Файл: Учебное пособие Текстовое учебное электронное издание на компактдиске Сыктывкар.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 1281

Скачиваний: 10

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Теоретический материал

Тестовые задания

Практические задания

Теоретический материал

Тестовые задания

Практические задания

Теоретический материал

Практические задания

Теоретический материал

Тестовые задания

Практические задания

Теоретический материал

Тестовые задания

Практические задания

Теоретический материал

Практические задания

Теоретический материал

Практические задания

Теоретический материал

Тестовые задания

Практические задания

Теоретический материал

Практические задания

РАЗДЕЛ 10. СЦЕНАРИИ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ

Выездная летняя школа экономики и финансов «Юный финансист»

ИГРА-КВЕСТ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ 5-10 КЛАССОВ

Станция № 1

Станция № 2

Станция № 3

Станция № 4

Станция № 5

КЕЙС-ЧЕМПИОНАТ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Приложение А

Приложение Б

формирования и развития умений и навыков предусмотрены тестовые и практические задания.

Учебное пособие подготовлено в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования (уровень бакалавриата).






1Россия - на 9 месте по финансовой грамотности среди стран G20. URL https://nafi.ru/analytics/rossiya-na-9-meste-po-finansovoy-gramotnosti-sredi-stran-g20/ (дата обращения: 19.12.2020)
РАЗДЕЛ 1. БАЗОВЫЕ ЗНАНИЯ ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ КАК ОСНОВА ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ (Л.Г. Уляшева)


Теоретический материал



Финансовая грамотность, характеризующаяся способностью субъекта управлять своими финансами и принимать эффективные финансовые решения, невозможна без знания основ бухгалтерского учета и четкой ориентации в его ключевых категориях. О непосредственной связи разбирающегося в финансах человека, не имеющего специальной экономической подготовки, с ведением учета свидетельствует повсеместное использование таких понятий как

«семейная бухгалтерия», «персональный бухгалтерский учет семьи»,

«домашняя бухгалтерия», «учет семейных и личных финансов», «семейный бюджет» и множество других интерпретаций такого явления, когда домашнее хозяйство контролирует свои финансовые потоки.

В современных условиях, когда стремительно развиваются все направления и технологии экономики, усложняются правила взаимоотношений, появляются новые институты, а государство
давно переложило максимум социальной ответственности за своих граждан на них самих, необходимо четко ориентироваться в складывающейся ситуации и представлять ее последствия.

Множество рекомендаций, встречающихся в литературе, пособиях и интернет-пространстве (специальные курсы, ресурсы, сайты, игры, проекты) и касающихся составления бюджетов, личных финансовых планов и других разработок для применения в домашней экономике, невозможно воспринять и освоить без знания специфического категориального бухгалтерского аппарата, являющегося, по сути, инструментарием для ее организации. Таким образом, можно считать общепризнанным, что без базовых сведений по бухгалтерскому учету весьма затруднительно принимать решения в мире финансов и даже в эпоху новой индустриализации и информатизации учетные понятия, выработанные веками, могут быть востребованы каждым субъектом, желающим оценить свои финансовые возможности, выявить результат собственного распоряжения деньгами и его причины.

Центральными учетными категориями являются АКТИВЫ, ПАССИВЫ, ДОХОДЫ И РАСХОДЫ. На первый взгляд, весь перечисленный перечень – это достаточно простые понятия. Однако наглядный иллюстрирующий пример, приводимый М.Л. Пятовым из преподавательской практики своего учителя Я.В. Соколова, показывает неоднозначность трактовки одного и того же события в повседневной жизни и в бухгалтерском пространстве: «Вот скажи, пожалуйста», – обращался профессор к какой-нибудь восторженно глядящей на него студентке, – «допустим, ты пошла в магазин и купила там себе шубу, это для тебя расход?» «Конечно», отвечала студентка, иногда уточняя, что,

скорее, это расход для

ее родителей. «Вот!» радостно заявлял Ярослав Вячеславович. «Для любого нормального человека покупка шубы, холодильника и т.п. – это расход, а для бухгалтера – это изменение структуры актива»1.

Из приведенного примера видно, что у человека с его обыденной точки зрения наилучшее представление сложилось о таких терминах, как ДОХОДЫ И РАСХОДЫ. На них и опираются в своих рекомендациях по составлению личных бюджетов и финансовых планов все консультанты по финансовой грамотности.

Если обратиться за объяснением данных категорий в профессиональное бухгалтерское пространство, то действующие федеральные стандарты будут предлагать следующие определения2:

  • доходы – это увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств;

  • расходы это уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств.

Указанные определения наглядно демонстрируют, что доходы и расходы непосредственно связаны с движением активов и изменением величины обязательств (пассивов). Поэтому путаницу, которая произошла в приведенном выше примере, можно считать вполне закономерной при оценке события не с экономической точки зрения.

Проецирование бухгалтерской позиции на повседневное восприятие человеком своих денежных потоков позволяет сделать следующие важные заключения:

  • фиксировать личный доход можно тогда, когда у человека гарантированно появляются активы, которыми он может распорядиться, и, как правило, это денежные средства;

  • фиксировать личный расход можно тогда, когда возникает необходимость (обязательства) отдавать свои активы, опять же, как правило, это касается денег.


То есть ДОХОДЫ и РАСХОДЫ возникают в конкретном периоде движения активов. Если их величины связаны с другим временным промежутком (прошлым или будущим), то уже говорят о наличии АКТИВА или возникновении ОБЯЗАТЕЛЬСТВА.

Наглядно проиллюстрировать обозначенную квалификацию хозяйственных событий можно на следующем примере, который обобщен в таблице 1.





1 Пятов М.Л. Расходы, которые всегда сомнительны // Вестник ИПБ (Вестник профессиональных бухгалтеров). 2019. № 5. С. 5–8.

2 Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» (ПБУ 9/99) : приказ: утв. МФ РФ 06.05.1999 г. 32н // Консультант-Плюс: справочно-правовая система. URL: consultant.ru (дата обращения: 13.12.2020); Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99): приказ: утв. МФ РФ 06.05.1999 г. № 33н // Консультант-Плюс: справочно-правовая система. URL: consultant.ru (дата обращения: 13.12.2020)

Например, Иванов И.И. после получения заработной платы в 20 000 рублей покупает велосипед за 30 000 рублей, оплачивая его в месяце получения денег (допустим, в мае) частично за счет своего дохода (10 000 рублей), а частично за счет денег, занятых у друзей (20 000 рублей). При этом на начало мая у Иванова И.И. на банковской карте был остаток денег в 2 000 рублей. Кроме того, для упрощения примера предположим, что больше никаких трат не было.
Таблица 1 Финансовая ситуация Иванова И.И. (май)

Остаток денег на

начало месяца


2 000

Актив (перешел из прошлого периода, но

можно распоряжаться сейчас)

Получение

заработной платы


20 000

Доход (получение нового актива денежных

средств)

Оплата велосипеда за счет собственных

средств


10 000

Расход (выбытие актива в виде денежных средств)

Появление велосипеда в личном

пользовании


30 000

Актив, которым можно будет распоряжаться по своему усмотрению в следующие периоды

Денежный заем у друзей:

  • поступление денег



  • оплата велосипеда


20 000

20 000


Актив, которым можно распорядиться, а именно деньги для оплаты велосипеда, и одновременно Пассив, потому что на эту же сумму формируется обязательство перед друзьями, которое нужно погасить в следующие периоды.

Расход (выбытие актива в виде денежных средств)

Остаток денег на конец месяца

2 000 + 20 000 +

20 000 – 10 000

20 000 = 12 000

Актив (переходит из текущего периода в

следующий месяц, в котором можно будет им распоряжаться)



В результате произошедших операций на начало июня у Иванова И.И. сложилась следующая имущественная картина, представленная в таблице 2.
Таблица 2 Финансовая ситуация Иванова И.И. на 01 июня

Активы

Пассивы

Денежные средства


12 000


Долг друзьям


20 000

Велосипед

30 000

Итого

42 000

Итого

20 000


Такой прием балансирования в домашнем хозяйстве помогает оценить имеющиеся в распоряжении средства и свои обязательства, сопоставить их

величины и понять, хватит ли собственных активов для погашения своих обязательств, если срочно возникнет такая необходимость. На примере Иванова И.И. видно, что у него в наличии имеется 2 вида активов и величина самого ликвидного из них (денежных средств) недостаточна для погашения сформированного обязательства, поэтому необходим дополнительный доход: либо от трудовой деятельности, либо от продажи велосипеда. Кстати, именно возможная продажа велосипеда обуславливает квалификацию его покупки не просто как расход, а как появление актива. Таким образом, на основе составленного баланса можно осуществлять планирование своих дальнейших действий.

Составление баланса призвано показать итог произошедших операций результат на какое-то конкретное число. Однако не менее важно видеть и сами величины доходов с расходами за прошедший период, которые привели именно к такому результату. Поэтому комплексный подход требует