Файл: Анализ ассортимента и оценка качества молока и сливок.docx
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 1323
Скачиваний: 20
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1 Теоретические основы молока и сливок
1.1 Молочные продукты: понятие, классификация, ассортимент и сущность
1.2 Упаковка, маркировка и транспортирование молочных продуктов
1.3 Методы анализа ассортимента и оценки качества молока и сливок
1.4 Состояние и перспективы развития рынка молочных продуктов в РФ
2.1 Характеристика организации ООО "МЕТРО Кэш энд Керри"
2.2 Линейка и анализ ассортимента ООО "МЕТРО Кэш энд Керри"
2.3 Оценка качества молока и сливок на примере ООО "МЕТРО Кэш энд Керри"
1.4 Состояние и перспективы развития рынка молочных продуктов в РФ
Рынок молока и молочных продуктов является одним из стратегических рынков продовольствия. Его развитие тесно взаимосвязано с состоянием сельскохозяйственных организаций – производителей молока, так как сырое молоко является основным ресурсом для производства продукции молочной отрасли и составляет более половины себестоимости конечной продукции. При вступлении России в ВТО повысились требования к качеству молока и молочной продукции, то есть продукция должна быть конкурентоспособной. Конкурентоспособность продукции можно определить как совокупность потребительских свойств сельскохозяйственной продукции, характеризующих ее отличие от товара конкурента по степени удовлетворения потребителей при сохранении средней рыночной цены.
Некоторые предприятия молочной промышленности не ограничиваются отдельными продуктами, а выпускают целую линейку функциональной продукции, объединенную торговой маркой. Так, например, ОАО «Челябинский городской молочный комбинат» выпускает ассортиментную линейку заквасок с разными вкусами, объединенных торговой маркой «Первый вкус» – классическую, со злаками, черника – ежевика, мюсли – чернослив, клюква – брусника, на томленом молоке.
Но в большинстве своем молочные комбинаты ограничиваются традиционным ассортиментом: молоко, кефир, бифидок, ряженка, сметана, снежок, творог, масло, глазированные сырки, три – пять вкусов йогуртов. Сюда можно отнести ОАО «Чебаркульский молочный комбинат», который выпускает стандартный ассортимент кисломолочной продукции: биойогурт, кефир, зерненый творог, сметана, бифидок и ряженка.
Разнообразием продукции могут поразить только компании-лидеры, располагающие сетью филиалов и сильными брендами, здесь необходимо отметить несколько региональных производителей, способных составить конкуренцию лидерам – ОАО «Магнитогорский молочный комбинат», ОАО «Челябинский городской молочный комбинат». Еще одно направление расширения ассортимента – это национальные продукты: тан, айран. Их выпускают «Кореновский молочно-консервный комбинат» в Краснодарском крае (тан, айран, мацони), «Аллат» в Башкирии (тан, 18 корот, айран), богатый выбор предлагает «Вамин Татарстан» – катык, кумыс, тан, айран-су разной жирности, упакованные в пэт-бутылки, пюр-пак, стаканы, пакеты.
При вырабатывании торгового ассортимента компании используют разные пути. Организовывают несколько продуктовых линеек под разнообразными торговыми марками, как скажем «Челябинский городской молочный комбинат» («Первый вкус», «Семь гномов»), которые обычно представляют различные ценовые категории продукта. Второй вариант – это производство всего ассортимента под единой торговой маркой, а упаковки продукта при этом объединены единым стилевым оформлением: ОАО «Челябинский городской молочный комбинат («Первый вкус»), ОАО «Чебаркульский молочный комбинат» («Из Чебаркуля»), ОАО «Южноуральский молочный завод» («ТД Сметанин»). Наиболее популярными видами упаковки являются пакеты (для недорогой продукции с небольшим сроком хранения), пюр-пак и Тетра-Пак (для молока с длительным сроком хранения). Большинство производителей добавили в свой ассортимент традиционные продукты в Пэт-бутылках. Удачным решением, позволившим «освежить» ассортимент, стала упаковка «кувшинчик» или leanpack. Первоначально предполагалось, что она займет промежуточную позицию между пакетами и картонными коробками, но на практике оказалось, что продукция в «кувшинчиках» сравнима по цене с той, что продается в коробках.
Одна из основных тенденций – разнообразие объемов. Теперь покупатели могут выбрать упаковку от индивидуальной (0,2 – 0,33 литра) до семейной (1,5 – 2 литра). В целом, на рынке кисломолочной продукции действуют несколько крупных компаний, которые задают направление развития, а остальные следуют за ними. Многие западные компании уже производят продукцию в России, открывая собственные производственные площадки и контрактные производства. В этом отношении характерен список крупнейших производителей продукции. Крупнейшие российские компании, производители кисломолочной продукции, это:
– ОАО "Вимм-Билль-Данн"
– ООО "Данон индустрия"
– ЗАО Фирма "Агрокомплекс"
– ООО "Кампина"
– ОАО МК "Воронежский"
– ОАО "Иркутский МЖК".
Вступление в ВТО облегчило доступ на российский рынок крупным зарубежным компаниям, имеющим ряд преимуществ: крупные бюджеты на рекламу, доступ к технологиям, налаженная система сбыта, значительный опыт. Однако, отечественные производители имеют возможность доставлять потребителю самую свежую продукцию. Небольшие сроки хранения продукции обуславливают размещение
производства поблизости от конечного потребителя, а покупатели зачастую предпочитают продукцию местного производителя известным общероссийским брендам.
Поставки кисломолочной продукции, занимают около 5 % физического объема импорта. Подавляющая часть кисломолочной продукции ввозимой в Россию, производится в Белоруссии. Доминирование Белоруссии в физическом объеме импорта кисломолочных продуктов во многом связано с невысокими ценами на собственную продукцию. Белорусские производители имеют значительную государственную поддержку: находящиеся в государственной собственности сельскохозяйственные предприятия объединены в крупные агрохолдинги, закупочные цены на сырье жестко контролируются, предприятия имеют доступ к кредитным ресурсам с очень небольшой процентной ставкой, процессы производства субсидируются на многих уровнях. Именно поэтому белорусская продукция имеет столь невысокую стоимость, а ее цена на российском рынке получается ниже отечественной. Что касается экспорта кисломолочной продукции из России, то он совсем невелик и составляет, по расчетам аналитиков Global Reach Consulting, всего 2 % от внутреннего производства.
Практически весь объем молочной продукции экспортируется Россией в страны СНГ, причем большая часть – в Казахстан. В российском экспорте кисломолочной продукции преобладают пахта, кефир, йогурт и другие кисломолочные напитки, на них приходится немногим менее половины его физического объема (43,5 %).
Возможно, что в условиях продолжающейся экспансии иностранных производителей в дальнейшем Россия будет стремиться поставлять на экспорт большую, чем в настоящее время, часть своей продукции. Таким образом, перспективы развития рынка кисломолочной продукции в России в ближайшие годы выглядят довольно оптимистично.
2 Анализ ассортимента потребительских свойств и качества молочных продуктов на примере ООО "МЕТРО Кэш энд Керри"
2.1 Характеристика организации ООО "МЕТРО Кэш энд Керри"
Одна из крупнейших западных компаний ООО «Метро Cash&Carry» (МЕТРО Кэш энд Керри, МЕТРО) занимается оптово-розничной торговлей все видов ассортиментных групп товаров и собственным производством. Основная деятельность предприятия, связана с продажей товаров и обслуживанием покупателей, отбором, расчётом за товары и так далее. Основной концепцией бизнеса является формат ведения торговли Cash&Carry, дословно перевод означающий «быстро бери и быстро уходи», то есть в данной концепции заложена стратегическая цель предприятия торговли - доступный выбор и эффективный сервис. Данный формат подразумевает реализацию в основном товаров для оптовых покупателей.
Вид деятельности (по ОКВЭД): 47.11 - Торговля розничная преимущественно пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями в неспециализированных магазинах
Дата регистрации – 17.08.2001
Руководители: Плувьер Тибо, Андре, Жан
Развитие ООО «Метро Cash&Carry» в России началось в 2000 году. В ноябре 2001 года, были открыты первые два торговых центра в столице России. Таким образом, Россия стала 21-ой страной, в которой представители среднего и малого бизнеса получили возможность воспользоваться преимуществами концепции МЕТРО Кэш энд Керри.
В последующие годы компания динамично развивалась, сделав основной фокус на региональной экспансии. Хорошо освоив центральную часть России, компания вышла на сибирский рынок - в 2007 году, открыв первый торговый центр в столице Сибири Новосибирске и краевом центре Красноярске (он же стал 600-м ТЦ МЕТРО Кэш энд Керри в мире). В течение нескольких лет МЕТРО Кэш энд Керри выросла в крупнейшего участника российского рынка торговли и заняла лидирующее положение.
На сегодняшний день российское подразделение компании МЕТРО Кэш энд Керри открыло 68 торговых центра в 45 регионах страны.
ООО "МЕТРО" действует на основании Устава, Гражданского Кодекса и Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью".