Файл: Учебное пособие клиническое обследование больного терапевтического профиля и методика написания истории болезни на кафедре пропедевтики внутренней медицины.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.12.2023
Просмотров: 698
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
II. Жалобы больного (Molestiae aegroti)
Ш. История настоящего заболевания (Anamnesis morbi)
ІV. Анамнез жизни (Anamnesis vitae)
ОБЪЕКТИВНОЕ ФИЗИЧЕСКОЕ (ФИЗИКАЛЬНОЕ) ОБСЛЕДОВАНИЕ
І. Общий осмотр больного (Inspectio aegroti generalis):
- внешние проявления сосудистых изменений: сосудистые
определение нижних границ легких по топографическим линиям:
Исследование живота и органов брюшной полости
Поверхностная (ориентировочная) пальпация
ГУ «Луганский государственный медицинский университет» Кафедра пропедевтики внутренней медицины
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ
«КЛИНИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ БОЛЬНОГО ТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ И МЕТОДИКА
НАПИСАНИЯ ИСТОРИИ БОЛЕЗНИ НА КАФЕДРЕ ПРОПЕДЕВТИКИ ВНУТРЕННЕЙ МЕДИЦИНЫ»
для студентов 2 и 3 курсов медицинских факультетов высших медицинских учебных заведений
ІVуровня аккредитации
УДК 616-053.2-07
Иванова Л.Н. Клиническое обследование больного терапевтического профиля и методика написания истории болезни на кафедре пропедевтики внутренней медицины: учебное пособие / Л.Н. Иванова, Е.В. Пилиева, Ю.В. Сидоренко. – Луганск: ГУ «Луганский государственный медицинский университет», 2015. – 85 с.
Учебное пособие написано в соответствии с рабочими программами по специальности «Лечебное дело» и «Педиатрия». В представленном учебном пособии приведен алгоритм клинического обследования больного терапевтического профиля и методика написания истории болезни на кафедре пропедевтики внутренней медицины. Учебное пособие предназначено для студентов 2-3 курсов медицинских факультетов высших медицинских учебных заведений ІV уровня аккредитации.
Рецензенты:
Коломиец В.И. – доктор медицинских наук
, профессор, заведующий кафедрой факультетской терапии
Давидчук Г.Н. – доктор медицинских наук, профессор, заведующая кафедрой пропедевтики педиатрии с уходом за больными
Учебное пособие утверждено на заседании Ученого Совета ГУ
«Луганский государственный медицинский университет», протокол № 8 от 01.10.2015 г. Ответственный за выпуск: проректор по научно-педагогической работе ГУ «Луганский государственный медицинский университет» к.мед.н., доцент В.В. Бибик
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 2
РАССПРОС БОЛЬНОГО
І. Общие сведения о больном (паспортная часть) 6
II. Жалобы больного 7
Ш. История настоящего заболевания 14
ІV. Анамнез жизни 17
ОБЪЕКТИВНОЕ ФИЗИЧЕСКОЕ (ФИЗИКАЛЬНОЕ) ОБСЛЕДОВАНИЕ
І. Общий осмотр больного 21
-
Осмотр отдельных частей туловища 23 -
Система дыхания 27 -
Сердечно-сосудистая система 31 -
Исследование живота и органов брюшной полости 37
Вывод к фрагменту истории болезни 44
Контрольные вопросы 47
Ситуационные задачи 54
Тестовые задания 73
Список рекомендованной литературы 85
ИСТОРИЯ БОЛЕЗНИ №
фамилия, имя, отчество (полностью)
Профильное отделение, № палаты.
Куратор-студент фамилия, имя, отчество
курсагруппыфакультета Дата курации « » 20 г.
РАССПРОС БОЛЬНОГО
І. Общие сведения о больном (паспортная часть — pars officialis) Фамилия, имя, отчество ВозрастПол Место работы Должность ОбразованиеПрофессия (если больной пенсионер, отметить причину выхода на пенсию: по
возрасту, в связи с болезнью; в случае инвалидности - указать дату ее установления, группу инвалидности, а также основную трудовую деятельность перед выходом на пенсию или инвалидность)
Домашний адрес и контактный телефон (данные предоставляются пациентом лишь в случае его согласия)
Дата поступления в клинику Особенности поступления: по направлению поликлиники, доставлен машиной скорой помощи, перевод из другого отделения или больницы
(клиники), самообращение.
II. Жалобы больного (Molestiae aegroti)
Для выяснения жалоб больного необходимо предоставить возможность пациенту самостоятельно полностью (без вмешательства врача) изложить информацию. Для этого целесообразно первый вопрос сформулировать в такой форме: что вас тревожит или на что вы жалуетесь относительно собственного здоровья? В процессе ответа пациента следует тактично корригировать его рассказ дополнительными вопросами, уточнениями, в то же время фиксировать ответы в виде предварительных письменных заметок.
Если больной излагает жалобы непоследовательно или поверхностно, стоит путем деликатного вмешательства в его информацию более настойчиво выяснить отдельные детали. Зато, в случае особенной говорливости больных, особенно, когда изложение информации изобилует повторами, а также фактами, которые не имеют отношения к предмету этого раздела анамнеза, следует в деликатной форме скорректировать такую информацию и направлять ее в конкретное, лаконичное и целеустремленное русло. При формировании этого раздела истории болезни следует полученные данные систематизировать в четкой последовательности. В случае невозможности языкового общения с пациентом (потеря сознания, тяжелое состояние) такую информацию о больном (потерпевшем) предоставляют его родственники, свидетели, доверенные лица.
Различают две группы жалоб: основные и второстепенные. Сначала необходимо выяснить основные жалобы, то есть те, по поводу которых он обратился за медицинской помощью. При описании каждой жалобы необходимо детально осветить ее конкретные особенности (выраженность, периодичность, длительность, иррадиация, причины появления и исчезновения, связь с другими жалобами), другие характеристики.
После этого необходимо применить методику дополнительного расспроса по системам, потому, что больной может не обратить внимания на
некоторые ощущения или забыть о них, а для
постановки диагноза они могут играть существенную роль.
После полного опроса осуществляется запись выявленных жалоб. На первом месте излагаются основные жалобы, то есть те, что больше всего тревожат больного и заставили его обратиться к врачу, а потом второстепенные, которым больной придает меньшее значение. При этом жалобы должны излагаться последовательно, желательно по системам, с необходимой детализацией.
Если со стороны какой-либо системы жалоб нет, то этот раздел опускается. Писать о том, что со стороны той или другой системы жалоб нет, не надо.
В связи с тем, что студенту в начале изучения дисциплины неизвестны возможные жалобы при поражении отдельных систем, мы приводим методику опроса по системам.
Жалобысостороныоргановдыхания
Дыхание:через нос свободное, затрудненное. Выделения из носа (количество, характер, запах), причина появления насморка. Hocoвые кровотечения, частота, длительность, интенсивность, причины появления.
Одышка:характер (постоянная, периодическая, приступообразная), длительность, интенсивность, время появления. При каких условиях усиливается (физическое напряжение, определенное положение тела, прием пищи и тому подобное), от чего уменьшается.
Бывают или нет приступы удушья, характер, длительность, чем сопровождаются.
Кашель: частота, интенсивность, характер (сухой, влажный). Причины появления, частота, в каком количестве выделяется мокрота, ее вид, цвет,