Файл: Методические рекомендации по разработке программ профессиональных проб в рамках проекта Билет в будущее по профессиональной ориентации.docx
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 292
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Информационно-методические материалы
для региональных операторов «Билет в Будущее»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по разработке программ профессиональных проб
в рамках проекта «Билет в будущее» по профессиональной ориентации
обучающихся 6-11 классов образовательных организаций Российской Федерации, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования
Оглавление
Оглавление 2
1.Описание проекта 4
2.Термины и определения 4
3.Требования к Площадкам 5
4.Требования к наставникам 6
5.Порядок участия Площадок и наставников в проекте 6
6.Профессиональные пробы 7
6.1.Общие принципы организации профессиональных проб 8
6.2.Формат профессиональных проб 14
6.3.Уровни профессиональных проб 15
6.4.Виды реализации профессиональных проб 15
6.5. Программы профессиональных проб 16
7.Структура и сроки реализации 16
8.Структура программы профессиональной пробы 18
8.1. Паспорт программы 18
8.2. Содержание программы 18
8.3. Инфраструктурный лист 19
8.4. Приложение и дополнения 19
Приложения 20
Приложение 1. Перечень профессиональных направлений 20
Приложение 2. Перечень нозологических групп 29
Приложение 3. Примеры программ профессиональной пробы 30
I «КОНДИТЕР» 30
II «ЮРИСТ» 34
III «ИНЖЕНЕР ПО БУРЕНИЮ» 37
IV «ДИЗАЙНЕР ОДЕЖДЫ» 40
V «ПОЖАРНЫЙ» 44
VI «БУХГАЛТЕР» 48
VII «БАНКОВСКИЙ СЛУЖАЩИЙ» 51
VIII «МЕДИЦИНСКАЯ СЕСТРА» 55
IX «UX-ДИЗАЙНЕР» 61
X «ПЕДАГОГ-ОРГАНИЗАТОР» 65
XI «ЭЛЕКТРОМОНТЕР» 70
XII «ЗВУКОРЕЖИССЕР» 74
XIII «ВЕТЕРИНАРНЫЙ ФЕЛЬДШЕР» 79
XIV «МОДЕЛЬЕР» 83
XV «СПЕЦИАЛИСТ ПО ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ» 88
XVI «ГЕНЕТИК» 93
XVII «ГЕНЕТИК-СЕЛЕКЦИОНЕР» 96
XVIII «МЕНЕДЖЕР ПО ТУРИЗМУ» 98
-
Описание проекта
Проект по профессиональной ориентации обучающихся 6-11 классов образовательных организаций «Билет в будущее» (далее – Проект) решает задачу повышения готовности обучающихся к профессиональному самоопределению. Федеральным оператором Проекта является Фонд гуманитарных проектов. В рамках Проекта обучающиеся участвуют в ряде профориентационных мероприятий: интерактивных уроках; разных видах профориентационной онлайн-диагностики
; мультимедийных выставках и т.д. Важным элементом профориентационной работы, наряду с перечисленными мероприятиями, является участие обучающихся в профессиональных пробах, где они имеют возможность испытать свои силы в интересных для себя профессиональных сферах: выточить деталь, написать код для программы, испечь торт, сделать чертеж, оказать медицинскую помощь и т.п. В организации профессиональной пробы высока роль наставника: именно он знакомит участника с основной информацией о профессиональной области, под его руководством участник выполняет заданную рабочую операцию, получает оценку результата и обратную связь с рекомендациями по развитию. По итогам участия в профессиональной пробе на электронном ресурсе (Платформе) обучающийся заполняет анкету обратной связи. На основе участия во всех мероприятиях Проекта система формирует рекомендацию по построению образовательно-профессиональной траектории.
В проекте принимают участие обучающиеся разного возраста и уровня готовности, в т.ч. с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ). Выделяется три возрастных категории участников: обучающиеся 6-7, 8-9 и 10-11 классов.
-
Термины и определения
Наставник – представитель профессиональной образовательной организации (либо образовательной организации высшего образования, организации дополнительного образования, предприятия бизнеса, научной организации или иных организаций), являющийся носителем профессиональной практики.
Площадка – образовательная организация или иное учреждение, соответствующее необходимым требованиям, на базе которого проводятся практические мероприятия Проекта, в т.ч. с привлечением наставников со стороны работодателей.
Профессиональная проба – мероприятие, включающее в себя элементы реальной профессиональной деятельности (или моделирующее эти элементы), предполагающее оценку данной практики как самим участником, так и его наставником, и способствующее сознательному, обоснованному выбору образовательно-профессиональной траектории.
Рефлексия – деятельность участника, направленная на осознание и осмысление пройденного опыта, выраженная оценочными показателями. В рамках Проекта она предполагается при проведении профессиональных проб и при самостоятельной оценке своего опыта средствами Платформы.
- 1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 23
Требования к Площадкам
-
Юридическое лицо, представляющее Площадку проведения практических мероприятий Проекта (далее – Площадку), не должно иметь задолженности перед бюджетами всех уровней.
-
Организация не находится в процессе ликвидации, реорганизации либо одной из процедур, применяемых в деле о банкротстве, предусмотренных Федеральным законом от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».
-
Предоставляемое помещение должно соответствовать требованиям организации занятий с детьми, а именно:
- площадь помещения – не менее 4 кв. м на одного обучающегося;
- наличие доступа к помещениям в профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования или организациях дополнительного образования для проведения практических мероприятий;
- соответствие санитарно-эпидемиологическим требованиям к устройству, содержанию и обеспечению работы организации, осуществляющей образовательную деятельность.
-
У организации должен быть опыт проведения мероприятий профориентационного характера для обучающихся. Примеры подобных мероприятий: Олимпиады НТИ (всероссийские многопрофильные командные инженерные соревнования для школьников 8-11 классов), Дни открытых дверей, мастер-классы, фестивали и т.д.
-
Имеется возможность приобрести расходные материалы, необходимые для проведения профессиональных проб в соответствии с требованиями программ профессиональных проб.
-
В Проекте могут быть участники с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью, которым обеспечивается безбарьерная архитектурная доступность и специальные условия для прохождения практических мероприятий Проекта в соответствии с паспортом доступности объекта или документом, его заменяющим.
-
Требования к наставникам
-
У наставника должна быть подтвержденная квалификация по выбранной теме практического мероприятия (профессиональной пробы) на выбор:
-
- опыт работы по профилю, связанному с тематикой профориентационного мероприятия, не менее одного года;
- профессиональные сертификации по компетенции или дипломы победителей или призеров конкурсов профессионального мастерства.
-
На момент проведения мероприятий Проекта наставник должен быть трудоустроен в штат Площадки или иметь с ней договор гражданско-правового характера о выполнении работ по проведению практических мероприятий в рамках реализации Проекта.
-
Рекомендуется наличие у наставника допуска к педагогической деятельности (обязательным требованием не является).
-
Наставник, работающий с участниками с ОВЗ и инвалидностью, а также с их родителями (законными представителями), должен обладать определенной квалификацией и компетенциями:
- наличие подтверждающего документа (диплом/удостоверение/свидетельство) о повышении квалификации установленного образца (в объеме не менее 72 часов) для работы с участниками с ОВЗ и инвалидностью;
- практический опыт работы с участниками с ОВЗ и инвалидностью.
-
Порядок участия Площадок и наставников в проекте
-
Для участия в Проекте и регистрации на Платформе Площадка предоставляет региональному оператору Проекта документы, подтверждающие соответствие требованиям, обозначенным в разделе 3 настоящих Методических рекомендаций. Условия участия Площадки в Проекте регламентируются договором между Площадкой и региональным оператором.
-
-
Для участия в Проекте и регистрации на Платформе наставник предоставляет на Площадку документы, подтверждающие его соответствие требованиям, обозначенным в разделе 4 настоящих Методических рекомендаций. Условия участия наставника в Проекте регламентируются договором между наставником и Площадкой.
-
Представители Площадки регистрируется на Платформе и отправляют запрос на согласование личного кабинета региональному оператору.
-
Регистрация отобранных наставников на Платформе должна быть произведена Площадкой.
-
Наставник совместно с Площадкой формирует расписание мероприятий по своему направлению для последующего размещения в кабинете Площадки на Платформе.