Файл: I. внеклассная работа по химии, и ее 6 место в учебновоспитательном процессе 6.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 160
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Объект исследования – процесс внеклассной работы по химии.
В соответствии с поставленной целью были сформулированы основные задачи исследования:
2. Провести теоретический анализ состояния проблемы внеклассной работы по химии.
5. Осуществить экспериментальную проверку эффективности форм и методов внеклассной работы по химии.
ГЛАВА I. ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА ПО ХИМИИ, И ЕЕ
МЕСТО В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
1.1. Понятие «внеклассная работа» в педагогической литературе
Рисунок 1. Основные компоненты внеучебной работы
Понятие и сущность работы уже многие изучается множеством методистов и ученых.
Стоит отметить, что определение предусматривает творчества и инициативы при организации внеклассной
1 – активизация познавательной
2 – углубление и расширение изучаемого предмета;
3 – ускоренное развитие к обучению;
4 – реализация подхода к изучению вопросов;
5 – более использование источников
Отчет кружка за год проводится в вечера, конференции, смотра.
Таким в настоящее время в учреждениях актуализируются проблемы:
1. Создание комплексных воспитательных находящихся в русле не гуманистической, но и социальной
Основные задачи внеклассной работы:
2.Развитие и совершенствование навыков в области химии.
3.Развитие творческой активности, инициативы и самодеятельности учащихся.
4. Подготовка школьников к практике.
5. Организация досуга учащихся в комплексе с их эстетическим и нравственным воспитанием.
1.2. Классификация внеклассной работы по химии
– реализует принцип наглядности обучения;
– повышает научность обучения и укрепляет его связь с жизнью, с практикой;
– играет значительную роль в профориентационной работе с учащимися.
Образовательные задачи внеклассной работы:
Воспитательные задачи внеклассной работы:
Кроме того, внеклассная работа по химии предполагает организовать досуг учащихся.
Внеклассная работа по химии должна строиться на основе следующих принципов:
1.3 Методы и средства, повышающие познавательную активность
на внеурочной деятельности на уроках химии
Каждый ребенок от природы наделен способностями практически ко всем видам человеческой деятельности.
Именно в школах с углубленным изучением химии можно организовать школьное химическое общество.
Научно-исследовательская деятельность.
Исследовательская работа построена по плану:
3. Заключительный этап. Оформление работы, выступления учащихся, обсуждение.
Проблемно-модульная технология.
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АКТИВНЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ
ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ ПО ХИМИИ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА ПО ХИМИИ, И ЕЕ 6
МЕСТО В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ 6
1.1. Понятие «внеклассная работа» в педагогической литературе 6
1.2. Классификация внеклассной работы по химии 13
1.3 Методы и средства, повышающие познавательную активность 18
на внеурочной деятельности на уроках химии 18
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ 24
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АКТИВНЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ 24
ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ ПО ХИМИИ 24
2.1. Организация экспериментального исследования 24
2.2. Анализ результатов 39
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА ПО ХИМИИ, И ЕЕ 7
МЕСТО В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ 7
1.1. Понятие «внеклассная работа» в педагогической литературе 7
1.2. Классификация внеклассной работы по химии 17
1.3 Методы и средства, повышающие познавательную активность 23
на внеурочной деятельности на уроках химии 23
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ 30
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АКТИВНЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ 30
ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ ПО ХИМИИ 30
2.1. Организация экспериментального исследования 30
2.2. Анализ результатов 43
ВВЕДЕНИЕ
Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирование активной позиции каждого учащегося в учебном процессе. Поэтому использование активных форм обучения является основой развития познавательной компетентности школьника. Активные познавательные способности формируются и развиваются в процессе познавательной деятельности. Когда ребёнок не просто слушатель, а активный участник в познавательном процессе, своим трудом добывает знания. Эти знания более прочные. Именно форма активного обучения – это первая искорка, зажигающая факел любознательности. Учитель отказывается от авторитарного характера обучения в пользу демократического поисково-творческого. В качестве основных неоспоримых достоинств выступают: высокая степень самостоятельности, инициативности, развитие социальных навыков, сформированности умения добывать знания, развитие творческих способностей. Чувство свободы выбора делает обучение сознательным, продуктивным и более результативным. Внеклассную работу можно представить, как систему, состоящую из отдельных элементов. Как и в обучении химии, так и в целом, во внеклассной работе определяющим является содержание, которое отбирается произвольно. Тематика ее очень разнообразна. Тем не менее, содержание внеклассной работы по химии подчиняется строго определенным требованиям: научность, доступность, актуальность и практическая значимость, занимательность и др. В зависимости от содержания и адекватно ему следует выбирать форму и вид внеклассной работы по химии: массовая – химический вечер, олимпиада, устный журнал, неделя (декада, месячник) по химии, викторина, час химии, лекция-концерт, конференция, экскурсия, химические общества и т.д.; групповая –химический кружок, выпуск стенной газеты, изготовление стенда и т.д.; индивидуальная – работа с литературой, составление докладов, рефератов, небольшое исследование, изготовление оборудования для химического кабинета и др. Прииспользовании индивидуальной и групповой форм, внеклассной работы по интересам возможно также проведение шефской работы в младших классах, изготовление моделей, таблиц, схем, дидактического материала и других пособий для химического кабинета, подготовка демонстрационных опытов для лекций, к урокам, к химическому вечеру, проведение специальных внепрограммных занятий, решение усложненных задач. Во время уроков невозможно удовлетворить все вопросы учащихся. Внеурочная работа во взаимосвязи с учебной служит тем действенным средством, которое мобилизует активность ученика в поиске знаний и помогает полнее удовлетворить интересы школьников. Формы и виды внеклассной работы является в значительной мере условным, так как подготовка, например, химического вечера или работа химического кружка требует большой и кропотливой индивидуальной работы каждого их участника, оказывает влияние на направление и характер их работы. Это свидетельствует о взаимной интеграции разных форм и видов внеклассной работы, о том, что все ее элементы связаны между собой, влияют друг на друга.
Таким образом, внеклассная работа по химии – это особая организуемая форма занятий с учащимися, обладающая сильным эмоциональным воздействием.
Она развивает кругозор и воображение учащихся, стимулирует их к самообразованию, пополнению своих знаний, способствует развитию изобретательности и творчества. Эта работа очень разнообразна по видам и содержанию, носит оттенок занимательности, формирует интерес к предмету. Она требует тщательной организации. У учителя химии имеются большие возможности для возбуждения интереса к предмету, развития познавательной активности учащихся, осуществления трудового воспитания в процессе изучения химии. При планировании и проведении индивидуальной внеклассной работы учителю необходимо учитывать некоторые аспекты: психологические особенности учащихся старших классов, возможность рациональной организации учебно-воспитательного процесса, обеспечение индивидуального подхода к учащимся и др. Специфика учебного заведения такого типа как лицей определяет содержание учебно-воспитательного процесса, а также оказывает существенное влияние на интересы учащихся. При всем многообразии форм внеклассная работа по химии должна быть органически связана со школьной программой, выходить за пределы и вместе с тем дополнять ее, то есть должна существовать тесная взаимосвязь между учебной и внеурочной работой.Цель исследования - разработка и реализация активных форм и методов внеклассной работы по химии, помощь учащимся в определении устойчивых интересов к той или иной области науки, виду деятельности; выявление склонностей, способностей и дарований; расширение знаний и кругозора учащихся в ходе углубленного изучения программных вопросов, выходящих за рамки учебной программы, но доступных пониманию учащихся; осуществление трудового, нравственного и эстетического воспитания учащихся; развитие интереса к предмету, самостоятельности, творческой активности.
Объект исследования – процесс внеклассной работы по химии.
Предмет исследования – возможности использования активных форм и методов во внеклассной работе со школьниками.
Гипотеза. Важной задачей внеклассных занятий по химии является развитие у учащихся умения самостоятельно работать с литературой и навыков экспериментальной работы в лаборатории. Во внеклассной работе по химии большое внимание уделяется межпредметным связям, что особенно важно в плане профессиональной ориентации учащихся и понимания роли химии в жизни человека.В соответствии с поставленной целью были сформулированы основные задачи исследования:
1. Осуществить информационный поиск и анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования.
2. Провести теоретический анализ состояния проблемы внеклассной работы по химии.
3. Изучить практический опыт использования активных форм и методов внеклассной работы учителей химии.
4. По результатам теоретического анализа литературы и образовательной практики выявить структуру и содержание внеклассной работы по химии с учащимися.
5. Осуществить экспериментальную проверку эффективности форм и методов внеклассной работы по химии.
проблем воспитания во внеклассной работы свое отражение во многих отечественных ученых Аверченко А.Т., Барчукова И.С., О.П., Грей Д., Зайцева С.М. и др.
К исследования, используемым в работе, относятся анализа и синтеза, гипотезы, логической событий, графический и метод сбора и информации. Исследование так же на общенаучной методологи, использование системного и подходов.ГЛАВА I. ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА ПО ХИМИИ, И ЕЕ
МЕСТО В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
1.1. Понятие «внеклассная работа» в педагогической литературе
Внеклассная работа - это один из видов деятельности школьников, направленный на социализацию обучаемых, развитие творческих способностей школьников во внеучебное время.
Информационные и коммуникационные технологии могут быть с успехом применены для повышения эффективности внеучебной и внеклассной деятельности школьников, в организации досуга учеников.
Внеучебная работа в любой школе является существенным элементом образа жизни школьников, профессиональной деятельности учителей и руководства учебного заведения. В связи с этим, такая деятельность, как правило, состоит из трёх основных компонентов.