Файл: Контрольная работа тема Бизнеспроцессы Институт цифровых технологий управления и информационной безопасности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.12.2023

Просмотров: 268

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1.1 Что такое основной бизнес процесс простыми словами

1.2 История появления термина

1.3 Зачем нужны бизнес процессы

1.4 Отличие бизнес процессов от функций и стандартных процессов

1.5 Кто описывает бизнес процессы

1.6 Характеристики описания основных бизнес процессов

1.7 Уровни основных бизнес процессов

1.8 Классификация бизнес процессов

1.9 Описание бизнес процесса

1.10 Основные виды бизнес процессов

1.11 Правила описания бизнес-процесса

1.12 Уровни анализа

1.13 Этапы описания

1.14 Форматы описания бизнес процессов

1.15 Схема описания бизнес процессов

1.16 Создание и оптимизация бизнес процессов на предприятии

1.17 Управление бизнес процессами

1.18 Зарождение BPM

1.19 Модель зрелости BPM

1.20 Моделирование бизнес процессов

1.21 Нотации моделирования

1.22 В чем разница между нотациями

1.23 Платное и бесплатное программное обеспечение и сервисы для создания и описания модели бизнес процесса

1.24 Как рассчитать стоимость бизнес процесса

1.25 Внедрение бизнес процессов

1.26 Оптимизация бизнес процессов

1.27 Автоматизация бизнес процессов

1.28 Плюсы внедрения процессного управления

1.29 Реинжиниринг и постоянное совершенствование

1.30 Пример удачного анализа и оптимизации бизнес процессов

1.31 Ошибки при внедрении систем управления

1.32 Ситуации, когда бизнес процессы нужно описывать

1.33 Как бизнес процессы могут быть оптимизированы и усовершенствованы

2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

2.1 Общие сведения об оргранизации

2.2 Характеристика бизнес-процессов

2.3 Схематическое представление генерального бизнес-процесса

2.4 Схематическое представление генерального бизнес-процесса в нотации IDEF0 и DFD

2.5 Схематическое представление процесса в нотации EPC Нотация моделирования EPC (Event-driven Process Chain) ориентирована на построение алгоритмов взаимодействия в процессе выполнения конкретной работы. Её главными элементами являются: события, которые запускают или завершают работу; действия (работа), которая переводит систему из одного состояния в другое; исполнители работы; ресурсы и результаты работы (входы и выходы). Розовые фигуры – это события. Событие – это некоторое состояние, которое принимает система и определяет дальнейшее развитие одного или более бизнес-процессов. События могут активизировать функции или порождаться функциями.Зелёные элементы – функции или функциональные блоки. Функциональный блок – это действие или подпроцесс, выполняемый с целью получения заданного результата и перевода системы из одного состояния в другое. Порядок выполнения функций задается на диаграмме сверху-вниз.Так же хорошо улавливается информация об исполнителях каждой работы, которые отображаются с помощью желтых овалов. Этот элемент называется «Субъект», он обозначает исполнителей, владельцев или участников. В качестве субъектов могут быть прикреплены должности исполнителей, подразделения и роли.Помимо названных фигур на диаграмме используются серые прямоугольники или похожие на них фигуры, которые обозначают все многообразие используемых и создаваемых ресурсов и результатов в процессе. Если мы захотим отобразить передачу денег, то также должны будем воспользоваться серым прямоугольником.Все вышесказанное демонстрируется на рисунке 13: Рисунок 13 ̶ Основные элементы нотации EPCДля отображения логики переходов между функциями используются логические операторы, которые помогают конкретизировать условия выполнения параллельных работ или возникновения событий. Они показывают варианты слияния или ветвления как функций, так и событий. Логических операторов всего три: «И», «ИЛИ» и «Исключающее ИЛИ». В разных системах могут использоваться их разные графические обозначения[25]. Ниже описан процесс увольнения сотрудника в нотации EPC(рисунок 14). В нашем случае событие обозначается красным цветом, информация - синим. Рисунок 14 – Схема процесса увольнения в нотации EPC Рисунок 14 (продолжение) – Схема процесса увольнения в нотации EPC 2.6 Схематическое представление процесса утреннего пробуждения в нотации BPMN BPMN — аббревиатура от Business Process Model and Notation. Это система условных обозначений и их описания для моделирования бизнес-процессов.BPMN — одна из самых популярных нотаций для изображения бизнес-процессов в виде схем. Она широко применяется в России и за рубежом. Обучившись построению бизнес-процессов в ней, бизнес-аналитик точно будет востребован.Первая версия BPMN создана в 2004 году рабочей группой IBM. В 2010 году — дополнена и выпущена под названием BPMN 2.0. В неё добавили новые типы событий и диаграмм, устранили ошибки первой версии.Основные элементы:Процесс (задача, подпроцесс). Задача — действие или операция, у которых нет дальнейшей декомпозиции в рамках процесса. Подпроцесс — декомпозированный процесс, в который включено несколько задач.Событие. Показывает состояние, которое влияет на дальнейшее течение бизнес-процесса или контролирует его. Примеры событий — старт процесса, его завершение, смена статуса документа, получение сообщения(Рисунок 15). Рисунок 15 ‒ Элемент «событие»Шлюзы. Показывают слияния потоков управления в рамках процесса. Среди них выделяют: Параллельный шлюз — означает, что два процесса исполняются одновременно(рисунок 16). Читается как «И». Рисунок 16 ‒ Элемент «параллельный шлюз» Эксклюзивный шлюз — используют, чтобы обозначить ветвление потока управления на несколько альтернативных потоков, когда процесс зависит от выполнения условия(Рисунок 17). Читается как «ИЛИ». Рисунок 17 ‒ Элемент «эксклюзивный шлюз» Неэксклюзивный шлюз — применяют, чтобы показать ветвление потока управления на несколько других, когда процесс зависит от выполнения условий(рисунок 18). Читается как «И/ИЛИ». Рисунок 18 ‒ Элемент «неэксклюзивный шлюз»Объект данных. Показывает, какие объекты сопровождают выполнение процесса. Например, бумажный документ, электронный документ, информацию и так далее(рисунок 19). Рисунок 19 ‒ Элемент «объект данных»Потоки. Это стрелки, которые показывают движение по процессам и порядок их выполнения. Есть несколько видов потоков:Поток управления(рисунок 20) — показывает, в каком порядке выполняется процесс. Эти стрелки связывают между собой задачи, события и шлюзы. Рисунок 20 ‒ Элемент «поток управления»Поток сообщений(рисунок 21) — показывает передачу сообщений или объектов из одного процесса в другой. В нашем примере так показана связь между подготовкой заявки на подбор сотрудника и принятием этой заявки в работу. Рисунок 21 ‒ Элемент «поток сообщений»Ассоциация — показывает связи объектов данных и баз данных с процессами(рисунок 22).Например, задача «Проведение собеседования, заполнение листа оценки кандидата» связана с помощью ассоциации с документом, где хранится этот лист оценки. Рисунок 22 ‒ Элемент «ассоциация»Пулы (дорожки). Показывают участников бизнес-процессов. Например, должности, подразделения, роли, внешние субъекты(рисунок 23). Дорожка не может соответствовать системе или другим объектам — только людям[]. Рисунок 23 ‒ Элемент «пул»Ниже описан процесс увольнения сотрудника в нотации BPMN (рисунок 24) Рисунок 24 – Схема процесса утреннего пробуждения в нотации BPMN ЗАКЛЮЧЕНИЕ В результате проделанной работы были изучены основных понятия, принципы и методы управления бизнес процессами, а также были рассмотрены конкретных примеры их реализации а именно нотации: BPMN; EPC; DFD; IDEF0. В заключение можно отметить, что бизнес-процессы - это ключевой элемент успешного функционирования любой организации. Они помогают улучшать качество продукции или услуг, увеличивать эффективность и производительность, сокращать затраты и минимизировать риски. Правильное проектирование и управление бизнес-процессами является критически важным для достижения поставленных целей и конкурентоспособности организации. В современном мире, где изменения происходят очень быстро, графики производства сжимаются, а качество остается высоким, бизнес-процессы становятся еще более значимыми и необходимыми. Таким образом, успех предприятия зависит от того, насколько эффективно руководство может организовать и оптимизировать бизнес-процессы внутри компании. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 1. Как максимизировать эффективность вашего бизнеса с помощью трёх типов бизнес-процессов: [Электронный ресурс].  Режим доступа: https://vc.ru/offline/663343-kak-maksimizirovat-effektivnost-vashego-biznesa-s-pomoshchyu-treh-tipov-biznes-processov2. Comindware. Виды бизнес-процессов: [Электронный ресурс].  Режим доступа: https://www.comindware.ru/blog/business-process-types/#::text=%D0%9E%D1%81%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D1%8B%D0%BC%D0%B8%2C%20%D0%B8%D0%BB%D0%B8%20%D0%BE%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%BC%D0%B8%20%D0%B1%D0%B8%D0%B7%D0%BD%D0%B5%D1%81%2D%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%86%D0%B5%D1%81%D1%81%D0%B0%D0%BC%D0%B8,%D1%82%D0%B5%2C%20%D0%BA%D0%BE%D1%82%D0%BE%D1%80%D1%8B%D0%B5%20%D0%BE%D0%B1%D0%B5%D1%81%D0%BF%D0%B5%D1%87%D0%B8%D0%B2%D0%B0%D1%8E%D1%82%20%D0%B4%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%BD%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%83%D1%8E%20%D1%86%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C.3. Studeme.org. Краткая история и понятие управления бизнес- процессами: [Электронный ресурс].  Режим доступа: https://studme.org/37081/ekonomika/kratkaya_istoriya_ponyatie_upravleniya_biznes-_protsessami4. zvonobot.ru. Что такое бизнес-процессы и их описание: анализ, схема, модели + примеры: [Электронный ресурс].  Режим доступа: https://zvonobot.ru/blog/opisaniye-biznes-protsessov-chto-eto-analiz-skhema/5. iTeam. Бизнес-процессы — что это такое и в чём их особенности: [Электронный ресурс].  Режим доступа:6. Профгид. Специалист по бизнес-процессам: [Электронный ресурс].  Режим доступа: https://www.profguide.io/professions/specialist_po_biznes_processam.html 7. e-xecutive.ru. Бизнес-процесс: [Электронный ресурс].  Режим доступа: https://www.e-xecutive.ru/wiki/index.php/%D0%91%D0%B8%D0%B7%D0%BD%D0%B5%D1%81-%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%86%D0%B5%D1%81%D1%81#.D0.A5.D0.B0.D1.80.D0.B0.D0.BA.D1.82.D0.B5.D1.80.D0.B8.D1.81.D1.82.D0.B8.D0.BA.D0.B8_.D0.B1.D0.B8.D0.B7.D0.BD.D0.B5.D1.81-.D0.BF.D1.80.D0.BE.D1.86.D0.B5.D1.81.D1.81.D0.B08.Rich-c. Процессный подход к управлению: [Электронный ресурс].  Режим доступа: https://rich-c.ru/biznes-prozess1#z159. Классификация бизнес-процессов по Майклу Портеру.: [Электронный ресурс].  Режим доступа: https://academyopen.ru/media/lesson/material/%D0%9A%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%B8%D1%84%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F_%D0%B1%D0%B8%D0%B7%D0%BD%D0%B5%D1%81-%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%86%D0%B5%D1%81%D1%81%D0%BE%D0%B2_%D0%BF%D0%BE_%D0%9C%D0%B0%D0%B9%D0%BA%D0%BB%D1%83_%D0%9F%D0%BE%D1%80%D1%82%D0%B5%D1%80%D1%83.pdf10. BI Consult. Что такое бизнес-процесс. Описание бизнес-процесса: [Электронный ресурс].  Режим доступа: https://biconsult.ru/products/chto-takoe-biznes-process-opisanie-biznes-processa#::text=%D0%9E%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D0%B1%D0%B8%D0%B7%D0%BD%D0%B5%D1%81%2D%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%86%D0%B5%D1%81%D1%81%D0%B0%20%E2%80%93%20%D1%8D%D1%82%D0%BE%20%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5,%D0%B0%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D0%B0%20%D0%B8%20%D0%BE%D0%BF%D1%82%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8%20%D0%B8%D1%85%20%D0%BF%D0%BE%D1%81%D0%BB%D0%B5%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8.11. Deepvision. Виды бизнес процессов и их составляющие: [Электронный ресурс].  Режим доступа: https://deep-vision.one/knowledge/pravilnyj-biznes-process-eto-osnova-otlichnyx-rezultatov/12.Академия продаж. Описание бизнес-процессов: правила и способы: [Электронный ресурс].  Режим доступа: https://academy-of-capital.ru/blog/opisanie-biznes-protsessov/13. worksection. Как создать бизнес-процесс:пошаговый алгоритм | Worksection: [Электронный ресурс].  Режим доступа: https://worksection.com/blog/kak-sozdat-byznes-protsess-worksection.html14. ELMA. Анализ бизнес-процессов: [Электронный ресурс].  Режим доступа: https://www.elma-bpm.ru/journal/analiz-biznes-processov/#:

1.5 Кто описывает бизнес процессы


Специалист по бизнес-процессам - человек, отвечающий за разработку и оптимизацию бизнес-процессов предприятия. Он описывает, разрабатывает и оптимизирует бизнес-процессы предприятия[6].

Кроме того специалист должен:

  • подробно знать бизнес-анализ и основы работы с нотациями;

  • обладать информацией о процессах внутри предприятия;

  • уметь оптимизировать работу компании, в соответствии с поставленными задачами и устранять ошибки (по согласованию с руководителем)[4].

1.6 Характеристики описания основных бизнес процессов


Бизнес-процесс начинается с входа – стартового ресурса (комплектация, заказная заявка, поставки, любые другие материальные или информационные потоки, которые используются при выполнении бизнес-процесса). Входов может быть и несколько. Если вход – один, то это самый простой процесс.

Конечным результатом процесса является выход – готовая информация, услуги или товары (рисунок 1).

Бизнес-процесс имеет границы – начальные и конечные точки фиксации работ[7].



Рисунок 1 ‒ схема основных бизнес процессов

1.7 Уровни основных бизнес процессов


В рамках проведения структурного анализа системы бизнес-процессов организации  применяется принцип декомпозиции.  В процессе декомпозиции блок, отображающий организацию как единое целое, подвергается детализации на другой диаграмме.    Происходит постепенное разбиение сложного процесса верхнего уровня на составляющие его элементы (подпроцессы нижележащего уровня)[]. Все вышесказанное демонстрируется на рисунке 2.



Рисунок 2 ‒ Уровни основных бизнес процессов

1.8 Классификация бизнес процессов


Майкл Портер делит все бизнес-процессы компании на две группы.

  • Основные, или первичные — это те бизнес-процессы, которые непосредственно создают ценности для клиента.

  • Вспомогательные, или вторичные — это бизнес-процессы, которые обеспечивают работу основных бизнес-процессов, но сами по себе не создают ценности для клиента.


Основные (первичные) процессы:

  • Внутренняя логистика. Это все операции, связанные с хранением, учётом и управлением запасами ресурсов. Сюда относят складской учёт и складирование сырья, составление транспортных графиков, расчёты с поставщиками.

  • Производство. Это процессы, связанные с преобразованием сырья и комплектующих в готовый продукт. Сюда относятся техобслуживание оборудования, эксплуатация производственных площадей и помещений, ручная и машинная обработка, сборка, упаковка, тестирование готовой продукции.

  • Внешняя, или исходящая, логистика. Это операции по хранению и физической доставке продукта покупателям: складирование готовых изделий и их складской учёт, эксплуатация средств доставки, обработка заказов, составление графиков доставки, отгрузка и учёт отгрузки.

  • Маркетинг и продажи. Все процессы, связанные с реализацией продукта: реклама, выбор каналов сбыта, продвижение товара на рынке, квотирование, отношения со сбытовиками, ценообразование, мерчандайзинг.

  • Послепродажное обслуживание и сервис. Это оказание услуг, повышающих или поддерживающих ценность продукта: его установка и монтаж, ремонт, обучение персонала или покупателя, поставка компонентов и запчастей, наладка и настройка, работа с претензиями.

Вспомогательные (вторичные) процессы:

  • Закупки. Сюда относят процессы, связанные с приобретением товарно-материальных ценностей: поиск поставщиков, проведение тендеров, закупка сырья, запасов и расходных материалов.

  • Развитие технологии. Это процессы, связанные с совершенствованием продукта или процесса: научные исследования и разработки, исследование рынка, проектирование продукта, дизайн, исследование средств массовой информации, проектирование и совершенствование собственных производственных процессов, процедур обслуживания и так далее.

  • Управление человеческими ресурсами. Сюда относятся процессы, связанные с подбором, наймом, обучением, удержанием, оценкой, мотивацией, адаптацией персонала и оплатой его труда.

  • Поддержание инфраструктуры компании. Сюда входят такие процессы, как общее администрирование, планирование, финансирование, бухгалтерский учет, управленческий учет, отношения с правительством, управление качеством, юридическое обеспечение и так далее[9].


1.9 Описание бизнес процесса


Описание бизнес-процесса – это описание последовательности действий сотрудников при выполнении определенных действий в графическом и текстовом виде с целью регламентации действий в коллективе, анализа и оптимизации их последовательности.

И здесь необходимо понимать, что бизнес-процесс без описания не существует. Только в процессе описания появляется бизнес-процесс, т.е. невозможно реализовать одно без другого.

При этом все действия, которые описываются в бизнес-процессе, должны быть логичными, их последовательность должна приводить к определенной поставленной ранее цели.

Описание бизнес-процессов – работа творческая. Даже если вы описываете «то, что есть», все равно допускаются некоторые неточности, «сглаживаются» углы, какие-то действия упускаются для простоты восприятия. А если описывается «то, что должно быть», то здесь на основе существующего создается нечто новое. При этом бизнес-аналитик все же ограничен строгими рамками – правил, синтаксиса, логических ограничений[10].

1.10 Основные виды бизнес процессов


Существует 3 вида процессов(Рисунок 3):

  • Основные процессы. Направлены на производство товаров и услуг для конечного потребителя, т.е. именно для того, кто в итоге покупает и использует результаты процесса. Основные процессы создают добавочную стоимость. Результат процесса (его продукт) добавляет ценность конечному продукту.

  • Вспомогательные процессы. Этот вид бизнес-процессов обеспечивают всю компанию ресурсами и позволяет основным процессам выполнять свою работу.

  • Процессы управления. Это все процессы, связанные с вопросами управления ходом процесса, его результатами и организацией в целом.



Рисунок 3 ‒ Основные виды бизнес процессов

Иногда выделяют 4-ый вид процесса. Процессы совершенствования. Это процессы, направленные на улучшение хода и результатов процессов или деятельности компании[11].

1.11 Правила описания бизнес-процесса



Существуют строгие рамки и правила, которые определяют, можно ли назвать перечень действий описанием бизнес-процесса (в графической или текстовой форме) или нет:

  • Законченность. Бизнес-процесс должен четко отвечать на вопрос, стоящий перед ним. Если мы говорим о процессе продажи определенного товара или услуги, то бизнес-процесс должен полностью описывать действия, необходимые для получения указанного результата, и завершающегося именно таким результатом (с определенными допущениями, о которых я говорил выше).

  • Лаконичность. Бизнес-процесс должен сочетать в себе достаточность, т.е. описывать все необходимые этапы и действия, при этом быть максимально лаконичным для простоты восприятия. Помните, что человек воспринимает зрительно определенный объем информации, ограниченный, в том числе, определенным размером листа или экрана (это связано с особенностями зрения), а также числом элементов (возможности мозга также ограничены). Простой и лаконичный бизнес-процесс заказчик поймет, просто «охватив» схему взглядом. Сложный и перенасыщенный деталями придется изучать не один час просто для того, чтобы понять, что там отображено. Скорей всего, руководитель компании, который не является экспертом в работе отдельных подразделений, а также ограничен по количеству свободного времени, просто не будет изучать столь сложную конструкцию и не поймет сути даже самых выгодных предложений.

  • Использование общепризнанных нотаций. Не стоит изобретать собственные обозначения и правила. Используйте нотации, которыми пользуются во всем мире. Есть уже устоявшиеся, известные людям и, что также немаловажно, интуитивно понятные нотации. Они потому и стали популярны, что в процессе их создания и доработок постоянно тестировались на простоту, однозначность и удобство. Если вы будете использовать готовые нотации, вас будут понимать, воспринимать, как эксперта, да и сами правила нотаций уберегут вас от логических ошибок.

  • Все участники бизнес-процесса должны быть учтены и прямо указаны. И делать это необходимо без использования сносок с нумерациями, комментариях в объектах Swimm line (специальные сноски) и т.д. Этим нередко «грешат» любители создавать собственные конструкции вместо использования готовых нотаций. Где-то у них названия не помещаются, где-то им кажется, что длинное название в теле бизнес-процесса будет неудобным. В результате либо приходится искать в сносках, о ком именно идет речь, либо создатели таких бизнес-процессов просто забывают указать кого-то из участников.

  • Понятное потребителю описание. Самое главное – ваш потребитель, тот, кто будет читать эту нотацию, должен быстро и, в идеале, даже без ваших пояснений понимать описание бизнес-процесс.