Файл: Органов государственной власти в Российской Федерации. Роль и место прокуратуры в правовом государстве.(СМ. Вопрос 1) 7.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 500

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Раздел 1

1. Место и роль прокуратуры в системе государственно-правовых институтов и в системе правоохранительных органов.

2. Система органов государственной власти в Российской Федерации. Роль и место прокуратуры в правовом государстве.(СМ. ВОПРОС №1)

3. Правовое регулирование организации и деятельности прокуратуры Российской Федерации.

4.Принципы организации и деятельности прокуратуры: понятие и содержание.

5. Отрасли прокурорского надзора: характеристика и существенные отличия.

6. Понятие, цели и задачи прокурорского надзора.

7. Предмет, объекты и пределы прокурорского надзора.

8. Цели и задачи прокурорского надзора.

9. Общая характеристика службы в органах и организациях прокуратуры

10. Аттестация прокурорских работников

11. Правовой статус работника прокуратуры. Права и обязанности прокурорского работника.

12. Меры правовой защиты и социальной поддержки прокуроров.

13. Требования, предъявляемые антикоррупционным законодательством к работникам органов и организаций прокуратуры. Ответственность за совершение коррупционных правонарушений.

14. Ограничения, запреты и обязанности, связанные с работой в органах и организациях прокуратуры.

15. Взыскания за коррупционные правонарушения; порядок их применения.

16.Требования, предъявляемые к кандидатам на должности прокуроров.

1.17, 1.19 Порядок назначения на должность и освобождения от должности прокурорских работников

1.18 Назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора и его заместителей

1.20 Порядок поощрения прокурорских работников и привлечение их к дисциплинарной ответственности

21. Порядок привлечения прокуроров к уголовной и административной ответственности

22. Система органов прокуратуры.

1.23. Организация работы в органах прокуратуры.

1.24 Управление и контроль в органах прокуратуры.

1.25. Организация взаимодействия в органах прокуратуры

1.26 Информационно-аналитическая работа в органах прокуратуры

27. Планирование в органах прокуратуры

28. Организация работы с обращениями и приема посетителей в органах прокуратуры.

29. Участие прокуроров в правотворческой деятельности.

30. Координация прокурором деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

закрепленным за органами и организациями прокуратуры, а также выступает от имени Российской Федерации при государственной регистрации права собственности Российской Федерации на объекты федеральной собственности, закрепленные за органами и организациями прокуратуры.

Генеральная прокуратура Российской Федерации осуществляет управление и распоряжение жилищным фондом Российской Федерации, закрепленным за органами и организациями прокуратуры, в соответствии с его назначением. Порядок принятия решений о включении жилых помещений, принадлежащих органам и организациям прокуратуры на праве оперативного управления, в специализированный жилищный фонд и об исключении из него определяется Генеральным прокурором Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Образование, реорганизация и ликвидация органов и организаций прокуратуры, определение их статуса и компетенции осуществляются Генеральным прокурором Российской Федерации.

3. Создание и деятельность на территории Российской Федерации органов прокуратуры, не входящих в единую систему прокуратуры Российской Федерации, не допускаются.

В Генеральной прокуратуре на правах структурного подразделения образуется Главная военная прокуратура во главе с заместителем Генерального прокурора – Главным военным прокурором, а также управления Генеральной прокуратуры в семи федеральных округах, возглавляемые заместителями Генерального прокурора. Структура аппарата Генеральной прокуратуры включает управления и отделы: по надзору за следствием, дознанием и оперативно-розыскной деятельностью в органах внутренних дел; по надзору за исполнением законов и законностью правовых актов; за законностью исполнения уголовных наказаний; по делам несовершеннолетних и молодежи; кадров и др. К подразделениям аппарата относятся также управления Генеральной прокуратуры в федеральных округах.

Прокуратуры субъектов РФ и приравненные к ним военные и иные специализированные прокуратуры возглавляются соответствующими прокурорами. Прокуратуры субъектов Федерации и приравненные к ним руководят соответственно деятельностью прокуратур городов, районов и иных приравненных к ним прокуратур.


В систему органов военной прокуратуры на правах прокуратур субъектов РФ входят прокуратуры военных округов, флотов, ракетных войск стратегического назначения, Федеральной пограничной службы, Московская городская военная прокуратура, а также военные прокуратуры гарнизонов, объединений, соединений, приравненные по своему статусу к прокуратурам городов и районов.

Систему транспортных прокуратур, в юрисдикцию которых входит надзор за исполнением законов на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, возглавляет Управление по исполнению законов на транспорте и в таможенных органах Генеральной прокуратуры.

Природоохранные прокуратуры осуществляют надзор за исполнением законов, направленных на защиту окружающей среды, экологических прав гражданпредприятиями, учреждениями, организациями и их должностными лицами; создаются и действуют на правах прокуратур субъектов рФ, а в регионах – на правах межрайонных прокуратур.

Прокуратуры войсковых частей осуществляют надзор за исполнением законов в закрытых административно-территориальных образованиях и на особо важных объектах, по перечню, установленному Правительством РФ.

Задача прокуратуры по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний – надзор за соблюдением законов администрацией учреждений УИС и соблюдением прав лиц, отбывающих наказание.


1.23. Организация работы в органах прокуратуры.


Организация работы в органах прокуратуры — это совокупность мероприятий внутрисистемного характера, призванных обеспечить надлежащее осуществление органами прокуратуры возложенных на них функций и иных направлений деятельности. Для того, чтобы система органов прокуратуры функционировала эффективно, необходима должная организация работы на всех уровнях прокурорской системы, начиная с Генеральной прокуратуры PCD и заканчивая любой прокуратурой районного звена. При этом в сферу ответственности вышестоящих прокуратур входит обеспечение и поддержание должного уровня организации деятельности нижестоящих прокуратур, что предопределяется единством целей и задач, стоящих перед прокурорами.

Теория и практика к настоящему времени выработали определенные базисные подходы к содержательной стороне организации работы в органах прокуратуры. К числу наиболее значимых организационных мероприятий (элементов организации) относятся: 1) разграничение компетенции прокуроров; 2) распределение обязанностей между прокурорскими работниками; 3) информационно-аналитическая работа; 4) организация взаимодействия между структурными подразделениями органа прокуратуры; 5) планирование работы; 6) контроль исполнения; 7) учет и отчетность; 8) организация делопроизводства. Кратко рассмотрим каждый из названных элементов.

1Разграничение компетенции прокуроров. Как было отмечено в предыдущем параграфе, система органов прокуратуры имеет и своей трехзвенную конструкцию, представляющую собой на региональном и районном уровнях совокупность территориальных и специализированных прокуратур. Все они, безусловно, созданы и функционируют с учетом востребованности на конкретном историческом отрезке именно в их усилиях и специфике деятельности. Поэтому система, прежде всего, специализированных прокуратур обладает признаками нестабильности и неоднородности. Например, те же региональные транспортные прокуратуры были воссозданы в 2007-2008 гг. после более чем шестилетнего перерыва. На правах областных существует только Волжская межрегиональная природоохранная прокуратура. Да и в систему территориальных прокуратур в последние годы вносят свои коррективы административно-территориальные преобразования. Достаточно вспомнить, что в середине 2000-х гг. уменьшилось число субъектов РФ, а в 2014 г. в состав Российской Федерации вошли два новых субъекта — Республика Крым и город федерального значения Севастополь. Определенные изменения происходят и на уровне территориальных прокуратур районного звена.


Сказанное предопределяет необходимость упорядоченности и периодической коррекции компетенции конкретных прокуроров в целях, во-первых, избежания дублирования в их деятельности, поскольку в пределах одного субъекта РФ могут функционировать несколько различных прокуратур, а во-вторых, недопущения ситуации, когда при наличии целого ряда органов прокуратуры определенная важная сфера общественных отношений вдруг окажется вне прокурорского внимания. Должны быть созданы такие условия, при которых: 1) каждый прокурор знает, за какие вопросы он несет ответственность, 2) каждый поднадзорный орган (иная структура) должен иметь представление о том, какой именно прокурор осуществляет за ним надзор, 3) каждый гражданин или иное лицо могли безошибочно обращаться непосредственно в ту прокуратуру, которая в состоянии разрешить их жалобу или иное обращение.

Частично задача разграничения компетенции решается законодателем. Например, из смысла ст. 52 АПК РФ вытекает, что в арбитражные суды с исками и заявлениями не вправе обращаться прокуроры районного звена. В свою очередь, ст. 30.12 КоАП РФ определяет, что право принесения протеста в порядке надзора по решениям, принятым в отношении военнослужащих, принадлежит военным прокурорам не ниже регионального уровня. Подобные требования, будучи закрепленными в законодательных актах, являются обязательными и I! то же время очевидными. Однако с точки зрения повседневной практики многоаспектной деятельности органов прокуратуры имеют важное значение нюансы, которые законодатель урегулировать и учесть не в состоянии, в связи с чем такие вопросы относятся к усмотрению вышестоящих прокуроров.

В настоящее время действует периодически корректируемый базовый приказ Генерального прокурора РФ от 07.05.2008 № 84 "О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур", который дает основные представления о существе деятельности территориальных и специализированных прокуратур регионального и районного звеньев. С учетом требований данного документа его нормы развиваются в соответствующих приказах (распоряжениях) Главного военного прокурора, прокуроров субъектов РФ и приравненных к ним прокуроров. Более того, п. 4 названного Приказа предписывает: "Перечень городов и районов субъектов Российской Федерации, расположенных в бассейне реки Волги, на которые распространяются полномочия Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры, определять по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации в совместных документах Волжского межрегионального природоохранного прокурора и соответствующих прокуроров субъектов Российской Федерации".


2Распределение обязанностей между прокурорскими работниками.

Каждая прокуратура или ее структурное подразделение имеет свой штат. С точки зрения обеспечения надлежащей эффективности деятельности прокуратуры (подразделения) имеет важное значение грамотное распределение между работниками вопросов, которые они с учетом своих профессиональных навыков могут решать с наибольшей отдачей. На всех уровнях прокурорской системы, включая Генеральную прокурор}' РФ, распределение обязанностей начинается с издания первым лицом — прокурором распоряжения о распределении обязанностей между прокурором и его заместителями. При этом такие документы могут периодически корректироваться с учетом конъюнктурных изменений.

Поскольку любое подразделение Генеральной прокуратуры РФ и прокуратур регионального уровня имеет свои очерченные задачи, руководитель такого подразделения должен четко определить роль каждого из подчиненных ему работников с тем, чтобы объем вопросов, за решение которых они несут ответственность, был относительно равномерным. Для этого готовится специальный документ, который подписывается начальником подразделения, а нередко и утверждается курирующим заместителем прокурора. Наиболее сложная задача лежит на прокурорах районного звена, поскольку в отличие от вышестоящих прокуратур, где наличие обособленных подразделений или выделенных старших помощников (помощников) прокурора позволяет обеспечить сравнительно узкую специализацию и качество работы, в нижестоящих прокуратурах штат подчиненных прокурорских работников крайне ограничен и на последних возлагаются сразу несколько направлений деятельности.

При разработке документа о распределении обязанностей существенное значение имеет и фактор взаимозаменяемости работников, т.е. необходимо определять, кто будет замещать отсутствующего по различным причинам работника и выполнять закрепленный за последним объем работы.

Распределение обязанностей имеет в своей основе предметный, предметно-зональный или зональный принципы (см. параграф 3.4). Вместе с тем в задачу прокурора или руководителя подразделения входит обеспечение сравнительно равномерной повседневной нагрузки всем подчиненным, поскольку, как показывает практика, на определенном этапе в прокуратуру может поступать поток обращений по одному отдельно взятому вопросу (например, массовой невыплате заработной платы), что создает серьезную перегрузку в работе конкретного работника, отвечающего за соответствующий предмет (направление деятельности), в то время как остальные могут быть фактически не заняты.