Файл: Картотека музыкальнодидактических игр по Учебной программе дошкольного образования (средняя группа) Дата.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 194
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
«лезем на мачту» (подскоки на месте, руки имитируют подъем по веревочной лестнице):
«смирно!» (подъем на полупальцы: вверх-вниз (упражнение «releve» по VI поз.), правая рука к виску) и др.
2-й этап. Ведущий вразброс дает команды, участники самостоятельно выполняют.
Игра проводится обычно в начале занятия и может быть частью ритмической гимнастики в танцевально-игровом тренинге.
Цель: разогреть тело, разбудить эмоции, снять напряжение в группе, создать настрой на работу.
Музыка: танец «Яблочко», темп умеренно-быстрый.
Игра 19. «ПРОГУЛКА»
Ведущий предлагает совершить «прогулку», импровизируя с каким-либо предметом. Показывает траекторию движения (например, сделать круг по площадке или дойти до стоящего вдалеке стула, обойти его и вернуться обратно). Ведущий просит проявить фантазию и постараться, чтобы каждая последующая «прогулка» была не похожа на предыдущие. Игра проходит в форме эстафеты: все строятся в колонну по одному, эстафетной палочкой служит предмет, с которым работают участники.
Цель: осознать свои танцевальные особенности и возможность самовыражения, развить экспрессивный репертуар.
Музыка: разные стили и жанры (например, инструментальная ритмичная музыка, поп, вальс).
Реквизит: зонтик, цветок, газета, веер, сумочка, шляпа.
Игра 20. «ШТИЛЬ-ШТОРМ»
Ведущий просит участников включить свое воображение и говорит, что их группа представляет собой единое целое — море, а каждый из них - волна.
1-й вариант. Все становятся в круг и берутся за руки. По команде «штиль» все участники медленно и спокойно покачиваются, изображая руками еле заметные волны. По команде «шторм» амплитуда движения рук увеличивается, участники покачиваются более динамично. «Смена погоды» происходит 5-7 раз.
2-й вариант. Игра проводится по тем же правилам, но участники строятся в две или три линии.
Цель: развить взаимопонимание и взаимодействие в группе, анализировать отношения.
Музыка: инструментальная со звуками моря, ветра и т. д.: чередование контрастных темпов и динамических оттенков.
Игра 21. «ПЛОВЦЫ-НЫРЯЛЬЩИКИ»
Все становятся в круг и имитируют стили плавания, слегка приседая: кроль, брасс, баттерфляй, на спине. Смена стиля происходит по команде ведущего. По сигналу «ныряем» все хаотично перемещаются, изображая подводное плавание (руки вытянуты вперед, ладони соединены и двигаются змейкой; ноги выполняют мелкий семенящий шаг). Игра повторяется 2-3 раза.
Цель: помочь самоосознанию и самрпониманию, развить чувство ориентации в пространстве.
Музыка: любая ритмичная (можно шлягеры о море).
Темп: умеренный.
Игра 22. «МОРЕ ВОЛНУЕТСЯ»
Все участники хаотично двигаются в пространстве (без музыкального сопровождения). Ведущий говорит: «Море волнуется раз. море волнуется два, море волнуется три — фигура медузы (русалки, акулы, дельфина) замри». Все замирают в разных позах Звучит музыка. Заранее выбранный Нептун подходит к любому участнику и вступает с ним в танцевальное взаимодействие, показывая любые движения, которые нужно «отзеркалить». После остановки музыки участники меняются ролями. Игра продолжается с новым Нептуном. Каждый раз ведущий называет новую фигуру. Игра может повторяться, пока все не побывают в роли Нептуна.
Цель: стимулировать активность и инициативу в установлении отношений с другим человеком, помочь взаимопониманию.
Музыка: разные направления и стили (например, «медузы» — джаз, «русалки» — восточные мелодии, «акулы» — тяжелый рок).
Темп: разный.
Игра 23. «ЗНАКОМСТВО»
Все образуют два круга — внешний и внутренний Каждый круг движется танцевальной ходьбой в разном направлении. Музыка прерывается—движение прекращается, стоящие напротив партнеры здороваются рукопожатием. Повторяется 7-10 раз.
Цель: исследовать взаимное принятие друг друга и вхождение в контакт.
Музыка: любая ритмичная, энергичная (например, полька или диско).
Темп: умеренно-быстрый.
Игра 24. «ТАНЕЦ АБОРИГЕНОВ»
Все становятся в круг.
1-й этап. Ведущий показывает базовые движения африканских танцев, участники пытаются повторить.
2-й этап. Каждый по очереди солирует в кругу с копьем или бубном. Группа продолжает двигаться на месте. Каждый солист получает в подарок аплодисменты.
Цель: стимулировать творческое самовыражение, высвобождение чувств, повысить самооценку, развить танцевально-экспрессивные способности.
Музыка: афро-джаз.
Темп: быстрый.
Игра 25. «ПАРУСА»
Это упражнение на напряжение и расслабление. Группа строится в форме клина, изображая парусный корабль.
1-й этап. По команде ведущего «поднять паруса» все поднимают руки в стороны, слегка отводя их назад, и замирают, стоя на полупальцах.
2-й этап. По команде «спустить паруса» — опускают руки, приседая вниз.
3-й этап. По команде «попутный ветер» — группа двигается вперед, сохраняя форму клина корабля.
4-йэтап. По команде «полный штиль» все останавливаются Повторить 3-4 раза.
Цель: восстановить дыхание, снизить эмоциональное возбуждение, помочь ориентации в пространстве и развить умение чувствовать себя частью единого целого.
Музыка: спокойная, инструментальная.
Темп: медленный.
Игра 26. «ВСАДНИКИ»
Группа образует круг, в центре которого стоит стул («конь»). Каждый участник по очереди импровизирует, сидя на стуле, изображая всадника-наездника (включая в диапазон движений различные несложные трюки: езда стоя, полулежа, на боку, спиной по направлению движения и т. д.).
Игра продолжается, пока все не побывают всадниками.
Цель: осознать свои экспрессивные возможности, стимулировать творческое самовыражение, высвобождение чувств, дать возможность экспериментировать с движением.
Музыка: в стиле «кантри» или «лезгинка», темп быстрый.
Реквизит: стул.
Игра 27. «ГЛАЗКИ. ГУБКИ, ЩЕЧКИ»
(или «мимическая гимнастика»)
Участники располагаются на стульях, стоящих полукругом. «Танцуют» разные части лица — по команде ведущего:
— «танцуют глазки» — участники:
а) стреляют глазами слева-направо и наоборот;
б) подмигивают поочередно то левым, то правым глазом:
в) то зажмуриваются, то широко раскрывают («выпучивают») глаза;
— «танцуют губки» — участники:
а) вытягивают губы трубочкой, изображая тройной поцелуйчик. затем расплываются в улыбке;
6) посылают с помощью ладони рук воздушные поцелуи то направо, то налево:
— «танцуют щечки» — участники:
а) надувают щеки воздухом, затем хлопают по ним ладонями, выпуская воздух:
б) надувают поочередно то одну, то другую щеки, гоняя воз¬
дух туда-обратно.
Ведущий может сочетать объяснение с показом. Игра проводится обычно в начале занятия и может являться частью ритмической гимнастики в танцевально-игровом тренинге.
Цель: снять мышечные зажимы лица, разбудить эмоции, создать настрой на работу.
Музыка: любая ритмичная (например, «полька» или «диско»), темп средний.
Игра 28. «СОСУЛЬКИ»
Это упражнение на напряжение и расслабление. Участники располагаются на площадке в хаотичном порядке, изображая сосульки. Исходное положение: стойка смирно.
1-й этап: «Весна — сосульки тают». Ведущий, исполняющий роль солнышка, поочередно подает сигнал (взглядом, жестом или прикосновением) любому из участников, который начинает медленно «таять», опускаясь в положение лежа. И так, пока все «сосульки» не растают.
2-й этап: «Зима — сосульки замерзают». Участники одновременно очень медленно встают и принимают исходное положение — стойку смирно.
Игра повторяется 3-4 раза. Проводится обычно после активных упражнений.
Цель: снять напряжение, восстановить дыхание, снизить эмоциональное возбуждение.
Музыка: спокойная медитативная, темп медленный.
Игра 29. «КОНЦЕРТ-ЭКСПРОМТ»
Все сидят на стульях, расположенных полукругом. В коробке (на столе, на вешалке), стоящей вне поля зрения группы (как бы «за кулисами»), лежат различные элементы костюмов и реквизит. Участники по очереди выбирают что-либо из предложенных вещей и исполняют сольный номер экспромтом. Ведущий делает комментарий, поощряя проявление фантазии. Каждый танцор получает в награду аплодисменты группы.
Ведущий должен заранее продумать возможные варианты музыкального сопровождения и иметь в запасе разные фонограммы.
Цель: стимулировать творческое самовыражение, развить умение импровизировать, повысить самооценку.
Музыка: различные стили и жанры разного темпа и характера (продолжительность каждого сольного номера 40-50 секунд).
Реквизит: тросточка, цветок, шляпа, шарф. веер, боа. дудочка, бубен, газета, кукла, зонтик, зеркальце и др.
Игра 30. «НЕВЕСОМОСТЬ»
1-й вариант: участники хаотично располагаются на площадке и медленно («заторможенно») перемещаются, изображая состояние невесомости. При этом в свободной импровизации вступают во взаимодействие друг с другом.
2-й вариант: участники располагаются по кругу и изображают игру в волейбол в невесомости, посылая друг другу импульсы взглядом и медленными жестами во время «передачи мяча». Ведущий становится равноправным участником игры и собственным примером побуждает участников использовать весь спектр движений игры в волейбол.