Файл: Картотека музыкальнодидактических игр по Учебной программе дошкольного образования (средняя группа) Дата.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 199
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Игра «Лесенки настроения» О.Н.Анцыпирович, О.Н.Зыль «В мире музыки» Возраст: от 4 до 5 лет Цель: развивать ладовысотное чувство в процессе восприятия музыки и вокального воспроизведения последовательностей из 3-5 звуков, творческие способности детей. Игровой материал и оборудование: декорация «Веселое лето» (листы 11-13), графическая основа-прорезь на декорации (лист 12), динамическая модель «Солнышко» (лист 8), двухсторонняя объемная 5-ступенная лесенка (лист 28) (синяя сторона лесенки соответствует минорной окраске, красная - мажорной), плоскостные фигурки животных (по выбору), контрастные отрывки из музыкальных произведений с ярко выраженной мажорной и минорной окраской. Игровые правила: Играют от 1 до 5-6 детей. После восприятия музыкального отрывка играющие поочередно моделируют характер музыки с помощью динамической модели «Солнышко», в дальнейшем закрепляя свои представления моделированием движения персонажа по ступенькам лесенки. Очередность выполнения заданий играющими зависит от правильности определения ладовой окраски музыкального отрывка. Игра продолжается, пока не прозвучат все музыкальные отрывки либо пока все играющие не выполнят игровые действия. Игровые действия: определение настроения музыкального произведения (отрывка из него), соотнесение настроения с динамической моделью, пропевание звуковых последовательностей. Ход игры: Вначале игры солнышко в динамической модели «Солнышко» находится в серединном положении - частично спрятано за тучку. После восприятия детьми одного из музыкальных отрывков им предлагается определить настроение музыки. Ребенок, наиболее точно и полно определивший характер музыки, получает право отобразить изменение погоды на декорации, изменив положение солнышка на динамической модели в соответствии с настроением музыки. Затем ребенок выбирает плоскостную фигурку и в процессе ее передвижения по трем ступенькам на одной из сторон объемной лесенки с помощью взрослого, который может подпевать или подыгрывать на инструменте, воспроизводит голосом звуковую последовательность из трех первых звуков мажорного либо минорного звукоряда на соответствующие тексты: «Со-лне-чно» либо «Па-сму-рно». В дальнейшем могут быть задействованы 4-5 ступенек лесенки. При этом текст, продеваемый ребенком, варьируется, например: «Солнце светит нам», «Тучка к нам пришла» и др. |
Игра «Ритмическое домино» О.Н.Анцыпирович, О.Н.Зыль «В мире музыки» Возраст: от 4 до 5 лет Цель: закреплять представления о ритмических группах в размере 2/4, тренировать умение воспроизводить в хлопках ритмические рисунки. Игровой материал и оборудование: 22 сдвоенные карточки: 11 — с изображением предметов, в названии которых зафиксирован один из ритмических рисунков _ с графическим изображением ритмического рисунка (лист 24). Игровые правила: Играют четверо детей. Играющие должны, начиная с парной карточки выстроить цепочку из сдвоенных карточек, как при игре в домино, ориентируясь на предыдущий ритмический рисунок, а затем отхлопать соответствующий ритм. Игра продолжается до тех пор, пока есть возможность выкладывать требуемый ритмический рисунок, отображенный в названиях предметов. При повторении игры первой выкладывается любая другая парная карточка (по договоренности). Игровые действия: выкладывание сдвоенных карточек в соответствии с требуемым предыдущим изображением ритмическим рисунком, отхлопывание ритмического рисунка. Ход игры: Взрослый раздает карточки поровну всем играющим. Начинает игру ребенок, у которого обнаружится парная карточка с ритмическим рисунком . Он выкладывает ее на стол и отхлопывает ритмический рисунок. Тот из играющих, у кого есть карточка с изображением предмета, в названии которого прослеживается данный ритмический рисунок, выкладывает ее на стол, продолжая цепочку, и отхлопывает ритмический рисунок, который прослеживается в названии другого предмета на его карточке. Следующей выкладывается карточка с отхлопанным ритмическим рисунком и отхлопывается другой ритмический рисунок, графически изображенный на этой же карточке, и т.д. Остальные играющие поочередно находят среди своих карточек те, с помощью которых можно продолжить игру. Выкладывая свою карточку, они должны отхлопать ритм для следующего играющего. |
Игровое задание «Музыкальная мозаика» О.Н.Анцыпирович, О.Н.Зыль «В мире музыки» Возраст: от 4 до 5 лет Цель: развивать музыкальное восприятие, закреплять представления детей о средствах музыкальной выразительности, формировать у них умение отображать музыкальные образы средствами изобразительного искусства. Игровые материалы и оборудование: комплект разрезных материалов различной формы, цвета и фактуры (изготавливается самостоятельно, см. образец в Приложении данного пособия на с. 39), белая и цветная бумага (основа под мозаику) по количеству играющих, фломастеры или цветные карандаши, аудиозаписи музыкальных произведений. Универсальность игрового материала позволяет использовать его при организации восприятия практически любого музыкального произведения. Игровое действие: отображение воспринятого музыкального образа средствами художественной выразительности. Ход выполнения игрового задания: Количество игроков ограничивается количеством комплектов мозаики. После прослушивания музыкального произведения и беседы о нем детям предлагается отобразить услышанную музыку с помощью комплекта разрезных материалов (элементы одного тона, но более насыщенной окраски соответствуют более громкому звучанию, менее насыщенной - более тихому; элементы разной фактуры - различной тембровой окраске: золотистая глянцевая бумага - звучанию горна, черная бархатная - тремоло на литаврах; элементы разной формы, расположенные на листе основы в восходящем или нисходящем направлении - направлению мелодии). Образ музыкального произведения можно дополнить и уточнить графическими средствами, используя цветные карандаши или фломастеры. Задание может выполняться как индивидуально, так и коллективно. |
Игровое задание «Галерея музыкальных загадок» О.Н.Анцыпирович, О.Н.Зыль «В мире музыки» Возраст: от 4 до 5 лет Цель: обогащать представления о музыкальных жанрах и особенностях их воплощения в фольклоре, классической и современной музыке; формировать умение выделять существенные признаки предметов и явлений и классифицировать предметы в соответствии с общим признаком. Игровой материал и оборудование: декорация «В теремке» (лист 10-12), графическая основа – прорези на стенах теремка для размещения «картин»: на одной – отражающих фольклорные жанры, на другой – театральные и симфонические жанры, на третьей –жанры популярной музыки (листы 10-11); комплект разрезного материала из 9 карточек (народные песня, танец, инструментальная музыка; опера, балет, музыка для оркестра; эстрадная песня, современный танец, инструментальная музыка) (лист 25); аудио или видеозаписи с произведениями различных жанров. Игровые действия: узнавание и определение музыкального жанра, классификация изображений с выделением песенности, танцевальности или маршевости жанра. |
Игровое задание «Снеговики» О.Н.Анцыпирович, О.Н.Зыль «В мире музыки» Возраст: от 4 до 5 лет Цель: формировать представления о ладовой окраске музыкальной фразы. Игровые материалы и оборудование: декорация «Зимние забавы» (листы 4-6), графическая основа – прорези на декорации (лист 4), динамическая модель «Снеговики» (лист 23), звуковы-сотные музыкальные инструменты. Игровые действия: определение ладовой окраски музыкальной фразы, исполненной на музыкальном инструменте, соотнесение прозвучавшего отрывка с динамической моделью. Ход выполнения игрового задания: Взрослый знакомит детей с двумя снеговиками – веселым (с красными элементами одежды) и грустным (с синими элементами одежды), демонстрируя динамическую модель, в которой снеговики сменяют друг друга. Далее взрослый предлагает определить, какой из снеговиков появится «во дворе», при этом исполняет на инструменте короткую музыкальную фразу в мажоре либо миноре. Ребенок, первым определивший лад, получает возможность «поставить снеговика во дворе», используя динамическую модель. Игровое задание выполняется до тех пор, пока ребенок не выполнит все игровые действия. |
Игра «СНЕГОВИКИ» О.Н.Анцыпирович, О.Н.Зыль «В мире музыки» Возраст: от 4 до 5 лет Цель: формировать представления об эмоциональной окраске звучания мажорного и минорного трезвучия, развивать ладовысотное чувство в процессе инструментальной импровизации на звуках мажорного и минорного пентахорда. Игровые материалы и оборудование: комплекты разрезного материала «Снеговики» (изготавливаются самостоятельно) по числу играющих; звуковысотный инструмент по выбору (желательно с хроматическим звукорядом); два металлофона со съемными пластинами с хроматическим звукорядом, на них оставлены только те пластины, которые соответствуют первым пяти ступеням мажорного и минорного семиступенного звукоряда. Игровые правила: Количество играющих ограничивается числом комплектов разрезного материала «Снеговики» (до шести). После определения детьми настроения (ладовой окраски) прозвучавшего в исполнении взрослого трезвучия каждый играющий индивидуально моделирует трезвучие с помощью разрезного комплекта. Затем лучший из играющих импровизирует танец веселого или грустного снеговика на металлофоне. Игроки до последнего выполнят все игровые действия. Игровые действия: соотнесение высоты музыкального звука с моделью, соотнесение ладовой окраски трезвучия с цветовыми характеристиками модели, создание инструментальных импровизаций. Ход игры: Перед началом игры взрослый знакомит дошкольников с особенностями звучания мажорного и минорного трезвучия и учит их соотносить каждый элемент игрового материала с соответствующими звуками: большие круги (комья снега) моделируют нижние звуки обоих трезвучий, средние круги – средние звуки трезвучий, придающие соответствующую эмоциональную окраску, малые круги – верхние звуки трезвучий; разноцветные головные уборы снеговиков (синие либо красные) соответствуют цвету пуговиц на среднем круге и эмоциональной окраске. После этого взрослый воспроизводит на звуковысотном инструменте одно из трезвучий, сопровождая игру вопросом о настроении снеговика. Затем поочередно звучат отдельные звуки трезвучия, соответственно которым дети выкладывают необходимые круги - «лепят» снеговика. Ребенок, первым определивший настроение снеговика при первом звучании, получает право сочинения танца для своего снеговика на соответствующем металлофоне (металлофоны можно условно пометить как «синий» и «красный» с помощью цветных флажков или иным способом). В случае успешной импровизации ребенок получает головной убор соответствующего цвета для своего снеговика. Игра может продолжаться до тех пор, пока играющие не получат по одному головному убору для своих снеговиков. В дальнейшем при проведении игры металлофоны не помечаются цветом, а играющий определяет цвет путем проигрывания звукоряда на выбранном им металлофоне, затем импровизирует танец на инструменте и сам выбирает головной убор того цвета, который соответствует настроению импровизации. |
Игра «Прогноз погоды» О.Н.Анцыпирович, О.Н.Зыль «В мире музыки» Возраст: от 4 до 5 лет Цель: формировать умение отображать силу звука при игре на металлофоне, навыки воспроизведения ритма в соответствии с текстом, развивать музыкально-творческие способности. Игровые материалы и оборудование: декорация «Весна пришла» (листы 7-9), три карточки с символическим изображением снега, дождя и града (лист 21), металлофон. Игровые правила: В игре участвуют два и более человек. Каждый из играющих («синоптик») отображает символ, изображенный на выбранной карточке, в своей импровизации. Игра продолжается до тех пор, пока каждый из играющих не побывает «синоптиком ». Игровые действия: выбор игровой карточки «вслепую», воспроизведение на металлофоне звуков с соблюдением динамических оттенков, вокальная или инструментально-ритмическая импровизация. Ход игры: Карточки располагаются на столе лицевой стороной вниз. Один из играющих выбирает карточку, не демонстрируя ее остальным участникам. После этого он «передает прогноз погоды», исполняя на одной пластине металлофона звуки в соответствии с изображением на его карточке (снег – тихо, дождь – не очень тихо, град –громко). Задача остальных играющих – догадаться, каков прогноз погоды. Первый, правильно назвавший природное явление, получает право сочинения (совместно со взрослым) строчки текста об угаданном природном явлении и мелодизирует ее голосом либо проговаривает на одном звуке, отстукивая ритм фразы на металлофоне, соблюдая необходимый динамический оттенок. После этого он в таком же порядке, как и предыдущий играющий, выбирает следующую карточку с символом. |
Сюжетная музыкальная игра «Синичка» Г.А.Никашина «Малыш и музыка» Возраст: от 4 до 5 лет Материал: карточка-модель музыкальной интонации, цветные фигуры, эмоциональная открытка, блок ритмоинтонации, отражающие эмоцию радости; музыкальные игрушки-инструменты. Образ: радостная синичка. Игровое задание. Предлагаем: а) послушать рассказ; б) послушать звукоподражание образу радостной синички на слоги mu-ля-люй и выявить сенсорные особенности звучания: громко, быстро, высоко, весело; в) рассмотреть блок ритмоинтонации, карточку-модель, цветную фигуру, соответствующие эмоции радости; г) воспроизвести звукоподражание с интонацией радости первоначально в речи, затем на детских музыкальных инструментах, далее в пении; д) послушать музыкальный фрагмент и рассмотреть эмоциональную открытку, отражающую эмоцию радости. Сюжетная игровая ситуация: «Жила-была маленькая птичка-синичка. Она легко летала над землей и все время напевала: «Ти-ля-люй! Ти-ля-люй!» Давайте и мы попробуем пропеть, как синичка: высоко, быстро, радостно. (Звукоподражание образу радостной синички.)» В дальнейшем можно представить образ синички грустным, нежным, взволнованным, используя разнообразные наглядные модели. Блок ритмоинтонации: ти-ля-люи, ти-ля-люи Образ радостной синички Нотное приложение: № 1. В.Витяин. Игра в домики. |
Сюжетная музыкальная игра «Синичка и перепел» Г.А.Никашина «Малыш и музыка» Возраст: от 4 до 5 лет Материал: карточки-модели музыкальной интонации, цветные фигуры, эмоциональные открытки, блоки ритмоинтонации, отражающие эмоции радости и грусти; музыкальные игруш-ки-инструменты. Образы: радостная синичка и грустный перепел. Игровое задание. Предлагаем: а) послушать рассказ; б) послушать звукоподражания образам радостной синички на слоги ти-ля-люй и грустного перепела на слоги турл-ва-ва; выявить сенсорные особенности звучания радости (громко, быстро, высоко) и грусти (тихо, медленно, низко); в) рассмотреть блоки ритмоинтонаций, карточки-модели, цветные фигуры, соответствуюпие эмоциям радости и грусти; г) воспроизвести звукоподражания с интонациями радости и грусти первоначально в речи, загем на детских музыкальных инструментах, далее в пении; д) послушать музыкальные фрагменты и рассмотреть эмоциональные открытки, отражающие эмоции радости и грусти. Сюжетная игровая ситуация: «Как-то встретились синица с перепелом в лесу. Синица — маленькая, верткая птичка, и 1 зет она высоким голоском, быстро и радостно. Вот так: ти-ля-люй, ти-ля-люй! (Звукоподражание образу радостной синички.) А перепел что-то загрустил: крылья повесил, клюв опустил 12. еле-еле говорит. Что с тобой, перепел? Почему так приуныл? Да вот приключилась со мной невиданная история, — произнес перепел тихо. — Потерял I свои очки да ничего не вижу. Даже не знаю, что теперь мне делать. И запел хриплым голосом: низко и тихо. Вот так: турл-ва-ва, турл-ва-ва. (Звукоподражание :бразу грустного перепела.)» Предлагаем детям произнести данные звукоподражания сначала в речи, затем в пении в :оответствующем темпе, ритме, на заданной высоте. Обращаем внимание на мимические продления и телодвижения, характеризующие эмоции радости и грусти. Синичка вертит головой г право-влево, а перепел опустил голову, не улыбается. Образ радостной синички ти-ля-люи, ти-ля-люй Образ грустного перепела турл - ва - ва, турл - ва – ва Музыкальная интонация: грусть Карточка-модель музыкальной интонации: Грусть (синий или серый цвет) |
Сюжетная музыкальная игра «Зонтик» Г.А.Никашина «Малыш и музыка» Возраст: от 4 до 5 лет Материал: карточки-модели музыкальной интонации, цветные фигуры, эмоциональные открытки, блоки ритмоинтонаций, отражающие эмоции грусти, радости; шумовые и музыкальные игрушки-инструменты (погремушки, бубны). Образы: грустный и радостный зонтик. Игровое задание. Предлагаем: а) послушать рассказ; б) послушать звукоподражания грустному и радостному зонтику на слоги ох-ах, ла-ли-ла и выявить сенсорные особенности звучания: тихо, медленно, низко, грустно; громко, быстро, высоко, весело, радостно; в) рассмотреть блоки ритмоинтонаций, карточки-модели, цветные фигуры, соответствую щие эмоциям грусти, радости; г) воспроизвести звукоподражания с интонациями грусти, радости в речи, затем с помощью шумовых и детских музыкальных инструментов (погремушки, бубен); д) послушать музыкальные фрагменты и рассмотреть эмоциональные открытки, отражаю щие эмоции грусти, радости. Сюжетная игровая ситуация: «Жил был зонтик. Когда шел дождик, он всех выручал и был доволен. Но случилось так, что дождя долгое время не было, на улице светило яркое солнышко, и про зонтик тогда никто и не вспоминал. Он тихонько висел на вешалке в прихожей и грустил. (Звукоподражание образу грустного зонтика.) Но как-то раз на небе появилась туча и полился теплый дождик. Прибежали кошка, собака, девочка, и все спрятались под зонтиком. Обрадовался зонтик, запрыгал от удовольствия и стал напевать радостную песенку. (Звукоподражание образу радостного зонтика.)» Образ грустного зонтика Образ весёлого зонтика Муз материал. Д.Кабалевский. Новелла.№ 42. Я. Чуркин. Полька. |