этого процесса. Вначале мы работаем с самой идеей «выступления», возможности остаться собой, максимально честным с собой, находясь в фокусе внимания других людей. В целом, можно сказать на более абстрактном уровне, что нам необходима интеграция «делать» и «быть», и мы можем получить опыт как различения, так и соединения этих двух базовых аспектов человеческого существования. Ключевым понятием в этом случае является понятие «Присутстствия» из Системного Анализа Движения.


Очень важно объяснить зрителям их задачу — находиться в состоянии непрерывного безоценочного направленного внимания. В данном случае задача зрителей очень близка задачам «свидетелей» в Аутентичном Движении (J. Chodorow, 1991). При последующем проговоре обычно мы вводим «мораторий» на примитивные, бессодержательные оценочные суждения: «понравилось-не понравилось». Зритель воспринимает происходящее на площадке как бы «сквозь свое тело», и значимым здесь оказываются не столько оценки, согласно мало рефлексируемым эстетическим предпочтениям, а непосредственный опыт: сложности (отвлечения, отрицание, скука) в направлении внимания на определенные проявления других людей, и, наоборот, полная поглощенность происходящим, различные телесные и эмоциональные реакции, личные ассоциации и т. д. «Зрители», в данном случае, — не пассивная воспринимающая сторона, а активные воспринимающие «жители разделяемой реальности». Этот опыт свидетельствования, работы с собственным вниманием, затем находит свое место в повседневной жизни.

Импровизационный совместный перформанс на «площадке» (нейтральное, рабочее обозначение сцены) я использую на тренинге «Импровизация: искусство осознанной спонтанности». В этом случае акцент идет не только на личном «присутствии», но и на использовании различных стратегий взаимодействия (R. Zaporah, 1995). На финальном «концерте» четырехдневного тренинга у участников есть возможность также попробовать опыт сольного выступления, для которого они находят музыку, иногда костюм, внутренний образ или тему. Очень часто сам страх выступления становится темой соло, воплощая тем самым один из принципов работы с импровизационными техниками: «сделать помеху процессу содержанием процесса». Этот же принцип используется в психотехнологиях Свободного Дыхания и процессуальной работе (А. Минделл, 2003).

Иногда темой выступления становятся личностно значимые эмоциональные мотивы и образы, найденные (что важно) самими участниками в процессе самоисследования. Так на одном из тренингов, участница Л. воплотила в соло фантазию об умершем брате-близнеце, что, говоря юнгианскими терминами, отражало процесс интеграции «Анимуса» и прояснения границ своей половой идентичности. И, когда воплощаются такие значимые темы, вся группа может получить разделяемый глубинный опыт переживания, не выразимый полностью словами, но очень реальный.



В данном случае процесс сольного выступления зачастую работает как своего рода личный и групповой ритуал: иногда как ритуал инициации, проявления скрытых, «недозволенных» качеств; иногда как «ритуал завершения», закрытия или перехода на другой уровень какой-либо темы в жизни человека. Ритуал в своем сакральном значении является постоянным обращением чувств к «первым и последним вещам», он — не столько свободное выражение эмоций, а, скорее, упорядоченное построение «правильных отношений» (С . Лангер, 2000).

На обучающей программе по ИТДТ (авторский спецкурс в Международном Институте Интегративной Психологии, Москва, Киев, Минск) работе с сольным выступлением уделяется особое внимание, поскольку для профессионального ведущего работа с группой — это, в том числе, и его/ее «сольное выступление». Поэтому подготовка сольного выступления является одним из домашних заданий, и у участников есть 1–2 месяца на работу с ним.

Часто сама подготовка к выступлению — значимый процесс, в котором осознаются многие неэффективные стратегии «воплощения»: откладывание значимых действий на последний момент, частая смена замысла, невозможность остановиться на одном выборе, неоправданная привязанность к оценке со стороны и т. д. Именно в атмосфере поддерживающего сообщества, честной направленной рефлексии эти стратегии осознаются, и имеется возможность их изменить.

После всех выступлений проводится групповой анализ в специальной форме «обратной связи». Для студентов обучающей программы — это не только личное переживание участия, но и практика двигательного анализа (A. Daly, 1982; R. Laban, 1975), и практика получения и дачи качественной обратной связи. В методических целях мы используем для обратной связи принцип «бутерброда»: человек начинает с позитивной обратной связи (что привлекло внимание? что заинтересовало?), переходит к негативной обратной связи (что показалось неадекватным? когда внимание терялось? и т. д.), и заканчивает вновь позитивной ОС (что было значимо?). Участники круга при этом отчетливо понимают, что само содержание обратной связи много говорит как о выступлении, так и о самом говорящем.

Этот опыт принятия множественной обратной связи и собственная рефлексия своего выступления задают более зрелую, многомерную модель восприятия и осмысления любого опыта своей жизни.


Вторым кругом рефлексии является видеоанализ.


3.3.4. 2. Видеоанализ в группе


а там кто-нибудь заснимет все на видео, а еще потом при случае будешь смотреть эту запись и удивляться… Боже, кто это такой? Кто это? Что он делает? Он — это, в смысле, я. Просто Он не такой, как в зеркале, не такой, какого знаю, к какому привык, …а такой, ужасный… Боже, какая ужасная прическа, одежда дурацкая, а жесты, …какие-то мелкие, пошлые… И выражение лица, и гримаса, которую Он все время повторяет… А смеется… А кто-нибудь еще скажет, из тех, кто с тобой вместе смотрит эту запись: "О, смотри-ка, смотри-ка, ты хорошо получился! А вот я… Ну надо же, какой идиот! А ты классно вышел…"

Е. Гришковец «Одновременно»

Возможности видеозаписи как легкого и доступного способа воспроизведения «ткани времени», искуственного «органа памяти» сразу же после своего появления стали использоваться в различных областях человеческой жизни: от любительской видеосъемки до особого вида искусства — видео-арта. В индивидуальной вербальной психотерапии записи индивидуальных сессий являются одним из действенных инструментов углубленного анализа, последущей рефлексии сессий и уникальным вспомогательным средством супервизии. Интересно, что в постмодернистских направлениях психотерапии, работающих с изменением привычной пирамиды терапевтической власти, к просмотру и разбору видеосессий привлекаются сами пациенты и их семьи (Дж. Фридман и Дж. Комбс, 2001).

На развитие современного танца, изобретение видеозаписи оказало огромное влияние. До появления видеокамер единственным способом сохранения и передачи хореографических текстов были память балетмейстеров и несовершенные и громоздкие системы нотации движения. Видеозаписи спектаклей и выступлений позволили танцевальной информации быстро распространяться по всему миру. Кроме того, гораздо легче оказалось передавать новый хореографический материал от хореографа танцовщикам. Стив Пэкстон, основатель контактной импровизации, одного из влиятельных направлений современной двигательной практики, отмечал, что без видео многие наблюдения и открытия, легшие в основу техники, не были бы сделаны.

Союз современного танца и видеоискусства привел к созданию особого жанра — видеоданса. Это динамическое развивающееся направление в современном искусстве.

ТДТ восприняла преимущества использования видеозаписи сессий с обеих этих сторон, но, в большей степени, именно как вид психотерапии, то есть видезаписи занятий используются для ряда целей: