Файл: Сборник методических материалов для педагогов образовательных учреждений Содержание.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 183

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Профилактика экстремизма в подростково-молодежной среде.

Факторы экстремизма в подростково-молодежной среде (психологический аспект):

Основные задачи профилактики экстремизма:

Психолого-педагогическое просвещение родителей и обучающихся

Материалы к занятиям для обучающихся:

К теме 2. Экстремизм и терроризм. Административная и уголовная ответственность за проявления экстремизма (10-11 кл.)

Литература для педагогов по проблеме профилактики терроризма:

Воронина Е.А.

2.

Действия в экстремальной ситуации*

В семье.

На работе.

Угроза взрыва бомбы:

После взрыва бомбы:

Если начался пожар:

Если Ваш дом (квартира) оказались вблизи эпицентра взрыва:

Если Вы находитесь вблизи места совершения теракта:

Если Вас эвакуируют из дома:

В самолете:

Помощь жертвам:

Действия при угрозе совершения террористического акта:

Обнаружение подозрительного предмета, который может оказаться взрывным устройством.

Бомбы-ловушки.

Боеприпасы.

Получение информации об эвакуации.

Поступление угрозы по телефону.

Поступление угрозы в письменной форме.

Поведение в толпе.

Захват в заложники.

Помните: ваша цель – остаться в живых.

Профилактика вовлечения молодежи в неформальные группы деструктивной направленности

3.Гедонистическо-развлекательные:

Крылова Т.А.

Методика диагностики склонности

Инструкция к тесту

Тестовый материал

Описание шкал и их интерпретация.

Описание шкал и их интерпретация

Литература:

Помните: ваша цель – остаться в живых.


Будьте внимательны, постарайтесь запомнить приметы преступников, отличительные черты их лиц, одежду, имена, клички, возможные шрамы и татуировки, особенности речи и манеры поведения, тематик разговоров и т.д.

Помните, что, получив сообщение о вашем захвате, спецслужбы уже начали действовать и предпримут все необходимое для вашего освобождения.

Во время проведения спецслужбами операции по вашему освобождению неукоснительно соблюдайте следующие требования:

  • лежите на полу лицом вниз, голову закройте руками и не двигайтесь;

  • ни в коем случае не бегите навстречу сотрудникам спецслужб или от них, так как они могут принять вас за преступника;

  • если есть возможность, держитесь подальше от проемов дверей и окон.

Если вам стало известно о готовящемся или совершенном преступлении, немедленно сообщите об этом в территориальные орган ФСБ или МВД по месту жительства.

При подготовке методических материалов использованы:

    • Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации / Российская газета - № 5022 от 20 октября 2009 г.

    • Методические рекомендации по профилактике и противодействию экстремизму в молодежной среде / Минспорттуризм России совместно с МВД России и ФСБ России // Наша молодежь.- 2011.- № 6.

    • Профилактика экстремизма и терроризма в образовательных учреждениях – Биробиджан, 2011.

    • http://www.antiterror.ru/ национальный портал противодействия терроризму

«Россия-антитеррор».

    • http://www.01-02.ru детский сайт противодействия терроризму

Воронина Е.А. Никандрова Н.Н.

Профилактика вовлечения молодежи в неформальные группы деструктивной направленности


Методические материалы для классных руководителей

Под молодежной субкультурой сегодня понимается культура определенного молодого поколения, обладающего общностью стиля жизни, поведения, групповых норм, ценностей и стереотипов
.

Российскую специфику субкультурных образований в молодежной среде определяют следующие факторы:

  • социальная и экономическая неустойчивость российского общества и обнищание основной части населения;

  • особенности социальной мобильности в российском обществе. Молодежь получила возможность достигать престижное социальное положение в очень короткие сроки;

  • потеря тех нормативно-ценностных оснований, которые необходимы для поддержания социальной солидарности и обеспечения приемлемой социальной идентичности. На этом фоне широчайшее распространение приобретает преступность среди российской молодежи.

Выделим три направления молодежной контркультуры:

  1. Анархо-нигилистические (экстремистские субкультуры “левого” и “правого” толка), которые можно также назвать радикально-деструктивными. К ним относятся:

Панки (от англ. Punk – отбросы, гнилье, что-то ненужное). Стандартной панковской прической считается “ирокез” – полоска длинных вертикально стоящих волос на стриженной голове, но распространены также бритые полголовы с длинными волосами и даже просто выбритые виски при длинных волосах. Панки предпочитают рваную, грязную одежду. Часто можно видеть панка в джинсах, где полоски ткани чередуются с дырами, закрепленными булавками и цепочками (вообще любовь Панков к английским булавкам чрезвычайно велика, они вставляют повсюду – в куртки, майки, джинсы и даже в уши). Из обуви панки носят в основном высокие армейские ботинки.

Основоположником панк-культуры считается английская группа “Sex pistols”. Кроме нее в почёте “Ramones” и “Dead Kenedies”. Идеология панков довольно близка к хипповской во всем, что касается пренебрежения материальными ценностями, однако, если идею хиппи выразить как “зачем деньги, мир и так бесконечно прекрасен”, то у Панков скорее это “мир все равно плох, и ничего ему не поможет”. В отличие от хиппи панки довольно агрессивны, по политическим пристрастиям считаются анархистами.

Скинхеды – (от англ. Skin head – бритоголовый, букв. Кожа-голова). Слушают стиль “ой”, чрезвычайно близкий к хардроку (жесткому панку). Внешний вид: прежде всего начисто выбритая голова. Стандартной одеждой являются высокие армейские ботинки, камуфляжные штаны или высоко закатанные джинсы с подтяжками и другая куртка

(“бомбер”).

Идеология: практически все российские скины исповедуют крайне агрессивный национализм и расизм. Идеальным режимом – немецкий национал-

социализм. На западе существуют “шарпы”, “шарп-скинз” (от англ. Sharp – острый, резкий), выступающие под лозунгом “скины против расовых предрассудков” и являющие крайне левой, прокоммунистической эксперемистской организацией, также “гей-скинз” (от англ. Gay – гомосексуалист), хотя обычные скины ненавидят сексуальные меньшинства еще больше, чем расовые. Частым развлечением скинов являются драки с афроамериканцами в окрестностях Университета Дружбы Народов имени Патриса Лумумбы, а также избиение представителей других национальных и расовых меньшинств, где бы те ни встретились. Кроме того, большинство скинов, особенно молодые (“пионеры”), – фанаты какого-либо футбольного (хоккейного) клуба. Они объединены в группировки и часто матчи любимой команды, где устраивают драки с фанатами других клубов.

Металлисты – поклонники металла. По их мнению, существуют как минимум три основных направления “металла” (на самом деле гораздо больше): трэш, дум и дэд (от англ. thrash – бить, doom рок, судьба и dead – мертвец соответственно) и, следовательно, трэшеры, думеры и дэд-металлисты. Внешний вид: фактически такой же, как у байкеров. Из всех цветов предпочтение отдается черному. Для металлистов конца 80-х – начала 90-х характерно наличие в одежде большого количества металлических заклепок и цепей. Идеология: из всех движений металлисты наименее идеологичны. В чем-то они близки к панкам, но без презрения к материальным ценностям.

Гопники – неконтролируемое организованной преступностью или контролируемое в меньшей степени сообщество. Они быстро проявили себя как “культурные враги” большинства молодежных субкультур: байкеров, рейверов, роллеров и т.д. Любой подросток, не только принадлежащий к иной субкультуре, может быть избит, подвернут сексуальному насилию, ограблен. Противостояние молодежных банд также не ушло в историю, но переместилось на периферию.

Футбольные фанаты – Близкую к криминальным субкультурам группу составляют фанаты (фаны) футбольных команд. Футбольные фанаты – сложное по организации сообщество. Среди фанатов московского “Спартака” выделяются, в частности, такие группы, как “Ред-уайт хулиганс”, “Гладиаторы”, “Восточный фронт”, “Северный фронт” и др. Группировка, удерживающая контроль над всем сообществом
, – “правые”. В нее входят в основном молодые люди, отслужившие в армии. “Правые” выезжают на все матчи команды, их основная функция – заводить стадион, организовывать реакцию болельщиков (“волну” и т.д.), но также и командовать “военными действиями” – битвами с болельщиками враждебных команд и милицией. Выезды в другие города очень часто связаны с драками – нередко уже на вокзальной площади. В целом хулиганствующая масса молодых людей хорошо управляема вожаками (предводителями) из “Правых”.

Хакеры – этим термином называют всех сетевых взломщиков, создателей компьютерных вирусов и других компьютерных преступников, таких как кардеры (используют чужую кредитную карту), крэкеры ( взлом системы защит (в частности защиты программного обеспечения, создание крэков), скрипт-кидди (используют всё готовое, самые распространённые уязвимости, доступные эксплойты, сам не умеет найти уязвимость или написать эксплойт (фрагмент программного кода, который, использует возможности, предоставляемые ошибкой). Злостные

взломщики согласно международным законам по борьбе с киберпреступностью подлежат экстрадиции подобно военным преступникам.

Сатанисты – истоки этого течения лежат в 1950-х годах, когда Ла Вей основал сообщество, практиковавших совокупность магии (как психодрамы) и гедонистической эгоистической философии. Сам Ла Вей признавал, что на формирование его мировоззрения повлияли произведения Фридриха Ницше, Рагнара Рыжебородого, Николо Макиавелли, Джека Лондона, биографии таких известных личностей, как Василий Захарофф, граф Калиостро и Григорий Распутин. В 1966 году ЛаВей основывает Церковь Сатаны, а три года спустя публикует “Сатанинскую библию”, в которой описываются основы сатанинского мировоззрения – отказ от поклонения чему-либо или кому-либо (иными словами сатанизм не есть “культ зла”); необходимость личного развития (сатанизм позиционируется как мировоззрение самостоятельных индивидов – способных совершать осознанный выбор); отход от догм христианской или иной традиционной морали.

  1. Романтико-эскапистские субкультуры – отличаются определенным мировоззрением и образом жизни, предполагают собой раскрепощение сферы бессознательного, в том числе и с помощью наркотиков; нарушение общественных приличий.

Хиппи – идеология – человек должен быть свободен, прежде всего, внутренне. Свободен человек и в любви, способствующей единению людей. Проповедуют пацифизм: призывают не отвечать на насилие насилием, выступают против службы в армии. Верят в высшую реальность, существующую наряду с обыденной, в которой мы все живем. Выйти к ней можно через изменение сознания посредством искусства. Отсюда интерес к религии, творческой деятельности. Стремление к естественности выражается в желании не изменять того, что происходит само собой (например, не стричь волос), не производить активных, целенаправленных действий, бездействовать, быть непритязательным в быту, уметь переносить невзгоды и лишения. Хиппи – романтики, любят все яркое, оригинальное, творческое. Хотят быть независимыми от общественных условностей, свободными личностями. Для раскрепощения своего сознания и ощущения свободы в среде хиппи распространено курение гашиша, употребление ЛСД. Увлекаются философией Востока. Из
музыкальных течений предпочитают мягкий рок.

Индеанисты – они изучают культуры индейцев, преимущественно североамериканских, стремясь к точному воспроизведению их обычаев и обрядов. Нечто среднее между клубом американских индейцев и религиозно-мистическим движением. При всей “этнографической” атрибутике индеанистской субкультуры ценности ее: коллективизм (общинность), экологизм, космизм, – перекликаются с традиционными российскими ценностями. В 70 – начале 80 гг. Казань была одним из центров зарождавшихся индеанистского движения и индеанистской субкультуры. Позже инициатива перешла к более многочисленным и энергичным группам индеанистов Ленинграда и Москвы. Пик индеанистского движения приходится на 1985-90 гг. Они не замкнуты, но контакты с представителями других молодежных субкультур индеанистов интересуют мало.

Толкиенисты и вообще ролевики (любители ролевых игр) изначально были частью субкультуры хиппи, но в последнее время их движение настолько разрослось, что в свои ряды они начали включать многих не-хиппи. Толкиенисты – поклонники известного английского филолога и писателя Джона Рональда Руэла Толкиена, (на сленге толкиенистов – Профессор). Книги Дж. Р.Р. Толкиена “Властелин колец”, “Сильмарион” и другие относятся к жанру fantasy – сказочной фантастики. Толкиен создал в своих произведениях волшебный мир Средиземье, населенный чудесными существами, одной из которых были заимствованы им из фольклора различных народов мира (эльфы, тролли, гномы и т.д.), другие – выдуманы писателем (например, хоббиты, гибрид человека и кролика), каждый со своей историей, географией и даже зачатками своего языка (скажем, эльфийского). Толкиенисты вживаются в этот мир, воображая себя его жителями. Во время игр (“хичек”) группа молодых людей выезжает в лес, где, распределив роли, разыгрывает сценки из произведений Толкиена.

Готы – движение, зародившейся в конце 70-х годов XX-го века на волне пост- панка. Готическая субкультура весьма разнообразна и неоднородна, однако для нее в той или иной степени характерны следующие черты: мрачный имидж, может проявляться интерес к мистицизму и эзотерике, декадансу, любовь к хоррор- литературе и фильмам, любовь к готической музыке (готик-рок, готик-метал, дэт- рок, дарквейв и т. п.). Готическое мировоззрение можно характеризовать, как склонность к “темному” восприятию мира, некий романтико-депрессивный взгляд на жизнь, отражающийся в поведении (замкнутость, частые депрессии, меланхолия, повышенная ранимость), восприятии реальности (мизантропия, утонченное чувство прекрасного, пристрастие к сверхъестественному), отношениях с обществом (неприятие стереотипов, стандартов поведения и внешнего вида, антагонизм с обществом, изолированность от него), полуромантическое восприятие смерти. Также характерными чертами готов являются “артистичность” и стремление к самовыражению (проявляющаяся в работе над собственным внешним видом, создание поэзии, живописи, других видов