Файл: Картотека музыкальнодидактических игр по Учебной программе дошкольного образования (средняя группа) Дата.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 199

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Игра 1. «ТАНЦУЕМ СИДЯ»

Игра 2. «ТРАНСФОРМЕР»

Игра 3. «ЦЕПОЧКА»

Игра 4. «СТОП-КАДР»

Игра 5. «ИЩЕМ ДРУГА»

Игра 6. «ЭНЕРГИЧНАЯ ПАРОЧКА»

 Игра 7. «КРЫЛЬЯ»

Игра 8. «ЛЕБЕДИНОЕ ОЗЕРО»

Игра 9. «ВЕСЕЛЫЙ ПОХОД»

Игра 10. «СОН»

Игра 11. «ТАНЦУЮТ ВСЕ»

Игра 12. «ХОРОВОД-ЗНАКОМСТВО»

Игра 13. «РЕВЕРАНСЫ»

Игра 14. «РАЗРЕШИТЕ ПРИГЛАСИТЬ»

Игра 15. «ВСЕ ДЕЛО В ШЛЯПЕ»

Игра 16. «СОЛО С ГИТАРОЙ»

Игра 17. «ТАНЦЕВАЛЬНЫЙ РИНГ»

Игра 18. «МАТРОСЫ»

Игра 19. «ПРОГУЛКА»

Игра 20. «ШТИЛЬ-ШТОРМ»

Игра 21. «ПЛОВЦЫ-НЫРЯЛЬЩИКИ»

Игра 22. «МОРЕ ВОЛНУЕТСЯ»

Игра 23. «ЗНАКОМСТВО»

Игра 24. «ТАНЕЦ АБОРИГЕНОВ»

Игра 25. «ПАРУСА»

Игра 26. «ВСАДНИКИ»

Игра 27. «ГЛАЗКИ. ГУБКИ, ЩЕЧКИ»

Игра 28. «СОСУЛЬКИ»

Игра 29. «КОНЦЕРТ-ЭКСПРОМТ»

 Игра 30. «НЕВЕСОМОСТЬ»

Игра 31. «ВОКРУГ СВЕТА»

Игра 32. «ШЛЯПНАЯ ЭСТАФЕТА»

Игра 33. «ХОЛОДНО-ЖАРКО»

Игра 34. «ПЕРЕПРАВА»

Игра 35. «ШАПКА-НЕВИДИМКА»

Игра 36. «ПЕРЕПЛЯС»

Игра 37. «ТОРТ-МОРОЖЕНОЕ»

Игра 38. «ВИДЕОПЛЕНКА»

Игра 39. «ВОЗДУШНЫЙ ПОЦЕЛУЙ»

Игра 40. «ЗАГОРАЕМ»

Игра 41. «МИНУТА СЛАВЫ»

Игра 42. «ТУСОВКА»

Игра 43. «ПОКАЗ МОД»

Игра 44. «ХУДОЖНИКИ»

Игра 45. «КАРУСЕЛЬ»

Игра 46. «КОСТЕР»

 Игра 47. «ДИСКОТЕКА»

Игра 48. «САМОПРЕЗЕНТАЦИЯ»

Игра 49. «ПЛЕТЕНЬ»

Игра 50. «КАРНАВАЛ»

Музыкально-танцевальные игры для детей младшего (среднего) возраста





Игра  «Лесенки  настроения»

О.Н.Анцыпирович, О.Н.Зыль «В мире музыки»

Возраст: от 4 до 5 лет

Цель: развивать ладовысотное чувство в процессе восприятия музыки и вокального воспроизведения последовательностей из 3-5 звуков, творческие способности детей.

Игровой материал и оборудование: декорация «Веселое лето» (листы 11-13), графическая основа-прорезь на декорации (лист 12), динамическая модель «Солнышко» (лист 8), двухсторонняя объем­ная 5-ступенная лесенка (лист 28) (синяя сторона лесенки соответ­ствует минорной окраске, красная - мажорной), плоскостные фигур­ки животных (по выбору), контрастные отрывки из музыкальных произведений с ярко выраженной мажорной и минорной окраской.

Игровые правила: Играют от 1 до 5-6 детей. После восприятия музыкального отрывка играющие поочередно моделируют харак­тер музыки с помощью динамической модели «Солнышко», в дальнейшем закрепляя свои представления моделированием дви­жения персонажа по ступенькам лесенки. Очередность выполне­ния заданий играющими зависит от правильности определения ладовой окраски музыкального отрывка. Игра продолжается, по­ка не прозвучат все музыкальные отрывки либо пока все иг­рающие не выполнят игровые действия.

Игровые действия: определение настроения музыкального произведения (отрывка из него), соотнесение настроения с динами­ческой моделью, пропевание звуковых последовательностей.

Ход игры: Вначале игры солнышко в динамической модели «Солнышко» находится в серединном положении - частично спрятано за тучку. После восприятия детьми одного из музыкальных отрывков им предлагается определить настроение музыки. Ребенок, наиболее точно и полно определивший характер музыки, получает право отобразить изменение погоды на декорации, изменив положение солнышка на динамической модели в соответствии с настроением музыки. Затем ребенок выбирает плоскостную фигурку и в про­цессе ее передвижения по трем ступенькам на одной из сторон объ­емной лесенки с помощью взрослого, который может подпевать или подыгрывать на инструменте, воспроизводит голосом звуко­вую последовательность из трех первых звуков мажорного либо ми­норного звукоряда на соответствующие тексты: «Со-лне-чно» либо «Па-сму-рно».

В дальнейшем могут быть задействованы 4-5 ступенек лесенки. При этом текст, продеваемый ребенком, варьируется, например: «Солнце све­тит нам», «Тучка к нам пришла» и др.

Игра  «Ритмическое домино»

О.Н.Анцыпирович, О.Н.Зыль «В мире музыки»

Возраст: от 4 до 5 лет

Цель: закреплять представления о ритмических группах в раз­мере 2/4, тренировать умение воспроизводить в хлопках ритми­ческие рисунки.

Игровой материал и оборудование: 22 сдвоенные карточки: 11 — с изображением предметов, в названии которых зафиксирован один из ритмических рисунков  _ с графи­ческим изображением ритмического рисунка (лист 24).

Игровые правила: Играют четверо детей. Играющие должны, начиная с парной карточки  выстроить цепочку из сдво­енных карточек, как при игре в домино, ориентируясь на преды­дущий ритмический рисунок, а затем отхлопать соответствующий ритм. Игра продолжается до тех пор, пока есть возможность вы­кладывать требуемый ритмический рисунок, отображенный в на­званиях предметов. При повторении игры первой выкладывается любая другая парная карточка (по договоренности).

Игровые действия: выкладывание сдвоенных карточек в соот­ветствии с требуемым предыдущим изображением ритмическим рисунком, отхлопывание ритмического рисунка.

Ход игры: Взрослый раздает карточки поровну всем играющим. Начинает игру ребенок, у которого обнаружится парная карточка с ритми­ческим рисунком . Он выкладывает ее на стол и отхлопыва­ет ритмический рисунок. Тот из играющих, у кого есть карточка с изображением предмета, в названии которого прослеживается данный ритмический рисунок, выкладывает ее на стол, продол­жая цепочку, и отхлопывает ритмический рисунок, который про­слеживается в названии другого предмета на его карточке. Следу­ющей выкладывается карточка с отхлопанным ритмическим ри­сунком и отхлопывается другой ритмический рисунок, графичес­ки изображенный на этой же карточке, и т.д. Остальные играю­щие поочередно находят среди своих карточек те, с помощью кото­рых можно продолжить игру. Выкладывая свою карточку, они должны отхлопать ритм для следующего играющего.





Игровое задание  «Музыкальная мозаика»

О.Н.Анцыпирович, О.Н.Зыль «В мире музыки»

Возраст: от 4 до 5 лет

Цель: развивать музыкальное восприятие, закреплять пред­ставления детей о средствах музыкальной выразительности, фор­мировать у них умение отображать музыкальные образы средства­ми изобразительного искусства.

Игровые материалы и оборудование: комплект разрезных материалов различной формы, цвета и фактуры (изготавливается самостоятельно, см. образец в Приложении данного пособия на с. 39), белая и цветная бумага (основа под мозаику) по количеству играющих, фломастеры или цветные карандаши, аудиозаписи му­зыкальных произведений. Универсальность игрового материала позволяет использовать его при организации восприятия практи­чески любого музыкального произведения.

Игровое действие: отображение воспринятого музыкального образа средствами художественной выразительности.

Ход выполнения игрового задания: Количество игроков ограничивается количеством комплектов мо­заики. После прослушивания музыкального произведения и беседы о нем детям предлагается отобразить услышанную музыку с помощью комплекта разрезных материалов (элементы одного тона, но более на­сыщенной окраски соответствуют более громкому звучанию, менее насыщенной - более тихому; элементы разной фактуры - различной тембровой окраске: золотистая глянцевая бумага - звучанию горна, черная бархатная - тремоло на литаврах; элементы разной формы, расположенные на листе основы в восходящем или нисходящем на­правлении - направлению мелодии). Образ музыкального произве­дения можно дополнить и уточнить графическими средствами, ис­пользуя цветные карандаши или фломастеры. Задание может выпол­няться как индивидуально, так и коллективно.

Игровое задание  «Галерея музыкальных загадок»

О.Н.Анцыпирович, О.Н.Зыль «В мире музыки»

Возраст: от 4 до 5 лет

Цель: обогащать представления о музыкальных жанрах и осо­бенностях их воплощения в фольклоре, классической и современ­ной музыке; формировать умение выделять существенные призна­ки предметов и явлений и классифицировать предметы в соответ­ствии с общим признаком.

Игровой материал и оборудование: декорация «В теремке» (лист 10-12), графическая основа – прорези на стенах теремка для размещения «картин»: на одной – отражающих фольклорные жан­ры, на другой – театральные и симфонические жанры, на третьей –жанры популярной музыки (листы 10-11); комплект разрезного материала из 9 карточек (народные песня, танец, инструменталь­ная музыка; опера, балет, музыка для оркестра; эстрадная песня, современный танец, инструментальная музыка) (лист 25); аудио или видеозаписи с произведениями различных жанров.

Игровые действия: узнавание и определение музыкального жанра, классификация изображений с выделением песенности, танцевальности или маршевости жанра.





Игровое задание  «Снеговики»

О.Н.Анцыпирович, О.Н.Зыль «В мире музыки»

Возраст: от 4 до 5 лет

Цель: формировать представления о ладовой окраске музы­кальной фразы.

Игровые материалы и оборудование: декорация «Зимние за­бавы» (листы 4-6), графическая основа – прорези на декорации (лист 4), динамическая модель «Снеговики» (лист 23), звуковы-сотные музыкальные инструменты.

Игровые действия: определение ладовой окраски музыкаль­ной фразы, исполненной на музыкальном инструменте, соотнесе­ние прозвучавшего отрывка с динамической моделью.

Ход  выполнения игрового задания:

Взрослый знакомит детей с двумя снеговиками – веселым (с крас­ными элементами одежды) и грустным (с синими элементами одеж­ды), демонстрируя динамическую модель, в которой снеговики сме­няют друг друга. Далее взрослый предлагает определить, какой из снеговиков появится «во дворе», при этом исполняет на инструменте короткую музыкальную фразу в мажоре либо миноре. Ребенок, пер­вым определивший лад, получает возможность «поставить снеговика во дворе», используя динамическую модель. Игровое задание выпол­няется до тех пор, пока ребенок не выполнит все игровые действия.

Игра «СНЕГОВИКИ»

О.Н.Анцыпирович, О.Н.Зыль «В мире музыки»

Возраст: от 4 до 5 лет

Цель: формировать представления об эмоциональной окраске звучания мажорного и минорного трезвучия, развивать ладовы­сотное чувство в процессе инструментальной импровизации на звуках мажорного и минорного пентахорда. Игровые материалы и оборудование: комплекты разрезного материала «Снеговики» (изготавливаются самостоятельно) по чис­лу играющих; звуковысотный инструмент по выбору (желательно с хроматическим звукорядом); два металлофона со съемными плас­тинами с хроматическим звукорядом, на них оставлены только те пластины, которые соответствуют первым пяти ступеням мажор­ного и минорного семиступенного звукоряда.

Игровые правила: Количество играющих ограничивается чис­лом комплектов разрезного материала «Снеговики» (до шести). После определения детьми настроения (ладовой окраски) прозву­чавшего в исполнении взрослого трезвучия каждый играющий ин­дивидуально моделирует трезвучие с помощью разрезного комп­лекта. Затем лучший из играющих импровизирует танец веселого или грустного снеговика на металлофоне. Игроки до  последнего выполнят все игровые действия. Игровые действия: соотнесение высоты музыкального звука с мо­делью, соотнесение ладовой окраски трезвучия с цветовыми харак­теристиками модели, создание инструментальных импровизаций.

Ход игры:  Перед началом игры взрослый знакомит дошкольников с осо­бенностями звучания мажорного и минорного трезвучия и учит их соотносить каждый элемент игрового материала с соответствую­щими звуками: большие круги (комья снега) моделируют нижние звуки обоих трезвучий, средние круги – средние звуки трезвучий, придающие соответствующую эмоциональную окраску, малые круги – верхние звуки трезвучий; разноцветные головные уборы снеговиков (синие либо красные) соответствуют цвету пуговиц на среднем круге и эмоциональной окраске. После этого взрослый воспроизводит на звуковысотном инструменте одно из трезвучий, сопровождая игру вопросом о настроении снеговика. Затем пооче­редно звучат отдельные звуки трезвучия, соответственно которым дети выкладывают необходимые круги - «лепят» снеговика.

Ребенок, первым определивший настроение снеговика при пер­вом звучании, получает право сочинения танца для своего снего­вика на соответствующем металлофоне (металлофоны можно ус­ловно пометить как «синий» и «красный» с помощью цветных флажков или иным способом). В случае успешной импровизации ребенок получает головной убор соответствующего цвета для свое­го снеговика. Игра может продолжаться до тех пор, пока играю­щие не получат по одному головному убору для своих снеговиков.

 В дальнейшем при проведении игры металлофоны не помечаются цветом, а играющий определяет цвет путем проигрывания звукоряда на выбранном им металлофоне, затем импровизирует танец на инструменте и сам выбирает головной убор того цвета, который соответствует настрое­нию импровизации.





Игра «Прогноз погоды»

О.Н.Анцыпирович, О.Н.Зыль «В мире музыки»

Возраст: от 4 до 5 лет

Цель: формировать умение отображать силу звука при игре на металлофоне, навыки воспроизведения ритма в соответствии с текстом, развивать музыкально-творческие способности.

Игровые материалы и оборудование: декорация «Весна пришла» (листы 7-9), три карточки с символическим изображе­нием снега, дождя и града (лист 21), металлофон.

Игровые правила: В игре участвуют два и более человек. Каж­дый из играющих («синоптик») отображает символ, изображен­ный на выбранной карточке, в своей импровизации. Игра продол­жается до тех пор, пока каждый из играющих не побывает «синоп­тиком ».

Игровые действия: выбор игровой карточки «вслепую», вос­произведение на металлофоне звуков с соблюдением динамичес­ких оттенков, вокальная или инструментально-ритмическая имп­ровизация.

Ход игры:

Карточки располагаются на столе лицевой стороной вниз. Один из играющих выбирает карточку, не демонстрируя ее остальным участникам. После этого он «передает прогноз погоды», исполняя на одной пластине металлофона звуки в соответствии с изображе­нием на его карточке (снег – тихо, дождь – не очень тихо, град –громко). Задача остальных играющих – догадаться, каков прогноз погоды. Первый, правильно назвавший природное явление, полу­чает право сочинения (совместно со взрослым) строчки текста об угаданном природном явлении и мелодизирует ее голосом либо проговаривает на одном звуке, отстукивая ритм фразы на металло­фоне, соблюдая необходимый динамический оттенок. После этого он в таком же порядке, как и предыдущий играющий, выбирает следующую карточку с символом.

Сюжетная музыкальная игра

 «Синичка»

Г.А.Никашина «Малыш и музыка»

Возраст: от 4 до 5 лет

Материал: карточка-модель музыкальной интонации, цветные фигуры, эмоциональная от­крытка, блок ритмоинтонации, отражающие эмоцию радости; музыкальные игрушки-инстру­менты.

Образ: радостная синичка.

Игровое задание.

Предлагаем:

а)             послушать рассказ;

б)            послушать звукоподражание образу радостной синички на слоги mu-ля-люй и выявить
сенсорные особенности звучания: громко, быстро, высоко, весело;

в)             рассмотреть блок ритмоинтонации, карточку-модель, цветную фигуру, соответствующие
эмоции радости;

г)             воспроизвести звукоподражание с интонацией радости первоначально в речи, затем на
детских музыкальных инструментах, далее в пении;

д)            послушать музыкальный фрагмент и рассмотреть эмоциональную открытку, отражающую
эмоцию радости.

Сюжетная игровая ситуация:

«Жила-была маленькая птичка-синичка. Она легко летала над землей и все время напевала: «Ти-ля-люй! Ти-ля-люй!»

Давайте и мы попробуем пропеть, как синичка: высоко, быстро, радостно. (Звукоподража­ние образу радостной синички.)»

В дальнейшем можно представить образ синички грустным, нежным, взволнованным, ис­пользуя разнообразные наглядные модели.

Блок ритмоинтонации:

ти-ля-люи,    ти-ля-люи

Образ радостной синички

Нотное приложение: № 1. В.Витяин. Игра в домики.





Сюжетная музыкальная игра

 «Синичка и перепел»

Г.А.Никашина «Малыш и музыка»

Возраст: от 4 до 5 лет

Материал: карточки-модели музыкальной интонации, цветные фигуры, эмоциональные от­крытки, блоки ритмоинтонации, отражающие эмоции радости и грусти; музыкальные игруш-ки-инструменты.

Образы: радостная синичка и грустный перепел.

Игровое задание.

Предлагаем:

а) послушать рассказ; б) послушать звукоподражания образам радостной синички на слоги ти-ля-люй и грустного перепела на слоги турл-ва-ва; выявить сенсорные особенности звучания радости (громко, бы­стро, высоко) и грусти (тихо, медленно, низко);  в) рассмотреть блоки ритмоинтонаций, карточки-модели, цветные фигуры, соответствуюпие эмоциям радости и грусти;  г) воспроизвести звукоподражания с интонациями радости и грусти первоначально в речи, загем на детских музыкальных инструментах, далее в пении; д) послушать музыкальные фрагменты и рассмотреть эмоциональные открытки, отражающие  эмоции радости и грусти.

Сюжетная игровая ситуация:

«Как-то встретились синица с перепелом в лесу. Синица — маленькая, верткая птичка, и 1 зет она высоким голоском, быстро и радостно. Вот так: ти-ля-люй, ти-ля-люй! (Звукоподра­жание образу радостной синички.) А перепел что-то загрустил: крылья повесил, клюв опустил 12. еле-еле говорит.

Что с тобой, перепел? Почему так приуныл?

Да вот приключилась со мной невиданная история, — произнес перепел тихо. — Потерял I свои очки да ничего не вижу. Даже не знаю, что теперь мне делать.

И запел хриплым голосом: низко и тихо. Вот так: турл-ва-ва, турл-ва-ва. (Звукоподражание :бразу грустного перепела.)»

Предлагаем детям произнести данные звукоподражания сначала в речи, затем в пении в :оответствующем темпе, ритме, на заданной высоте. Обращаем внимание на мимические про­дления и телодвижения, характеризующие эмоции радости и грусти. Синичка вертит головой г право-влево, а перепел опустил голову, не улыбается.

Образ радостной синички   ти-ля-люи,    ти-ля-люй

Образ грустного перепела     турл - ва - ва,     турл - ва – ва         

Музыкальная интонация: грусть

 

Карточка-модель музыкальной интонации: Грусть (синий или серый цвет)

Сюжетная музыкальная игра

 «Зонтик»

Г.А.Никашина «Малыш и музыка»

Возраст: от 4 до 5 лет

Материал: карточки-модели музыкальной интонации, цветные фигуры, эмоциональные от­крытки, блоки ритмоинтонаций, отражающие эмоции грусти, радости; шумовые и музыкаль­ные игрушки-инструменты (погремушки, бубны).

Образы: грустный и радостный зонтик.

Игровое задание.

Предлагаем:

а)            послушать рассказ;

б)            послушать звукоподражания грустному и радостному зонтику на слоги ох-ах, ла-ли-ла и
выявить сенсорные особенности звучания: тихо, медленно, низко, грустно; громко, быстро,
высоко, весело, радостно;

в)             рассмотреть блоки ритмоинтонаций, карточки-модели, цветные фигуры, соответствую­
щие эмоциям грусти, радости;

г)             воспроизвести звукоподражания с интонациями грусти, радости в речи, затем с помощью
шумовых и детских музыкальных инструментов (погремушки, бубен);

д)            послушать музыкальные фрагменты и рассмотреть эмоциональные открытки, отражаю­
щие эмоции грусти, радости.

Сюжетная игровая ситуация:

«Жил был зонтик. Когда шел дождик, он всех выручал и был доволен. Но случилось так, что дождя долгое время не было, на улице светило яркое солнышко, и про зонтик тогда никто и не вспоминал. Он тихонько висел на вешалке в прихожей и грустил. (Звукоподражание образу грустного зонтика.)

Но как-то раз на небе появилась туча и полился теплый дождик. Прибежали кошка, собака, девочка, и все спрятались под зонтиком. Обрадовался зонтик, запрыгал от удовольствия и стал напевать радостную песенку. (Звукоподражание образу радостного зонтика.)»

Образ грустного зонтика

Образ весёлого зонтика

Муз  материал. Д.Кабалевский. Новелла.№ 42. Я. Чуркин. Полька.