Файл: I. внеклассная работа по химии, и ее 6 место в учебновоспитательном процессе 6.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 150

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Таким образом, внеклассная работа по химии – это особая организуемая форма занятий с учащимися, обладающая сильным эмоциональным воздействием.

Объект исследования – процесс внеклассной работы по химии.

Предмет исследования – возможности использования активных форм и методов во внеклассной работе со школьниками.

В соответствии с поставленной целью были сформулированы основные задачи исследования:

1. Осуществить информационный поиск и анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования.

2. Провести теоретический анализ состояния проблемы внеклассной работы по химии.

3. Изучить практический опыт использования активных форм и методов внеклассной работы учителей химии.

4. По результатам теоретического анализа литературы и образовательной практики выявить структуру и содержание внеклассной работы по химии с учащимися.

5. Осуществить экспериментальную проверку эффективности форм и методов внеклассной работы по химии.

проблем воспитания во внеклассной работы свое отражение во многих отечественных ученых Аверченко А.Т., Барчукова И.С., О.П., Грей Д., Зайцева С.М. и др.

ГЛАВА I. ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА ПО ХИМИИ, И ЕЕ

МЕСТО В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

1.1. Понятие «внеклассная работа» в педагогической литературе

Внеклассная работа - это один из видов деятельности школьников, направленный на социализацию обучаемых, развитие творческих способностей школьников во внеучебное время.

Информационные и коммуникационные технологии могут быть с успехом применены для повышения эффективности внеучебной и внеклассной деятельности школьников, в организации досуга учеников.

Рисунок 1. Основные компоненты внеучебной работы

Понятие работа» в соответствии с педагогической энциклопедией следующим образом: работа – это составная учебно-воспитательного процесса в одна из форм свободного времени

Понятие и сущность работы уже многие изучается множеством методистов и ученых.

Стоит отметить, что определение предусматривает творчества и инициативы при организации внеклассной

Значение внеклассной состоит в воспитании вида личности способствует формирования свойств личности: творчеству, стремлению к активности, самообразованию.

внеклассной работы

1 – активизация познавательной

2 – углубление и расширение изучаемого предмета;

3 – ускоренное развитие к обучению;

4 – реализация подхода к изучению вопросов;

5 – более использование источников

Информационно - коммуникационные технологии по-разному могут использоваться в разных видах внеучебной деятельности, классифицируемой по:

Итак, внеклассная воспитательная работа – организация педагогом разных видов деятельности воспитанников во внеурочное время, обеспечивающих необходимые условия для социализации личности ребенка.

Проблемы взаимодействия работы с учебным и процессом широко в работах известных ученых и педагогов-практиков, как А.Г. Харчев, П.Н. Мальковская, В.Г. , Т.Н. Калечиц, Л.Е. и др.

Кружковая работа способствует и развитию интересов и способностей в определенной науки, искусства, Наиболее распространены при такие ее формы, как и секции (предметные, спортивные, художественные).

В проводятся занятия типа:

Отчет кружка за год проводится в вечера, конференции, смотра.

Таким в настоящее время в учреждениях актуализируются проблемы:

1. Создание комплексных воспитательных находящихся в русле не гуманистической, но и социальной

2. Гармонизация социального жизнедеятельности ребенка и педагогическое освоение в радиусе действия учреждения.

3. Модернизация и досуговой деятельности, и создание новых общественных объединений, демократических начал, в том числе детском

4. Введение учебно-развивающих дополнительного образования и профилизации с целью благоприятных условий для профессионального самоопределения

5. Усиление социально-защитной общеобразовательных учреждений, эффективности мер по охране физического, умственного и здоровья детей и

С учетом этих педагогический коллектив собственную уникальную внеклассной и внешкольной, а администрация общеобразовательных оказывает методическую и осуществляет контроль за проведением и качеством

Основные задачи внеклассной работы:

1. Привить интерес к химии.

2.Развитие и совершенствование навыков в области химии.

3.Развитие творческой активности, инициативы и самодеятельности учащихся.

4. Подготовка школьников к практике.

5. Организация досуга учащихся в комплексе с их эстетическим и нравственным воспитанием.

1.2. Классификация внеклассной работы по химии

– реализует принцип наглядности обучения;

– повышает научность обучения и укрепляет его связь с жизнью, с практикой;

– играет значительную роль в профориентационной работе с учащимися.

В целях упорядочения проводимых экскурсий в школе составляется план экскурсий. В него включаются как учебные, так и внеучебные экскурсии, проводимые по плану классного руководителя.

Образовательные задачи внеклассной работы:

Воспитательные задачи внеклассной работы:

Кроме того, внеклассная работа по химии предполагает организовать досуг учащихся.

Внеклассная работа по химии должна строиться на основе следующих принципов:

Содержание внеклассной работы по химии учитель выбирает произвольно, без определённой программы, как основной работы, поэтому разнообразнее тематика.

Индивидуальная работа:

Групповая работа:

Массовая работа:

1.3 Методы и средства, повышающие познавательную активность

на внеурочной деятельности на уроках химии

Активная мыслительная деятельность является наиболее важным качеством современного человека, критичность мышления, поиск нового, желание и умение приобретать знания самостоятельно.

Внеклассная работа по химии должна проводиться систематически. Только в этом случае формируется и поддерживается повышенный интерес учащихся к предмету, и на их профессиональный выбор можно повлиять.

Каждый ребенок от природы наделен способностями практически ко всем видам человеческой деятельности.

Мотивы, побуждающие учеников к деятельности, в основном, внешние: получить хорошую отметку, сдать экзамены, не обидеть родителей.

Безусловно, ФГОС изменяет роль учителя, который перестает быть единственным носителем знания, а становится проводником в мире информации.

 В традиционной педагогике исходят из того, что раз ребенок пришел в школу, то он должен делать все то, что рекомендует учитель.

В таких случаях деятельностью учащихся движет, прежде всего, желание, избежать разного рода неприятностей: наказания со стороны учителя или родителей, плохой оценки и т.д.

В таких случаях у учеников постепенно формируется страх перед школой, страх перед учителем. Учебная деятельность радости не приносит. Это сигнал неблагополучия.

Учитель должен позаботиться о расширении массы внеклассной работы, привлекая как можно больше учеников, в том числе самых маленьких, которые еще не изучали химию.

Именно в школах с углубленным изучением химии можно организовать школьное химическое общество.

Научно-исследовательская деятельность.

Исследовательская работа построена по плану:

1. Предварительный этап: выяснение актуальных и интересных тем, определение того, что необходимо знать об исследуемой проблеме. Определение цели исследования и путей её решения.

3. Заключительный этап. Оформление работы, выступления учащихся, обсуждение.

Практические работы.

Проблемно-модульная технология.

ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ

ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АКТИВНЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ

ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ ПО ХИМИИ

2.1. Организация экспериментального исследования

2.2. Анализ результатов

В целях упорядочения проводимых экскурсий в школе составляется план экскурсий. В него включаются как учебные, так и внеучебные экскурсии, проводимые по плану классного руководителя.

Благодаря функционированию таких форм организационной деятельности учащиеся могут удовлетворять свои разнообразные познавательные и творческие запросы, развивать творческий потенциал, активно включаться во всевозможные школьные олимпиады, конкурсы, химические и технические выставки, что дает школе импульс для выявления и развития способных и одаренных учащихся. Изучать химию в школе трудно, поэтому особое внимание в данной работе уделяется деловым играм, позволяющим создавать типичные жизненные ситуации, в ходе которых ученику нужно найти правильную линию ведения, оптимальное решение рассматриваемой проблемы, соответствующее реальным обстоятельствам, что приводит к «взрыву эмоций» и резкому повышению у учащихся интереса к предмету. Также деловые игры знакомят учащихся с профессиями, связанными с химией. Цель внеклассной работы, как и всей учебно-воспитательной работы школы, заключается в комплексной реализации трудового, нравственного, экономического, эстетического и экологического воспитания учащихся, углублении знаний. Во внеклассной работе следует выделить общеобразовательные и воспитательные задачи.

Образовательные задачи внеклассной работы:

  1. расширение и углубление химических политехнических знаний;

  2. формирование экспериментальных навыков и политехнических умений;

  3. развитие технического творчества, способностей и дарований школьников в области науки и техники;

  4. профориентация учащихся, занимающихся в классах с углубленным изучением химии.

Воспитательные задачи внеклассной работы:

  • формирование у учащихся интереса к химии;

  • развитие познавательной активности школьников, воспитание инициативы и самостоятельности;

  • воспитание любви и уважения к труду, умения трудиться целенаправленно, рационально использовать время.


Кроме того, внеклассная работа по химии предполагает организовать досуг учащихся.

Внеклассная работа по химии должна строиться на основе следующих принципов:

  • осуществление тесной связи с содержанием курса химии ( именно на уроках учитель ставит вопросы, которые должны стимулировать любознательность учащихся, даёт первые импульсы к чтению дополнительной литературы, вызывает стремление собственными руками осуществить то, о чём говориться в учебнике и книге);
  • соответствие возвратным (физическим и психическим) возможностям учащихся и уровню их подготовленности (образованности, воспитанности и развития);

  • добровольность выбора внеклассных занятий с учётом различных интересов и запросов школьников, их общей подготовки, индивидуальных наклонностей;

  • сочетание разных форм и видов работы;

  • включение элементов занимательности;

  • соблюдение принципа научности и доступности.

Содержание внеклассной работы по химии учитель выбирает произвольно, без определённой программы, как основной работы, поэтому разнообразнее тематика.

Основные формы внеклассной работы по химии; массовая, групповая и индивидуальная. Они различаются не только числом учащихся, но и содержанием и методикой проведения. Эти формы внеклассной работы реализуются в различных видах.

Индивидуальная работа:

  • работа с дополнительной литературой, написание рефератов, подготовка сообщений, докладов;

  • творческое сочинение, рассказ – задача, кроссворд и т.п.

  • работа по оборудованию кабинета, изготовление наглядных пособий;

  • экспериментальные исследования учащихся.

Групповая работа:

  • выпуск стенгазеты;

  • работа по оформлению кабинета;

  • химический кружок;

  • секции общества любителей химии;

  • работа лекторских групп;

  • групповые исследовательские работы.

Массовая работа:

  • Химический классный час;

  • Химический вечер;

  • Химические викторины, турниры, конкурсы;

  • Устный журнал;

  • Конференция;

  • Экскурсии по химии;

  • Радиопередачи;

  • Химическая олимпиада;

  • Неделя (декада, месячник) химии;

  • Школьное общество «Юный химик».


Все формы внеклассной работы взаимосвязаны. Так массовые мероприятия обычно проводятся на основе работы школьного кружка любителей химии, а индивидуальная внеклассная работа является частью массовой: учащиеся готовят доклады и выступают с ними на вечерах, устных журналах, классных часах и т.д.

1.3 Методы и средства, повышающие познавательную активность

на внеурочной деятельности на уроках химии



Активная мыслительная деятельность является наиболее важным качеством современного человека, критичность мышления, поиск нового, желание и умение приобретать знания самостоятельно.

Формирование познавательного интереса к учению – важное средство повышения качества обучения. Это особенно важно в начальной школе, когда еще только формируются и определяются постоянные интересы к тому или иному предмету. Чтобы формировать у учащихся умение самостоятельно пополнять свои знания, необходимо воспитывать у них интерес к учению, потребность в знаниях.

Внеклассная работа по химии должна проводиться систематически. Только в этом случае формируется и поддерживается повышенный интерес учащихся к предмету, и на их профессиональный выбор можно повлиять.

Чтобы внеклассная работа по химии была действительно систематической, а школьники эффективно помогали учителю в продвижении химических знаний, необходимо организовать в школе общество любителей химии, началом которого может стать химический кружок. Поскольку практически невозможно провести массовую систематическую работу по химии с одним преподавателем, к ней должны быть привлечены бывшие выпускники-члены Общества любителей химии, родители учеников, чьи занятия связаны с химией. Отсюда процесс обучения химией не превратится в скучное и однообразное занятие. И если нашу жизнь без химии уже представить трудно, значит необходимо изучать этот предмет так, чтобы полученные знания учащиеся могли применить в повседневной жизни, а потом и в работе.

Каждый ребенок от природы наделен способностями практически ко всем видам человеческой деятельности.

Мотивы, побуждающие учеников к деятельности, в основном, внешние: получить хорошую отметку, сдать экзамены, не обидеть родителей.

Безусловно, ФГОС изменяет роль учителя, который перестает быть единственным носителем знания, а становится проводником в мире информации.

Ученик становится активным субъектом учебной деятельности, а
учитель выступает в роли помощника и консультанта, стимулирующего активность, инициативу и самостоятельность ребенка. Для современного общества требуется мотивированный ребенок, способный свободно мыслить. Задача учителя организовать процесс обучения так, чтобы у учащихся развивались познавательные способности, формировались приемы умственной деятельности (анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, сравнение), чтобы учащиеся умели самостоятельно работать, делать обобщение и выводы, творчески применять знания в новых ситуациях. Перспективность опыта определяется основными направлениями развития современного образования. В государственном образовательном стандарте среднего (полного) общего образования уже зафиксирован перечень общеучебных умений, навыков и способов деятельности, который включает:
  • познавательную деятельность,

  • информационно-коммуникативную деятельность,

  • рефлексивную деятельность.

В содержании и методах обучения предполагается смещение целевого акцента обучения с усвоения объема знаний на усвоение учащимися методов и приемов самостоятельной познавательной деятельности. На что и направлен представляемый опыт. Одним из противоречий решаемой в ходе реализации поставленной цели является сохранение ведущей информационной функции учителя в учебном процессе, при необходимости формирования у учащихся познавательной компетенции, выраженной в самостоятельном овладении знаниями и определении индивидуальной образовательной траектории. А для этого необходимо пробудить у школьников стойкий позитивный интерес к предмету, сформировать у учащихся навыки и приемы самостоятельного познания не только для дальнейшего изучения химии, но и для определения своего места в жизни. Тысячекратно цитируется применительно к школе древняя мудрость: можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя. Да, можно усадить детей за парты, добиться идеальной дисциплины. Но без пробуждения интереса, без внутренней мотивации освоения знаний не произойдёт, это будет лишь видимость учебной деятельности.

 В традиционной педагогике исходят из того, что раз ребенок пришел в школу, то он должен делать все то, что рекомендует учитель.