Файл: Сборник методических материалов для педагогов образовательных учреждений Содержание.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 192

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Профилактика экстремизма в подростково-молодежной среде.

Факторы экстремизма в подростково-молодежной среде (психологический аспект):

Основные задачи профилактики экстремизма:

Психолого-педагогическое просвещение родителей и обучающихся

Материалы к занятиям для обучающихся:

К теме 2. Экстремизм и терроризм. Административная и уголовная ответственность за проявления экстремизма (10-11 кл.)

Литература для педагогов по проблеме профилактики терроризма:

Воронина Е.А.

2.

Действия в экстремальной ситуации*

В семье.

На работе.

Угроза взрыва бомбы:

После взрыва бомбы:

Если начался пожар:

Если Ваш дом (квартира) оказались вблизи эпицентра взрыва:

Если Вы находитесь вблизи места совершения теракта:

Если Вас эвакуируют из дома:

В самолете:

Помощь жертвам:

Действия при угрозе совершения террористического акта:

Обнаружение подозрительного предмета, который может оказаться взрывным устройством.

Бомбы-ловушки.

Боеприпасы.

Получение информации об эвакуации.

Поступление угрозы по телефону.

Поступление угрозы в письменной форме.

Поведение в толпе.

Захват в заложники.

Помните: ваша цель – остаться в живых.

Профилактика вовлечения молодежи в неформальные группы деструктивной направленности

3.Гедонистическо-развлекательные:

Крылова Т.А.

Методика диагностики склонности

Инструкция к тесту

Тестовый материал

Описание шкал и их интерпретация.

Описание шкал и их интерпретация

Литература:





Психолого-педагогическое просвещение родителей и обучающихся


Психолого-педагогическое просвещение родителей:


Примерная тематика

занятий

Приоритетные задачи и рассматриваемые проблемы

Молодежные субкультуры (5-9 класс)

Формирование у родителей общих представлений о понятиях «молодежные неформальные объединения»,

«молодежные субкультуры», «деструктивные молодежные объединения».

Повышение компетентности родителей по проблемам молодежных субкультур, профилактике вовлечения подростков в объединения деструктивной направленности.

Преступления и наказания

(5-7 класс)

Меры ответственности родителей за преступления, совершаемые несовершеннолетними детьми.

Правонарушения несовершеннолетних.

Психолого- педагогические основы проявления агрессии у детей и профилактика экстремизма в подростково- молодежной среде

(5-9 класс)

Развитие представлений родителей о психолого- педагогических аспектах проявления форм агрессии. Профилактика социальной агрессии, вандализма в детско-подростковой и молодежной среде.

Закон и ответственность (8-11 класс)

Меры ответственности родителей за преступления, совершаемые несовершеннолетними детьми Преступление и подросток. Вовлечение детей в преступную деятельность. Возраст уголовной

ответственности. Правонарушения несовершеннолетних. Виды юридической ответственности.

Терроризм и экстремизм

(9-11 класс)

Информирование родителей о понятии терроризм,

экстремизм.


Повышение правовой компетентности обучающихся:

Тематика занятий

Категории обучающихся

Вандализм: причины и последствия (8-9, 10 -11 кл.)

8-9, 10 -11 кл.

Экстремизм и терроризм. Административная и уголовная

ответственность за проявления экстремизма (10-11 кл.)

10 -11 кл.




Материалы к занятиям для обучающихся:



К теме 1. Вандализм: причины и последствия (8-9, 10 -11 кл.)

Целевые ориентиры: знакомство с понятиями «вандализм» и «вандалы», пре- доставление информации об ответственности за акты вандализма.

Ключевые задачи:

  • Познакомить обучающихся с понятием «вандализм», проанализировать социально-психологические факторы проявлений вандализма

  • Показать на примерах разрушительные последствия совершения актов вандализма

  • Дать представления о мерах ответственности за совершение актов вандализма

Краткое содержание:

Изучение понятий «вандализм», «вандалы». Информирование о видах вандализма, людях, которые совершают акты вандализма и их целях. Определение действий, которые могут определять как «вандализм». Основные виды вандализма. Анализ факторов возникновения вандализма. Цели вандализма. Знакомство обучающихся с основными мерами ответственности за проявления вандализма.

К теме 2. Экстремизм и терроризм. Административная и уголовная ответственность за проявления экстремизма (10-11 кл.)


Целевые ориентиры: сформировать у учащихся представление об экстремизме как об одной из актуальных проблем современного общества, об ответственности, предусмотренной законодательством РФ за экстремистскую деятельность.

Ключевые задачи:

  • ознакомить учащихся с понятиями «толерантность», «патриотизм» и

«экстремизм»;

  • показать на примерах разрушительные последствия экстремистской деятельности;

  • определить основные признаки проявлений экстремистской направленности;

  • познакомить учащихся с понятиями административной и уголовной ответственности;

  • предоставить учащимся сведения об ответственности, предусмотренной статьями административного и уголовного кодексов РФ за экстремистскую деятельность (с анализом конкретных ситуаций);

  • информировать учащихся о правовой ответственности за ложный терроризм.


Краткое содержание:

Понятие экстремизма. Признаки экстремизма. Причины экстремизма. Мотивы преступлений экстремистского и террористического характера. Возраст наступления административной и уголовной ответственности. Ответственность за проявления экстремизма. Административные правонарушения: производство и распространение экстремистских материалов (предусмотрено ст. 20.29 КоАП РФ). Уголовная ответственность за экстремистские преступления.

Понятие о преступлениях экстремисткой направленности. Преступления против личности. Преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина. Преступления против общественной безопасности и общественной нравственности, а так же безопасности государства. Информирование подростков об ответственности за отдельные преступления экстремистской направленности:

  • публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности;

  • возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства;

  • организация и участие в экстремистском сообществе.

Знакомство с понятием «терроризм», «террористический акт». Виды преступлений террористического характера. Правовая ответственность за «шутки» о террористических актах.


Литература для педагогов по проблеме профилактики терроризма:





  1. Александров М.Ф., Буланова О.Е., Прудникова М.С. Профилактическая развивающая программа «Тренинг безопасности подростка». - //Вестник практической психологии образования, 2009, №№ 2,4; 2010, №№ 1,2

  2. Внеклассные мероприятия по гражданско-правовому воспитанию. Практическое пособие. - М.: Аркти, 2006.

  3. Зубок, Ю.А., Чупров, В.И. Молодежный экстремизм: сущность, формы проявления, тенденции. - М.: Русское слово, 2009. – с.45

  4. Макартычева Г.И. Тренинг профилактики правонарушений с основами правовых знаний. - //Макартычева Г.И. Профилактика девиантного поведения: тренинги для подростков и их родителей. – СПб: «Речь», 2007, с. 140-230

  5. Макартычева Г.И. Тренинг «Я – хороший родитель». - //Макартычева Г.И. Профилактика девиантного поведения: тренинги для подростков и их родителей. – СПб.: «Речь», 2007. - с.263-300

  6. Методические рекомендации по профилактике и противодействию экстремизму в молодежной среде (разработаны Минспорттуризмом России совместно с МВД России и ФСБ России) // Наша молодежь.- 2011.- № 6.

  7. Профилактика агрессивных и террористических проявлений у подростков. Под редакцией И. Соковни. - М.: 2002

  8. Фалькович Т.А., Высоцкая Н.В., Толстоухова Н.С. Подростки ХХ1 века: психолого - педагогическая работа в кризисных ситуациях. - М.: «ВАКО», 2006

Воронина Е.А.


Организация просветительских бесед по профилактике преступлений экстремистского и террористического характера

Методические материалы

для классных руководителей общеобразовательных учреждений, воспитателей детских домов, педагогов-организаторов
Основной и наиболее доступной формой проведения профилактических мероприятий являются просветительские беседы.

Просветительские беседы по профилактике экстремизма и терроризма позволяют решать следующие задачи:

  • формирование у обучающихся знаний о сущности экстремистской и террористической деятельности;

  • формирование у обучающихся знаний об ответственности за совершение преступлений экстремистского и террористического характера;

  • развитие у обучающихся умений и навыков правильных действий при поступлении угрозы террористических актов.