Файл: I. внеклассная работа по химии, и ее 6 место в учебновоспитательном процессе 6.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 156
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Объект исследования – процесс внеклассной работы по химии.
В соответствии с поставленной целью были сформулированы основные задачи исследования:
2. Провести теоретический анализ состояния проблемы внеклассной работы по химии.
5. Осуществить экспериментальную проверку эффективности форм и методов внеклассной работы по химии.
ГЛАВА I. ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА ПО ХИМИИ, И ЕЕ
МЕСТО В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
1.1. Понятие «внеклассная работа» в педагогической литературе
Рисунок 1. Основные компоненты внеучебной работы
Понятие и сущность работы уже многие изучается множеством методистов и ученых.
Стоит отметить, что определение предусматривает творчества и инициативы при организации внеклассной
1 – активизация познавательной
2 – углубление и расширение изучаемого предмета;
3 – ускоренное развитие к обучению;
4 – реализация подхода к изучению вопросов;
5 – более использование источников
Отчет кружка за год проводится в вечера, конференции, смотра.
Таким в настоящее время в учреждениях актуализируются проблемы:
1. Создание комплексных воспитательных находящихся в русле не гуманистической, но и социальной
Основные задачи внеклассной работы:
2.Развитие и совершенствование навыков в области химии.
3.Развитие творческой активности, инициативы и самодеятельности учащихся.
4. Подготовка школьников к практике.
5. Организация досуга учащихся в комплексе с их эстетическим и нравственным воспитанием.
1.2. Классификация внеклассной работы по химии
– реализует принцип наглядности обучения;
– повышает научность обучения и укрепляет его связь с жизнью, с практикой;
– играет значительную роль в профориентационной работе с учащимися.
Образовательные задачи внеклассной работы:
Воспитательные задачи внеклассной работы:
Кроме того, внеклассная работа по химии предполагает организовать досуг учащихся.
Внеклассная работа по химии должна строиться на основе следующих принципов:
1.3 Методы и средства, повышающие познавательную активность
на внеурочной деятельности на уроках химии
Каждый ребенок от природы наделен способностями практически ко всем видам человеческой деятельности.
Именно в школах с углубленным изучением химии можно организовать школьное химическое общество.
Научно-исследовательская деятельность.
Исследовательская работа построена по плану:
3. Заключительный этап. Оформление работы, выступления учащихся, обсуждение.
Проблемно-модульная технология.
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АКТИВНЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ
ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ ПО ХИМИИ
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АКТИВНЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ
ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ ПО ХИМИИ
2.1. Организация экспериментального исследования
Работа по изучению использования активных форм и методов во внеклассной работе со школьниками проводилась в лицее № 5 в 9-х классах.
Эксперимент состоял из нескольких этапов:
-
Подготовительный этап
Предварительно были изучены научная и методическая литература [18,19,20,21], опыт учителей во внеклассной работе, выявлены возможности использования материалов, полученных в ходе исследования. На этом этапе подбирался материал по темам химических занятий, дополнительная литература, составлялись проекты внеклассных мероприятий.
-
Диагностический этап
На этом этапе было проведено тестирование учителей химии с целью выявления наиболее популярных видов внеклассной работы. Результаты тестирования представлены в таблице 2.
Таблица 2
Популярность среди учителей | Вид внеклассной работы |
1 место (26%) | Индивидуальная внеклассная работа |
2 место (23%) | Групповая внеклассная работа |
3 место (20%) | Факультативные занятия |
4 место (17%) | Предметные недели по химии, олимпиады |
5 место (14%) | Массовая внеклассная работа по химии |
Нами было обнаружено, что в системе внеклассной работы по химии сложились и стали традиционными такие активные формы обучения, как внеклассные занятия практического содержания (индивидуальная работа в кабинете, групповая внеклассная работа, кружки, олимпиады), факультативные занятия, ролевые игры, экскурсии, научные лаборатории. Они выходят за рамки урока и хорошо известны педагогам. Однако, было также установлено, что степень активности учащихся во внеурочных формах работы,
весьма относительна и зависит от того, какие – активные или пассивные – методы составляют основу той или иной формы. Так, кружковые или факультативные занятия быстро разваливаются, если они лишены исследовательского, частично-поискового методов и других самостоятельных творческих работ учащихся по их интересам.
Аналогичное тестирование было проведено среди учащихся 9-х классов. Результаты показали, что наибольшей популярностью пользуется массовая внеклассная работа по химии и предметные недели.
где 1- массовая внеклассная работа по химии, 2 – предметные недели, 3- групповая внеклассная работа, 4- факультативные занятия, 5 – индивидуальная внеклассная работа.
Рисунок 1 – результаты тестирования учащихся 9-х классов
Из этого этапа исследования можно сделать вывод о том, что среди учителей на первом месте индивидуальная внеклассная работа, а среди учеников – массовая внеклассная работа по химии.
-
Организационный этап
Нами были проведены различные внеклассные мероприятия по химии с использованием активных форм и методов обучения. Это предметная неделя по химии. Перед учениками 9-х классов была поставлена задача оформить стенд. Победители конкурса получили грамоту. Также были проведены игры «Что? Где? Когда? », «Суд присяжных», КВН.
На протяжении полугода осуществлялся исследовательский проект с учащимися 9-х классов. Базой исследований была кафедра биологической и медицинской химии, а также НОЦ «Технологии живых систем». За нами была закреплена ученица 9Б класса Блощаненко Инна. В исследовательский проект входили следующие этапы:
I этап
Мотивационный – все желающие участвовать в Малой Академии Наук будут готовить исследовательские проекты совместно с дипломниками кафедры биологической и медицинской химии Ставропольского государственного университета.
Планирующий–подготовительный – была определена тема и цели проекта. Тема исследовательского проекта Блощаненко Инны: «Тест-системы для определения тяжёлых металлов в объектах окружающей среды». Тема отличается новизной, актуальностью и практической значимостью.
II этап
Информационно–оперативный – подборка материала, работа с литературой и другими источниками. Дипломник, за которым закреплён ученик, наблюдает, координирует, поддерживает, направляет и сам является информационным источником. На этом же этапе проводился химический эксперимент.
III этап
Рефлексивно-оценочный – ученица 9Б класса представила свой исследовательский проект в Малой Академии Наук.
Также, исходя из результатов тестирования учеников, нами был выбран один из увлекательных видов массовой внеклассной работы по химии – химический КВН (клуб весёлых и находчивых). Помимо познавательной функции КВН выполняет и воспитательную роль, объединяет учащихся единой целью, способствуя тем самым формированию коллектива.
К участию в КВН привлекались все решительные учащиеся данной параллели классов.
При проведении КВН учитывались не только знания химии, но и выдержка, корректность, взаимное уважение участников друг к другу, за нарушение которых требовательное жюри вправе снимать очки. Проведение КВН может практиковаться в любых параллелях классов, но наиболее увлечённо в нём участвуют учащиеся 8 и 9 классов.
Успех проведения КВН в значительной мере зависит от правильной организации. Особенно важно подобрать ведущих, которые неуклонно должны проводить линию, и чётко выдерживать заданный темп. Важно также, чтобы в состав жюри входили уважаемые учащимися люди и чтобы присуждение баллов было строгим, объективным, обоснованным и справедливым.
Нельзя забывать, что КВН проводится при массовом скоплении школьников, поэтому при выполнении химического эксперимента особенно тщательно должны соблюдаться правила техники безопасности.
Программа проведения внеклассного мероприятия КВН при обучении химии:
1. Введение и объяснение правил игры.
2. Разделение участников на команды (3-4 команды, в зависимости от количества обучающихся).
3. Проведение 3-4 раундов игры с вопросами по химии:
а) Теоретический раунд: вопросы на знание химических элементов, соединений, формул, истории открытий.
б) Практический раунд: определение веществ по внешнему виду, проведение простых экспериментов.
в) Креативный раунд: создание рифмованных стихов, песен или сценок на химическую тему.
г) Финальный раунд: сложные вопросы, требующие командного обсуждения и совместного решения.
4. Подведение итогов и награждение команд.
Оценка эффективности метода обучения может быть проведена с помощью анкетирования участников после мероприятия.
Анкета для обучающихся 5-9 классов:
1. Эффективен ли по вашему мнению данный метод обучения (КВН)?
а) Очень эффективен
б) Скорее эффективен, чем нет
в) Скорее не эффективен, чем да
г) Совсем не эффективен
2. Принимали ли вы ранее участие в КВН сами?
а) Да
б) Нет
3. Участвовали ли вы в организации КВН?
а) Да
б) Нет
4. Как вы относитесь к проведению КВН?
а) Очень положительно
б) Скорее положительно, чем отрицательно
в) Скорее отрицательно, чем положительно
г) Очень отрицательно
Выводы:
1. По мнению респондентов, метод обучения через проведение КВН игры является эффективным: 30 человек считают его очень эффективным, а 25 - скорее эффективным, чем нет. В сумме 55 из 70 респондентов оценивают метод положительно, что составляет 78,6%.
2. 35 респондентов (50%) ранее принимали участие в КВН, в то время как другие 35 (50%) не имели опыта участия в подобных мероприятиях.
3. 15 респондентов (21,4%) участвовали в организации КВН, а большинство (55 человек или 78,6%) не имели такого опыта.
4. Отношение респондентов к проведению КВН в целом положительное: 20 человек (28,6%) относятся к этому очень положительно, а 35 (50%) - скорее положительно, чем отрицательно. Только 15 человек (21,4%) дали отрицательные оценки.
Таким образом, результаты опроса показывают, что большинство респондентов считают метод обучения через проведение КВН игры эффективным и относятся к нему положительно. Это свидетельствует о том, что данный метод может быть применен в обучении химии для повышения мотивации и активизации учебного процесса.
Диаграмма 1. Отношение респондентов к мероприятиям КВН
КВН проводился в конце II четверти.
Подготовка к КВН.
При подготовке к КВН прежде всего было отобрано содержание и составлена программа.
В содержание КВН вошли химические конкурсы и викторины, занимательные задачи и опыты, конкурсы художественной самодеятельности и разгадывание кроссвордов.
Каждым классом выбиралась команда. Участие принимали четыре 9-х класса. В команду вошло по 8 человек, знающих предмет, сообразительных, весёлых и находчивых. Члены команды выбрали капитана и готовили совместно со своими болельщиками домашнее задание, в содержание которого входило следующее:
-
Название и девиз команды; -
Приветствие жюри и командам противника; -
Изготовление эмблемы для каждого члена команды, в которых нашло выражение названия команды; -
Красочная газета; -
Вопросы для команд – противников и для конкурса капитанов; -
2-3 номера художественной самодеятельности.
От каждого класса выделялось по 2 человека в комитет по подготовке вечера. Комитет контролировал ход подготовки к вечеру каждой команды, занимался оформлением зала, вывешивал красочные объявления о предстоящем КВНе, готовил стенд и карточки с оценками для жюри, а также готовил занимательные опыты-вопросы. Зал оформлялся следующим образом: на стенах вывешивались плакаты с высказываниями великих людей о химии. Например: «Широко распростирает химия руки свои в дела человеческие» - М.В. Ломоносов; «Все мы связываем с химической наукой дальнейший прогресс в познании окружающего нас мира. И не может быть в наши дни специалиста, который сумел бы обойтись без знания химии» - академик Н.Н. Семёнов. Выставлялись сделанные самими ребятами наглядные пособия для кабинета химии, химические стенгазеты.
Заранее выбрали жюри, в состав которого вошли учителя химии, организатор внеклассной работы и приглашённые лица, с которыми предварительно были обговорены критерии оценок.
Из числа членов комитета по подготовке к КВН были выбраны двое ведущих. С ними обсуждался сценарий вечера и проводились репетиции.
Проведение КВН.
На сцене двое ведущих приветствуют собравшихся и объявляют о начале вечера. Первый ведущий представляет присутствующим состав жюри. Второй ведущий предоставляет слово председателю жюри.
Председатель жюри приветствует участников и объявляет, что каждый конкурс будет оцениваться по пятибалльной системе, а результаты вывешиваться на стенде.
2-й ведущий приглашает по очереди на сцену команды для приветствия. Капитан команды: «Наша команда называется «Хлор». Девиз заключён в названии команды».
Команда хором: «Химик любит опасную работу».
Если б я был султан,
Обладал умом,
Я б играл в КВН
Утром, ночью, днём.
Но с другой стороны, при таких делах
Сколько бед и забот – О, Спаси, Аллах!
Не очень плохо играть в КВН,
Гораздо хуже проигрывать всем.
Наш соперник умён,
Но умнее мы –
Но с другой стороны, при таких делах –
О, жюри, не губи! О, Спаси, Аллах!!!
Таким же образом проходят выступления и других команд.
1-й ведущий предлагает проверить домашние задания: оценить вывешенные стенные химические газеты каждой команды.
2-й ведущий в это время приглашает команды для конкурса команд. Каждая команда задаёт по три вопроса. На обдумывание 30 секунд. Во время обдумывания играет магнитофон с записями популярной музыки. Специально выделенный ученик по часам засекает время и выключает магнитофон.