Файл: Тема 1 Организация работы комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 71
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МОДУЛЬ №5: «Организация выполнения мероприятий по ликвидации ЧС»
ТЕМА № 1: Организация работы комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности.
УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Правовые основы деятельности КЧС и ОПБ. Назначение, задачи и состав комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (КЧС и ОПБ). Примерное Положение о КЧС и ОПБ.
2. Планирование работы КЧС и ОПБ (перспективное и текущее). Перечень разрабатываемых документов и их содержание. Алгоритм работы КЧС и ОПБ и ее председателя при угрозе и возникновении ЧС.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Федеральный закон от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера»;
2. Федеральный закон от 21.07.1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»;
3. Федеральный закон от 9.01.1996 г. № 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения».
4. Постановление Правительства РФ от 30.12.2003г. № 794 «Положение о Единой государственной системе предупреждения и ликвидации ЧС».
5. Постановления Правительства РФ от 21.05.2007 г. № 304 «О классификации ЧС».
6. Закон Челябинской области от 16.12.04 г. № 345 «О защите населения и территорий от ЧС межмуниципального и регионального характера».
7. Постановление Губернатора Челябинской области от 29.03.06 года №77 «Об утверждении положения о Челябинской областной подсистеме «Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».
8. Постановление Губернатора Челябинской области от 10.02.2004 года № 54 «Положение об организации сбора и обмена информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности в Челябинской области».
9. Постановление Правительства Челябинской области от 17 июня 2004 г. N 54-П «О комиссии Правительства Челябинской области по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности».
10. Приказ МЧС РФ от 23.12.05 г. № 999 «Об утверждении Порядка создания нештатных аварийно – спасательных формирований».
11. Приказ МЧС от 13.06. 1995 г. № 408 «О введении в действие инструкции по инспектированию и проверке территориальных подсистем РСЧС».
12. Организация и ведение гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Учебное пособие. Москва 2007г.
13. Камышанский М.И. и др. Организация работы комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности. - М.: ИРБ, 2010.
14. Актуальные вопросы предупреждения чрезвычайных ситуаций / Под общей редакцией В.А. Акимова; МЧС России. - М.: ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2010.
1-й учебный вопрос: Правовые основы деятельности КЧС и ОПБ. Назначение, задачи и состав комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (КЧС и ОПБ). Примерное Положение о КЧС и ОПБ.
1.1 Правовые основы деятельности КЧС и ОПБ
В практической деятельности комиссия руководствуется:
- федеральными законами и нормативными актами Президента РФ в области защиты населения и территорий от ЧС;
- нормативными правовыми актами Правительства РФ, МЧС России, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
- положением о КЧС и ОПБ;
- приказами, распоряжениями и указаниями руководителя объекта, КЧС и ОПБ района (города), правительства (администрации) области (края, республики), РФ, а именно:
1. Федеральный закон - от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера»;
Настоящий Федеральный закон определяет общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты населения, находящегося на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Действие настоящего Федерального закона распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти (РФ и субъектов РФ), органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Целями настоящего Федерального закона являются:
- предупреждение возникновения и развития чрезвычайных ситуаций;
- снижение размеров ущерба и потерь от чрезвычайных ситуаций;
- ликвидация чрезвычайных ситуаций;
- разграничение полномочий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями
В законе вводится понятие оЕдиной государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций – это система объединяющая органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах.
Основными задачами единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций являются:
- разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах;
- осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и повышение устойчивости функционирования организаций, а также объектов социального назначения в чрезвычайных ситуациях;
- обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
- подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях, в том числе организация разъяснительной и профилактической работы среди населения в целях предупреждения возникновения чрезвычайных ситуаций на водных объектах;
- организация оповещения населения о чрезвычайных ситуациях и информирования населения о чрезвычайных ситуациях, в том числе экстренного оповещения населения;
- прогнозирование угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций, оценка социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций;
- создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- осуществление государственной экспертизы, государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
- ликвидация чрезвычайных ситуаций;
- осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, проведение гуманитарных акций;
- реализация прав и обязанностей населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, а также лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации;
- международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе обеспечения безопасности людей на водных объектах.
Для решения указанных задачна каждом уровне функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются органы управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и включают в себя:
- координационные органы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций,
- постоянно действующие органы управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- органы повседневного управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Координационными органами единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций являются комиссии, образованные для обеспечения согласованности действий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности.
2. Федеральный закон -от 21.07.1997 г. № 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"
3. Федеральный закон - от 9.01.1996 г. №3-ФЗ "О радиационной безопасности населения"
Во исполнение Федерального закона от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и в целях совершенствования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Правительство Российской Федерации издало Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2003 г. N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", которым утверждено «Положение о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».
4. Постановление Правительства РФ от 30.12.2003г. № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации ЧС».
В данном Положении определяется порядок организации и функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).
Единая система объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, и осуществляет свою деятельность в целях выполнения задач, предусмотренных Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
На каждом уровне единой системы создаются координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи и оповещения органов управления и сил единой системы, системы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях и системы информирования населения о чрезвычайных ситуациях.
При этом системы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях, в том числе системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций, создаются только на региональном, муниципальном и объектовом уровнях единой системы.
Координационными органами единой системы являются:
на федеральном уровне - Правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности федеральных органов исполнительной власти и уполномоченных организаций;
на региональном уровне (в пределах территории субъекта Российской Федерации) - комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
на муниципальном уровне (в пределах территории муниципального образования) - комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа местного самоуправления;
на объектовом уровне - комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности организации.
В пределах соответствующего федерального округа (межрегиональный уровень) функции и задачи по обеспечению координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и организации взаимодействия федеральных органов исполнительной власти с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и общественными объединениями в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций осуществляет в установленном порядке полномочный представитель Президента Российской Федерации в федеральном округе.