Файл: I. внеклассная работа по химии, и ее 6 место в учебновоспитательном процессе 6.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 157
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Объект исследования – процесс внеклассной работы по химии.
В соответствии с поставленной целью были сформулированы основные задачи исследования:
2. Провести теоретический анализ состояния проблемы внеклассной работы по химии.
5. Осуществить экспериментальную проверку эффективности форм и методов внеклассной работы по химии.
ГЛАВА I. ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА ПО ХИМИИ, И ЕЕ
МЕСТО В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
1.1. Понятие «внеклассная работа» в педагогической литературе
Рисунок 1. Основные компоненты внеучебной работы
Понятие и сущность работы уже многие изучается множеством методистов и ученых.
Стоит отметить, что определение предусматривает творчества и инициативы при организации внеклассной
1 – активизация познавательной
2 – углубление и расширение изучаемого предмета;
3 – ускоренное развитие к обучению;
4 – реализация подхода к изучению вопросов;
5 – более использование источников
Отчет кружка за год проводится в вечера, конференции, смотра.
Таким в настоящее время в учреждениях актуализируются проблемы:
1. Создание комплексных воспитательных находящихся в русле не гуманистической, но и социальной
Основные задачи внеклассной работы:
2.Развитие и совершенствование навыков в области химии.
3.Развитие творческой активности, инициативы и самодеятельности учащихся.
4. Подготовка школьников к практике.
5. Организация досуга учащихся в комплексе с их эстетическим и нравственным воспитанием.
1.2. Классификация внеклассной работы по химии
– реализует принцип наглядности обучения;
– повышает научность обучения и укрепляет его связь с жизнью, с практикой;
– играет значительную роль в профориентационной работе с учащимися.
Образовательные задачи внеклассной работы:
Воспитательные задачи внеклассной работы:
Кроме того, внеклассная работа по химии предполагает организовать досуг учащихся.
Внеклассная работа по химии должна строиться на основе следующих принципов:
1.3 Методы и средства, повышающие познавательную активность
на внеурочной деятельности на уроках химии
Каждый ребенок от природы наделен способностями практически ко всем видам человеческой деятельности.
Именно в школах с углубленным изучением химии можно организовать школьное химическое общество.
Научно-исследовательская деятельность.
Исследовательская работа построена по плану:
3. Заключительный этап. Оформление работы, выступления учащихся, обсуждение.
Проблемно-модульная технология.
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АКТИВНЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ
ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ ПО ХИМИИ
В целях упорядочения проводимых экскурсий в школе составляется план экскурсий. В него включаются как учебные, так и внеучебные экскурсии, проводимые по плану классного руководителя.
Благодаря функционированию таких форм организационной деятельности учащиеся могут удовлетворять свои разнообразные познавательные и творческие запросы, развивать творческий потенциал, активно включаться во всевозможные школьные олимпиады, конкурсы, химические и технические выставки, что дает школе импульс для выявления и развития способных и одаренных учащихся. Изучать химию в школе трудно, поэтому особое внимание в данной работе уделяется деловым играм, позволяющим создавать типичные жизненные ситуации, в ходе которых ученику нужно найти правильную линию ведения, оптимальное решение рассматриваемой проблемы, соответствующее реальным обстоятельствам, что приводит к «взрыву эмоций» и резкому повышению у учащихся интереса к предмету. Также деловые игры знакомят учащихся с профессиями, связанными с химией. Цель внеклассной работы, как и всей учебно-воспитательной работы школы, заключается в комплексной реализации трудового, нравственного, экономического, эстетического и экологического воспитания учащихся, углублении знаний. Во внеклассной работе следует выделить общеобразовательные и воспитательные задачи.Образовательные задачи внеклассной работы:
-
расширение и углубление химических политехнических знаний;
-
формирование экспериментальных навыков и политехнических умений;
-
развитие технического творчества, способностей и дарований школьников в области науки и техники;
-
профориентация учащихся, занимающихся в классах с углубленным изучением химии.
Воспитательные задачи внеклассной работы:
-
формирование у учащихся интереса к химии;
-
развитие познавательной активности школьников, воспитание инициативы и самостоятельности;
-
воспитание любви и уважения к труду, умения трудиться целенаправленно, рационально использовать время.
Кроме того, внеклассная работа по химии предполагает организовать досуг учащихся.
Внеклассная работа по химии должна строиться на основе следующих принципов:
- осуществление тесной связи с содержанием курса химии ( именно на уроках учитель ставит вопросы, которые должны стимулировать любознательность учащихся, даёт первые импульсы к чтению дополнительной литературы, вызывает стремление собственными руками осуществить то, о чём говориться в учебнике и книге);
-
соответствие возвратным (физическим и психическим) возможностям учащихся и уровню их подготовленности (образованности, воспитанности и развития);
-
добровольность выбора внеклассных занятий с учётом различных интересов и запросов школьников, их общей подготовки, индивидуальных наклонностей;
-
сочетание разных форм и видов работы;
-
включение элементов занимательности;
-
соблюдение принципа научности и доступности.
Содержание внеклассной работы по химии учитель выбирает произвольно, без определённой программы, как основной работы, поэтому разнообразнее тематика.
Основные формы внеклассной работы по химии; массовая, групповая и индивидуальная. Они различаются не только числом учащихся, но и содержанием и методикой проведения. Эти формы внеклассной работы реализуются в различных видах.Индивидуальная работа:
-
работа с дополнительной литературой, написание рефератов, подготовка сообщений, докладов;
-
творческое сочинение, рассказ – задача, кроссворд и т.п.
-
работа по оборудованию кабинета, изготовление наглядных пособий;
-
экспериментальные исследования учащихся.
Групповая работа:
-
выпуск стенгазеты;
-
работа по оформлению кабинета;
-
химический кружок;
-
секции общества любителей химии;
-
работа лекторских групп;
-
групповые исследовательские работы.
Массовая работа:
-
Химический классный час;
-
Химический вечер;
-
Химические викторины, турниры, конкурсы;
-
Устный журнал;
-
Конференция;
-
Экскурсии по химии;
-
Радиопередачи;
-
Химическая олимпиада;
-
Неделя (декада, месячник) химии;
-
Школьное общество «Юный химик».
Все формы внеклассной работы взаимосвязаны. Так массовые мероприятия обычно проводятся на основе работы школьного кружка любителей химии, а индивидуальная внеклассная работа является частью массовой: учащиеся готовят доклады и выступают с ними на вечерах, устных журналах, классных часах и т.д.
1.3 Методы и средства, повышающие познавательную активность
на внеурочной деятельности на уроках химии
Активная мыслительная деятельность является наиболее важным качеством современного человека, критичность мышления, поиск нового, желание и умение приобретать знания самостоятельно.
Формирование познавательного интереса к учению – важное средство повышения качества обучения. Это особенно важно в начальной школе, когда еще только формируются и определяются постоянные интересы к тому или иному предмету. Чтобы формировать у учащихся умение самостоятельно пополнять свои знания, необходимо воспитывать у них интерес к учению, потребность в знаниях.Внеклассная работа по химии должна проводиться систематически. Только в этом случае формируется и поддерживается повышенный интерес учащихся к предмету, и на их профессиональный выбор можно повлиять.
Чтобы внеклассная работа по химии была действительно систематической, а школьники эффективно помогали учителю в продвижении химических знаний, необходимо организовать в школе общество любителей химии, началом которого может стать химический кружок. Поскольку практически невозможно провести массовую систематическую работу по химии с одним преподавателем, к ней должны быть привлечены бывшие выпускники-члены Общества любителей химии, родители учеников, чьи занятия связаны с химией. Отсюда процесс обучения химией не превратится в скучное и однообразное занятие. И если нашу жизнь без химии уже представить трудно, значит необходимо изучать этот предмет так, чтобы полученные знания учащиеся могли применить в повседневной жизни, а потом и в работе.Каждый ребенок от природы наделен способностями практически ко всем видам человеческой деятельности.
Мотивы, побуждающие учеников к деятельности, в основном, внешние: получить хорошую отметку, сдать экзамены, не обидеть родителей.
Безусловно, ФГОС изменяет роль учителя, который перестает быть единственным носителем знания, а становится проводником в мире информации.
Ученик становится активным субъектом учебной деятельности, аучитель выступает в роли помощника и консультанта, стимулирующего активность, инициативу и самостоятельность ребенка. Для современного общества требуется мотивированный ребенок, способный свободно мыслить. Задача учителя организовать процесс обучения так, чтобы у учащихся развивались познавательные способности, формировались приемы умственной деятельности (анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, сравнение), чтобы учащиеся умели самостоятельно работать, делать обобщение и выводы, творчески применять знания в новых ситуациях. Перспективность опыта определяется основными направлениями развития современного образования. В государственном образовательном стандарте среднего (полного) общего образования уже зафиксирован перечень общеучебных умений, навыков и способов деятельности, который включает:
-
познавательную деятельность,
-
информационно-коммуникативную деятельность,
-
рефлексивную деятельность.