Файл: Тема 1 Организация работы комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 72

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


По каждому возможному для конкретного объекта виду производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий примерная структура плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС приведена в приложении 5.

План аварийно-спасательной службы объекта по обеспечению мероприятий предупреждения и ликвидации ЧС. На объекте, в зависимости от характера его деятельности и специфики, для выполнения специальных мероприятий, обеспечения действий аварийно-спасательных формирований по проведению АСиДНР создаются аварийно-спасательные службы. Специальные (аварийно-спасательные) формирования этих служб являются основными силами объекта и для ликвидации ЧС. В целях заблаговременного планирования в каждой из них в качестве основного документа разрабатывается план службы по обеспечению мероприятий предупреждения и ликвидации ЧС (в мирное время). Форма плана приведена в приложении 6.

Годовой план работы КЧС и ОПБ разрабатывается в произвольной форме и содержит, как правило, два раздела:

первый — мероприятия, проводимые вышестоящими КЧС и ОПБ,

второй — мероприятия объектовой комиссии. Второй раздел включает мероприятия, планируемые к выполнению в целях реализации задач, возложенных на ГО и ЧС, в том числе:

— организационные мероприятия (заседания комиссии, учебно-методические сборы, конференции и т.п.);

— основные мероприятия по подготовке органов управления, аварийно-спасательных формирований и технологического персонала объекта в области защиты от ЧС;

— проведение инженерно-технических мероприятий по защите персонала и повышению устойчивости работы в ЧС;

— создание резервов финансовых и материально-технических ресурсов для ликвидации ЧС.

Форма плана приведена в приложении 7.

План-график работы КЧС и ОПБ в чрезвычайных ситуациях отражает основные мероприятия, проводимые комиссией при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций, и время на их проведение. Вариант плана-графика приведен в приложении 8.

Структуру, состав, функциональное предназначение и порядок действий дежурной службы определяет руководитель объекта. КЧС и ОПБ должна разработать инструкцию должностным лицам дежурной службы и завести журнал учета аварий и чрезвычайных происшествий на объекте.

Форма журнала приведена в приложении 9.
2.3 Алгоритм работы КЧС и ОПБ и ее председателя при угрозе и возникновении ЧС.
Порядок работы КЧС и ОПБ:


Режим «повседневной деятельности» - Действует при отсутствии угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций на объектах, территориях или акваториях (при нормальной производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической, гидрометеорологической и сейсмической обстановке).

Режим повышенной готовности. Действует при ухудшении обстановки и получении прогноза о возможности возникновения ЧС, угрозе войны. Вводится решениями руководителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, на территории которых могут возникнуть ЧС, либо к полномочиям которых отнесена ликвидация чрезвычайных ситуаций, для соответствующих органов управления и сил единой системы.

Режим чрезвычайной ситуации. Действует при возникновении и ликвидации чрезвычайных ситуаций в мирное время, а также в случае войны. Вводится решениями руководителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, на территории которых возникли ЧС, либо к полномочиям которых отнесена ликвидация чрезвычайных ситуаций, для соответствующих органов управления и сил единой системы.

Решения о введении режима повышенной готовности или режима чрезвычайной ситуации могут также приниматься:

- по обстоятельствам, послужившим основанием для введения режима повышенной готовности или режима чрезвычайной ситуации;

- на основании близости границы территории, на которой может возникнуть чрезвычайная ситуация или границы зоны чрезвычайной ситуации к учреждению образования.

При необходимости КЧС и ОПБ может:

- устанавливать на объекте в соответствии со сложившейся обстановкой особый режим функционирования муниципального (объектового) звена территориальной подсистемы РСЧС с докладом в вышестоящую КЧС и ОПБ;

- приостанавливать функционирование отдельных участков и объекта в целом при непосредственной угрозе возникновения ЧС.

Решения КЧС и ОПБ принимаются по каждой чрезвычайной ситуации индивидуально.

«Уровень реагирования на чрезвычайную ситуацию

– это состояние готовности органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций к ликвидации чрезвычайной ситуации, требующее от органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций принятия дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайной ситуации в зависимости от классификации чрезвычайных ситуаций и характера развития чрезвычайной ситуации».

Введение уровня реагирования:

объектовый уровень реагирования - решением руководителя организации при ликвидации чрезвычайной ситуации силами и средствами организации, оказавшейся в зоне чрезвычайной ситуации, если зона чрезвычайной ситуации находится в пределах территории данной организации;

местный уровень реагирования - решением главы муниципального образования при ликвидации чрезвычайной ситуации силами и средствами организаций и органов местного самоуправления, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации;

региональный (межмуниципальный) уровень реагирования - решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) при ликвидации чрезвычайной ситуации силами и средствами организаций, органов местного самоуправления и органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации, которая затрагивает территории двух и более муниципальных районов либо территории муниципального района и городского округа, если зона чрезвычайной ситуации находится в пределах территории одного субъекта Российской Федерации;

федеральный уровень реагирования - решением Правительства Российской Федерации при ликвидации чрезвычайной ситуации силами и средствами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации, которая затрагивает территории двух и более субъектов Российской Федерации.

Федеральный закон от 1 апреля 2012 г. N 23-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».


При введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также при установлении уровня реагирования для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций орган государственной власти или должностное лицо может определять руководителя работ по ликвидации чрезвычайной ситуации, который несет ответственность за проведение этих работ в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, и принимать дополнительные меры по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций:

а) ограничивать доступ людей и транспортных средств на территорию, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, а также в зону чрезвычайной ситуации;

б) определять порядок разбронирования резервов материальных ресурсов, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением государственного материального резерва;

в) определять порядок использования транспортных средств, средств связи и оповещения, а также иного имущества органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций;

г) приостанавливать деятельность организации, оказавшейся в зоне чрезвычайной ситуации, если существует угроза безопасности жизнедеятельности работников данной организации и иных граждан, находящихся на ее территории;

д) осуществлять меры, обусловленные развитием чрезвычайной ситуации, не ограничивающие прав и свобод человека и гражданина и направленные на защиту населения и территорий от чрезвычайной ситуации, создание необходимых условий для предупреждения и ликвидации чрезвычайной ситуации и минимизации ее негативного воздействия.

Деятельность комиссии с момента получения данных об угрозе возникновения ЧС должна исходить из следующих требований:

- обеспечение выполнения всего комплекса мероприятий в сжатые сроки по защите персонала объекта и населения;

- принятие решений заблаговременно, в возможно ранние сроки, в соответствии со складывающейся обстановкой;

- выбор мероприятий и осуществление их в последовательности, определенной складывающейся обстановкой.

Методика и последовательность работы КЧС и ОПБ определяются:


- типом аварии или катастрофы (с выбросом радиоактивных веществ или АХОВ, транспортная, пожар и т.д.) или видом стихийного бедствия (землетрясение, наводнение, буря и т.д.);

- масштабом последствий ЧС (локальная, муниципальная, региональная, федеральная);

- удалением источника аварии от объекта;

- метеоусловиями на момент возникновения;

- рельефом местности и характером застройки;

- наличием средств индивидуальной и коллективной защиты, а также другими факторами.

В режиме повседневной деятельности:

- изучение состояния окружающей среды и обстановки на потенциально опасных объектах, прогнозирование ЧС;

- сбор, обработка и обмен в установленном порядке информацией;

- разработка и реализация целевых и научно-технических программ и мер по предупреждению ЧС, обеспечения ПБ и защиты населения;

- планирование действий органов управления и сил РСЧС, организация подготовки и обеспечения их деятельности;

- подготовка населения к действиям в ЧС;

- пропаганда знаний в области защиты населения и территорий от ЧС и обеспечения ПБ;

- руководство созданием, размещением, хранением и восполнением резервов материальных ресурсов для ликвидации ЧС;

- контроль за выполнением превентивных мероприятий по предупреждению ЧС;

- проведение мероприятий по подготовке к жизнеобеспечению населения в ЧС, возможной эвакуации населения, материальных и культурных ценностей, их размещению в безопасных районах и последующему возвращению по мере ликвидации ЧС;

- ведение статистической отчетности о ЧС, участие в расследовании причин аварий и катастроф, а также выработке мер по устранению причин подобных аварий и катастроф.

В режиме повышенной готовности:

- приведение в готовность КЧС и ОПБ, органов управления ГОЧС, систем связи и оповещения, усиление ДДС;

- введение усиленного режима работы с круглосуточным дежурством руководящего состава КЧС и ПБ, органов управления ГОЧС, дежурных смен;

- своевременное представление докладов в вышестоящие органы управления, информирование подчиненных и «соседей» о сложившейся обстановке и возможном ее развитии;

- усиление наблюдения и контроля за состоянием окружающей среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях;