Файл: I. внеклассная работа по химии, и ее 6 место в учебновоспитательном процессе 6.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 146

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Таким образом, внеклассная работа по химии – это особая организуемая форма занятий с учащимися, обладающая сильным эмоциональным воздействием.

Объект исследования – процесс внеклассной работы по химии.

Предмет исследования – возможности использования активных форм и методов во внеклассной работе со школьниками.

В соответствии с поставленной целью были сформулированы основные задачи исследования:

1. Осуществить информационный поиск и анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования.

2. Провести теоретический анализ состояния проблемы внеклассной работы по химии.

3. Изучить практический опыт использования активных форм и методов внеклассной работы учителей химии.

4. По результатам теоретического анализа литературы и образовательной практики выявить структуру и содержание внеклассной работы по химии с учащимися.

5. Осуществить экспериментальную проверку эффективности форм и методов внеклассной работы по химии.

проблем воспитания во внеклассной работы свое отражение во многих отечественных ученых Аверченко А.Т., Барчукова И.С., О.П., Грей Д., Зайцева С.М. и др.

ГЛАВА I. ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА ПО ХИМИИ, И ЕЕ

МЕСТО В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

1.1. Понятие «внеклассная работа» в педагогической литературе

Внеклассная работа - это один из видов деятельности школьников, направленный на социализацию обучаемых, развитие творческих способностей школьников во внеучебное время.

Информационные и коммуникационные технологии могут быть с успехом применены для повышения эффективности внеучебной и внеклассной деятельности школьников, в организации досуга учеников.

Рисунок 1. Основные компоненты внеучебной работы

Понятие работа» в соответствии с педагогической энциклопедией следующим образом: работа – это составная учебно-воспитательного процесса в одна из форм свободного времени

Понятие и сущность работы уже многие изучается множеством методистов и ученых.

Стоит отметить, что определение предусматривает творчества и инициативы при организации внеклассной

Значение внеклассной состоит в воспитании вида личности способствует формирования свойств личности: творчеству, стремлению к активности, самообразованию.

внеклассной работы

1 – активизация познавательной

2 – углубление и расширение изучаемого предмета;

3 – ускоренное развитие к обучению;

4 – реализация подхода к изучению вопросов;

5 – более использование источников

Информационно - коммуникационные технологии по-разному могут использоваться в разных видах внеучебной деятельности, классифицируемой по:

Итак, внеклассная воспитательная работа – организация педагогом разных видов деятельности воспитанников во внеурочное время, обеспечивающих необходимые условия для социализации личности ребенка.

Проблемы взаимодействия работы с учебным и процессом широко в работах известных ученых и педагогов-практиков, как А.Г. Харчев, П.Н. Мальковская, В.Г. , Т.Н. Калечиц, Л.Е. и др.

Кружковая работа способствует и развитию интересов и способностей в определенной науки, искусства, Наиболее распространены при такие ее формы, как и секции (предметные, спортивные, художественные).

В проводятся занятия типа:

Отчет кружка за год проводится в вечера, конференции, смотра.

Таким в настоящее время в учреждениях актуализируются проблемы:

1. Создание комплексных воспитательных находящихся в русле не гуманистической, но и социальной

2. Гармонизация социального жизнедеятельности ребенка и педагогическое освоение в радиусе действия учреждения.

3. Модернизация и досуговой деятельности, и создание новых общественных объединений, демократических начал, в том числе детском

4. Введение учебно-развивающих дополнительного образования и профилизации с целью благоприятных условий для профессионального самоопределения

5. Усиление социально-защитной общеобразовательных учреждений, эффективности мер по охране физического, умственного и здоровья детей и

С учетом этих педагогический коллектив собственную уникальную внеклассной и внешкольной, а администрация общеобразовательных оказывает методическую и осуществляет контроль за проведением и качеством

Основные задачи внеклассной работы:

1. Привить интерес к химии.

2.Развитие и совершенствование навыков в области химии.

3.Развитие творческой активности, инициативы и самодеятельности учащихся.

4. Подготовка школьников к практике.

5. Организация досуга учащихся в комплексе с их эстетическим и нравственным воспитанием.

1.2. Классификация внеклассной работы по химии

– реализует принцип наглядности обучения;

– повышает научность обучения и укрепляет его связь с жизнью, с практикой;

– играет значительную роль в профориентационной работе с учащимися.

В целях упорядочения проводимых экскурсий в школе составляется план экскурсий. В него включаются как учебные, так и внеучебные экскурсии, проводимые по плану классного руководителя.

Образовательные задачи внеклассной работы:

Воспитательные задачи внеклассной работы:

Кроме того, внеклассная работа по химии предполагает организовать досуг учащихся.

Внеклассная работа по химии должна строиться на основе следующих принципов:

Содержание внеклассной работы по химии учитель выбирает произвольно, без определённой программы, как основной работы, поэтому разнообразнее тематика.

Индивидуальная работа:

Групповая работа:

Массовая работа:

1.3 Методы и средства, повышающие познавательную активность

на внеурочной деятельности на уроках химии

Активная мыслительная деятельность является наиболее важным качеством современного человека, критичность мышления, поиск нового, желание и умение приобретать знания самостоятельно.

Внеклассная работа по химии должна проводиться систематически. Только в этом случае формируется и поддерживается повышенный интерес учащихся к предмету, и на их профессиональный выбор можно повлиять.

Каждый ребенок от природы наделен способностями практически ко всем видам человеческой деятельности.

Мотивы, побуждающие учеников к деятельности, в основном, внешние: получить хорошую отметку, сдать экзамены, не обидеть родителей.

Безусловно, ФГОС изменяет роль учителя, который перестает быть единственным носителем знания, а становится проводником в мире информации.

 В традиционной педагогике исходят из того, что раз ребенок пришел в школу, то он должен делать все то, что рекомендует учитель.

В таких случаях деятельностью учащихся движет, прежде всего, желание, избежать разного рода неприятностей: наказания со стороны учителя или родителей, плохой оценки и т.д.

В таких случаях у учеников постепенно формируется страх перед школой, страх перед учителем. Учебная деятельность радости не приносит. Это сигнал неблагополучия.

Учитель должен позаботиться о расширении массы внеклассной работы, привлекая как можно больше учеников, в том числе самых маленьких, которые еще не изучали химию.

Именно в школах с углубленным изучением химии можно организовать школьное химическое общество.

Научно-исследовательская деятельность.

Исследовательская работа построена по плану:

1. Предварительный этап: выяснение актуальных и интересных тем, определение того, что необходимо знать об исследуемой проблеме. Определение цели исследования и путей её решения.

3. Заключительный этап. Оформление работы, выступления учащихся, обсуждение.

Практические работы.

Проблемно-модульная технология.

ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ

ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АКТИВНЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ

ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ ПО ХИМИИ

2.1. Организация экспериментального исследования

2.2. Анализ результатов

В таких случаях деятельностью учащихся движет, прежде всего, желание, избежать разного рода неприятностей: наказания со стороны учителя или родителей, плохой оценки и т.д.

В таких случаях у учеников постепенно формируется страх перед школой, страх перед учителем. Учебная деятельность радости не приносит. Это сигнал неблагополучия.

Поскольку одной из целей преподавания химии является усиление практической направленности, эта тенденция должна преобладать во внеклассной работе. Учитель должен уделять особое внимание химическому эксперименту и не столько увлекательным экспериментальным исследованиям, сколько экспериментальным исследованиям, доступным учащимся в рамках возможностей школы. В этом случае преподаватель может помочь химическим лабораториям предприятий и т. д.

Учитель должен позаботиться о расширении массы внеклассной работы, привлекая как можно больше учеников, в том числе самых маленьких, которые еще не изучали химию.

Во внеклассной работе по теме необходимо больше использовать красочные объявления и плакаты, радиопередачи, приглашающие всех участников принять участие в мероприятии, подготовленном и организованном в одном из классов. Наряду с совершенствованием методик учителю важно в классе совершенствовать и развивать методические приемы во внеклассной работе по предмету. Это и выполнение работы, написанной по сценарию химии, а не обычная форма индивидуальных отчетов учащихся, и расширенная исследовательская работа учащихся, и руководство старшеклассниками со стороны младших и так далее. Необходимо учитывать возрастные особенности учащихся. Из распространенных видов массовых внеклассных мероприятий ученики 8-х классов отдают предпочтение конкурсам и турнирам, классным часам и сказочным сюжетам, тематическим вечерам. Старшеклассников интересуют более "серьезные" мероприятия: конференции, декады, деловые игры, КВН. В настоящее время одной из основных проблем школы является дифференциация обучения, особенно в старших классах. Существовали классы с углубленным изучением определенных предметов, в том числе химии, профильные классы (химия – биология). Формирование таких « химических " классов часто происходит в начале восьмого класса, когда учащиеся имеют смутное представление о химии как об учебном предмете. Вовлечение учащихся 6-7 классов во внеклассную работу по химии может помочь, на мой взгляд, развить у них интерес к этому предмету и сформировать профильные классы. На уроках продвинутой химии внеклассная работа, естественно, должна быть более самостоятельной. Необходимо обучать учащихся работе с научно-справочной литературой, помогать осваивать методику химического экзамена. Учащиеся этих классов должны помогать учителю, готовить массовые внеклассные мероприятия для других учеников, в том числе младших классов.

Именно в школах с углубленным изучением химии можно организовать школьное химическое общество.

Химический эксперимент - важнейшая составная часть курса химии, влияющая на качество и результаты обучения, развивающая познавательный интерес учащихся. Включение учащихся экспериментальную познавательную деятельность дает возможность проникнуть в суть химического явления, использовать данный материал для дальнейшего познания. Рационализация современного преподавания химии с широким использованием ученического эксперимента осуществляется посредством продуманной деятельности учащихся по плану, в котором сливаются воедино их умственная и практическая деятельность. Интерес к химии возникает в том случае, если учащиеся получают возможность самостоятельно выполнять химический эксперимент, проводить лабораторные исследования, приобретая навыки работы с химической посудой, разного рода приборами, реактивами, усовершенствовать приспособления для практического решения экспериментальных задач. Выполнение экспериментальных задач приучает учащихся аккуратно работать, вырабатывает навыки оценки результатов эксперимента. Например, при изучении свойств кислот, опуская гранулу цинка в раствор серной кислоты, учащиеся выясняют, что в результате выделяется водород. Но если выпарить раствор, то будет очевиден еще один факт: в результате данной реакции образовалось другое, новое вещество – сульфат цинка (соль). Важно, что в ходе химического эксперимента не только устанавливаются факты, но и активно формируются многие химические понятия. 

Научно-исследовательская деятельность.

Первым этапом для осуществления исследовательской работы является выбор темы и работа с дополнительной литературой. Учащегося, прежде всего, необходимо научить ставить цель и планировать работу, анализировать, осмыслить материал, проявить мысленную активность в его усвоении. Вторым этапом является написание докладов, рефератов. Эта работа формирует умение держать себя перед публикой
, ребята учатся самостоятельности мышления, подбирать дополнительную литературу по теме, находить в ней нужную информацию. Третий этап – проведение практических работ. Они позволяют ребятам самим побывать в роли экспериментатора и учат проводить элементарные научные исследования. И последний этап – уроки-исследования, которые включены в рабочую программу, а также и во внеклассную работу.

Исследовательская работа построена по плану:

1. Предварительный этап: выяснение актуальных и интересных тем, определение того, что необходимо знать об исследуемой проблеме. Определение цели исследования и путей её решения.

2. Исследовательский этап: изучение состояния предлагаемой проблемы на практике, проведение исследований, опросов, работа с дополнительной литературой. Затем – планирование эксперимента на основе теоретических знаний и практических умений и проведение эксперимента.

3. Заключительный этап. Оформление работы, выступления учащихся, обсуждение.

В рамках школьного научного общества учащихся были выполнены исследовательские работы по изучению качества питьевой воды в с. Поспелиха (тема научно-исследовательского проекта «Использование питьевой воды», участие в краевом конкурсе исследовательских, проектных и творческих работ «Озарение») и научно – исследовательский проект «Лаборатория внутри нас». Таким образом, исследовательская деятельность учащихся по химии является средством формирования таких качеств личности, как, например, умение работать в проектном режиме, инициативность в принятии решений, разработка и проверка гипотез и т.п. Кроме того, она активизирует все виды деятельности учащихся, способствует развитию их личности, заставляет мыслить самостоятельно.

Практические работы.

В целях организации исследовательской деятельности учащихся на уроках химии мной были разработаны методики исследований или изменены и адаптированы уже существующие лабораторные работы. Причем, исследовательская деятельность предполагает использование не только лабораторных, практических занятий и внеклассную работу, но и работу с дополнительной литературой.

Проблемно-модульная технология.

Готовность учащихся самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для них проблем формируется при использовании в преподавании предмета проблемно-модульной технологии. Она подразумевает самостоятельное достижение учащимся конкретных учебных целей в процессе работы с модулем во время урока. Учитель при этом выступает как организатор самостоятельной работы школьников, участник совместной исследовательской деятельности. Технология направлена на полное усвоение знаний каждым учеником. Самостоятельно достигаются конкретные учебно-познавательные цели в процессе работы с модулем, получая от учителя в письменной форме советы: где найти, как овладеть, как проверить. Изменяется форма общения учителя с обучающимися, оно происходит как посредством модулей, так и непосредственно с каждым индивидуально. Каждый учащийся работает большую часть времени самостоятельно, учится планированию, организации, контролю и оценке своей деятельности. Применяя современные технологии и методы обучения создается атмосфера заинтересованности каждого ученика в работе класса, это позволяет выбрать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания; способствует