Файл: I. внеклассная работа по химии, и ее 6 место в учебновоспитательном процессе 6.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 149

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Таким образом, внеклассная работа по химии – это особая организуемая форма занятий с учащимися, обладающая сильным эмоциональным воздействием.

Объект исследования – процесс внеклассной работы по химии.

Предмет исследования – возможности использования активных форм и методов во внеклассной работе со школьниками.

В соответствии с поставленной целью были сформулированы основные задачи исследования:

1. Осуществить информационный поиск и анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования.

2. Провести теоретический анализ состояния проблемы внеклассной работы по химии.

3. Изучить практический опыт использования активных форм и методов внеклассной работы учителей химии.

4. По результатам теоретического анализа литературы и образовательной практики выявить структуру и содержание внеклассной работы по химии с учащимися.

5. Осуществить экспериментальную проверку эффективности форм и методов внеклассной работы по химии.

проблем воспитания во внеклассной работы свое отражение во многих отечественных ученых Аверченко А.Т., Барчукова И.С., О.П., Грей Д., Зайцева С.М. и др.

ГЛАВА I. ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА ПО ХИМИИ, И ЕЕ

МЕСТО В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

1.1. Понятие «внеклассная работа» в педагогической литературе

Внеклассная работа - это один из видов деятельности школьников, направленный на социализацию обучаемых, развитие творческих способностей школьников во внеучебное время.

Информационные и коммуникационные технологии могут быть с успехом применены для повышения эффективности внеучебной и внеклассной деятельности школьников, в организации досуга учеников.

Рисунок 1. Основные компоненты внеучебной работы

Понятие работа» в соответствии с педагогической энциклопедией следующим образом: работа – это составная учебно-воспитательного процесса в одна из форм свободного времени

Понятие и сущность работы уже многие изучается множеством методистов и ученых.

Стоит отметить, что определение предусматривает творчества и инициативы при организации внеклассной

Значение внеклассной состоит в воспитании вида личности способствует формирования свойств личности: творчеству, стремлению к активности, самообразованию.

внеклассной работы

1 – активизация познавательной

2 – углубление и расширение изучаемого предмета;

3 – ускоренное развитие к обучению;

4 – реализация подхода к изучению вопросов;

5 – более использование источников

Информационно - коммуникационные технологии по-разному могут использоваться в разных видах внеучебной деятельности, классифицируемой по:

Итак, внеклассная воспитательная работа – организация педагогом разных видов деятельности воспитанников во внеурочное время, обеспечивающих необходимые условия для социализации личности ребенка.

Проблемы взаимодействия работы с учебным и процессом широко в работах известных ученых и педагогов-практиков, как А.Г. Харчев, П.Н. Мальковская, В.Г. , Т.Н. Калечиц, Л.Е. и др.

Кружковая работа способствует и развитию интересов и способностей в определенной науки, искусства, Наиболее распространены при такие ее формы, как и секции (предметные, спортивные, художественные).

В проводятся занятия типа:

Отчет кружка за год проводится в вечера, конференции, смотра.

Таким в настоящее время в учреждениях актуализируются проблемы:

1. Создание комплексных воспитательных находящихся в русле не гуманистической, но и социальной

2. Гармонизация социального жизнедеятельности ребенка и педагогическое освоение в радиусе действия учреждения.

3. Модернизация и досуговой деятельности, и создание новых общественных объединений, демократических начал, в том числе детском

4. Введение учебно-развивающих дополнительного образования и профилизации с целью благоприятных условий для профессионального самоопределения

5. Усиление социально-защитной общеобразовательных учреждений, эффективности мер по охране физического, умственного и здоровья детей и

С учетом этих педагогический коллектив собственную уникальную внеклассной и внешкольной, а администрация общеобразовательных оказывает методическую и осуществляет контроль за проведением и качеством

Основные задачи внеклассной работы:

1. Привить интерес к химии.

2.Развитие и совершенствование навыков в области химии.

3.Развитие творческой активности, инициативы и самодеятельности учащихся.

4. Подготовка школьников к практике.

5. Организация досуга учащихся в комплексе с их эстетическим и нравственным воспитанием.

1.2. Классификация внеклассной работы по химии

– реализует принцип наглядности обучения;

– повышает научность обучения и укрепляет его связь с жизнью, с практикой;

– играет значительную роль в профориентационной работе с учащимися.

В целях упорядочения проводимых экскурсий в школе составляется план экскурсий. В него включаются как учебные, так и внеучебные экскурсии, проводимые по плану классного руководителя.

Образовательные задачи внеклассной работы:

Воспитательные задачи внеклассной работы:

Кроме того, внеклассная работа по химии предполагает организовать досуг учащихся.

Внеклассная работа по химии должна строиться на основе следующих принципов:

Содержание внеклассной работы по химии учитель выбирает произвольно, без определённой программы, как основной работы, поэтому разнообразнее тематика.

Индивидуальная работа:

Групповая работа:

Массовая работа:

1.3 Методы и средства, повышающие познавательную активность

на внеурочной деятельности на уроках химии

Активная мыслительная деятельность является наиболее важным качеством современного человека, критичность мышления, поиск нового, желание и умение приобретать знания самостоятельно.

Внеклассная работа по химии должна проводиться систематически. Только в этом случае формируется и поддерживается повышенный интерес учащихся к предмету, и на их профессиональный выбор можно повлиять.

Каждый ребенок от природы наделен способностями практически ко всем видам человеческой деятельности.

Мотивы, побуждающие учеников к деятельности, в основном, внешние: получить хорошую отметку, сдать экзамены, не обидеть родителей.

Безусловно, ФГОС изменяет роль учителя, который перестает быть единственным носителем знания, а становится проводником в мире информации.

 В традиционной педагогике исходят из того, что раз ребенок пришел в школу, то он должен делать все то, что рекомендует учитель.

В таких случаях деятельностью учащихся движет, прежде всего, желание, избежать разного рода неприятностей: наказания со стороны учителя или родителей, плохой оценки и т.д.

В таких случаях у учеников постепенно формируется страх перед школой, страх перед учителем. Учебная деятельность радости не приносит. Это сигнал неблагополучия.

Учитель должен позаботиться о расширении массы внеклассной работы, привлекая как можно больше учеников, в том числе самых маленьких, которые еще не изучали химию.

Именно в школах с углубленным изучением химии можно организовать школьное химическое общество.

Научно-исследовательская деятельность.

Исследовательская работа построена по плану:

1. Предварительный этап: выяснение актуальных и интересных тем, определение того, что необходимо знать об исследуемой проблеме. Определение цели исследования и путей её решения.

3. Заключительный этап. Оформление работы, выступления учащихся, обсуждение.

Практические работы.

Проблемно-модульная технология.

ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ

ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АКТИВНЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ

ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ ПО ХИМИИ

2.1. Организация экспериментального исследования

2.2. Анализ результатов



2-й ведущий: команды будут задавать вопросы следующим образом: команда А – команде Б, команда Б – команде В, команда В – команде А.

Вопросы были следующие:

  1. Каким образом можно удалить накипь с чайника?

  2. От какого газа можно засмеяться?

  3. Где на Земле существует гигантский аппарат для перегонки воды, из каких частей он состоит?

  4. Како самый тяжёлый благородный газ? Почему эти газы называются благородными (инертными)?

  5. Почему свечи гаснут в атмосфере углекислого газ?

  6. Какой известный русский композитор был известным химиком?

  7. Какой щелочной металл является радиоактивным?

1-й ведущий: пока жюри подводит итоги конкурса команд приглашает на сцену членов комитета для демонстрирования занимательного опыта.

Присутствующим болельщикам предлагается объяснить этот опыт и объявляется, что за правильный ответ соответствующей команде будут начислены очки.

Опыт I. «Несгораемый платок»

Платок, смоченный водой, смачивают ацетоном и поджигают. Платок горит, но не сгорает.

2-й ведущий просит зрителей объяснить увиденное. Правильного объяснения не поступило и ведущий даёт объяснение сам. Жюри объявляет итоги прошедших конкурсов и результаты вывешиваются на стенд.

1-й ведущий: а теперь конкурс лаборантов. Приглашаем от каждой команды по одному человеку. Задача состоит в том, чтобы собрать прибор для получения кислорода методом вытеснения воды при разложении оксида ртути. Время – 2 минуты.

Заранее на сцене устанавливаются столы. Из отведённого места, где собраны лотки с необходимым оборудованием, эти лотки ставятся на столы. В лотке находятся: штатив, лапка, две пробирки, S-образная стеклянная трубка с пробкой, кристаллизатор, горелка. Сам опыт не проводится, так как оксид ртути – запрещённый для школы реактив, собирается только прибор.

2-й ведущий предлагает, пока жюри обсуждает результаты конкурса лаборантов, посмотреть по одному номеру художественной самодеятельности от каждой команды.

1-й ведущий приглашает на конкурс: «Подумай и отгадай» от каждой команды по 2 человека. Им необходимо отгадать в чайнворде как можно больше слов за три минуты. Каждой команде даётся большой плакат с нарисованным чайнвордом и заданием к нему.

Чайнворд



Чайнворд 1.

  1. Разложение веществ на составные части при прохождении через его раствор электрического тока (электролиз).

  2. Драгоценный металл (золото).

  3. Молочно-голубоватый минерал (опал).

  4. Элемент III группы (лантан).

  5. Инертный газ (неон).

  6. Латинской название азота (нитрогениум).

  7. Металл, повышающий прочность, жаростойкость стали (молибден).

  8. Элемент группы лантана (неодим).

  9. Мельчайшая частица вещества, сохраняющая его химические свойства (молекула).

  10. Латинской название серебра (аргентум).

  11. Автор периодического закона (Менделеев).



Чайнворд 2.

  1. Мельчайшая химически неделимая частица (атом).

  2. Мельчайшая частица вещества, сохраняющая его химические свойства.

  3. Инертный газ (аргон).

  4. Лёгкий и мягкий металл (натрий).

  5. Галоген (йод).

  6. Французский химик, однофамилец известного писателя в той стране (Дюма).

  7. Минерал, используемый для производства удобрений (апатит).

  8. Элемент IV группы (титан).

  9. Благородный газ (неон).

  10. Элемент группы лантана (неодим).

  11. Русский химик (Менделеев).

Чайнворд 3.

  1. Мельчайшая химически неделимая частица (атом).

  2. Великий русский химик (Менделеев).

  3. Элемент, входящий в состав органического вещества (водород).

  4. Минерал карбонатного состава (доломит).

  5. Элемент, названный в честь земли (теллур).

  6. Радиоактивный инертный газ (радон).

  7. Применяемый для наполнения рекламных трубок газ (неон).

  8. Радиоактивный элемент группы лантана (неодим).

  9. Элемент 7 группы, применяемый для производства ударопрочной стали ( марганец).

  10. Металл, используемый для предохранения железа от коррозии (цинк).

  11. Щелочной металл (калий).


В то время, как решается чайнворд, 1-й ведущий предлагает посмотреть ещё один занимательный опыт.

Опыт 2. «Дым без огня».

Стеклянную банку заранее смачивают небольшим количеством концентрированной соляной кислоты, а крышку этой же банки смачивают раствором аммиака. Накрывают банку крышкой, и банка заполняется белым дымом.

Как и в предыдущем случае, болельщики дают объяснение увиденному.
1-й ведущий объявляет конкурс исследователей.

На сцену вызываются от каждой команды по два человека. Задача состоит в том, чтобы разделить с помощью предложенных веществ данные в пробирке смеси и объяснить принцип разделения.

Время – 2 минуты.

Каждой команде даётся лоток, на котором находятся: магнит, стакан с водой, лист фильтровальной бумаги и пробирка с одной из следующих смесей:

  1. сера + железо;

  2. сера + песок;

  3. железо + песок.

1-й ведущий предоставляет слово жюри, которое объявляет итоги предыдущих конкурсов.

После окончания конкурса исследователей вновь продолжается конкурс художественной самодеятельности.

2-й ведущий объявляет заключительный конкурс – конкурс капитанов. Каждый капитан задаёт по три вопроса. Время на обдумывание 30 секунд.

Были заданы такие вопросы:

  1. Какие элементы периодической системы названы в честь планет солнечной системы?

  2. Почему атомная масса элементов в периодической таблице указана в дробных числах?

  3. Как Ломоносов называл молекулу?

  4. Какие отклонения в периодической системе вы знаете? В чём их причина?

  5. В честь какого одного города названо 4 химических элемента?


1-й ведущий снова предлагает, пока жюри будет подводить окончательные итоги КВН посмотреть несколько занимательных опытов.

Опыт 3. «Огненная метель»

В бутыль ёмкостью 3-10 л, заранее смоченную 25%-ным раствором аммиака, вносят ложечку с накалённым над пламенем горелки оксидом хрома (III) и сбрасывают его. Образуется целый сноп искр, которые кружатся внутри бутыли как метель. В темноте эффект усиливается.

Опыт 4. «Самовозгорание спиртовки»

В тигель насыпается несколько крупинок перманганата калия и прибавляется одна капля концентрированной серной кислоты (осторожно). Стеклянную палочку вносят в тигель, а затем подносят к фитилю спиртовки. Фитиль загорается.

Опыт 5. «Вулкан на столе»

Накалённую металлическую или стеклянную палочку вносят в дихромат аммония, горкой насыпанный на асбестовой сетке, укреплённой на кольце штатива или уложенной на песок. Реакция экзотермическая, протекает бурно, вместе с азотом вылетают раскалённые частицы оксида хрома (III). Если погасить свет, то создаётся впечатление извергающегося вулкана, из кратера которого выливаются раскалённые массы.

Жюри подводит окончательные итоги КВН и объявляет победителей. Им вручаются почётные грамоты, лучших участников отмечают призами.

Время проведения КВН – 1,5 часа.

Место проведения – актовый зал школы.

После окончания вечера зал убирают заранее назначенные ученики.

Оборудование и реактивы

  1. Стенд или доска с названиями команд, на котором вывешивались результаты конкурсов.

  2. Магнитофон с записью популярной музыки.

  3. Столы.

  4. Специальный стол для размещения оборудования.

  5. Стол для жюри.

  6. Плакаты с нарисованными чайнвордами.

  7. Штативы.

  8. Лотки.

  9. Лапки.

  10. Пробирки.

  11. S-образная стеклянная трубка с пробкой.

  12. Кристаллизатор.

  13. Горелки.

  14. Стакан с водой.

  15. Фильтровальная бумага.

  16. Магниты.

  17. Металлическая ложечка для нагревания веществ.

  18. Железный лист для демонстрации опытов.

  19. Сухая чистая стеклянная банка с крышкой.

  20. Бутыль на 3 – 10 л.

  21. Тигель.

  22. Спиртовка.

  23. Ацетон.

  24. Водный раствор аммиака (концентрированный).

  25. Смеси: сера + железо; сера + песок; песок + железо.

  26. Оксид хрома (III).

  27. Перманганат калия.

  28. Концентрированные кислоты: серная и соляная.

  29. Дихромат аммония.

  30. Посуда для слив химических реактивов.

  31. Почётные грамоты для награждения команд, призы победителям.

  32. Спички.




2.2. Анализ результатов




Проведённая внеклассная работа по химии с использованием активных форм и методов позволила углубить и расширить знания учащихся по важнейшим разделам химии; повысить прочность знаний, умений и навыков учащихся на основе их самостоятельной работе; повысить их познавательный интерес, развить творческое отношение к работе. Результаты определялись согласно школьному журналу и отзыву классного руководителя.








Дьяченко В.К. Организационная структура учебного процесса. М., 1989; Зотов Ю.Б. Организация современного урока. Под ред. П.И.Пидкасистого. М., 1984; Махмутов М.И. Современный урок. М., 1985; Педагогика. Учебное пособие для школьников педагогических вузов и педагогических колледжей. Под ред. П.И.Пидкасистого. М.: Педагогическое общество России, 1998; Харламов И.Ф. Педагогика. М.: Высшая школа, 1990; Письмо Минобразования России от 20.08.2003,
№ 03-51-157ин/13-03 «Об организации предпрофильной подготовки учащихся основной школы в рамках эксперимента по введению профильного обучения»; Письмо Департамента общего и дошкольного образования Минобразования России от 24.11.2003, № 14-51-277/13 «Элективные курсы в профильном обучении»; Программа элективных курсов. Химия. 8–9 классы. Предпрофильное обучение. М.: Дрофа, 2006; Программа элективных курсов. Химия. 10–11 классы. Профильное обучение. М.: Дрофа, 2005; Сборник программ элективных курсов для профильного и предпрофильного обучения. СПб.: СМИО Пресс, 2006; Габриелян О.С., Деглина Т.Е. Элективные курсы по химии: как они есть. Химия (ИД «Первое сентября»), 2007, № 2, специальный выпуск «Профильное обучение».