Файл: I. внеклассная работа по химии, и ее 6 место в учебновоспитательном процессе 6.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 149
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Объект исследования – процесс внеклассной работы по химии.
В соответствии с поставленной целью были сформулированы основные задачи исследования:
2. Провести теоретический анализ состояния проблемы внеклассной работы по химии.
5. Осуществить экспериментальную проверку эффективности форм и методов внеклассной работы по химии.
ГЛАВА I. ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА ПО ХИМИИ, И ЕЕ
МЕСТО В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
1.1. Понятие «внеклассная работа» в педагогической литературе
Рисунок 1. Основные компоненты внеучебной работы
Понятие и сущность работы уже многие изучается множеством методистов и ученых.
Стоит отметить, что определение предусматривает творчества и инициативы при организации внеклассной
1 – активизация познавательной
2 – углубление и расширение изучаемого предмета;
3 – ускоренное развитие к обучению;
4 – реализация подхода к изучению вопросов;
5 – более использование источников
Отчет кружка за год проводится в вечера, конференции, смотра.
Таким в настоящее время в учреждениях актуализируются проблемы:
1. Создание комплексных воспитательных находящихся в русле не гуманистической, но и социальной
Основные задачи внеклассной работы:
2.Развитие и совершенствование навыков в области химии.
3.Развитие творческой активности, инициативы и самодеятельности учащихся.
4. Подготовка школьников к практике.
5. Организация досуга учащихся в комплексе с их эстетическим и нравственным воспитанием.
1.2. Классификация внеклассной работы по химии
– реализует принцип наглядности обучения;
– повышает научность обучения и укрепляет его связь с жизнью, с практикой;
– играет значительную роль в профориентационной работе с учащимися.
Образовательные задачи внеклассной работы:
Воспитательные задачи внеклассной работы:
Кроме того, внеклассная работа по химии предполагает организовать досуг учащихся.
Внеклассная работа по химии должна строиться на основе следующих принципов:
1.3 Методы и средства, повышающие познавательную активность
на внеурочной деятельности на уроках химии
Каждый ребенок от природы наделен способностями практически ко всем видам человеческой деятельности.
Именно в школах с углубленным изучением химии можно организовать школьное химическое общество.
Научно-исследовательская деятельность.
Исследовательская работа построена по плану:
3. Заключительный этап. Оформление работы, выступления учащихся, обсуждение.
Проблемно-модульная технология.
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АКТИВНЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ
ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ ПО ХИМИИ
2-й ведущий: команды будут задавать вопросы следующим образом: команда А – команде Б, команда Б – команде В, команда В – команде А.
Вопросы были следующие:
-
Каким образом можно удалить накипь с чайника? -
От какого газа можно засмеяться? -
Где на Земле существует гигантский аппарат для перегонки воды, из каких частей он состоит? -
Како самый тяжёлый благородный газ? Почему эти газы называются благородными (инертными)? -
Почему свечи гаснут в атмосфере углекислого газ? -
Какой известный русский композитор был известным химиком? -
Какой щелочной металл является радиоактивным?
1-й ведущий: пока жюри подводит итоги конкурса команд приглашает на сцену членов комитета для демонстрирования занимательного опыта.
Присутствующим болельщикам предлагается объяснить этот опыт и объявляется, что за правильный ответ соответствующей команде будут начислены очки.
Опыт I. «Несгораемый платок»
Платок, смоченный водой, смачивают ацетоном и поджигают. Платок горит, но не сгорает.
2-й ведущий просит зрителей объяснить увиденное. Правильного объяснения не поступило и ведущий даёт объяснение сам. Жюри объявляет итоги прошедших конкурсов и результаты вывешиваются на стенд.
1-й ведущий: а теперь конкурс лаборантов. Приглашаем от каждой команды по одному человеку. Задача состоит в том, чтобы собрать прибор для получения кислорода методом вытеснения воды при разложении оксида ртути. Время – 2 минуты.
Заранее на сцене устанавливаются столы. Из отведённого места, где собраны лотки с необходимым оборудованием, эти лотки ставятся на столы. В лотке находятся: штатив, лапка, две пробирки, S-образная стеклянная трубка с пробкой, кристаллизатор, горелка. Сам опыт не проводится, так как оксид ртути – запрещённый для школы реактив, собирается только прибор.
2-й ведущий предлагает, пока жюри обсуждает результаты конкурса лаборантов, посмотреть по одному номеру художественной самодеятельности от каждой команды.
1-й ведущий приглашает на конкурс: «Подумай и отгадай» от каждой команды по 2 человека. Им необходимо отгадать в чайнворде как можно больше слов за три минуты. Каждой команде даётся большой плакат с нарисованным чайнвордом и заданием к нему.
Чайнворд
Чайнворд 1.
-
Разложение веществ на составные части при прохождении через его раствор электрического тока (электролиз). -
Драгоценный металл (золото). -
Молочно-голубоватый минерал (опал). -
Элемент III группы (лантан). -
Инертный газ (неон). -
Латинской название азота (нитрогениум). -
Металл, повышающий прочность, жаростойкость стали (молибден). -
Элемент группы лантана (неодим). -
Мельчайшая частица вещества, сохраняющая его химические свойства (молекула). -
Латинской название серебра (аргентум). -
Автор периодического закона (Менделеев).
Чайнворд 2.
-
Мельчайшая химически неделимая частица (атом). -
Мельчайшая частица вещества, сохраняющая его химические свойства. -
Инертный газ (аргон). -
Лёгкий и мягкий металл (натрий). -
Галоген (йод). -
Французский химик, однофамилец известного писателя в той стране (Дюма). -
Минерал, используемый для производства удобрений (апатит). -
Элемент IV группы (титан). -
Благородный газ (неон). -
Элемент группы лантана (неодим). -
Русский химик (Менделеев).
Чайнворд 3.
-
Мельчайшая химически неделимая частица (атом). -
Великий русский химик (Менделеев). -
Элемент, входящий в состав органического вещества (водород). -
Минерал карбонатного состава (доломит). -
Элемент, названный в честь земли (теллур). -
Радиоактивный инертный газ (радон). -
Применяемый для наполнения рекламных трубок газ (неон). -
Радиоактивный элемент группы лантана (неодим). -
Элемент 7 группы, применяемый для производства ударопрочной стали ( марганец). -
Металл, используемый для предохранения железа от коррозии (цинк). -
Щелочной металл (калий).
В то время, как решается чайнворд, 1-й ведущий предлагает посмотреть ещё один занимательный опыт.
Опыт 2. «Дым без огня».
Стеклянную банку заранее смачивают небольшим количеством концентрированной соляной кислоты, а крышку этой же банки смачивают раствором аммиака. Накрывают банку крышкой, и банка заполняется белым дымом.
Как и в предыдущем случае, болельщики дают объяснение увиденному.
1-й ведущий объявляет конкурс исследователей.
На сцену вызываются от каждой команды по два человека. Задача состоит в том, чтобы разделить с помощью предложенных веществ данные в пробирке смеси и объяснить принцип разделения.
Время – 2 минуты.
Каждой команде даётся лоток, на котором находятся: магнит, стакан с водой, лист фильтровальной бумаги и пробирка с одной из следующих смесей:
-
сера + железо; -
сера + песок; -
железо + песок.
1-й ведущий предоставляет слово жюри, которое объявляет итоги предыдущих конкурсов.
После окончания конкурса исследователей вновь продолжается конкурс художественной самодеятельности.
2-й ведущий объявляет заключительный конкурс – конкурс капитанов. Каждый капитан задаёт по три вопроса. Время на обдумывание 30 секунд.
Были заданы такие вопросы:
-
Какие элементы периодической системы названы в честь планет солнечной системы? -
Почему атомная масса элементов в периодической таблице указана в дробных числах? -
Как Ломоносов называл молекулу? -
Какие отклонения в периодической системе вы знаете? В чём их причина? -
В честь какого одного города названо 4 химических элемента?
1-й ведущий снова предлагает, пока жюри будет подводить окончательные итоги КВН посмотреть несколько занимательных опытов.
Опыт 3. «Огненная метель»
В бутыль ёмкостью 3-10 л, заранее смоченную 25%-ным раствором аммиака, вносят ложечку с накалённым над пламенем горелки оксидом хрома (III) и сбрасывают его. Образуется целый сноп искр, которые кружатся внутри бутыли как метель. В темноте эффект усиливается.
Опыт 4. «Самовозгорание спиртовки»
В тигель насыпается несколько крупинок перманганата калия и прибавляется одна капля концентрированной серной кислоты (осторожно). Стеклянную палочку вносят в тигель, а затем подносят к фитилю спиртовки. Фитиль загорается.
Опыт 5. «Вулкан на столе»
Накалённую металлическую или стеклянную палочку вносят в дихромат аммония, горкой насыпанный на асбестовой сетке, укреплённой на кольце штатива или уложенной на песок. Реакция экзотермическая, протекает бурно, вместе с азотом вылетают раскалённые частицы оксида хрома (III). Если погасить свет, то создаётся впечатление извергающегося вулкана, из кратера которого выливаются раскалённые массы.
Жюри подводит окончательные итоги КВН и объявляет победителей. Им вручаются почётные грамоты, лучших участников отмечают призами.
Время проведения КВН – 1,5 часа.
Место проведения – актовый зал школы.
После окончания вечера зал убирают заранее назначенные ученики.
Оборудование и реактивы
-
Стенд или доска с названиями команд, на котором вывешивались результаты конкурсов. -
Магнитофон с записью популярной музыки. -
Столы. -
Специальный стол для размещения оборудования. -
Стол для жюри. -
Плакаты с нарисованными чайнвордами. -
Штативы. -
Лотки. -
Лапки. -
Пробирки. -
S-образная стеклянная трубка с пробкой. -
Кристаллизатор. -
Горелки. -
Стакан с водой. -
Фильтровальная бумага. -
Магниты. -
Металлическая ложечка для нагревания веществ. -
Железный лист для демонстрации опытов. -
Сухая чистая стеклянная банка с крышкой. -
Бутыль на 3 – 10 л. -
Тигель. -
Спиртовка. -
Ацетон. -
Водный раствор аммиака (концентрированный). -
Смеси: сера + железо; сера + песок; песок + железо. -
Оксид хрома (III). -
Перманганат калия. -
Концентрированные кислоты: серная и соляная. -
Дихромат аммония. -
Посуда для слив химических реактивов. -
Почётные грамоты для награждения команд, призы победителям. -
Спички.
2.2. Анализ результатов
Проведённая внеклассная работа по химии с использованием активных форм и методов позволила углубить и расширить знания учащихся по важнейшим разделам химии; повысить прочность знаний, умений и навыков учащихся на основе их самостоятельной работе; повысить их познавательный интерес, развить творческое отношение к работе. Результаты определялись согласно школьному журналу и отзыву классного руководителя.
Дьяченко В.К. Организационная структура учебного процесса. М., 1989; Зотов Ю.Б. Организация современного урока. Под ред. П.И.Пидкасистого. М., 1984; Махмутов М.И. Современный урок. М., 1985; Педагогика. Учебное пособие для школьников педагогических вузов и педагогических колледжей. Под ред. П.И.Пидкасистого. М.: Педагогическое общество России, 1998; Харламов И.Ф. Педагогика. М.: Высшая школа, 1990; Письмо Минобразования России от 20.08.2003,
№ 03-51-157ин/13-03 «Об организации предпрофильной подготовки учащихся основной школы в рамках эксперимента по введению профильного обучения»; Письмо Департамента общего и дошкольного образования Минобразования России от 24.11.2003, № 14-51-277/13 «Элективные курсы в профильном обучении»; Программа элективных курсов. Химия. 8–9 классы. Предпрофильное обучение. М.: Дрофа, 2006; Программа элективных курсов. Химия. 10–11 классы. Профильное обучение. М.: Дрофа, 2005; Сборник программ элективных курсов для профильного и предпрофильного обучения. СПб.: СМИО Пресс, 2006; Габриелян О.С., Деглина Т.Е. Элективные курсы по химии: как они есть. Химия (ИД «Первое сентября»), 2007, № 2, специальный выпуск «Профильное обучение».