Файл: Сборник методических материалов для педагогов образовательных учреждений Содержание.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 178

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Профилактика экстремизма в подростково-молодежной среде.

Факторы экстремизма в подростково-молодежной среде (психологический аспект):

Основные задачи профилактики экстремизма:

Психолого-педагогическое просвещение родителей и обучающихся

Материалы к занятиям для обучающихся:

К теме 2. Экстремизм и терроризм. Административная и уголовная ответственность за проявления экстремизма (10-11 кл.)

Литература для педагогов по проблеме профилактики терроризма:

Воронина Е.А.

2.

Действия в экстремальной ситуации*

В семье.

На работе.

Угроза взрыва бомбы:

После взрыва бомбы:

Если начался пожар:

Если Ваш дом (квартира) оказались вблизи эпицентра взрыва:

Если Вы находитесь вблизи места совершения теракта:

Если Вас эвакуируют из дома:

В самолете:

Помощь жертвам:

Действия при угрозе совершения террористического акта:

Обнаружение подозрительного предмета, который может оказаться взрывным устройством.

Бомбы-ловушки.

Боеприпасы.

Получение информации об эвакуации.

Поступление угрозы по телефону.

Поступление угрозы в письменной форме.

Поведение в толпе.

Захват в заложники.

Помните: ваша цель – остаться в живых.

Профилактика вовлечения молодежи в неформальные группы деструктивной направленности

3.Гедонистическо-развлекательные:

Крылова Т.А.

Методика диагностики склонности

Инструкция к тесту

Тестовый материал

Описание шкал и их интерпретация.

Описание шкал и их интерпретация

Литература:

Крылова Т.А.


Выявление отдельных проявлений девиантного поведения, включающего вовлеченность в молодежные группы деструктивной направленности.
Выделим основные факторы риска возникновения асоциальных подростковых групп деструктивной направленности:

    • деформация в семейных отношениях, недостатки в учебно-воспитательной работе учреждений, предприятий, организаций;

    • нарушение нормального взаимодействия подростков с социальной средой, появление первичных форм дезадаптации и девиации, отсутствие у подростков твердых нравственных взглядов и убеждений;

    • перенос общественно-организаторской и коммуникативной активности подростков в сферу свободного общения, которое носит поисковый характер, и в связи с этим увеличение у них неформальной, стихийно возникающей, неорганизованной асоциальной деятельности и отношений;

    • постепенное отчуждение подростков от первичных социально полезных групп (семьи, класса, учебной группы).

Для эффективной деятельности по переориентации асоциальных групп необходимо не только знать особенности жизнедеятельности данной группы, но и иметь представление о причинах появления подобного рода групп.

Важно учитывать, что каждая группа оказывает сопротивление и даже принимает ответные контрмеры тем воспитательным воздействиям, которые направлены на пресечение ее деятельности или разрушение ее структуры.

Выделяются следующие личностные особенности подростка, которые повышают риск вовлечения в неформальные молодежные группы деструктивной направленности:

      • трудность формирования жизненных ориентиров, ценностей;

      • переживание собственной неуспешности;

      • трудности самопонимания, неадекватная самооценка;

      • отсутствие позитивных жизненных целей;

      • неумение взаимодействовать с окружающими;

      • неустойчивость эмоциональной сферы.

Решение данной проблемы будет более успешным при комплексном взаимодействии психолога, социального педагога с классными руководителями, родителями, другим значимым социальным окружением подростков.


Профессиональные возможности психолога позволяют выявить отдельные проявления девиантного поведения, включающего вовлеченность в молодежные группы деструктивной направленности. С этой целью может быть использована

«Методика диагностики к отклоняющемуся поведению» (Орел А.Н.). – см.: Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. – М.: Сфера, 2001, с. 293- 298.

Содержание методики включает шкалы, выявляющие следующие факторы риска:

  • склонность к аддиктивному поведению;

  • склонности к агрессии и насилию;

  • склонность к деликвентному поведению.

Диагностика и интерпретация результатов проводится педагогом-психологом.

По данным диагностики определятся «группа риска» подростков.

Методика диагностики склонности


к отклоняющемуся поведению (А.Н. Орел)
Назначение теста

Предлагаемая методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (СОП) является стандартизированным тест-опросником, предназначенным для измерения готовности (склонности) подростков к реализации различных форм отклоняющегося поведения. Опросник представляет собой набор специализированных психодиагностических шкал, направленных на измерение готовности (склонности) к реализации отдельных форм отклоняющегося поведения.

Методика предполагает учет и коррекцию установки на социально желательные ответы испытуемых.

Шкалы опросника делятся на содержательные и служебные. Содержательные шкалы направлены на измерение психологического содержания комплекса связанных между собой форм девиантного поведения, то есть социальных и личностных установок, стоящих за этими поведенческими проявлениями.

Служебная шкала предназначена для измерения предрасположенности испытуемого давать о себе социально-одобряемую информацию, оценки достоверности результатов опросника в целом, а также для коррекции результатов по содержательным шкалам в зависимости от выраженности установки испытуемого на социально-желательные ответы.

Необходимо также учитывать, что содержание и структура деликвентного поведения у юношей и девушек существенно отличаются и соответственно различаются пункты, входящие в шкалу деликвентности для женского и мужского видов методики.



Инструкция к тесту


Перед вами имеется ряд утверждений. Они касаются некоторых сторон вашей жизни, вашего характера, привычек. Прочтите первое утверждение и решите верно ли данное утверждение по отношению к вам.

    • Если верно, то на бланке ответов рядом с номером, соответствующим утверждению, в квадратике поставьте цифру «1».

    • Если оно неверно, то поставьте цифру «0»

    • Если вы затрудняетесь ответить, то постарайтесь выбрать вариант ответа, который все-таки больше соответствует вашему мнению.

Затем таким же образом отвечайте на все пункты опросника. Если ошибетесь, то зачеркните ошибочный ответ и поставьте тот, который считаете нужным. Помните, что вы высказываете собственное мнение о себе в настоящий момент.

Здесь не может быть «плохих» или «хороших», «правильных» или

«неправильных» ответов. Очень долго не обдумывайте ответов, важна ваша первая реакция на содержание утверждений. Отнеситесь к работе внимательно и серьезно.

Небрежность, а также стремление «улучшить» или «ухудшить» ответы приводят к недостоверным результатам.

В случае затруднений еще раз прочитайте эту инструкцию или обратитесь к тому, кто проводит тестирование. Не делайте никаких пометок в тексте опросника.

Тестовый материал


  1. Я предпочитаю одежду неярких, приглушенных тонов.

  2. Бывает, что я откладываю на завтра то, что должен сделать сегодня.

  3. Я охотно записался бы добровольцем для участи в каких-нибудь боевых действиях.

  4. Бывает, что я иногда ссорюсь с родителями.

  5. Тот, кто в детстве не дрался, вырастает «маменькиным сынком» и ничего не сможет добиться в жизни.

  6. Я бы взялся за опасную для жизни работу, если бы за нее хорошо платили.

  7. Иногда я ощущаю такое сильное беспокойство, что просто не могу усидеть на месте.

  8. Иногда бывает, что немного хвастаюсь.

  9. Если бы мне пришлось стать военным, то я хотел бы быть летчиком- истребителем.

  10. Я ценю в людях осторожность и осмотрительность.


11.Только слабые и трусливые люди выполняют все правила и законы.

12.Я предпочел бы работу, связанную с переменами и путешествиями, даже если она и опасна для жизни.

13.Я всегда говорю только правду.

  1. Если человек в меру и без вредных последствий употребляет возбуждающие и влияющие на психику вещества – это вполне нормально.

  2. Даже если я злюсь, стараюсь не прибегать к ругательствам.

  3. Я думаю, что мне бы понравилось охотиться на львов.

  4. Если меня обидели, то я обязательно должен отомстить.

18.Человек должен иметь право выпивать сколько он хочет и где он хочет.

  1. Если мой приятель опаздывает к назначенному времени, то я обычно сохраняю спокойствие.

  2. Мне обычно затрудняет работу требование сделать ее к определенному сроку.

  3. Иногда я перехожу улицу там, где удобнее, а не там, где положено.

  4. Некоторые правила и запреты можно отбросить, если испытываешь очень сильное сексуальное (половое) влечение.

  5. Я иногда не слушаюсь родителей.

  6. Если при покупке автомобиля мне придется выбирать между скоростью и безопасностью, то я выберу безопасность.

  7. Я думаю, что мне бы понравилось заниматься боксом.

  8. Если бы я мог свободно выбирать профессию, то стал бы дегустатором вин.

  9. Я часто испытываю потребность в острых ощущениях.

  10. Иногда мне хочется сделать себе больно.

  11. Мое отношение к жизни хорошо описывает пословица «Семь раз отмерь, один раз отрежь».

  12. Я всегда покупаю билеты в общественном транспорте.

  13. Среди моих знакомых есть люди, которые пробовали одурманивающие, токсические вещества.

  14. Я всегда выполняю обещания, даже если мне это невыгодно.

  15. Бывает, что мне так и хочется выругаться.

  16. Правы люди, которые в жизни следуют пословице: «Если нельзя, но очень хочется, то можно».

  17. Бывало, что я случайно попадал в драку после употребления спиртных напитков.

  18. Мне редко удается заставить себя продолжать работу после ряда обидных неудач.

  19. Если бы в наше время проводились бои гладиаторов, то я бы обязательно в них поучаствовал.

  20. Бывает, что я иногда говорю неправду.

  21. Терпеть боль назло всем иногда бывает даже приятно.

  22. Я лучше соглашусь с человеком, чем стану спорить.

  23. Если бы я родился в давние времена, то стал бы благородным разбойником.

  24. Если не другого выхода, то спор можно разрешить и дракой.

  25. Бывали случаи, когда мои родители, другие взрослые высказывали беспокойство по поводу того, что я немного выпил.

  26. Одежда должна с первого взгляда выделять человека среди других в толпе.

  27. Если в кинофильме нет ни одной приличной драки – это плохое кино.

  28. Когда люди стремятся к новым, необычным ощущениям и переживаниям – это нормально.

  29. Иногда я скучаю на уроках.

  30. Если меня кто-то случайно задел в толпе, то я обязательно потребую от него извинений.

  31. Если человек раздражает меня, то я готов высказать ему все, что о нем думаю.

  32. Во время путешествий и поездок я люблю отклоняться от привычных маршрутов.

  33. Мне бы понравилась профессия дрессировщика хищных зверей.

  34. Если уж ты сел за руль мотоцикла, то стоит ехать только очень быстро.

  35. Когда я читаю детектив, то мне часто хочется, чтобы преступник ушел от преследования.

  36. Иногда я просто не могу удержаться от смеха, когда слышу неприличную шутку.

  37. Я стараюсь избегать в разговоре выражений, которые могут смутить окружающих.

  38. Я часто огорчаюсь из-за мелочей.

  39. Когда мне возражают, я часто взрываюсь и отвечаю резко.

  40. Мне больше нравится читать о приключениях, чем о любовных историях.

  41. Чтобы получить удовольствие, стоит нарушить некоторые правила и запреты.

  42. Мне нравится бывать в компаниях, где в меру выпивают и веселятся.

  43. Меня раздражает, когда девушки курят.

  44. Мне нравится состояние, которое наступает, когда в меру и в хорошей компании выпьешь.

  45. Бывало, что у меня возникало желание выпить, хотя я понимал, что сейчас не время и не место.

  46. Сигарета в трудную минуту меня успокаивает.

  47. Мне легко заставить других людей бояться меня, и иногда ради забавы я это делаю.

  48. Я бы мог своей рукой казнить преступника, справедливо приговоренного к высшей мере наказания.

  49. Удовольствие - это главное, к чему следует стремиться в жизни.

  50. Я бы хотел поучаствовать в автомобильных гонках.

  51. Когда у меня плохое настроение, ко мне лучше не подходить.

  52. Иногда у меня бывает такое настроение, что я готов первым начать драку.

  53. Я могу вспомнить случаи, когда я был таким злым, что хватал первую попавшую под руку вещь и ломал ее.

  54. Я всегда требую, чтобы окружающие уважали мои права.

  55. Мне понравилось бы прыгать с парашютом.

  56. Вредное воздействие алкоголя и табака на человека сильно преувеличивают.

  57. Я редко даю сдачи, даже если кто-то ударит меня

  58. Я не получаю удовольствия от ощущения риска

  59. Когда человек в пылу спора прибегает к «сильным» выражениям, - это нормально.

  60. Я часто не могу сдержать свои чувства.

  61. Бывало, что опаздывал на уроки.

  62. Мне нравятся компании, где все подшучивают друг над другом.

  63. Секс должен занимать в жизни молодежи одно из главных мест.

  64. Часто я не могу удержаться от спора, если кто-то не согласен со мной.

  65. Иногда случалось, что я не выполнял школьное домашнее задание.

  66. Я часто совершаю поступки под влиянием минутного настроения.

  67. Мне кажется, что я не способен ударить человека.

  68. Люди справедливо возмущаются, когда узнают, что преступник остался безнаказанным.

  69. Бывает, что мне приходится скрывать от взрослых некоторые свои поступки.

  70. Наивные простаки сами заслуживают того, чтобы их обманывали.

  71. Иногда я бываю так раздражителен, что стучу по столу кулаком.