Файл: Курсовая работа по экономической социологии Совершение покупок в сети Интернет социологический анализ.docx
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 534
Скачиваний: 10
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы изучения поведения потребителей в социологическом аспекте
1.1 Социологические подходы к изучению потребительского поведения в современном обществе
1.2. Социальные факторы потребительского поведения
1.3. Интернет как площадка для совершения покупок
Глава 2. Интернет-покупки в современной России
2.1. Динамика интернет-покупок
2.2 Отношение к интернет-покупкам
Таблица 3
Частота совершения покупок в интернет-магазинах (в абс. числах и %)
Частота покупок | Пол | |
мужской | Женский | |
Ежедневно | 0 0,0% | 3 10,0% |
Раз в неделю | 4 26,7% | 6 20,0% |
Несколько раз в месяц | 4 26,7% | 15 50,0% |
Раз в месяц | 5 33,3% | 4 13,3% |
Несколько раз в год | 1 6,7% | 2 6,7% |
Никогда | 1 6,7% | 0 0,0% |
Всего | 15 100% | 30 100% |
Таким образом, гипотеза 3.1 «Среди женщин больше доля респондентов, которые часто совершают покупки в интернете, чем среди мужчин» подтвердилась.
По данным таблицы 4 можно сказать, что при выявлении зависимости частоты совершения покупок в интернете от возраста было выявлено, что респонденты старше 33 даже чаще покупают в интернет-магазинах, чем люди младше 32. Респонденты старше 33 покупают в интернете раз в неделю чаще (28,0%), чем респонденты младше 32 (15,0%).
Таблица 4
Влияние возраста на частоту совершения покупок в сети интернет
(в абс. числах и %)
Частота | Возраст | |
До 32 включительно | После 33 включительно | |
Ежедневно | 2 10,0% | 1 4,0% |
Раз в неделю | 3 15,0% | 7 28,0% |
Несколько раз в месяц | 10 50,0% | 9 36,0% |
Раз в месяц | 5 25,0% | 4 16,0% |
Несколько раз в год | 0 0,0% | 3 12,0% |
Никогда | 0 0,0% | 1 4,0% |
Всего | 20 100,0% | 25 100,0% |
Таким образом, гипотеза 3.2 «Респонденты старше 33, реже совершают интернет покупки, чем люди до 32 включительно» не подтвердилась.
Было изучено влияние уровня образования респондентов на оценку соответствия желаний с ресурсами интернета. Большинство респондентов с высшим и незаконченным высшим образованием ответили, что интернет-магазинах есть не все что им нужно (65,4%) (см. табл. 5).
Таблица 5
Оценка соответствия желаний ресурсам в интернете (в абс. числах и %)
Оценка | Уровень образования | ||
Общее | Среднее специальное | Высшее | |
Полностью соответствуют | 4 50,0% | 4 36,4% | 5 19,2% |
Есть не все, что нужно | 3 37,5% | 7 63,3% | 17 65,4% |
Редко соответствуют | 0 0,0% | 0 0,0% | 2 7,7% |
Ресурсов недостаточно, чтобы удовлетворить желания | 1 12,5% | 0 0,0% | 2 7,7% |
Всего | 8 100,0% | 11 100,0% | 26 100,0% |
Таким образом, гипотеза 3.3 «Чем выше уровень образования респондентов, тем выше они оценивают соответствие своих желаний с ресурсами интернета» не подтвердилась.
При проверке гипотезы 3.4. «Среди респондентов, приживающих в крупных городах, больше доля тех, кто заказывают через интернет одежду и обувь, чем среди респондентов, проживающих в других населенных пунктах» выяснилось, что распределение среди респондентов неравномерное, большая часть респондентов проживает в городе (95,5%), и только малая часть (4,4%) в поселке и в городе средних размеров. Следует, что гипотезу невозможно проверить по этим данным.
При выявлении зависимости удовлетворённости доступностью интернет-магазинов от материального положения выяснилось, что респондентов, которые полностью удовлетворены и у которых материальное положение «в настоящие время ни в чем себе не отказываем» больше (66,7%), чем респондентов, которые скорее удовлетворены доступностью и у которых такое же материальное положение (33,3%). Но респондентов с чуть пониже материальным положением «на повседневные нужды и одежду денег хватает, но покупка автомобиля, дачи вызывает трудности» скорее удовлетворены доступностью больше (58,3%), чем полностью удовлетворены (41,7%) (см. табл. 6)
Таблица 6
Зависимость удовлетворённости доступностью интернет-магазинов от материального положения
(в абс. числах и %)
Удовлетворенность | Материальное положение | ||||
живем от зарплаты до зарплаты | на ежедневные расходы денег хватает | на повседневные нужды и одежду денег хватает | на повседневные нужды и одежду денег хватает, но покупка автомобиля | в настоящее время можем ни в чем себе не отказывать | |
Да, полностью | 0 0,0% | 0 0,0% | 8 61,5% | 10 41,7% | 4 66,7% |
Скорее удовлетворен(а) | 0 0,0% | 2 100,0% | 5 38,5% | 14 58,3% | 2 33,3% |
Скорее не удовлетворен(а) | 0 0,0% | 0 0,0% | 0 0,0% | 0 0,0% | 0 0,0% |
Полностью не удовлетворен(а) | 0 0,0% | 0 0,0% | 0 0,0% | 0 0,0% | 0 0,0% |
Всего | 0 0,0% | 2 100,0% | 13 100,0% | 24 100,0% | 6 100,0% |
Таким образом, гипотеза 3.4 «Чем выше материальное положение, тем выше удовлетворенность в интернет магазинах» частично подтвердилась.
Было изучено влияние возраста на место совершения покупок. Респонденты до 33 предпочитают делать покупки как в интернете (45,0%), так и в традиционном магазине (45,0%), также, как и респонденты после 33 лет (36,0% и 44,0%). Есть небольшая часть тех, кто затруднился ответить (15,6%) (см. табл.7).
Таблица 7
Влияние возраста на место совершения покупок
(в абс. числах и %)
Место | Возраст | |
До 32 лет включительно | После 33 лет | |
В традиционном магазине | 9 45,0% | 9 36,0% |
В интернет-магазине | 9 45,0% | 11 44,0% |
Затрудняюсь ответить | 2 10,0% | 5 20,0% |
Всего | 20 100,0% | 25 100,0% |
Таким образом гипотеза 3.6 «Респонденты любого возраста предпочитают совершать покупки как в традиционных магазинах, так и в онлайн-магазинах» подтвердилась.
Выводы моего исследования хорошо соотносимы с выводами исследований, которые я рассматривала во 2 главе. Основными причинами для покупок в интернете являются более наличие отзывов покупателей о товаре, широкий ассортимент товара, удобство и более низкие цены. Как и другие исследования, моё исследование показало, что чаще всего в сети люди покупают одежду и обувь. Только 6,7% всех респондентов ответили, что никогда не совершают покупки в интернет-магазинах. Значит среди респондентов довольно высокая степень доверия интернет-магазинам.
Заключение
Исходя из вышесказанного стоит сделать вывод о том, что потребительское поведение является особо влиятельным фактором экономического развития, поскольку оно отражает современные социально- экономические процессы, происходящие в том или ином обществе. Оно отражает те или иные социально-экономические изменения среды. Особого внимания заслуживает потребительское поведения индивидов в сети Интернет, поскольку оно имеет ряд особенностей и проблем, которые нуждаются в изучении и исследовании.
Интернет-шопинг предоставляет потребителю больше информации и позволяет сравнивать продукт и цену, больше выбора, удобства, проще найти что-либо в Интернете. Было показано, что интернет-магазины обеспечивают удовлетворенность для современных потребителей, ищущих удобство и скорость. С другой стороны, некоторые потребители все еще чувствуют себя некомфортно, чтобы покупать онлайн. Например, отсутствие доверия является основной причиной, мешающей потребителям покупать в Интернете. Кроме того, потребители могут испытывать потребность чувствовать товары, а также получать больше комментариев и отзывов о товарах перед покупкой. Такие факторы могут оказать негативное влияние на решение потребителей совершать покупки в Интернете.
Также, было рассмотрено потребительское поведение, и была проанализирована ситуация с Интернет-магазинами в России.
Мною были рассмотрены различные подходы к изучению потребительского поведения, такие, как общества потребления, культурологический подход и другие. Также в данной работе Интернет был рассмотрен как новая площадка для совершения покупок. Мы выяснили, что независимо от изменений экономической ситуации в стране (и отчасти в связи с ними), россияне продолжают активно осваивать возможности сети для покупок и платежей.
Исходя из вышесказанного стоит сделать вывод о том, что потребительское поведение является особо влиятельным фактором экономического развития, поскольку оно отражает современные социально- экономические процессы, происходящие в том или ином обществе. Особого внимания заслуживает потребительское поведения индивидов в сети Интернет, поскольку оно имеет ряд особенностей и проблем, которые нуждаются в изучении и исследовании.