Файл: Сборник методических материалов для педагогов образовательных учреждений Содержание.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 178
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Профилактика экстремизма в подростково-молодежной среде.
Факторы экстремизма в подростково-молодежной среде (психологический аспект):
Основные задачи профилактики экстремизма:
Психолого-педагогическое просвещение родителей и обучающихся
Материалы к занятиям для обучающихся:
Литература для педагогов по проблеме профилактики терроризма:
Действия в экстремальной ситуации*
Если Ваш дом (квартира) оказались вблизи эпицентра взрыва:
Если Вы находитесь вблизи места совершения теракта:
Действия при угрозе совершения террористического акта:
Обнаружение подозрительного предмета, который может оказаться взрывным устройством.
Получение информации об эвакуации.
Поступление угрозы по телефону.
Поступление угрозы в письменной форме.
Помните: ваша цель – остаться в живых.
Профилактика вовлечения молодежи в неформальные группы деструктивной направленности
3.Гедонистическо-развлекательные:
Методика диагностики склонности
Описание шкал и их интерпретация.
Крылова Т.А.
Выявление отдельных проявлений девиантного поведения, включающего вовлеченность в молодежные группы деструктивной направленности.
Выделим основные факторы риска возникновения асоциальных подростковых групп деструктивной направленности:
-
деформация в семейных отношениях, недостатки в учебно-воспитательной работе учреждений, предприятий, организаций; -
нарушение нормального взаимодействия подростков с социальной средой, появление первичных форм дезадаптации и девиации, отсутствие у подростков твердых нравственных взглядов и убеждений; -
перенос общественно-организаторской и коммуникативной активности подростков в сферу свободного общения, которое носит поисковый характер, и в связи с этим увеличение у них неформальной, стихийно возникающей, неорганизованной асоциальной деятельности и отношений; -
постепенное отчуждение подростков от первичных социально полезных групп (семьи, класса, учебной группы).
Для эффективной деятельности по переориентации асоциальных групп необходимо не только знать особенности жизнедеятельности данной группы, но и иметь представление о причинах появления подобного рода групп.
Важно учитывать, что каждая группа оказывает сопротивление и даже принимает ответные контрмеры тем воспитательным воздействиям, которые направлены на пресечение ее деятельности или разрушение ее структуры.
Выделяются следующие личностные особенности подростка, которые повышают риск вовлечения в неформальные молодежные группы деструктивной направленности:
-
трудность формирования жизненных ориентиров, ценностей; -
переживание собственной неуспешности; -
трудности самопонимания, неадекватная самооценка; -
отсутствие позитивных жизненных целей; -
неумение взаимодействовать с окружающими; -
неустойчивость эмоциональной сферы.
Решение данной проблемы будет более успешным при комплексном взаимодействии психолога, социального педагога с классными руководителями, родителями, другим значимым социальным окружением подростков.
Профессиональные возможности психолога позволяют выявить отдельные проявления девиантного поведения, включающего вовлеченность в молодежные группы деструктивной направленности. С этой целью может быть использована
«Методика диагностики к отклоняющемуся поведению» (Орел А.Н.). – см.: Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. – М.: Сфера, 2001, с. 293- 298.
Содержание методики включает шкалы, выявляющие следующие факторы риска:
-
склонность к аддиктивному поведению; -
склонности к агрессии и насилию; -
склонность к деликвентному поведению.
Диагностика и интерпретация результатов проводится педагогом-психологом.
По данным диагностики определятся «группа риска» подростков.
Методика диагностики склонности
к отклоняющемуся поведению (А.Н. Орел)
Назначение теста
Предлагаемая методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (СОП) является стандартизированным тест-опросником, предназначенным для измерения готовности (склонности) подростков к реализации различных форм отклоняющегося поведения. Опросник представляет собой набор специализированных психодиагностических шкал, направленных на измерение готовности (склонности) к реализации отдельных форм отклоняющегося поведения.
Методика предполагает учет и коррекцию установки на социально желательные ответы испытуемых.
Шкалы опросника делятся на содержательные и служебные. Содержательные шкалы направлены на измерение психологического содержания комплекса связанных между собой форм девиантного поведения, то есть социальных и личностных установок, стоящих за этими поведенческими проявлениями.
Служебная шкала предназначена для измерения предрасположенности испытуемого давать о себе социально-одобряемую информацию, оценки достоверности результатов опросника в целом, а также для коррекции результатов по содержательным шкалам в зависимости от выраженности установки испытуемого на социально-желательные ответы.
Необходимо также учитывать, что содержание и структура деликвентного поведения у юношей и девушек существенно отличаются и соответственно различаются пункты, входящие в шкалу деликвентности для женского и мужского видов методики.
Инструкция к тесту
Перед вами имеется ряд утверждений. Они касаются некоторых сторон вашей жизни, вашего характера, привычек. Прочтите первое утверждение и решите верно ли данное утверждение по отношению к вам.
-
Если верно, то на бланке ответов рядом с номером, соответствующим утверждению, в квадратике поставьте цифру «1». -
Если оно неверно, то поставьте цифру «0» -
Если вы затрудняетесь ответить, то постарайтесь выбрать вариант ответа, который все-таки больше соответствует вашему мнению.
Затем таким же образом отвечайте на все пункты опросника. Если ошибетесь, то зачеркните ошибочный ответ и поставьте тот, который считаете нужным. Помните, что вы высказываете собственное мнение о себе в настоящий момент.
Здесь не может быть «плохих» или «хороших», «правильных» или
«неправильных» ответов. Очень долго не обдумывайте ответов, важна ваша первая реакция на содержание утверждений. Отнеситесь к работе внимательно и серьезно.
Небрежность, а также стремление «улучшить» или «ухудшить» ответы приводят к недостоверным результатам.
В случае затруднений еще раз прочитайте эту инструкцию или обратитесь к тому, кто проводит тестирование. Не делайте никаких пометок в тексте опросника.
Тестовый материал
-
Я предпочитаю одежду неярких, приглушенных тонов. -
Бывает, что я откладываю на завтра то, что должен сделать сегодня. -
Я охотно записался бы добровольцем для участи в каких-нибудь боевых действиях. -
Бывает, что я иногда ссорюсь с родителями. -
Тот, кто в детстве не дрался, вырастает «маменькиным сынком» и ничего не сможет добиться в жизни. -
Я бы взялся за опасную для жизни работу, если бы за нее хорошо платили. -
Иногда я ощущаю такое сильное беспокойство, что просто не могу усидеть на месте. -
Иногда бывает, что немного хвастаюсь. -
Если бы мне пришлось стать военным, то я хотел бы быть летчиком- истребителем. -
Я ценю в людях осторожность и осмотрительность.
11.Только слабые и трусливые люди выполняют все правила и законы.
12.Я предпочел бы работу, связанную с переменами и путешествиями, даже если она и опасна для жизни.
13.Я всегда говорю только правду.
-
Если человек в меру и без вредных последствий употребляет возбуждающие и влияющие на психику вещества – это вполне нормально. -
Даже если я злюсь, стараюсь не прибегать к ругательствам. -
Я думаю, что мне бы понравилось охотиться на львов. -
Если меня обидели, то я обязательно должен отомстить.
18.Человек должен иметь право выпивать сколько он хочет и где он хочет.
-
Если мой приятель опаздывает к назначенному времени, то я обычно сохраняю спокойствие. -
Мне обычно затрудняет работу требование сделать ее к определенному сроку. -
Иногда я перехожу улицу там, где удобнее, а не там, где положено. -
Некоторые правила и запреты можно отбросить, если испытываешь очень сильное сексуальное (половое) влечение. -
Я иногда не слушаюсь родителей. -
Если при покупке автомобиля мне придется выбирать между скоростью и безопасностью, то я выберу безопасность. -
Я думаю, что мне бы понравилось заниматься боксом. -
Если бы я мог свободно выбирать профессию, то стал бы дегустатором вин. -
Я часто испытываю потребность в острых ощущениях. -
Иногда мне хочется сделать себе больно. -
Мое отношение к жизни хорошо описывает пословица «Семь раз отмерь, один раз отрежь». -
Я всегда покупаю билеты в общественном транспорте. -
Среди моих знакомых есть люди, которые пробовали одурманивающие, токсические вещества. -
Я всегда выполняю обещания, даже если мне это невыгодно. -
Бывает, что мне так и хочется выругаться. -
Правы люди, которые в жизни следуют пословице: «Если нельзя, но очень хочется, то можно». -
Бывало, что я случайно попадал в драку после употребления спиртных напитков. -
Мне редко удается заставить себя продолжать работу после ряда обидных неудач. -
Если бы в наше время проводились бои гладиаторов, то я бы обязательно в них поучаствовал. -
Бывает, что я иногда говорю неправду. -
Терпеть боль назло всем иногда бывает даже приятно. -
Я лучше соглашусь с человеком, чем стану спорить. -
Если бы я родился в давние времена, то стал бы благородным разбойником. -
Если не другого выхода, то спор можно разрешить и дракой. -
Бывали случаи, когда мои родители, другие взрослые высказывали беспокойство по поводу того, что я немного выпил. -
Одежда должна с первого взгляда выделять человека среди других в толпе. -
Если в кинофильме нет ни одной приличной драки – это плохое кино. -
Когда люди стремятся к новым, необычным ощущениям и переживаниям – это нормально. -
Иногда я скучаю на уроках. -
Если меня кто-то случайно задел в толпе, то я обязательно потребую от него извинений. -
Если человек раздражает меня, то я готов высказать ему все, что о нем думаю. -
Во время путешествий и поездок я люблю отклоняться от привычных маршрутов. -
Мне бы понравилась профессия дрессировщика хищных зверей. -
Если уж ты сел за руль мотоцикла, то стоит ехать только очень быстро. -
Когда я читаю детектив, то мне часто хочется, чтобы преступник ушел от преследования. -
Иногда я просто не могу удержаться от смеха, когда слышу неприличную шутку. -
Я стараюсь избегать в разговоре выражений, которые могут смутить окружающих. -
Я часто огорчаюсь из-за мелочей. -
Когда мне возражают, я часто взрываюсь и отвечаю резко. -
Мне больше нравится читать о приключениях, чем о любовных историях. -
Чтобы получить удовольствие, стоит нарушить некоторые правила и запреты. -
Мне нравится бывать в компаниях, где в меру выпивают и веселятся. -
Меня раздражает, когда девушки курят. -
Мне нравится состояние, которое наступает, когда в меру и в хорошей компании выпьешь. -
Бывало, что у меня возникало желание выпить, хотя я понимал, что сейчас не время и не место. -
Сигарета в трудную минуту меня успокаивает. -
Мне легко заставить других людей бояться меня, и иногда ради забавы я это делаю. -
Я бы мог своей рукой казнить преступника, справедливо приговоренного к высшей мере наказания. -
Удовольствие - это главное, к чему следует стремиться в жизни. -
Я бы хотел поучаствовать в автомобильных гонках. -
Когда у меня плохое настроение, ко мне лучше не подходить. -
Иногда у меня бывает такое настроение, что я готов первым начать драку. -
Я могу вспомнить случаи, когда я был таким злым, что хватал первую попавшую под руку вещь и ломал ее. -
Я всегда требую, чтобы окружающие уважали мои права. -
Мне понравилось бы прыгать с парашютом. -
Вредное воздействие алкоголя и табака на человека сильно преувеличивают. -
Я редко даю сдачи, даже если кто-то ударит меня -
Я не получаю удовольствия от ощущения риска -
Когда человек в пылу спора прибегает к «сильным» выражениям, - это нормально. -
Я часто не могу сдержать свои чувства. -
Бывало, что опаздывал на уроки. -
Мне нравятся компании, где все подшучивают друг над другом. -
Секс должен занимать в жизни молодежи одно из главных мест. -
Часто я не могу удержаться от спора, если кто-то не согласен со мной. -
Иногда случалось, что я не выполнял школьное домашнее задание. -
Я часто совершаю поступки под влиянием минутного настроения. -
Мне кажется, что я не способен ударить человека. -
Люди справедливо возмущаются, когда узнают, что преступник остался безнаказанным. -
Бывает, что мне приходится скрывать от взрослых некоторые свои поступки. -
Наивные простаки сами заслуживают того, чтобы их обманывали. -
Иногда я бываю так раздражителен, что стучу по столу кулаком.