Файл: I. внеклассная работа по химии, и ее 6 место в учебновоспитательном процессе 6.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 137

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Таким образом, внеклассная работа по химии – это особая организуемая форма занятий с учащимися, обладающая сильным эмоциональным воздействием.

Объект исследования – процесс внеклассной работы по химии.

Предмет исследования – возможности использования активных форм и методов во внеклассной работе со школьниками.

В соответствии с поставленной целью были сформулированы основные задачи исследования:

1. Осуществить информационный поиск и анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования.

2. Провести теоретический анализ состояния проблемы внеклассной работы по химии.

3. Изучить практический опыт использования активных форм и методов внеклассной работы учителей химии.

4. По результатам теоретического анализа литературы и образовательной практики выявить структуру и содержание внеклассной работы по химии с учащимися.

5. Осуществить экспериментальную проверку эффективности форм и методов внеклассной работы по химии.

проблем воспитания во внеклассной работы свое отражение во многих отечественных ученых Аверченко А.Т., Барчукова И.С., О.П., Грей Д., Зайцева С.М. и др.

ГЛАВА I. ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА ПО ХИМИИ, И ЕЕ

МЕСТО В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

1.1. Понятие «внеклассная работа» в педагогической литературе

Внеклассная работа - это один из видов деятельности школьников, направленный на социализацию обучаемых, развитие творческих способностей школьников во внеучебное время.

Информационные и коммуникационные технологии могут быть с успехом применены для повышения эффективности внеучебной и внеклассной деятельности школьников, в организации досуга учеников.

Рисунок 1. Основные компоненты внеучебной работы

Понятие работа» в соответствии с педагогической энциклопедией следующим образом: работа – это составная учебно-воспитательного процесса в одна из форм свободного времени

Понятие и сущность работы уже многие изучается множеством методистов и ученых.

Стоит отметить, что определение предусматривает творчества и инициативы при организации внеклассной

Значение внеклассной состоит в воспитании вида личности способствует формирования свойств личности: творчеству, стремлению к активности, самообразованию.

внеклассной работы

1 – активизация познавательной

2 – углубление и расширение изучаемого предмета;

3 – ускоренное развитие к обучению;

4 – реализация подхода к изучению вопросов;

5 – более использование источников

Информационно - коммуникационные технологии по-разному могут использоваться в разных видах внеучебной деятельности, классифицируемой по:

Итак, внеклассная воспитательная работа – организация педагогом разных видов деятельности воспитанников во внеурочное время, обеспечивающих необходимые условия для социализации личности ребенка.

Проблемы взаимодействия работы с учебным и процессом широко в работах известных ученых и педагогов-практиков, как А.Г. Харчев, П.Н. Мальковская, В.Г. , Т.Н. Калечиц, Л.Е. и др.

Кружковая работа способствует и развитию интересов и способностей в определенной науки, искусства, Наиболее распространены при такие ее формы, как и секции (предметные, спортивные, художественные).

В проводятся занятия типа:

Отчет кружка за год проводится в вечера, конференции, смотра.

Таким в настоящее время в учреждениях актуализируются проблемы:

1. Создание комплексных воспитательных находящихся в русле не гуманистической, но и социальной

2. Гармонизация социального жизнедеятельности ребенка и педагогическое освоение в радиусе действия учреждения.

3. Модернизация и досуговой деятельности, и создание новых общественных объединений, демократических начал, в том числе детском

4. Введение учебно-развивающих дополнительного образования и профилизации с целью благоприятных условий для профессионального самоопределения

5. Усиление социально-защитной общеобразовательных учреждений, эффективности мер по охране физического, умственного и здоровья детей и

С учетом этих педагогический коллектив собственную уникальную внеклассной и внешкольной, а администрация общеобразовательных оказывает методическую и осуществляет контроль за проведением и качеством

Основные задачи внеклассной работы:

1. Привить интерес к химии.

2.Развитие и совершенствование навыков в области химии.

3.Развитие творческой активности, инициативы и самодеятельности учащихся.

4. Подготовка школьников к практике.

5. Организация досуга учащихся в комплексе с их эстетическим и нравственным воспитанием.

1.2. Классификация внеклассной работы по химии

– реализует принцип наглядности обучения;

– повышает научность обучения и укрепляет его связь с жизнью, с практикой;

– играет значительную роль в профориентационной работе с учащимися.

В целях упорядочения проводимых экскурсий в школе составляется план экскурсий. В него включаются как учебные, так и внеучебные экскурсии, проводимые по плану классного руководителя.

Образовательные задачи внеклассной работы:

Воспитательные задачи внеклассной работы:

Кроме того, внеклассная работа по химии предполагает организовать досуг учащихся.

Внеклассная работа по химии должна строиться на основе следующих принципов:

Содержание внеклассной работы по химии учитель выбирает произвольно, без определённой программы, как основной работы, поэтому разнообразнее тематика.

Индивидуальная работа:

Групповая работа:

Массовая работа:

1.3 Методы и средства, повышающие познавательную активность

на внеурочной деятельности на уроках химии

Активная мыслительная деятельность является наиболее важным качеством современного человека, критичность мышления, поиск нового, желание и умение приобретать знания самостоятельно.

Внеклассная работа по химии должна проводиться систематически. Только в этом случае формируется и поддерживается повышенный интерес учащихся к предмету, и на их профессиональный выбор можно повлиять.

Каждый ребенок от природы наделен способностями практически ко всем видам человеческой деятельности.

Мотивы, побуждающие учеников к деятельности, в основном, внешние: получить хорошую отметку, сдать экзамены, не обидеть родителей.

Безусловно, ФГОС изменяет роль учителя, который перестает быть единственным носителем знания, а становится проводником в мире информации.

 В традиционной педагогике исходят из того, что раз ребенок пришел в школу, то он должен делать все то, что рекомендует учитель.

В таких случаях деятельностью учащихся движет, прежде всего, желание, избежать разного рода неприятностей: наказания со стороны учителя или родителей, плохой оценки и т.д.

В таких случаях у учеников постепенно формируется страх перед школой, страх перед учителем. Учебная деятельность радости не приносит. Это сигнал неблагополучия.

Учитель должен позаботиться о расширении массы внеклассной работы, привлекая как можно больше учеников, в том числе самых маленьких, которые еще не изучали химию.

Именно в школах с углубленным изучением химии можно организовать школьное химическое общество.

Научно-исследовательская деятельность.

Исследовательская работа построена по плану:

1. Предварительный этап: выяснение актуальных и интересных тем, определение того, что необходимо знать об исследуемой проблеме. Определение цели исследования и путей её решения.

3. Заключительный этап. Оформление работы, выступления учащихся, обсуждение.

Практические работы.

Проблемно-модульная технология.

ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ

ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АКТИВНЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ

ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ ПО ХИМИИ

2.1. Организация экспериментального исследования

2.2. Анализ результатов

, а с другой - неотъемлемая часть отечественной системы образования. По этой причине одной из центральных проблем методики внеклассной работы всегда являлась проблема взаимосвязи урочных и внеурочных занятий как частный случай фундаментальной педагогической проблемы целостности учебно-воспитательного процесса.

Стоит отметить, что определение предусматривает творчества и инициативы при организации внеклассной

Значение внеклассной состоит в воспитании вида личности способствует формирования свойств личности: творчеству, стремлению к активности, самообразованию.

внеклассной работы

1 – активизация познавательной

2 – углубление и расширение изучаемого предмета;

3 – ускоренное развитие к обучению;

4 – реализация подхода к изучению вопросов;

5 – более использование источников

Информационно - коммуникационные технологии по-разному могут использоваться в разных видах внеучебной деятельности, классифицируемой по:

  • месту проведения (классная и внеклассная (внешкольная) деятельность);

  • времени проведения (урочная и внеурочная деятельность);

  • отношению к решению учебных задач (учебная и внеучебная деятельность).

В классе могут проводиться как урочные, так и внеурочные занятия. Многие урочные занятия проводятся вне класса (урок природоведения в парке, физкультура на спортивном стадионе). Экскурсии, турпоходы проводятся вне класса и во внеурочное время. В условиях внедрения и перехода на Федеральный государственный образовательный стандарт особое внимание и значение уделяется воспитательной деятельности школьников во внеурочное время. Внеурочная деятельность в соответствии с ФГОС включена в основную образовательную программу, а именно в часть, которую формируют участники образовательного процесса. На современном этапе внеурочная работа - прекрасное расширение инфраструктуры школы. Чем шире представлены различные направления внеурочной деятельности в школе, тем лучше ребёнку и его родителям. В соответствии с требованиями стандарта внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (духовно- нравственное, социальное, обще интеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное). Все, что проводится в школе в плане осуществления воспитательной работы во внеурочное время в некоторых педагогических источниках объединяется одним общим понятием - внеклассная воспитательная работа.

Итак, внеклассная воспитательная работа – организация педагогом разных видов деятельности воспитанников во внеурочное время, обеспечивающих необходимые условия для социализации личности ребенка.

Проблема внеклассной работы с обучающимися всегда была актуальной для любого учителя и воспитателя, так как она успешно выполняет триединую функцию обучения, воспитания и развития личности в любом общеобразовательном учреждении. В условиях реформирования российского образования задача совершенствования социального воспитания и развития креативных способностей детей и подростков является одной из приоритетных. Социальное воспитание должно достигать двух целей: успешности социализации подрастающих поколений в современных условиях и саморазвития человека как субъекта деятельности и как личности. Умело организованная в учебном заведении внеклассная работа формирует и развивает личность ребенка, повышает мотивацию обучения тому или иному учебному предмету, развивает самостоятельность и предоставляет возможность в самореализации личности. воспитательным процессом — не только развивать и заложенные в человеке и физические способности,

нежелательные социальные в его поведении и сознании, но и у него потребность в саморазвитии, самореализации умственного и духовного

Проблемы взаимодействия работы с учебным и процессом широко в работах известных ученых и педагогов-практиков, как А.Г. Харчев, П.Н. Мальковская, В.Г. , Т.Н. Калечиц, Л.Е. и др.

Данными авторами общие принципы внеклассной работы. Общим принципом, по их является добровольность в форм и направлений деятельности. Но при этом и принцип разнообразия в учебном заведении услуг: кружки и по интересам, спортивные и общественно - значимые внеклассной деятельности. Для круга интересов можно использовать на тему о том, чем бы хотели заниматься уроков. Важно, любой вид занятий, в включаются подростки, общественную или социально направленность. При таких у подростка или молодого возникают мотивация осознание именно его в данном ее виде, к общему делу (лицея, гимназии) или сверстников. Очень при этом и опора на и самодеятельность обучающихся. Недооценивать степень инициативности, новизны и мышления ребят в форм внеклассных или акций. Педагог при может выступать в роли старшего или профконсультанта. Успеху воспитательной работы четкая организация как системы внеклассной в учебном заведении, так и конкретных кружков, секций или клубов по Осуществление комплексного к воспитанию требует, при организации всех решалась не только профильная, но и предполагались других воспитательных При выборе содержания, форм деятельности также соблюдать учета возрастных и особенностей обучающихся. Условием действенности видов воспитательной является обеспечение их преемственности и взаимодействия. работа — это самостоятельная отдельных учащихся, на самовоспитание, например, доклада или номеров самодеятельности, сбор. Но при этом педагогу определить роль и конкретной индивидуальной ребенка или подростка в социально значимом. Эта деятельность требует от знания индивидуальных учащихся, достигаемого бесед, анкетирования, их интересов.

Кружковая работа способствует и развитию интересов и способностей в определенной науки, искусства, Наиболее распространены при такие ее формы, как и секции (предметные, спортивные, художественные).

В проводятся занятия типа:

  • подготовка и докладов, защита проектов;

  • проектная или деятельность; организация изготовление наглядных

  • проведение лабораторных (исследований), встречи с людьми и др.

Отчет кружка за год проводится в вечера, конференции, смотра.

К объединяющим работы относятся и подростковые клубы, музеи, общества. Они на принципах самоуправления, свои названия, В настоящее время в заведениях распространены клубы (литературные, краеведческие, юного химика, математика). К менее распространенной является деятельность музея. Формы работы, как правило, распространены в общеобразовательных Они рассчитаны на одновременный многих обучающихся, им красочность, торжественность, большое эмоциональное на детей и подростков. Работа содержит в большие возможности учащихся. Так, конкурс, олимпиада, выставка, игра непосредственной активности участника данного деятельности. При проведении же вечеров, утренников часть школьников в качестве организаторов и Актуальными остаются массовые формы деятельности, как конкурсы, смотры. Они стимулируют активность, развивают и творчество. Характерной является их наиболее реализация принципа обучения, когда более опытные передают свой младшим. В этом один из эффективных осуществления воспитательных коллектива.

Таким в настоящее время в учреждениях актуализируются проблемы:

1. Создание комплексных воспитательных находящихся в русле не гуманистической, но и социальной

2. Гармонизация социального жизнедеятельности ребенка и педагогическое освоение в радиусе действия учреждения.

3. Модернизация и досуговой деятельности, и создание новых общественных объединений, демократических начал, в том числе детском

4. Введение учебно-развивающих дополнительного образования и профилизации с целью благоприятных условий для профессионального самоопределения


5. Усиление социально-защитной общеобразовательных учреждений, эффективности мер по охране физического, умственного и здоровья детей и

С учетом этих педагогический коллектив собственную уникальную внеклассной и внешкольной, а администрация общеобразовательных оказывает методическую и осуществляет контроль за проведением и качеством

К внеклассной работе относят работу с учащимися классных руководителей, школьного библиотекаря и всех других школьных работников, которая проводится во внеурочное время, но не имеет специально выраженного предметного характера (не направлена на изучение какого-либо одного учебного предмета). Эта работа может проводиться в стенах школы или за ее пределами, но организуется и проводится работниками школы (собрания, классные часы, линейки, вечера отдыха, выставки, экскурсии, походы и др.) Наряду с внеклассной воспитательной работой выделяют внеурочную работу по учебным предметам. Внеурочная деятельность - организованные и целенаправленные занятия учащихся, проводимые школой во внеурочное время для расширения и углубления знаний, умений и навыков, развития самостоятельности, индивидуальных особенностей, а также удовлетворения их интересов Под внеурочной деятельностью в рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта понимают образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Анализ литературных источников выявил общие принципы внешкольной работы, характерные для всех школьных предметов - добровольность (принцип, учитывающий желание школьников участвовать во внешкольной работе), учет индивидуальных особенностей учащихся (принцип, учитывающий различия в направленности интересов и интересов учащихся). черты характера учащихся). Существуют принципы внеклассной работы