Файл: Правление императора Хирохито, умершего тридцать лет назад, пришлось на тяжелейшее время.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 244

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Историко-экономический анализ послевоенного возрождения Японии

1.1. Внутриполитическое положение послевоенной Японии

1.2. Социально-экономические преобразования в Японии после второй мировой войны

1.3. Особенности промышленной политики послевоенной Японии

2. Рождение феномена «экономического чуда» как фактора интеграции Японии в мировую экономику

2.1. Приоритет экономического развития в государственной политике Японии

2.2 Японский менеджмент и государственно-частное партнерство

2.3. Подходы к анализу японского экономического чуда

3. Результаты экономического прорыва Японии

3.1. Итоги социально – экономического развития Японии в 50 – 70х гг.

3.2. Факторы торможения и перспективы японской экономики

3.3. Возможность применения опыта Японии в России

Заключение

Список использованных источников и литературы

Император отрекся от божественного происхождения, были разрешены профсоюзы и деятельность оппозиционных партий, включая коммунистический. Именно такой конкурентный политический ландшафт ставил перед политической элитой необходимость дать достойный ответ на вызов ее власти. Другой политический момент, который следует учесть – взаимное доверие власти и бизнеса, позволившее чиновникам и предпринимателям выработать общую стратегию развития, определить приоритетные отрасли и т.п. Также важным политическим моментом было фактическое отсутствие армии, что позволило существенно снизить налоги.

В-пятых, не менее важную роль в экономическом рывке Японии сыграла ориентация на экспорт. С 1957 г. по 1973 г. объем японского экспорта вырос почти десятикратно. Япония экспортировал автомобили, корабли, оптику, электрооборудование, швейные машинки, радиоприемники, фотоаппараты и телевизоры. Сейчас сложно себе представить, что до Второй Мировой Войны японская продукция в мире ассоциировалась с дешевизной и низким качеством.

В-шестых, существенную роль сыграл роспуск дзайбацу – финансово-промышленных групп, контролировавших японскую экономику. Им на смену пришли более легковесные кэйрэцу. По мнению экономиста Ю. Косаи, роспуск дзайбацу и запрет на концентрацию экономической мощи был мерой, которая поспособствовала созданию конкурентоспособной промышленности. 18 крупных компаний было распущено. К примеру, Japan Steel Corporation была раздроблена на Yamata Steel и Fuji Steel [34].

В-седьмых, серьезно на развитие японской экономики повлияла автоматизация производства, во многом ставшая следствие нефтяного кризиса 1973 года и укрепления иены. Перед японскими компаниями стоял серьезный вызов – каким-то образом повысить конкурентоспособность своей промышленности. Заручившись поддержкой сотрудников, японские корпорации перешли на автоматизированное производство. Эта инновация не встретила никакого сопротивления со стороны работников, т.к. им предлагалась система пожизненной занятости, а размер заработной платы зависел от стажа работы. Таким образом, японская экономика стала одной из самых автоматизированных в мире. В 1988 году на японских предприятиях работало 60% от общего числа промышленных роботов в мире. Их было в 5 раз больше, чем в США и в 10 раз больше, чем в Германии. Таким образом, за 10 лет с 1970-х годов производительность в японской обрабатывающей промышленности выросла более чем в 2 раза [34].



2.2 Японский менеджмент и государственно-частное партнерство



Когда японская промышленность находилась в стадии становления, японский рынок также был еще слишком мал, чтобы выдержать рост отечественного производства. Чтобы развиваться дальше, Япония нуждалась в глобальном рынке. Путем создания экспортного рынка Япония смогла структурно преобразовать свою экономику, тем самым предоставив ей доступ к технологиям, которые были необходимы для развития.

Японской целью стала полная занятость посредством индустриализации. Это потребовало господства на рынке в самых лучших областях. Они тщательно отобрали области, в которых они были уверены и сосредоточились на них, вместо того, чтобы тратить усилия во многих областях.

Для поддержки этой стратегии, был использован ряд тактик.

Как было отмечено выше, японцы импортировали свои технологии, таким образом избежав риска, связанного с крупными R&D расходами. Вместо этого они продали лицензионные соглашения, чтобы создать реальные новые продукты.

Затем лучшие инженеры были направлены на производство, а не в отдел дизайна продукции. Этим они сконцентрировали свое мастерство на высокой производительности и низкой стоимости, а не на инновационный дизайн.

И наконец, они всегда стремились к повышению качества и надежности до максимально возможного уровня, а затем и выше; до уровня, достичь которого у конкурентов просто не получится. Эта тактика велась под влиянием огромного уважения к людям и мнения, что ненужные траты должны быть устранены.

Японский пример успеха показывает, что ни массовое исследование и развитие капиталовложения, ни обилие природных ресурсов не являются необходимостью для устойчивого промышленного развития. Япония всегда была хорошо известна как имитатор, а не как новатор, так как японцы скопировали, позаимствовали и получили право на технологии других стран. Усилив компетентность в адаптации существующих дизайнах и ускорив процессы, японцы смогли производить продукты высшего качества по конкурентоспособным ценам, давая им особое преимущество на мировых рынках.

Япония показала миру, что эффективное производство и методы контроля качества могут преодолеть трудности транспортировки и стоимость тарифов. Они доказали, что культурные различия могут быть преодолены и что важные культурные моменты, необходимые для успешного производства, могут быть перемещены через национальные границы.


Синонимом улучшения качества было глубокое улучшение позиции Японии на мировых рынках. Занимавшая в 1960-х слабую позицию на телевизионном рынке Япония стала крупнейшим в мире производителем и экспортером домашних телевизоров. Они уверены в своем господстве на рынке из-за недавней революции в области создания телевизоров с высоким разрешением. Они полностью господствуют на рынке VCR и бросают вызов компаниям (таким как Intel) на рынке больших интегральных схем.

В начале 1960-х годов на рынке лидировали североамериканские, британские и немецкие производители мотоциклов. Сегодня Harley-Davidson является единственным серьезным конкурентом для мотоциклов японского производства. На самом деле, Harley-Davidson была на грани исчезновения, пока полностью не переняла у японцев методы производства, в особенности «точно в срок» и всеобщее управление качеством. Другой пример, Xerox. Очень пострадала от того, что уступила свои позиции на рынке японским производителям Canon, Sharp и Minolta.

Акцент на качество японских производителей сохранялся до вдохновения от первого визита доктора У. Эдвардса Деминга. Сегодня Япония, несомненно, считается символом качества во всем мире. В то время как западные фирмы измеряют качество частей соотношение 1:1000 («приемлемый уровень качества» или AQL), ведущие японские производители исправляют дефекты, которые едва поддается измерению – возможно 3,4 дефектных частей на миллион [23, с.8].

Японская модель управления основывается на философии управления кайдзен («непрерывное совершенствование»). В японской модели управленческая пирамида Масааки Имаи оказывается перевернутой [23, с.9]. Основные культурные нормы и представления японской модели:

Главное действующее лицо японской модели – это коллектив. Индивидуализм американской модели здесь просто не допустим. Здесь главное слово не «Я», а «МЫ». Японская организация похожа на общину, в которой действует коллективная ответственность и круговая порука. Сила этих связей превосходит даже силу кровно родственных связей. Неслучайно пожизненный наём долго оставался атрибутом японской модели. Кайдзен – это не только философия управления, но и образ жизни.

Высшая ценность бизнеса и даже его лицо – это качество. Самое страшное для человека в японской культуре – это потеря лица (унижение, социальная смерть). Понятие качества там понимается очень широко. Качество связано с ценностью, которую приносит клиенту продукт или услуга . Более того, потеря качества перед клиентами, партнерами, сотрудниками – это потеря лица не только компании, но и лица каждого из ее сотрудников. Например, существует очень большая разница в смысловой нагрузке западного понятия «репутация компании» и японского понятия «лицо компании». Неслучайно обеспечение качества в японской модели – это не только технология, но и дело чести. Качество – это своеобразная религия управления. Сильное влияние на современную японскую модель управления оказала традиционная философия самураев.


Японский бизнес уже давно работает во всех странах мира, где нет традиций такого глубокого партнерства, как на родине. Для конкуренции c компаниями, реализующими западные модели управления, например, американские модели, разработан экспортный вариант кайдзен – «Бережливое производство» (Lean Manufacturing). Но главная стратегия работы с ними остается такой же: это тщательный отбор контрагентов, с которыми выстраиваются глубокие долгосрочные партнерства. Японская модель уже давно освоила классическую область управления проектами, где безраздельно доминировала американская модель управления. Японский стандарт управления проектами и программами P2M (Project and Program Management) [23, с.11] хоть формально и похож на западные стандарты в этой области, но в своей основе построен на тех же базовых принципах кайдзен.

В 1970-е годы Япония столкнулась с кароси – так в стране называют смерть, наступившую в результате переработок и стресса. В 2020 году было зарегистрировано 1918 случаев самоубийств, связанных с проблемами на работе. Инициативы правительства и крупных корпораций направлены на изменение укоренившихся рабочих традиций, но многие японцы отказываются от отпусков. Почему так происходит?

По словам Хироши Оно, профессора университета Хитоцубаси, специализирующегося на культуре труда Японии, переработки и отказ от отдыха – побочный продукт периода Сева, эпохи правления императора Хирохито, продлившейся с 1926 года по 1989 год. Это время, когда мужчины были полностью посвящены корпоративной жизни, а женщины-домохозяйки заботились о себе, семьях и потребностях мужей». При правлении Хирохито страна пережила голод Второй мировой войны, атомные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки, а с началом 1950-х годов – «японское экономическое чудо», феноменальный рост экономики. После войны и подписания акта о капитуляции Япония нашла единственный выход из трясины поражений – работать как сумасшедшая и никогда не останавливаться. С годами Хиросима превратилась в шумный неоновый мегаполис, где вечным напоминанием об атомной катастрофе служит купол Гэмбаку – разрушенное взрывом здание Выставочного центра торгово-промышленной палаты в окружении современных построек. Японская техника стала символом качества во всем мире, а сама культура страны бесконечно экспортируется на Запад в виде еды, моды, музыки и анимации.

В начале 1950-х годов бывший премьер-министр Японии Сигэру Есида