ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 489
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Понятно, что представителей, обладающих стопроцентными качествами того или иного типа ума, не существует. Каждый человек обладает качествами мыслительного аппарата в той или иной степени, что зависит и от генетики, и от влияния окружающей среды, и от способностей человека.
Умственным трудом считают такую работу, которая проходит, ведется в определенном, ограниченном целевыми установками, направлении, по строгому плану, для решения конкретизированных целью задач, имеющих социальное зна- чение: обучение, самообучение, изобретение, рационализация и т. п. (по материалам исследований М.Я. Виленского, А.В.
Палладина, В.М. Когана, Ю.И. Евсеева).
Доказано, что умственная деятельность (учебно-трудовая студентов относится именно к этой категории) сопровождается различными изменениями функционального состояния органов и систем организма. Та мозговая ткань использует больше кислорода, чем другие ткани тела, около 20% (из расчета вес человека — 70 кг, вес головного мозга — 1,5-2 кг, т.е. 2-3% от веса тела), т.е. 40-50 см
3
в одну минуту. Суточный расход энергии при умственной работе в средних пределах 2800-3000 ккал. По сравнению с расходом энергии в состоянии покоя некоторые виды умственного труда требуют повышения энергозатрат:
- чтение сидя «про себя» — на 16%;
- вслух — на 48%;
- слушание лекций, выполнение (стоя) практических, ла- бораторных заданий — на 46%;
- чтение лекций (стоя), доклады — на 94%.
Без вмешательства эмоциональных факторов сердечно- сосудистая система изменяется незначительно, соответственно интенсивности.
Главным же источником энергии для мозга является окислительный процесс обмена глюкозы, потребление которой приблизительно 80 мг в одну минуту. Метаболическая активность зависит от его функциональной деятельности. В состоянии сна накапливаются богатые энергией фосфорные соединения, а при усиленной умственной работе они расщепляются, что проявляется в повышенном гликозе и усиленном образовании молочной кислоты. Воз- буждение ЦНС приводит к увеличению образования аммиака, а угнетение ЦНС — к уменьшению его содержания в мозговой ткани. Изменение некоторых показателей газообмена может характеризоваться напряженностью умственной работы.
Так, наблюдения, проводимые над студентами, прора- батывающими трудный материал (книга, конспект — в период полготовки к экзаменам), привели к следующим результатам: при работе, над первыми 8-ю страницами выделение углекислоты повысилось на 12% (по сравнению с состоянием покоя), после 16 страниц — на 20%, после 32 страниц — более, чем на 35%.
Представляет интерес и динамика сердечно-сосудистой системы (ССС). При умственной работе увеличивается наполнение кровью сосудов мозга, происходит сужение периферических сосудов конечностей, расширение сосудов внутренностей, т.е. сосудистые реакции обратны тем, которые характерны при мышечной нагрузке. Кратковременный интенсивный умственный труд усиливает частоту сердечных сокращений, особенно, когда работа сопровождается нервно-эмоциональным напряжением, резко разрушающими факторами, условиями дефицита времени (а когда студенту «хватало времени»?!), отрицательного влияния внешних разрушителей и т.п. При долговременной умственной работе частота сердечных сокращений замедляется.
По исследованиям автора, показатели пульса в течение семестра, в день экзамена и после него в течение 2-3 дней представлены следующими данными: 70-74 уд./мин, 120-150, 78-
82. Изменения наблюдались и с показателями артериального давления: 118/75 мм рт. ст., 170/95 и 128/ 75. Такая закономерность говорит о том, что еще длительное время «рабочая доминанта» не угасает, не исчезает полностью, вызывая утомление. Исследования зарубежных ученых в определенной мере подтверждают наши дан- ные: так, из 145 студентов Оксфорда, прекративших в учебном году занятия в университете из-за болезней, половина оказались психически неполноценными. При обследовании 90 тыс. студентов
ФРГ психические и психоневрологические расстройства были обнаружены у 9,5%. В Рос-
132 133
сии более трети студентов страдают заболеваниями нервной системы, более 20% — гипертоники, менее 80% школьников- старшеклассников имеют заметные отклонения в состоянии здоровья и недостаточное физическое развитие. Не менее половины требуют врачебного вмешательства для нормализации своих функциональных возможностей.
При длительном и направленном умственном труде наступает утомление — объективное состояние организма, при котором деятельность внешних органов чувств — аномально: может возникнуть резкое кратковременное повышение или до крайности ослабление реакции организма: почти мгновенное исчезновение из памяти только недавно усвоенного, снижается сила памяти, что ведет к состоянию, когда представления, образы становятся расплывчатыми, «мысли убегают», прекращается желание трудиться, состояние организма длительно не восстанавливается.
Часто состояние утомления смешивают с усталостью — субъективным чувством индивидуума, для которого характерны практически все перечисленные выше признаки, но они кратковременны, причины их известны: неудовлетворенность сделанным, неудачи, условия плохой организации мыслительного труда, эмоциональный подъем (к примеру: в день экзамена получение высокой оценки) и т.д. Необходимо особо отметить, что, к примеру, успешная сдача экзамена может еще больше мобилизовать студента, и «провал» может привести к депрессивному состоянию.
Умственный труд проходит в условиях недостаточной двигательной активности, что способствует развитию процессов торможения в коре больших полушарий и, как следствие, ухудшение общего самочувствия, пониженная ра- ботоспособность, утомление. Обратим внимание на признаки незначительного, значительного и резкого утомления (см. таблицу).
Проявление первых признаков значительного, особенно резкого утомления — биологически необходимая защита от развития истощения организма, сигнал для прекращения работы, для реакции.
Волевым усилием можно заставить организм продолжать работу, что только отдалит (не ликвидирует!) утомление или, что намного опаснее, приведет к состоянию переутомления. Переутомлению присущи постоянное чувство усталости до начала работы, отсутствие интереса, апатия, повышенная неадекватная реакция, головная боль, головокружение, снижение аппетита, снижение веса тела, потливость, снижение сопротивляемости организма инфекциям и т.п.
Внешние признаки утомления в процессе умственного труда
студентов (по С Л. Косилову)
Утомление
Объект наблюдения незначительное значительное резкое
Внимание
Резкие отвлечения
Рассеянное,
частые отвлечения
Ослабленное; реакции на новые раздражители
(словесные указа- ния) отсутствуют
Поза
Непостоянная, потягивание ног и выпрямление туловища
Частая смена поз, повороты головы в разные стороны, облокачивание, поддерживание головы руками
Стремление по- ложить голову на стол, вытянуться, откинуться на спинку стула
Движения
Точные
Неуверенные, замедленные
Суетливые движе- ния рук и пальцев
(ухудшение почерка)
Интерес к новому материалу
Живой интерес,
задавание вопросов
Слабый интерес, отсутствие вопросов
Полное отсутствие интереса, апатия
В таблице на с. 136 приведены признаки состояния организма при переутомлении.
Изменение умственной работоспособности, наблюдение в течение дня, недели, семестра и учебного года отражают соответствующие поставленным целям, задачам корреляционно связанные с состоянием организма периоды враба-тывания, стабильной, высокой работоспособности в период ее снижения.
Начало учебного дня не отличается высокой эффективностью учебного труда. Период врабатывания — в пределах 10-30 минут.
За этот период в коре головного мозга
134 135
При длительном и направленном умственном труде наступает утомление — объективное состояние организма, при котором деятельность внешних органов чувств — аномально: может возникнуть резкое кратковременное повышение или до крайности ослабление реакции организма: почти мгновенное исчезновение из памяти только недавно усвоенного, снижается сила памяти, что ведет к состоянию, когда представления, образы становятся расплывчатыми, «мысли убегают», прекращается желание трудиться, состояние организма длительно не восстанавливается.
Часто состояние утомления смешивают с усталостью — субъективным чувством индивидуума, для которого характерны практически все перечисленные выше признаки, но они кратковременны, причины их известны: неудовлетворенность сделанным, неудачи, условия плохой организации мыслительного труда, эмоциональный подъем (к примеру: в день экзамена получение высокой оценки) и т.д. Необходимо особо отметить, что, к примеру, успешная сдача экзамена может еще больше мобилизовать студента, и «провал» может привести к депрессивному состоянию.
Умственный труд проходит в условиях недостаточной двигательной активности, что способствует развитию процессов торможения в коре больших полушарий и, как следствие, ухудшение общего самочувствия, пониженная ра- ботоспособность, утомление. Обратим внимание на признаки незначительного, значительного и резкого утомления (см. таблицу).
Проявление первых признаков значительного, особенно резкого утомления — биологически необходимая защита от развития истощения организма, сигнал для прекращения работы, для реакции.
Волевым усилием можно заставить организм продолжать работу, что только отдалит (не ликвидирует!) утомление или, что намного опаснее, приведет к состоянию переутомления. Переутомлению присущи постоянное чувство усталости до начала работы, отсутствие интереса, апатия, повышенная неадекватная реакция, головная боль, головокружение, снижение аппетита, снижение веса тела, потливость, снижение сопротивляемости организма инфекциям и т.п.
Внешние признаки утомления в процессе умственного труда
студентов (по С Л. Косилову)
Утомление
Объект наблюдения незначительное значительное резкое
Внимание
Резкие отвлечения
Рассеянное,
частые отвлечения
Ослабленное; реакции на новые раздражители
(словесные указа- ния) отсутствуют
Поза
Непостоянная, потягивание ног и выпрямление туловища
Частая смена поз, повороты головы в разные стороны, облокачивание, поддерживание головы руками
Стремление по- ложить голову на стол, вытянуться, откинуться на спинку стула
Движения
Точные
Неуверенные, замедленные
Суетливые движе- ния рук и пальцев
(ухудшение почерка)
Интерес к новому материалу
Живой интерес,
задавание вопросов
Слабый интерес, отсутствие вопросов
Полное отсутствие интереса, апатия
В таблице на с. 136 приведены признаки состояния организма при переутомлении.
Изменение умственной работоспособности, наблюдение в течение дня, недели, семестра и учебного года отражают соответствующие поставленным целям, задачам корреляционно связанные с состоянием организма периоды враба-тывания, стабильной, высокой работоспособности в период ее снижения.
Начало учебного дня не отличается высокой эффективностью учебного труда. Период врабатывания — в пределах 10-30 минут.
За этот период в коре головного мозга
134 135
Тяжело е
Ре зкое
Без видимой нагрузки
Незнач итель но
Угнетение
, ре зка я раздражительность
Бессонница
Заметное осл аб ле
- ние внимания и
памяти
Час тые го ловн ые боли
, потеря аппетита
Лечение ср едст ва ми
ОФ
К
,
ЛФК
Вы раженное
Выраженное
При облегченной нагрузке
Не полностью
Раздражительность
Сонливость днем
Временами забывчивость
Временами гол овные боли
, снижение аппетита
Организованный отдых
, пред остав
- ление отпу ска
, целевая реакция
Легко е
Заметное
При обычной нагрузке
Полностью
Временами не ус то й- чивос ть настро ения
Трудно засыпа ть и
просыпаться
Трудно сосредоточ ить
Час то тяж есть в
голове
От дых
, физич еская культура
Степень переутомления
Нач инающееся
Ма лое
При усиленной нагрузке
Не треб уе тся
Временное снижение интерес а к рабо те
Трудно засыпа ть или пр осыпаться
Нет
Временная тяж есть в
голове
Упорядочение отдыха
, физич еская кул ьтура
, культурные развлечения
Симптом
Снижение дееспособност и
Проявление ранее от су т- ствую щ
ей ус та ло ст и при умственной нагрузке
Компенсация понижения дееспособности волев ы
м усилием
Эмоциональны е сдвиги
Расстройс тв а сна
Снижение умственной работоспособн ости
Вегетационные сдвиги
Профилактические мероприятия
136
образуется рабочая доминанта. Важное значение имеет со- ответствующая установка — мотивация. Период высокой оптимальной работоспособности обычно не превышает 3 ча- сов (1,5—3 часа). Изменения функционального состояния организма соответствуют содержанию, форме, виду, объему учебного труда. Далее наступает период снижения ра- ботоспособности или ее продолжение на требуемом уровне за счет волевых усилий, в силу созданных условий дея- тельности. Обратим внимание на приведенный на рис. 1 так называемый «второй подъем» работоспособности при самостоятельной работе. Объяснение этого явления кроется в суточной ритмике и связывается, в основном, с пси- хическим настроением волевого характера.
Любая человеческая деятельность, а интеллектуальная особенно, психологически увязывается с влиянием жиз- ненных, обусловленных требованиями трудового процесса ритмов и свойственных организму биологических колеба- ний. Для человека наибольшее значение имеют так назы- ваемые «суточные ритмы», в процессе которых изменяются более пятидесяти (!) физиологических функций организма. В период бодрствования, активной деятельности показатели функционального состояния сердечно-сосудистой, эндокринной, мышечной, выделительной и других систем достигают самого высокого уровня, а в период отдыха, сна реализуются на необходимом уровне восстановительные процессы. Чем больше и точнее осуществлен контакт с началом учебно-трудовой деятельности с мобилизацией жизненно важных функций организма, тем продуктивнее будут результаты трудовых действий.
137
Достаточно многими исследованиями установлено деление студенческого контингента на студентов, отнесенным к
«утреннему» типу, так называемым
«жаворонкам», отличающихся наиболее приподнятым настроением, высокой работоспособностью в утреннее и дневное время, и студентов
«вечернего» типа — «сов», несколько заторможенных в первой половине дня, высокий уровень работоспособности которых начинается с 17-18 часов.
Из 400 обследованных немецким ученым Хампом было установлено, что у 35% тип «деловой активности» имеет смысл отнести к «вечерним», 17% — к «утренним», 485 — к
«аритмичным» типам. Нет единого мнения по вопросу:
«Заложены ли эти особенности в генетической программе или формируются на протяжении жизненных периодов?». Всегда надо помнить, что любой труд, а умственный особенно, и отдых в своем биоритме — залог не только высокой эффективности, но и сохранения высокого уровня здоровья. Идеальный вариант расписания — отдельно для «жаворонков», отдельно для«сов» — составить невозможно и поэтому студенты-«совы», занимающиеся на дневной форме обучения, и студенты-
«жаворонки», занимающиеся на вечерней, находятся в условиях высокого уровня мотивации и «волевого синдрома».
Известно, что мотив в деятельности человека — осознанное проявление активности, целенаправленное на выполнение поставленных задач, что подтверждается исследованиями М.Я.
Виленского (1992). Студентам предлагалось выполнять вычислительные операции в принудительном темпе. Одни требовали логики мышления, другие были менее сложными.
Условием эксперимента было продолжение работы до предела возможностей каждого испытуемого. В конечном итоге: студенты, проявившие избирательное отношение вследствие интереса, эмоциональности выполняли работу значительно дольше по времени, чем те, у которых этот мотив отсутствовал.
Не менее интересен и результат другого эксперимента, в процессе которого студенты постоянно находились под влиянием воздействия информации о результатах их работы. Качественная эффективность выполняемых действий была лучше у тех, кто такую информацию получал.
Так же важны результаты обследования студентов, ори- ентированных на систематическое усвоение и запоминание учебной информации (А), и тех, кто достаточно бессистемно работал в семестре, не выполнял общей установки, психологической настройки обучения в учебном заведении (Б)
(рис. 3).
138 139
Обратите внимание на отрезки А и В. В период подготовки к экзаменам студенту Б более, чем в два раза необходимо
«выложиться на финише», чем студенту А.
Умственная работоспособность студентов изменяется в зависимости от психофизиологического состояния организма до начала работы, особенностями самой работы, ее организацией и другими причинами. Независимо от времени деятельности: будь то академический час, учебный день, неделя, семестр, учебный год, учебный труд характеризуется различными периодами эффективности: врабатывания, устойчивой
(оптимальной) работоспособностью и периодом ее снижения.
Учебный день: период врабатывания до 15-30 минут. Этот период характеризуется образованием рабочей доминанты.
Особое значение имеет установка, психологическая настройка.
Второй период, длительностью 1,5-3 часа, обладает высокой степенью эффективности, максимального использования функциональных возможностей, изменения в организме, которые адекватны требованиям учебной деятельности. Третий период — период полной компенсации начальных признаков утомления волевыми усилиями и положительной мотивацией. Далее наступает период несбалансированной компенсации, нарастает утомление (нарушается работа анализаторов, устойчивость вни- мания, оперативной памяти и др.). Следующий этап ха- рактеризуется прогрессирующим снижением работоспособности, резким снижением продуктивности и угасания рабочей доминанты.
Рабочий день студента не заканчивается аудиторными занятиями: он включает время на самоподготовку. Второй подъем работоспособности объясняется не только суточной ритмикой, но и мотивацией, психологической установкой и использованием
«волевого синдрома».
Учебная неделя: период врабатывания — понедельник; вторник-четверг —-высокий уровень работоспособности, пятница-суббота — период ее снижения. Естественно, что эта закономерность изменится при вмешательстве различных факторов нервно-эмоционального направления, связанного, например, с выполнением ответ- ственного задания, подготовкой к контрольной, семинару, зачету и т.п.
Работоспособность студентов в течение семестра, учебного года также подчинена изменениям в периодах врабатывания, оптимальной деятельности, снижения. Студенты обычно «входят в форму» (период пребывания) 3-3,5 недели. Работоспособность устойчивого, высокой эффективности характера длится приблизительно 10 недель. В декабре в периоды увеличения ежедневной нагрузки до 11-13 часов и более, в сочетании с нервно- эмоциональным состоянием и переживаниями в периоды зачетной и экзаменационной сессий наблюдается снижение работо- способности. Ее высокий уровень достигается психологическим настроем, целевой мотивацией и, естественно волевыми усилиями.
Зимние каникулы — период восстановления работо- способности. У спортсменов, в группах организованного активного отдыха работоспособность восстанавливается полностью. В группах отдыха самостоятельными формами — только на 60-70% от исходных данных. Период врабатывания во втором семестре соответственно — 5-7 дней и 12—16 дней. Устойчиво высокая работоспособность характерна почти до конца апреля. Снижение ее в конце апреля объясняется накоплением в течение учебного года многих отрицательных факторов и их кумулятивным не- гативным воздействием.
Рекомендуемая литература
1. Брехман И.И. Валеология — наука о здоровье. М., 1990.
2. Виленский М.Я. Физическая культура в научной организации учебного труда студентов. М., 1993.
3. Евсеев ЮЖ. Основы гигиены и самоконтроля. Ростов н/Д,
1988.
4. Как сохранить и улучшить память. Сборник практических рекомендаций. Воскресенье, 1995.
5. Виленский М.Я., Ильинич В.И* Физическая культура работников умственного труда. М., 1987.
140 141
«
Жаворонок». «Сова», «Аритмик»
Правила пользования тестом
1. Прежде чем ответить на вопрос, прочтите его очень внимательно. 2. Ответьте, пожалуйста, на все вопросы. 3.
Отвечайте на вопросы, не нарушая предложенной пос- ледовательности. 4. На каждый вопрос необходимо отвечать, независимо от ответов на другие вопросы. 5. Для каждого вопроса предлагается на выбор несколько ответов. Отметьте только один из них. Под некоторыми вопросами вместо ответов вы увидите шкалу. Отметьте на этой шкале то место, которое вам кажется наиболее подходящим. 6. На каждый вопрос старайтесь ответить с максимальной откровенностью.
Основная часть
1. Когда бы вы предпочли вставать, если бы были совершенно свободны в выборе своего распорядка дня и руководствовались при этом исключительно личными желаниями?
Часы
Баллы
Зимой
Летом
5 05.00-06.45.
04.00-05.45.
4 06.46.-08.15.
05.46.-07.15.
3 08.16.-10.45.
07.16.-09.45.
2 10.46.-12.00 09.46.-11.00 1
12.01-13.00 11.01-12.00 2. Когда бы вы предпочли ложиться спать, если бы пла- нировали свое вечернее время совершенно свободно и ру- ководствовались бы при этом исключительно личными же- ланиями?
142
Часы
Баллы
Зимой
Летом
5 20.00 — 20.45.
21.00 — 21.45.
4 20.46 — 21.30,
21.46 — 22.30.
3 21.31 — 00.15.
22.31 — 01.15.
| 2 00.16 — 01.30.
01.16 — 02.30.
1 01.31 — 03.00.
02.31 — 04.00.
3. Как велика ваша потребность в будильнике. Если ут ром вам необходимо встать в точно определенное время?
Варианты ответов
Баллы
Совершенно нет потребности
4
В отдельных случаях есть потребность
3
Потребность в будильнике довольно сильная
2
Будильник мне абсолютно необходим
1 4. Если бы вам пришлось готовиться к сдаче экзаменов в условиях жестокого лимита времени и использовать для занятий ночь (23-2 часа), насколько продуктивна была бы ваша работа в это время?
Варианты ответов
Баллы
Абсолютно бесполезной.
Я совершенно не мог бы работать
4
Была бы некоторая польза
3
Работа была бы достаточно эффективной
2
Работа была бы высокоэффективной
1 5.
Легко ли вам вставать утром в обычных условиях?
Варианты ответов
Баллы
Очень трудно
1
Довольно трудно 2
Довольно легко 3
Очень легко 4 6. Чувствуете ли вы себя полностью проснувшимися в первые полчаса после подъема?
Варианты ответов
Баллы
Очень большая сонливость
1
Есть небольшая сонливость
2
Довольно ясная голова
3
Полная ясность мысли
4 7. Каков ваш аппетит в первые полчаса после подъема?
143