Файл: Сборник методических материалов для педагогов образовательных учреждений Содержание.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 175
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Профилактика экстремизма в подростково-молодежной среде.
Факторы экстремизма в подростково-молодежной среде (психологический аспект):
Основные задачи профилактики экстремизма:
Психолого-педагогическое просвещение родителей и обучающихся
Материалы к занятиям для обучающихся:
Литература для педагогов по проблеме профилактики терроризма:
Действия в экстремальной ситуации*
Если Ваш дом (квартира) оказались вблизи эпицентра взрыва:
Если Вы находитесь вблизи места совершения теракта:
Действия при угрозе совершения террористического акта:
Обнаружение подозрительного предмета, который может оказаться взрывным устройством.
Получение информации об эвакуации.
Поступление угрозы по телефону.
Поступление угрозы в письменной форме.
Помните: ваша цель – остаться в живых.
Профилактика вовлечения молодежи в неформальные группы деструктивной направленности
3.Гедонистическо-развлекательные:
Методика диагностики склонности
Описание шкал и их интерпретация.
Психолого-педагогическое просвещение родителей и обучающихся
Психолого-педагогическое просвещение родителей:
Примерная тематика занятий | Приоритетные задачи и рассматриваемые проблемы |
Молодежные субкультуры (5-9 класс) | Формирование у родителей общих представлений о понятиях «молодежные неформальные объединения», «молодежные субкультуры», «деструктивные молодежные объединения». Повышение компетентности родителей по проблемам молодежных субкультур, профилактике вовлечения подростков в объединения деструктивной направленности. |
Преступления и наказания (5-7 класс) | Меры ответственности родителей за преступления, совершаемые несовершеннолетними детьми. Правонарушения несовершеннолетних. |
Психолого- педагогические основы проявления агрессии у детей и профилактика экстремизма в подростково- молодежной среде (5-9 класс) | Развитие представлений родителей о психолого- педагогических аспектах проявления форм агрессии. Профилактика социальной агрессии, вандализма в детско-подростковой и молодежной среде. |
Закон и ответственность (8-11 класс) | Меры ответственности родителей за преступления, совершаемые несовершеннолетними детьми Преступление и подросток. Вовлечение детей в преступную деятельность. Возраст уголовной ответственности. Правонарушения несовершеннолетних. Виды юридической ответственности. |
Терроризм и экстремизм (9-11 класс) | Информирование родителей о понятии терроризм, экстремизм. |
Повышение правовой компетентности обучающихся:
Тематика занятий | Категории обучающихся |
Вандализм: причины и последствия (8-9, 10 -11 кл.) | 8-9, 10 -11 кл. |
Экстремизм и терроризм. Административная и уголовная ответственность за проявления экстремизма (10-11 кл.) | 10 -11 кл. |
Материалы к занятиям для обучающихся:
К теме 1. Вандализм: причины и последствия (8-9, 10 -11 кл.)
Целевые ориентиры: знакомство с понятиями «вандализм» и «вандалы», пре- доставление информации об ответственности за акты вандализма.
Ключевые задачи:
-
Познакомить обучающихся с понятием «вандализм», проанализировать социально-психологические факторы проявлений вандализма -
Показать на примерах разрушительные последствия совершения актов вандализма -
Дать представления о мерах ответственности за совершение актов вандализма
Краткое содержание:
Изучение понятий «вандализм», «вандалы». Информирование о видах вандализма, людях, которые совершают акты вандализма и их целях. Определение действий, которые могут определять как «вандализм». Основные виды вандализма. Анализ факторов возникновения вандализма. Цели вандализма. Знакомство обучающихся с основными мерами ответственности за проявления вандализма.
К теме 2. Экстремизм и терроризм. Административная и уголовная ответственность за проявления экстремизма (10-11 кл.)
Целевые ориентиры: сформировать у учащихся представление об экстремизме как об одной из актуальных проблем современного общества, об ответственности, предусмотренной законодательством РФ за экстремистскую деятельность.
Ключевые задачи:
-
ознакомить учащихся с понятиями «толерантность», «патриотизм» и
«экстремизм»;
-
показать на примерах разрушительные последствия экстремистской деятельности; -
определить основные признаки проявлений экстремистской направленности; -
познакомить учащихся с понятиями административной и уголовной ответственности; -
предоставить учащимся сведения об ответственности, предусмотренной статьями административного и уголовного кодексов РФ за экстремистскую деятельность (с анализом конкретных ситуаций); -
информировать учащихся о правовой ответственности за ложный терроризм.
Краткое содержание:
Понятие экстремизма. Признаки экстремизма. Причины экстремизма. Мотивы преступлений экстремистского и террористического характера. Возраст наступления административной и уголовной ответственности. Ответственность за проявления экстремизма. Административные правонарушения: производство и распространение экстремистских материалов (предусмотрено ст. 20.29 КоАП РФ). Уголовная ответственность за экстремистские преступления.
Понятие о преступлениях экстремисткой направленности. Преступления против личности. Преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина. Преступления против общественной безопасности и общественной нравственности, а так же безопасности государства. Информирование подростков об ответственности за отдельные преступления экстремистской направленности:
-
публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности; -
возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства; -
организация и участие в экстремистском сообществе.
Знакомство с понятием «терроризм», «террористический акт». Виды преступлений террористического характера. Правовая ответственность за «шутки» о террористических актах.
Литература для педагогов по проблеме профилактики терроризма:
-
Александров М.Ф., Буланова О.Е., Прудникова М.С. Профилактическая развивающая программа «Тренинг безопасности подростка». - //Вестник практической психологии образования, 2009, №№ 2,4; 2010, №№ 1,2 -
Внеклассные мероприятия по гражданско-правовому воспитанию. Практическое пособие. - М.: Аркти, 2006. -
Зубок, Ю.А., Чупров, В.И. Молодежный экстремизм: сущность, формы проявления, тенденции. - М.: Русское слово, 2009. – с.45 -
Макартычева Г.И. Тренинг профилактики правонарушений с основами правовых знаний. - //Макартычева Г.И. Профилактика девиантного поведения: тренинги для подростков и их родителей. – СПб: «Речь», 2007, с. 140-230 -
Макартычева Г.И. Тренинг «Я – хороший родитель». - //Макартычева Г.И. Профилактика девиантного поведения: тренинги для подростков и их родителей. – СПб.: «Речь», 2007. - с.263-300 -
Методические рекомендации по профилактике и противодействию экстремизму в молодежной среде (разработаны Минспорттуризмом России совместно с МВД России и ФСБ России) // Наша молодежь.- 2011.- № 6. -
Профилактика агрессивных и террористических проявлений у подростков. Под редакцией И. Соковни. - М.: 2002 -
Фалькович Т.А., Высоцкая Н.В., Толстоухова Н.С. Подростки ХХ1 века: психолого - педагогическая работа в кризисных ситуациях. - М.: «ВАКО», 2006
Воронина Е.А.
Организация просветительских бесед по профилактике преступлений экстремистского и террористического характера
Методические материалы
для классных руководителей общеобразовательных учреждений, воспитателей детских домов, педагогов-организаторов
Основной и наиболее доступной формой проведения профилактических мероприятий являются просветительские беседы.
Просветительские беседы по профилактике экстремизма и терроризма позволяют решать следующие задачи:
-
формирование у обучающихся знаний о сущности экстремистской и террористической деятельности; -
формирование у обучающихся знаний об ответственности за совершение преступлений экстремистского и террористического характера; -
развитие у обучающихся умений и навыков правильных действий при поступлении угрозы террористических актов.