Файл: Учебное пособие Текстовое учебное электронное издание на компактдиске Сыктывкар.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 1253
Скачиваний: 10
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
формирования и развития умений и навыков предусмотрены тестовые и практические задания.
Учебное пособие подготовлено в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования (уровень бакалавриата).
1Россия - на 9 месте по финансовой грамотности среди стран G20. URL https://nafi.ru/analytics/rossiya-na-9-meste-po-finansovoy-gramotnosti-sredi-stran-g20/ (дата обращения: 19.12.2020)
РАЗДЕЛ 1. БАЗОВЫЕ ЗНАНИЯ ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ КАК ОСНОВА ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ (Л.Г. Уляшева)
Финансовая грамотность, характеризующаяся способностью субъекта управлять своими финансами и принимать эффективные финансовые решения, невозможна без знания основ бухгалтерского учета и четкой ориентации в его ключевых категориях. О непосредственной связи разбирающегося в финансах человека, не имеющего специальной экономической подготовки, с ведением учета свидетельствует повсеместное использование таких понятий как
«семейная бухгалтерия», «персональный бухгалтерский учет семьи»,
«домашняя бухгалтерия», «учет семейных и личных финансов», «семейный бюджет» и множество других интерпретаций такого явления, когда домашнее хозяйство контролирует свои финансовые потоки.
В современных условиях, когда стремительно развиваются все направления и технологии экономики, усложняются правила взаимоотношений, появляются новые институты, а государство
давно переложило максимум социальной ответственности за своих граждан на них самих, необходимо четко ориентироваться в складывающейся ситуации и представлять ее последствия.
Множество рекомендаций, встречающихся в литературе, пособиях и интернет-пространстве (специальные курсы, ресурсы, сайты, игры, проекты) и касающихся составления бюджетов, личных финансовых планов и других разработок для применения в домашней экономике, невозможно воспринять и освоить без знания специфического категориального бухгалтерского аппарата, являющегося, по сути, инструментарием для ее организации. Таким образом, можно считать общепризнанным, что без базовых сведений по бухгалтерскому учету весьма затруднительно принимать решения в мире финансов и даже в эпоху новой индустриализации и информатизации учетные понятия, выработанные веками, могут быть востребованы каждым субъектом, желающим оценить свои финансовые возможности, выявить результат собственного распоряжения деньгами и его причины.
Центральными учетными категориями являются АКТИВЫ, ПАССИВЫ, ДОХОДЫ И РАСХОДЫ. На первый взгляд, весь перечисленный перечень – это достаточно простые понятия. Однако наглядный иллюстрирующий пример, приводимый М.Л. Пятовым из преподавательской практики своего учителя Я.В. Соколова, показывает неоднозначность трактовки одного и того же события в повседневной жизни и в бухгалтерском пространстве: «Вот скажи, пожалуйста», – обращался профессор к какой-нибудь восторженно глядящей на него студентке, – «допустим, ты пошла в магазин и купила там себе шубу, это для тебя расход?» «Конечно», – отвечала студентка, иногда уточняя, что,
скорее, это расход для
ее родителей. «Вот!» – радостно заявлял Ярослав Вячеславович. – «Для любого нормального человека покупка шубы, холодильника и т.п. – это расход, а для бухгалтера – это изменение структуры актива»1.
Из приведенного примера видно, что у человека с его обыденной точки зрения наилучшее представление сложилось о таких терминах, как ДОХОДЫ И РАСХОДЫ. На них и опираются в своих рекомендациях по составлению личных бюджетов и финансовых планов все консультанты по финансовой грамотности.
Если обратиться за объяснением данных категорий в профессиональное бухгалтерское пространство, то действующие федеральные стандарты будут предлагать следующие определения2:
Указанные определения наглядно демонстрируют, что доходы и расходы непосредственно связаны с движением активов и изменением величины обязательств (пассивов). Поэтому путаницу, которая произошла в приведенном выше примере, можно считать вполне закономерной при оценке события не с экономической точки зрения.
Проецирование бухгалтерской позиции на повседневное восприятие человеком своих денежных потоков позволяет сделать следующие важные заключения:
То есть ДОХОДЫ и РАСХОДЫ возникают в конкретном периоде движения активов. Если их величины связаны с другим временным промежутком (прошлым или будущим), то уже говорят о наличии АКТИВА или возникновении ОБЯЗАТЕЛЬСТВА.
Наглядно проиллюстрировать обозначенную квалификацию хозяйственных событий можно на следующем примере, который обобщен в таблице 1.
1 Пятов М.Л. Расходы, которые всегда сомнительны // Вестник ИПБ (Вестник профессиональных бухгалтеров). 2019. № 5. С. 5–8.
2 Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» (ПБУ 9/99) : приказ: утв. МФ РФ 06.05.1999 г. № 32н // Консультант-Плюс: справочно-правовая система. URL: consultant.ru (дата обращения: 13.12.2020); Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99): приказ: утв. МФ РФ 06.05.1999 г. № 33н // Консультант-Плюс: справочно-правовая система. URL: consultant.ru (дата обращения: 13.12.2020)
Например, Иванов И.И. после получения заработной платы в 20 000 рублей покупает велосипед за 30 000 рублей, оплачивая его в месяце получения денег (допустим, в мае) частично за счет своего дохода (10 000 рублей), а частично за счет денег, занятых у друзей (20 000 рублей). При этом на начало мая у Иванова И.И. на банковской карте был остаток денег в 2 000 рублей. Кроме того, для упрощения примера предположим, что больше никаких трат не было.
Таблица 1 – Финансовая ситуация Иванова И.И. (май)
В результате произошедших операций на начало июня у Иванова И.И. сложилась следующая имущественная картина, представленная в таблице 2.
Таблица 2 – Финансовая ситуация Иванова И.И. на 01 июня
Такой прием балансирования в домашнем хозяйстве помогает оценить имеющиеся в распоряжении средства и свои обязательства, сопоставить их
величины и понять, хватит ли собственных активов для погашения своих обязательств, если срочно возникнет такая необходимость. На примере Иванова И.И. видно, что у него в наличии имеется 2 вида активов и величина самого ликвидного из них (денежных средств) недостаточна для погашения сформированного обязательства, поэтому необходим дополнительный доход: либо от трудовой деятельности, либо от продажи велосипеда. Кстати, именно возможная продажа велосипеда обуславливает квалификацию его покупки не просто как расход, а как появление актива. Таким образом, на основе составленного баланса можно осуществлять планирование своих дальнейших действий.
Составление баланса призвано показать итог произошедших операций – результат на какое-то конкретное число. Однако не менее важно видеть и сами величины доходов с расходами за прошедший период, которые привели именно к такому результату. Поэтому комплексный подход требует
Учебное пособие подготовлено в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования (уровень бакалавриата).
1Россия - на 9 месте по финансовой грамотности среди стран G20. URL https://nafi.ru/analytics/rossiya-na-9-meste-po-finansovoy-gramotnosti-sredi-stran-g20/ (дата обращения: 19.12.2020)
РАЗДЕЛ 1. БАЗОВЫЕ ЗНАНИЯ ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ КАК ОСНОВА ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ (Л.Г. Уляшева)
Теоретический материал
Финансовая грамотность, характеризующаяся способностью субъекта управлять своими финансами и принимать эффективные финансовые решения, невозможна без знания основ бухгалтерского учета и четкой ориентации в его ключевых категориях. О непосредственной связи разбирающегося в финансах человека, не имеющего специальной экономической подготовки, с ведением учета свидетельствует повсеместное использование таких понятий как
«семейная бухгалтерия», «персональный бухгалтерский учет семьи»,
«домашняя бухгалтерия», «учет семейных и личных финансов», «семейный бюджет» и множество других интерпретаций такого явления, когда домашнее хозяйство контролирует свои финансовые потоки.
В современных условиях, когда стремительно развиваются все направления и технологии экономики, усложняются правила взаимоотношений, появляются новые институты, а государство
давно переложило максимум социальной ответственности за своих граждан на них самих, необходимо четко ориентироваться в складывающейся ситуации и представлять ее последствия.
Множество рекомендаций, встречающихся в литературе, пособиях и интернет-пространстве (специальные курсы, ресурсы, сайты, игры, проекты) и касающихся составления бюджетов, личных финансовых планов и других разработок для применения в домашней экономике, невозможно воспринять и освоить без знания специфического категориального бухгалтерского аппарата, являющегося, по сути, инструментарием для ее организации. Таким образом, можно считать общепризнанным, что без базовых сведений по бухгалтерскому учету весьма затруднительно принимать решения в мире финансов и даже в эпоху новой индустриализации и информатизации учетные понятия, выработанные веками, могут быть востребованы каждым субъектом, желающим оценить свои финансовые возможности, выявить результат собственного распоряжения деньгами и его причины.
Центральными учетными категориями являются АКТИВЫ, ПАССИВЫ, ДОХОДЫ И РАСХОДЫ. На первый взгляд, весь перечисленный перечень – это достаточно простые понятия. Однако наглядный иллюстрирующий пример, приводимый М.Л. Пятовым из преподавательской практики своего учителя Я.В. Соколова, показывает неоднозначность трактовки одного и того же события в повседневной жизни и в бухгалтерском пространстве: «Вот скажи, пожалуйста», – обращался профессор к какой-нибудь восторженно глядящей на него студентке, – «допустим, ты пошла в магазин и купила там себе шубу, это для тебя расход?» «Конечно», – отвечала студентка, иногда уточняя, что,
скорее, это расход для
ее родителей. «Вот!» – радостно заявлял Ярослав Вячеславович. – «Для любого нормального человека покупка шубы, холодильника и т.п. – это расход, а для бухгалтера – это изменение структуры актива»1.
Из приведенного примера видно, что у человека с его обыденной точки зрения наилучшее представление сложилось о таких терминах, как ДОХОДЫ И РАСХОДЫ. На них и опираются в своих рекомендациях по составлению личных бюджетов и финансовых планов все консультанты по финансовой грамотности.
Если обратиться за объяснением данных категорий в профессиональное бухгалтерское пространство, то действующие федеральные стандарты будут предлагать следующие определения2:
-
доходы – это увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств; -
расходы – это уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств.
Указанные определения наглядно демонстрируют, что доходы и расходы непосредственно связаны с движением активов и изменением величины обязательств (пассивов). Поэтому путаницу, которая произошла в приведенном выше примере, можно считать вполне закономерной при оценке события не с экономической точки зрения.
Проецирование бухгалтерской позиции на повседневное восприятие человеком своих денежных потоков позволяет сделать следующие важные заключения:
-
фиксировать личный доход можно тогда, когда у человека гарантированно появляются активы, которыми он может распорядиться, и, как правило, это денежные средства; -
фиксировать личный расход можно тогда, когда возникает необходимость (обязательства) отдавать свои активы, опять же, как правило, это касается денег.
То есть ДОХОДЫ и РАСХОДЫ возникают в конкретном периоде движения активов. Если их величины связаны с другим временным промежутком (прошлым или будущим), то уже говорят о наличии АКТИВА или возникновении ОБЯЗАТЕЛЬСТВА.
Наглядно проиллюстрировать обозначенную квалификацию хозяйственных событий можно на следующем примере, который обобщен в таблице 1.
1 Пятов М.Л. Расходы, которые всегда сомнительны // Вестник ИПБ (Вестник профессиональных бухгалтеров). 2019. № 5. С. 5–8.
2 Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» (ПБУ 9/99) : приказ: утв. МФ РФ 06.05.1999 г. № 32н // Консультант-Плюс: справочно-правовая система. URL: consultant.ru (дата обращения: 13.12.2020); Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99): приказ: утв. МФ РФ 06.05.1999 г. № 33н // Консультант-Плюс: справочно-правовая система. URL: consultant.ru (дата обращения: 13.12.2020)
Например, Иванов И.И. после получения заработной платы в 20 000 рублей покупает велосипед за 30 000 рублей, оплачивая его в месяце получения денег (допустим, в мае) частично за счет своего дохода (10 000 рублей), а частично за счет денег, занятых у друзей (20 000 рублей). При этом на начало мая у Иванова И.И. на банковской карте был остаток денег в 2 000 рублей. Кроме того, для упрощения примера предположим, что больше никаких трат не было.
Таблица 1 – Финансовая ситуация Иванова И.И. (май)
Остаток денег на начало месяца | 2 000 | Актив (перешел из прошлого периода, но можно распоряжаться сейчас) |
Получение заработной платы | 20 000 | Доход (получение нового актива – денежных средств) |
Оплата велосипеда за счет собственных средств | 10 000 | Расход (выбытие актива в виде денежных средств) |
Появление велосипеда в личном пользовании | 30 000 | Актив, которым можно будет распоряжаться по своему усмотрению в следующие периоды |
Денежный заем у друзей:
| 20 000 20 000 | Актив, которым можно распорядиться, а именно деньги для оплаты велосипеда, и одновременно Пассив, потому что на эту же сумму формируется обязательство перед друзьями, которое нужно погасить в следующие периоды. Расход (выбытие актива в виде денежных средств) |
Остаток денег на конец месяца | 2 000 + 20 000 + 20 000 – 10 000 – 20 000 = 12 000 | Актив (переходит из текущего периода в следующий месяц, в котором можно будет им распоряжаться) |
В результате произошедших операций на начало июня у Иванова И.И. сложилась следующая имущественная картина, представленная в таблице 2.
Таблица 2 – Финансовая ситуация Иванова И.И. на 01 июня
Активы | Пассивы | ||
Денежные средства | 12 000 | Долг друзьям | 20 000 |
Велосипед | 30 000 | ||
Итого | 42 000 | Итого | 20 000 |
Такой прием балансирования в домашнем хозяйстве помогает оценить имеющиеся в распоряжении средства и свои обязательства, сопоставить их
величины и понять, хватит ли собственных активов для погашения своих обязательств, если срочно возникнет такая необходимость. На примере Иванова И.И. видно, что у него в наличии имеется 2 вида активов и величина самого ликвидного из них (денежных средств) недостаточна для погашения сформированного обязательства, поэтому необходим дополнительный доход: либо от трудовой деятельности, либо от продажи велосипеда. Кстати, именно возможная продажа велосипеда обуславливает квалификацию его покупки не просто как расход, а как появление актива. Таким образом, на основе составленного баланса можно осуществлять планирование своих дальнейших действий.
Составление баланса призвано показать итог произошедших операций – результат на какое-то конкретное число. Однако не менее важно видеть и сами величины доходов с расходами за прошедший период, которые привели именно к такому результату. Поэтому комплексный подход требует