Файл: Контрольная работа тема Бизнеспроцессы Институт цифровых технологий управления и информационной безопасности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.12.2023

Просмотров: 280

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1.1 Что такое основной бизнес процесс простыми словами

1.2 История появления термина

1.3 Зачем нужны бизнес процессы

1.4 Отличие бизнес процессов от функций и стандартных процессов

1.5 Кто описывает бизнес процессы

1.6 Характеристики описания основных бизнес процессов

1.7 Уровни основных бизнес процессов

1.8 Классификация бизнес процессов

1.9 Описание бизнес процесса

1.10 Основные виды бизнес процессов

1.11 Правила описания бизнес-процесса

1.12 Уровни анализа

1.13 Этапы описания

1.14 Форматы описания бизнес процессов

1.15 Схема описания бизнес процессов

1.16 Создание и оптимизация бизнес процессов на предприятии

1.17 Управление бизнес процессами

1.18 Зарождение BPM

1.19 Модель зрелости BPM

1.20 Моделирование бизнес процессов

1.21 Нотации моделирования

1.22 В чем разница между нотациями

1.23 Платное и бесплатное программное обеспечение и сервисы для создания и описания модели бизнес процесса

1.24 Как рассчитать стоимость бизнес процесса

1.25 Внедрение бизнес процессов

1.26 Оптимизация бизнес процессов

1.27 Автоматизация бизнес процессов

1.28 Плюсы внедрения процессного управления

1.29 Реинжиниринг и постоянное совершенствование

1.30 Пример удачного анализа и оптимизации бизнес процессов

1.31 Ошибки при внедрении систем управления

1.32 Ситуации, когда бизнес процессы нужно описывать

1.33 Как бизнес процессы могут быть оптимизированы и усовершенствованы

2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

2.1 Общие сведения об оргранизации

2.2 Характеристика бизнес-процессов

2.3 Схематическое представление генерального бизнес-процесса

2.4 Схематическое представление генерального бизнес-процесса в нотации IDEF0 и DFD

2.5 Схематическое представление процесса в нотации EPC Нотация моделирования EPC (Event-driven Process Chain) ориентирована на построение алгоритмов взаимодействия в процессе выполнения конкретной работы. Её главными элементами являются: события, которые запускают или завершают работу; действия (работа), которая переводит систему из одного состояния в другое; исполнители работы; ресурсы и результаты работы (входы и выходы). Розовые фигуры – это события. Событие – это некоторое состояние, которое принимает система и определяет дальнейшее развитие одного или более бизнес-процессов. События могут активизировать функции или порождаться функциями.Зелёные элементы – функции или функциональные блоки. Функциональный блок – это действие или подпроцесс, выполняемый с целью получения заданного результата и перевода системы из одного состояния в другое. Порядок выполнения функций задается на диаграмме сверху-вниз.Так же хорошо улавливается информация об исполнителях каждой работы, которые отображаются с помощью желтых овалов. Этот элемент называется «Субъект», он обозначает исполнителей, владельцев или участников. В качестве субъектов могут быть прикреплены должности исполнителей, подразделения и роли.Помимо названных фигур на диаграмме используются серые прямоугольники или похожие на них фигуры, которые обозначают все многообразие используемых и создаваемых ресурсов и результатов в процессе. Если мы захотим отобразить передачу денег, то также должны будем воспользоваться серым прямоугольником.Все вышесказанное демонстрируется на рисунке 13: Рисунок 13 ̶ Основные элементы нотации EPCДля отображения логики переходов между функциями используются логические операторы, которые помогают конкретизировать условия выполнения параллельных работ или возникновения событий. Они показывают варианты слияния или ветвления как функций, так и событий. Логических операторов всего три: «И», «ИЛИ» и «Исключающее ИЛИ». В разных системах могут использоваться их разные графические обозначения[25]. Ниже описан процесс увольнения сотрудника в нотации EPC(рисунок 14). В нашем случае событие обозначается красным цветом, информация - синим. Рисунок 14 – Схема процесса увольнения в нотации EPC Рисунок 14 (продолжение) – Схема процесса увольнения в нотации EPC 2.6 Схематическое представление процесса утреннего пробуждения в нотации BPMN BPMN — аббревиатура от Business Process Model and Notation. Это система условных обозначений и их описания для моделирования бизнес-процессов.BPMN — одна из самых популярных нотаций для изображения бизнес-процессов в виде схем. Она широко применяется в России и за рубежом. Обучившись построению бизнес-процессов в ней, бизнес-аналитик точно будет востребован.Первая версия BPMN создана в 2004 году рабочей группой IBM. В 2010 году — дополнена и выпущена под названием BPMN 2.0. В неё добавили новые типы событий и диаграмм, устранили ошибки первой версии.Основные элементы:Процесс (задача, подпроцесс). Задача — действие или операция, у которых нет дальнейшей декомпозиции в рамках процесса. Подпроцесс — декомпозированный процесс, в который включено несколько задач.Событие. Показывает состояние, которое влияет на дальнейшее течение бизнес-процесса или контролирует его. Примеры событий — старт процесса, его завершение, смена статуса документа, получение сообщения(Рисунок 15). Рисунок 15 ‒ Элемент «событие»Шлюзы. Показывают слияния потоков управления в рамках процесса. Среди них выделяют: Параллельный шлюз — означает, что два процесса исполняются одновременно(рисунок 16). Читается как «И». Рисунок 16 ‒ Элемент «параллельный шлюз» Эксклюзивный шлюз — используют, чтобы обозначить ветвление потока управления на несколько альтернативных потоков, когда процесс зависит от выполнения условия(Рисунок 17). Читается как «ИЛИ». Рисунок 17 ‒ Элемент «эксклюзивный шлюз» Неэксклюзивный шлюз — применяют, чтобы показать ветвление потока управления на несколько других, когда процесс зависит от выполнения условий(рисунок 18). Читается как «И/ИЛИ». Рисунок 18 ‒ Элемент «неэксклюзивный шлюз»Объект данных. Показывает, какие объекты сопровождают выполнение процесса. Например, бумажный документ, электронный документ, информацию и так далее(рисунок 19). Рисунок 19 ‒ Элемент «объект данных»Потоки. Это стрелки, которые показывают движение по процессам и порядок их выполнения. Есть несколько видов потоков:Поток управления(рисунок 20) — показывает, в каком порядке выполняется процесс. Эти стрелки связывают между собой задачи, события и шлюзы. Рисунок 20 ‒ Элемент «поток управления»Поток сообщений(рисунок 21) — показывает передачу сообщений или объектов из одного процесса в другой. В нашем примере так показана связь между подготовкой заявки на подбор сотрудника и принятием этой заявки в работу. Рисунок 21 ‒ Элемент «поток сообщений»Ассоциация — показывает связи объектов данных и баз данных с процессами(рисунок 22).Например, задача «Проведение собеседования, заполнение листа оценки кандидата» связана с помощью ассоциации с документом, где хранится этот лист оценки. Рисунок 22 ‒ Элемент «ассоциация»Пулы (дорожки). Показывают участников бизнес-процессов. Например, должности, подразделения, роли, внешние субъекты(рисунок 23). Дорожка не может соответствовать системе или другим объектам — только людям[]. Рисунок 23 ‒ Элемент «пул»Ниже описан процесс увольнения сотрудника в нотации BPMN (рисунок 24) Рисунок 24 – Схема процесса утреннего пробуждения в нотации BPMN ЗАКЛЮЧЕНИЕ В результате проделанной работы были изучены основных понятия, принципы и методы управления бизнес процессами, а также были рассмотрены конкретных примеры их реализации а именно нотации: BPMN; EPC; DFD; IDEF0. В заключение можно отметить, что бизнес-процессы - это ключевой элемент успешного функционирования любой организации. Они помогают улучшать качество продукции или услуг, увеличивать эффективность и производительность, сокращать затраты и минимизировать риски. Правильное проектирование и управление бизнес-процессами является критически важным для достижения поставленных целей и конкурентоспособности организации. В современном мире, где изменения происходят очень быстро, графики производства сжимаются, а качество остается высоким, бизнес-процессы становятся еще более значимыми и необходимыми. Таким образом, успех предприятия зависит от того, насколько эффективно руководство может организовать и оптимизировать бизнес-процессы внутри компании. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 1. Как максимизировать эффективность вашего бизнеса с помощью трёх типов бизнес-процессов: [Электронный ресурс].  Режим доступа: https://vc.ru/offline/663343-kak-maksimizirovat-effektivnost-vashego-biznesa-s-pomoshchyu-treh-tipov-biznes-processov2. Comindware. Виды бизнес-процессов: [Электронный ресурс].  Режим доступа: https://www.comindware.ru/blog/business-process-types/#::text=%D0%9E%D1%81%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D1%8B%D0%BC%D0%B8%2C%20%D0%B8%D0%BB%D0%B8%20%D0%BE%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%BC%D0%B8%20%D0%B1%D0%B8%D0%B7%D0%BD%D0%B5%D1%81%2D%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%86%D0%B5%D1%81%D1%81%D0%B0%D0%BC%D0%B8,%D1%82%D0%B5%2C%20%D0%BA%D0%BE%D1%82%D0%BE%D1%80%D1%8B%D0%B5%20%D0%BE%D0%B1%D0%B5%D1%81%D0%BF%D0%B5%D1%87%D0%B8%D0%B2%D0%B0%D1%8E%D1%82%20%D0%B4%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%BD%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%83%D1%8E%20%D1%86%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C.3. Studeme.org. Краткая история и понятие управления бизнес- процессами: [Электронный ресурс].  Режим доступа: https://studme.org/37081/ekonomika/kratkaya_istoriya_ponyatie_upravleniya_biznes-_protsessami4. zvonobot.ru. Что такое бизнес-процессы и их описание: анализ, схема, модели + примеры: [Электронный ресурс].  Режим доступа: https://zvonobot.ru/blog/opisaniye-biznes-protsessov-chto-eto-analiz-skhema/5. iTeam. Бизнес-процессы — что это такое и в чём их особенности: [Электронный ресурс].  Режим доступа:6. Профгид. Специалист по бизнес-процессам: [Электронный ресурс].  Режим доступа: https://www.profguide.io/professions/specialist_po_biznes_processam.html 7. e-xecutive.ru. Бизнес-процесс: [Электронный ресурс].  Режим доступа: https://www.e-xecutive.ru/wiki/index.php/%D0%91%D0%B8%D0%B7%D0%BD%D0%B5%D1%81-%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%86%D0%B5%D1%81%D1%81#.D0.A5.D0.B0.D1.80.D0.B0.D0.BA.D1.82.D0.B5.D1.80.D0.B8.D1.81.D1.82.D0.B8.D0.BA.D0.B8_.D0.B1.D0.B8.D0.B7.D0.BD.D0.B5.D1.81-.D0.BF.D1.80.D0.BE.D1.86.D0.B5.D1.81.D1.81.D0.B08.Rich-c. Процессный подход к управлению: [Электронный ресурс].  Режим доступа: https://rich-c.ru/biznes-prozess1#z159. Классификация бизнес-процессов по Майклу Портеру.: [Электронный ресурс].  Режим доступа: https://academyopen.ru/media/lesson/material/%D0%9A%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%B8%D1%84%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F_%D0%B1%D0%B8%D0%B7%D0%BD%D0%B5%D1%81-%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%86%D0%B5%D1%81%D1%81%D0%BE%D0%B2_%D0%BF%D0%BE_%D0%9C%D0%B0%D0%B9%D0%BA%D0%BB%D1%83_%D0%9F%D0%BE%D1%80%D1%82%D0%B5%D1%80%D1%83.pdf10. BI Consult. Что такое бизнес-процесс. Описание бизнес-процесса: [Электронный ресурс].  Режим доступа: https://biconsult.ru/products/chto-takoe-biznes-process-opisanie-biznes-processa#::text=%D0%9E%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D0%B1%D0%B8%D0%B7%D0%BD%D0%B5%D1%81%2D%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%86%D0%B5%D1%81%D1%81%D0%B0%20%E2%80%93%20%D1%8D%D1%82%D0%BE%20%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5,%D0%B0%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D0%B0%20%D0%B8%20%D0%BE%D0%BF%D1%82%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8%20%D0%B8%D1%85%20%D0%BF%D0%BE%D1%81%D0%BB%D0%B5%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8.11. Deepvision. Виды бизнес процессов и их составляющие: [Электронный ресурс].  Режим доступа: https://deep-vision.one/knowledge/pravilnyj-biznes-process-eto-osnova-otlichnyx-rezultatov/12.Академия продаж. Описание бизнес-процессов: правила и способы: [Электронный ресурс].  Режим доступа: https://academy-of-capital.ru/blog/opisanie-biznes-protsessov/13. worksection. Как создать бизнес-процесс:пошаговый алгоритм | Worksection: [Электронный ресурс].  Режим доступа: https://worksection.com/blog/kak-sozdat-byznes-protsess-worksection.html14. ELMA. Анализ бизнес-процессов: [Электронный ресурс].  Режим доступа: https://www.elma-bpm.ru/journal/analiz-biznes-processov/#:

1.30 Пример удачного анализа и оптимизации бизнес процессов


На предприятии по производству молочной продукции был проведен анализ управления процессами. В ходе него были выявлены проблемы:

  • долгая доставка до прилавков магазинов, продукция доходила до потребителей несвежей, что изменило отношение покупателей к бренду;

  • простой производственного цеха из-за задержек поставки молока.

После этого были сформулированы задачи:

  • Уменьшить срок доставки товара до 5 ч.

  • Обеспечить своевременную доставку молока в цеха.

Оптимизация процесса позволила предпринять меры:

  • Сменить поставщика молока.

  • Приобрести дополнительные автомобили для оперативной отправки продукции и нанять водителей[4].

1.31 Ошибки при внедрении систем управления


1. Формальное отношение к разработке и внедрению системы (например, только ради получения сертификата). Вероятными причинами этого является незаинтересованная позиция руководителя предприятия (нарушение принципа лидерства руководства). Чаще всего это связано с тем, что руководство не прошло специальной подготовки по СМК(Система менеджмента качества) и не может увидеть перспективные возможности использования СМК в управлении организацией (предприятием).

2. Представитель руководства по качеству не имеет соответствующего статуса и/или не наделен достаточными полномочиями для надзора за процессами создания, введения и функционирования СМК, что затрудняет процесс разработки и внедрения СМК.

3. Руководство организации не доводит до сотрудников свою стратегию в области качества и связанные с ее реализацией рабочие планы (нарушение принципа вовлечения персонала), что вызывает отсутствие у персонала мотивации к активной деятельности по внедрению СМК, так как работник не видит связи своей деятельности с целью организации в области качества.

4. Самоустранение руководителя от анализа и оценки результативности и эффективности СМК, перекладывание всей ответственности на нижестоящих работников, что ведет к снижению статуса СМК и невозможности ее эффективного использования в управлении организацией.

5. Руководители и работники не ориентируются в документации СМК, не могут продемонстрировать ее работоспособность. Эта ситуация может быть обусловлена следующими причинами: разработка и внедрение документации СМК выполнялись силами приглашенных внешних
экспертов без участия специалистов организации; документация СМК была позаимствована («списана») у организаций, родственных по специфике производственной деятельности.

6. Отсутствие в СМК всех необходимых документов для документального описания и/или практической реализации требований, установленных ИСО 9001:2000 (ГОСТ Р ИСО 9001-2001). Причина может заключаться в том, что СМК создавалась силами специалистов, не прошедших обучение и не владеющих в достаточной мере техникой применения стандартов ИСО серии 9000.

7. Наличие большого числа документированных процедур, дублирующих друг друга. Чрезмерное документирование СМК, обусловленное излишней детализацией в документах и излишним количеством отчетных документов, дублирующих друг друга, наличие перегруженных бланков, содержащих пункты, не вытекающие из обязательных требований ИСО 9000.

8. До персонала не доводится важность политики, целей в области качества и удовлетворения требований потребителя. Это может быть следствием формального отношения руководства к СМК и/или недостаточно четким определением полномочий ответственного представителя руководства по качеству.

9. Неудовлетворительная разработка документов СМК:

  • отсутствие утвержденных целей в области качества по уровням управления организации;

  • нечетко сформулированная Политика в области качества (формальный характер, невозможность трансформирования в конкретные цели и задачи подразделений, не указаны методы решения задач и гарантийные обязательства руководства);

  • Руководство по качеству не соответствует предъявляемым к этому документу требованиям (не отражает структуру организации, распределение полномочий и ответственности, не содержит схемы взаимодействия процессов, не согласовано с другими документами СМК, не раскрывает функциональных связей между структурными подразделениями, не определяет структуру и состав документов СМК по иерархическим уровням и т.д.);

  • документы, регламентирующие внутренние проверки СМК, носят формальный характер и неполно описывают процедуру;

  • отсутствие четкой классификации, структуризации и описания процессов с определением владельцев и руководителей процессов;

  • процедура по управлению документацией описана не достаточно полно (из сферы управления выпадают документы внешнего происхождения, законодательные документы, нормативные и технические документы, не определена процедура проверки документов на адекватность до их издания, пересмотра и актуализации документов СМК, сроки и условия хранения, порядок защиты, восстановления и изъятия записей о качестве и т.д.)[22].


1.32 Ситуации, когда бизнес процессы нужно описывать


Обычно описание процессов требуется, когда компания только создается. Но иногда и длительно существующий бизнес нуждается в трансформации:

  • Резкий рост объемов производства. В период развития возрастает нагрузка на предприятие, нанимаются новые сотрудники, расширяется ассортимент. При наличии описанных процессов все эти действия упорядочены и доступны для всех новых работников. Управление осуществляется более эффективно.

  • Производство, требующее сложных, многоэтапных действий. Каждое из них должно быть четко описано.

  • Открытие новых филиалов по франшизе. Без описания процессов это сделать нельзя, у партнеров должны быть четкие инструкции с полной детализацией рабочего процесса, чтобы применять его на практике.

  • Оптимизация финансов, уменьшение расходов на выпуск товаров, выявление ненужных трат.

  • Подготовка к дальнейшему развитию предприятия, его расширению[4].

1.33 Как бизнес процессы могут быть оптимизированы и усовершенствованы


Каждое успешное предприятие должно подстраиваться под меняющиеся экономические условия. По мере изменений спроса, климата, финансирования, открытия конкурентов важно вовремя корректировать рабочий процесс, оптимизировать управление бизнес процессами.

Оптимизация позволяет повысить эффективность деятельности компании и еще поднять на новую ступень систему управления. Она обеспечивает гибкость в изменчивой внешней и внутренней среде, а значит, предприятие всегда будет функционировать.

Если в процессе развития компании применяют прежние способы управления, со временем руководитель заметит, что они стали неэффективны. Это происходит, когда расширяется ассортимент продукции, меняется структура или объемы производства.

Помимо этого оптимизация требуется, когда нужно:

  • улучшить уже существующую систему управления процессами;

  • расширить производство;

  • снизить производственную мощность;

  • улучшить сервис;

  • повысить качество товара;

  • сократить штат без потери качества;

  • повысить конкурентоспособность;

  • повысить эффективность отдельных подразделений[4].



2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

2.1 Общие сведения об оргранизации


Название компании: Conduit of blueheart Interactive Entertainment.

Conduit of blueheart Interactive Entertainment является игровой компанией, специализирующейся на разработке мультиплатформенных видеоигр.

Conduit of blueheart сегодня — это дружная команда высококвалифицированных специалистов, любящих игры и игровую индустрию.

Запускать еще более крутые игры, предоставлять нашим пользователям еще более качественный сервис, становиться еще более продвинутыми специалистами своего дела — это то, к чему наша команда стремится каждый день.

Мы ценим:

  • Свободу. Мы свободно высказываем свое мнение, открыто общаемся друг с другом и с пониманием относимся к любым видам личного самовыражения.

  • Открытость. Мы открыты для экспериментов, готовы идти на разумный риск и давать второй шанс, чтобы достичь успешных результатов.

  • Ответственность. Мы ценим и поддерживаем ответственный подход к любой задаче.

  • Развитие. Мы верим, что личное развитие — лучший путь для развития всей компании, и всеми способами поддерживаем профессиональный рост коллег по команде.

  • Увлеченность. Мы считаем, что это — тот самый «пятый элемент», который делает нашу работу эффективной, а жизнь захватывающей.

  • Главный офис компании расположен в России, город Екатеринбург.

  • Сфера деятельности: индустрия компьютерных видеоигр

Подразделения:

  • Conduit of blueheart Studios – подразделение, управляющее разработкой компьютерных игр в собственных и сторонних студиях.

  • Conduit of blueheart Studios Mobile -  подразделение, отвечающее за разработку игр на мобильных устройствах.

  • Conduit of blueheart PC -  подразделение, отвечающее за разработку игр на персональных компьютерах

Сейчас мобильная разработка - это приоритетное направление. Создание этих игр полностью происходит внутри компании. Продюсеры придумывают ключевые фичи игры, и передают их геймдизайнерам, которые детально продумывают и описывают будущую игру. Дальше задачу подхватывают разработчики и художники (и еще моделлеры, если это 3D-игра) - они, опираясь на документацию, полностью создают игру и готовят рекламные материалы - скриншоты и иконки. Затем игра переходит к тестировщикам, которые становятся первыми игроками наших приложений и проверяют качество игры. И после этого маркетологи готовят описание, публикуют игру в сторах и анализируют данные по скачиваниям и доходам.