Файл: Франчайзинг как особый вид вертикальных ограничений (Теоретическая характеристика франчайзинга: сущность, достоинства, недостатки).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 138
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретическая характеристика франчайзинга: сущность, достоинства, недостатки
1.1. Сущность франчайзинга и история его возникновения
1.2. Проблемы и тенденции правового регулирования франчайзинга
1.3. Достоинства и недостатки франчайзинга как бизнес-модели
2. Анализ особенностей применения франчайзинга на примере итальянского ресторана «Перчини»
2.1. Факторы, влияющие на деятельность итальянского ресторана «Перчини»
2.2. Оценка конкурентоспособности итальянского ресторана «Перчини» и пути ее повышения
Далее проведем оценку конкурентоспособности анализируемых участников рынка общественного питания города Томска (от 0 до 5 баллов).
Таблица 10
Оценка конкурентоспособности анализируемых участников
Наименование |
Ассортимент |
Оперативность обслуживания |
Полнота предоставления услуг |
Качество продукции |
Цена |
Реклама |
Общий итог |
Шашлыкофф |
5 |
5 |
4 |
4 |
4 |
5 |
27 |
Поль Бейкери |
3 |
4 |
4 |
5 |
3 |
1 |
20 |
New Yorker |
5 |
5 |
2 |
3 |
1 |
1 |
17 |
Перчини |
3 |
5 |
5 |
5 |
5 |
3 |
28 |
DOUBLE COFFEE |
4 |
3 |
2 |
3 |
4 |
3 |
19 |
Baskin Robbins |
4 |
4 |
4 |
5 |
3 |
2 |
18 |
Kitchen |
5 |
3 |
3 |
4 |
2 |
2 |
19 |
Мастер пицца |
4 |
4 |
3 |
4 |
3 |
1 |
19 |
Traveler's Coffee |
3 |
3 |
3 |
5 |
3 |
1 |
18 |
KFC |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
30 |
SUBWAY |
5 |
5 |
3 |
5 |
4 |
2 |
24 |
Дядя Денер |
4 |
5 |
3 |
5 |
5 |
1 |
23 |
Бургер Кинг |
4 |
4 |
3 |
4 |
3 |
2 |
20 |
Обжорный ряд |
5 |
3 |
4 |
3 |
4 |
1 |
20 |
Сбарро |
2 |
3 |
3 |
5 |
3 |
1 |
17 |
Представим графически наиболее конкурентоспособных участников рынка общественного питания города Томска на рисунке 1.
Рисунок 1. Наиболее конкурентоспособные участники рынка общественного питания города Томска
Исходя из данных таблицы и рисунка можно сделать вывод, что ресторан «Перчини» на томском рынке общественного питания является конкурентоспособным, уступая наиболее конкурентоспособному участнику (KFC) 2 балла.
В плановой деятельности по обеспечению необходимого уровня качества оказания услуг в ресторане «Перчини» применяются и специфические виды работ:
- анализ требований потребителей;
- изучение спроса;
- учет изменений требований потребителей;
- осуществление плановых расчетов; увязка плановых мероприятий.
Ресторан «Перчини» делает ставку на следующие конкурентные преимущества[28]:
1) Длительное время сотрудничества с ведущими поставщиками продовольственного сырья России.
Это позволяет предлагать клиентам широкий выбор продукции и возможность сравнить продукцию с ведущими участниками томского рынка общественного питания.
2) Конкурентоспособный уровень цен - компания предлагает на рынке конкурентоспособные предложения.
У компании налажены прямые партнерские отношения с поставщиками, что позволяет заниматься реализацией без дополнительной наценки.
3) Надежность - компания работает только с проверенными партнерами с безупречной репутацией.
4) Профессионализм - обеспечивается присутствием в штате компании опытных управленцев, которые разбираются в специфике предлагаемых продуктов.
5) Индивидуальный подход - является основой построения взаимоотношений с клиентами с учетом их индивидуальных потребностей и особенностей.
Таким образом, уже прошли времена, когда предприятия общественного питания, в особенности такие, как кафе и рестораны быстрого обслуживания, открываются с нуля, под новым, абсолютно никому неизвестным брендом.
Развитие новых ресторанов сейчас популярно, пожалуй, только среди компаний, специализирующихся на открытии и развитии новых брендов. В основном же российские предприниматели используют более адаптированную модель бизнес - старта, такую как франчайзинг.
Франчайзинг, несомненно, стал одним из самых популярных способов ведения бизнеса в сфере общественного питания. Российские предприниматели смогли по достоинству оценить этот способ быстрого бизнес - старта.
Самое первое заведение, работающее по франчайзингу, появилось в нашей стране в Москве в 1993 году. Этим заведением было кафе Baskin-Robbins. С тех пор прошло уже более 22 лет, и франшиза Baskin - Robbins стала узнаваемым брендом и обрела популярность.
В России и за рубежом франчайзинг в сфере общественного питания занимает первое место. И хотя основной сегмент - это предприятия фаст-фуда, внушительный процент приходится и на сети ресторанов и кафе. В России несколько иной расклад с компаниями ресторанного формата, которые более уязвимы к финансовым катаклизмам и колебаниям спроса, чем сети быстрого питания.
В последнее время прослеживается тенденция среди российских компаний, покупающих франшизы, избежать глобальных инвестиций. Поэтому наибольшим спросом пользуются недорогие франшизы ресторанов и кафе. За последние пару лет ситуация немного изменилась и франшизы ресторанов среднего и высокого класса стали не менее популярны.
Стоимость франшизы зависит от многих факторов: местоположения ресторана, общей площади помещения, необходимых работ по ремонту, необходимой закупки оборудования, бренда.
Развитие сегмента общественного питания в городе Томске идёт крайне неравномерно. За последние годы на территории было открыто около десяти единиц франшизы ресторанов и кафе, большинство из которых -заведения под международной франшизой.
Российские франчайзеры не могут закрепиться на томском рынке в отличии от франшиз с мировым именем и созданной репутацией, несмотря на существенные преимущества в виде стартовых инвестиций, поскольку присутствуют высокие барьеры входа на рынок.
Проведенный анализ конкурентоспособности ресторана «Перчини» позволил сделать вывод о том, что ресторан «Перчини» имеет много сильных сторон и обладает возможностями для успешного развития на томском рынке общественного питания, а также дальнейшего своего развития и расширения.
Заключение
Таким образом, франчайзинг – это способ организации коммерческой деятельности, при котором одно юридическое лицо (индивидуальный предприниматель) договаривается с другим юридическим лицом - компанией, торгующей франшизой, о том, что данный предприниматель (либо компания) будет вести свою коммерческую деятельность под именем такой фирмы или под ее брендом.
Нормативная база франчайзинга представлена Гражданским Кодексом РФ (частью второй), а точнее - главой 54 «Коммерческая концессия». Данное понятие имеет много общего с франчайзингом, несмотря на то, что самого употребления такого термина в ГК РФ нет.
Практика применения франчайзинговой модели развития бизнеса во всем мире подтверждает ее эффективность: союз известного крупного бренда со своими подчиненными из рядов малого и среднего предпринимательства, выступающими в данном случае как франчайзи, обеспечивает высокое качество предоставления услуг потребителям, а самое главное - пристальное внимание к их нуждам. Франчайзинговая модель доказала свою эффективность в различных отраслях деятельности, как в традиционных - бытовое обслуживание и питание, так и в инновационных - медицинские исследования и диагностика и информационные технологии.
Между тем, в практике применения франчайзинговой модели в России присутствует ряд проблем, требующих скорейшего решения для оптимизации условий ведения бизнеса.
К таковым можно отнести:
- Непрозрачность нормативно-правовой базы, регулирующей отношения франчайзера и франчайзи;
- Нестабильность развития экономики России;
- Сложность получения кредитов для создания стартового капитала;
- Отсутствие должного отношения к интеллектуальной собственности;
- Недостаточное образование представителей малого бизнеса в сфере франчайзинга.
Помимо перечисленных, существуют и другие, не менее важные проблемы в создании подходящего климата для ведения франчайзингового бизнеса. Это требует внимания как предпринимательского сообщества, так и компетентных государственных органов.
В работе проведен анализ применения франчайзинга на примере итальянского ресторана «Перчини».
Анализ деятельности ресторана «Перчини» позволил сделать вывод о том, что ресторан «Перчини» на томском рынке общественного питания является конкурентоспособным, несмотря на крупных местных участников.
Ресторан «Перчини» имеет много сильных сторон и обладает возможностями для успешного развития на томском рынке общественного питания, а также дальнейшего своего развития и расширения.
Также необходимо отметить, что ресторан «Перчини» удачно выбрал нишу на томском рынке общественного питания, где основные участники представляют в основном заведения для активного молодежного отдыха, семейного отдыха, или используют формат уличной торговли.
Список использованных источников
Нормативные правовые акты
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая): кодекс от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ (в ред. от 30 августа 2017 г.) // Собрание законодательства РФ. – 1996. - № 5. - Ст. 410.
Научная литература и периодические издания
- Аборвалова О.Н. Франчайзинг в торговле // Теория и практика общественного развития. - 2013. - № 2. - С. 57-59.
- Аппакова-Шогина Н.З., Гут А.В., Евстафьев Э.Н., Керпель М.Ю., Никонова Т.В., Пайгунова Ю.В., Петрик Л.С., Розанова Л.Н., Садовская Е.В., Салимов А.М., Хурамшина А.З., Шабалина Ю.В. Въездной и внутренний туризм в Республике Татарстан: опыт мультинаучного исследования: монография. - Казань: Центр инновацион. технологий, 2014. - 295 с.
- Афанасьев О.Е. Туристские рейтинги городов России // Современные проблемы сервиса и туризма. - 2016. - Т.10. - № 1. - С. 158.
- Ашуров Ф.А. Франчайзинг - инструмент развития бизнеса // Вестник университета. - 2013. - № 4. - С. 32-33.
- Довгань В.В. Франчайзинг - путь к расширению бизнеса. - М.: Наука, 2014. – 229 с.
- Емельянова А.В., Сергеева А.М. Анализ франчайзинга в России на современном этапе развития // Экономика и социум. - 2014. - № 2-2 (11). - С. 21-23.
- Журавлева Г.П., Гришин В.И., Смагина В.В., Юрьев В.М., Скрыль Т.В. Новые подходы к развитию экономики и корректировки современных хозяйственных систем // Stredoeprovsky Vestnik pro Vedu a Vyzkum. – 2015. - Т.70. - С.38- 42.
- Иншакова Е.И., Кудряшова И.В., Полякова Ю.В. Иностранные франчайзинговые сети в России: масштабы функционирования и роль в экономике // Вестник Волгоградского государственного университета. - 2014. - № 1. - С. 99-110.
- Кибирева А.А. Франчайзинг как способ организации и ведения бизнеса // Вестник магистратуры. - 2014. - № 5-3 (32). - С. 57-59.
- Михайленко Е.В. Эволюция и перспективы развития франчайзингового бизнеса в России // ЦИТИСЭ. - 2016. - № 2 (6). - С. 22-28.
- Невская Н.А. Индикативное планирование: опыт и перспективы применения в российской экономике // Азимут научных исследований: экономика и управление. - 2016. - Т. 5. - №1 (14). - С. 31-34.
- Невская Н.А. Особенности промышленной политики в России // Научное обозрение. - 2015. - № 13. - С. 257-260.
- Петрик Л.С., Кузикова Л.Ш. О проблеме управления развитием малых предприятий сферы спа-услуг города Казани // Сервис в России и за рубежом. - 2017. - Т. 11. - № 1 (71). - С. 144-154.
- Семичева В.О. Франчайзинг как перспективный вид бизнеса // Символ науки. - 2016. - № 3-1. - С. 153-159.
- Сорвиров Б.В., Баранов А.М., Западнюк Е.А. Теория конкуренции. Учебно-методический комплекс. - М.: Интеграция, 2013. - 221 с.
- Старкова Н.О. Оценка организационного развития малого предприятия // Экономика и предпринимательство. – 2015. - № 2 (55). - С. 905-909.
- Фарушин А.Н. Франчайзинг: мировой опыт и его применение в российской торговле и сфере услуг // Материалы международной конференции. - М.: Экономика, 2014. - 117с.