Файл: Франчайзинг как особый вид вертикальных ограничений (Теоретическая характеристика франчайзинга: сущность, достоинства, недостатки).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 141
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретическая характеристика франчайзинга: сущность, достоинства, недостатки
1.1. Сущность франчайзинга и история его возникновения
1.2. Проблемы и тенденции правового регулирования франчайзинга
1.3. Достоинства и недостатки франчайзинга как бизнес-модели
2. Анализ особенностей применения франчайзинга на примере итальянского ресторана «Перчини»
2.1. Факторы, влияющие на деятельность итальянского ресторана «Перчини»
2.2. Оценка конкурентоспособности итальянского ресторана «Перчини» и пути ее повышения
Введение
В условиях всё увеличивающейся рыночной конкуренции франчайзинг повышает эффективность малого предпринимательства и помогает малому бизнесу, объединенному во франчайзинговые сети, соперничать с мировыми и отечественными корпорациями на одном уровне. Также франчайзинг дает возможность вывести значительное количество российских торговых марок и технологий на федеральный и международный уровень.
Франчайзинговая модель доказала свою эффективность в различных отраслях деятельности, как в традиционных - бытовое обслуживание и питание, так и в инновационных - медицинские исследования и диагностика и информационные технологии. Несмотря на это, в практике применения франчайзинговой модели в России присутствует ряд проблем, требующих скорейшего решения для оптимизации условий ведения бизнеса.
Так как франчайзинговая модель бизнеса становится всё более популярной в России, и существуют проблемы, препятствующие ее развитию, данная тема является актуальной.
Объектом исследования работы являются итальянский ресторан «Перчини». Предмет исследования – возможности франчайзинга для развития данного предприятия в г. Томске.
Целью работы является изучение сущности франчайзинга на примере итальянского ресторана «Перчини».
Для решения целей работы были поставлены следующие задачи:
1) показать развитие франчайзинга с момента его появления и до настоящего времени в России;
2) рассмотреть эволюцию нормативно-правовой базы франчайзинга;
3) изучить проблемы реализации франчайзиноговой модели ведения бизнеса в России;
4) проанализировать модель франчайзинга на примере итальянского ресторана «Перчини»;
5) определить направления развития конкурентоспособности данного предприятия.
В ходе проведенных исследований были проанализированы монографии, учебники, научные статьи В.В. Довгань, Г.П. Журавлева, Е.В. Михайленко, Н.А. Невской, В.О. Семичевой, Н.О. Старковой.
В данной работе использованы следующие общенаучные методы исследования: анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование, исторический и системный подход.
Практическая значимость работы определяется тем, что ее положения можно использовать при изучении студентами дисциплины «Теория отраслевых рынков», а также при написании дипломной работы по проблематике исследования.
Структура курсовой работы включает: оглавление, введение, две главы, составляющие основную часть исследования, заключение, список использованных источников, приложение.
1. Теоретическая характеристика франчайзинга: сущность, достоинства, недостатки
1.1. Сущность франчайзинга и история его возникновения
Франчайзинг - способ организации коммерческой деятельности, при котором одно юридическое лицо (индивидуальный предприниматель) договаривается с другим юридическим лицом - компанией, торгующей франшизой, о том, что данный предприниматель (либо компания) будет вести свою коммерческую деятельность под именем такой фирмы или под ее брендом.[1]
Следует отметить, что франчайзинг в России - довольно новое понятие. Зародилось оно и пришло к нам из Америки, где вовсю уже имело большую распространенность и популярность среди компаний из абсолютно разных сфер.
Первый франчайзер, который пришел на отечественный рынок, была компания “PepsiCo” в восьмидесятых годах, которая и построила несколько заводов для производства своей продукции на территории Советского Союза.[2] Бизнесмены, осуществлявшие свою деятельность в те времена, взяли за пример такой вариант ведения бизнеса, а один из них приобрел права компании “Baskin Robbins” и открыл в Москве кафе-мороженое в 1993 г. В дальнейшем уже появились франшизы российских компаний, объединявшихся в большие филиальные сети. К самым известным можно отнести прачечные «Синий Кристалл», кафе «Русское бистро», детское питание «Партнер», а также программное обеспечение «1С».[3]
Однако, случившийся в 1998 году дефолт, привел многие франчайзинговые компании к краху, что проиллюстрировало плохую их адаптацию к реалиям российского бизнеса и экономики. Позже, в начале 2000-х, когда экономика начала оправляться от кризиса, всё большую популярность стали набирать курсы и тренинги для повышения знаний в области франчайзингового бизнеса для тех, кто решил заняться новым видом бизнеса.
Заметное ускорение развития и популярности франчайзингового бизнеса началось после проведения первой международной конференции «Франчайзинг в России», состоявшейся в апреле 2001 года. В течение 2001 года предприятий такого рода было уже около 40, тогда как в 90-х всего около 20.[4]
Также расширению франчайзингового бизнеса способствовала организация Российской Ассоциации Франчайзинга (РАФ). Главная цель РАФ - защита интересов и поддержка ее членов, а также развитие более благоприятной экономической среды для распространения франчайзинговой деятельности в России, популяризации франчайзинга. Ассоциация является членом World Franchise Council (Всемирного Совета по Франчайзингу). В рамках осуществления деятельности Совета организует, а также принимает участие в тематических конференциях и выставках, регулярно выпускает путеводители по франчайзингу, ведет онлайн-каталог франшиз «Вселенная Франчайзинга».[5]
Всё больше появляется франчайзинговых компаний на российском рынке, что неудивительно, ведь показатель успеха предприятий, практикующих такой вид бизнеса, достигает 75-95% в зависимости от сферы деятельности предприятия.[6]
Кроме того, многолетняя практика применения франчайзинговой модели бизнеса в развитых странах наглядно проиллюстрировала и доказала его деловую эффективность, связанную с тиражированием по определенной технологии проверенных практикой бизнес-процессов. Со стороны компании, ставшей франчайзером - это способ расширения бизнеса. Для свежеиспеченного франчайзи - это способ стать владельцем бизнеса. Для многих компаний франчайзинг стал символом преуспевания в бизнесе, ведь если созданная ими бизнес-модель работает в головной организации, то она принесет прибыль и в филиалах. Потенциальные клиенты, как правило, высоко оценивают компанию, зная, что она подчиняется установленным и хорошо организованным бизнес-процессам и вынуждена следить за качеством предоставления своих услуг для поддержания репутации.
На данный момент, крупнейшей франчайзинговой выставкой (на территории СНГ, стран Балтии и Восточной Европы) уже 13 лет подряд является BuyBrand Expo, которая проводится ежегодно в сентябре в Москве. В 2015 году принимали участие бренды из России, Великобритании, ОАЭ, Г ермании, Италии, Молдавии, Украины, США, Беларуси, Австрии, Испании и Бельгии с инвестиционным диапазоном представленных концепций от 0,6 до 800 млн. рублей.[7]
К сектору Horeca относятся кафе, рестораны, пекарни и фаст-фуд рестораны. Сектор услуг представлен медицинскими, финансовыми, юридическими и бизнес услугами, а также услугами в области недвижимости, образования, ритэйла. Сфера ритэйла, занимающая самую высокую долю состоит из компаний, ведущих деятельность в областях аксессуаров, ювелирных украшений, мебели и декора, обуви и кожгалантереи, одежды, продуктов питания и товаров для детей. Сектор B2B услуг - это компании в области сопровождения бизнеса и снабжения дополнительным оборудованием. Помимо предоставления мест для стендов вновь прибывших франчайзинговых организаций, BuyBrandExpo организует Международные форумы по ведению бизнеса в России и выходу на зарубежные рынки, по выживанию в кризисные периоды экономики[8], в которых спикерами выступают генеральные директора, топ-менеджеры и юристы крупных франчайзинговых компаний. Также компания проводит обучающие тренинги и встречи франчайзи.
За 13 лет свыше 8950 франчайзинговых компаний открылось благодаря BuyBrandExpo. Суммарный инвестиционный потенциал посетителей 2015 года составил $ 801 400 000. 87% посетителей - это инвесторы, потеницальные/действующие франчайзи и франчайзеры.[9]
Таким образом, можно сделать вывод, что франчайзинговое направление бизнеса становится всё более популярным, что и доказывают данные предоставленными организаторами о выставке.
1.2. Проблемы и тенденции правового регулирования франчайзинга
Правовое регулирование франчайзинга в России началось в 1996 г. введением в Гражданский Кодекс главы 54 и понятия «Коммерческая концессия».[10] Данное понятие имеет много общего с франчайзингом, несмотря на то, что самого употребления такого термина там нет. Благодаря этому появилась возможность изучать и внедрять близкие франчайзингу схемы на практике. Однако всё же, хоть и понятие было введено, оно было очень сырое и поэтому не все правообладатели - франчайзеры использовали этот договор в своей деятельности по формированию отношений с партнерами при использовании концепций франчайзинга.[11]
Предприниматели, осваивающие новый вид бизнеса в России, столкнулись с множеством вопросов и проблем толкования закона, и как следствие, с применением его на практике:
- Не было раскрыто понятие «коммерческое обозначение» и вопросов, к нему относящихся
- Неоднозначно была обозначена правомерность передачи фирменного наименования и коммерческого обозначения по договору
- Смущали неоправданно долги сроки регистрации в федеральном органе исполнительной власти
- Не ясна ответственность правообладателя по требованиям, предъявляемым к пользователю
- Неоднозначны условия заключения договора на новый срок.[12]
К настоящему моменту регулирование в области франчайзинга сдвинулось в гораздо более прогрессивную сторону. Разработкой и усовершенствованием этого вопроса активно занимается вышеназванная Российская Ассоциация Франчайзинга. При помощи Исследовательского Центра Частного Права при Президенте РФ был детально разработан законопроект и внесен в Госудуму 17 июня 2010 г., а 6 июля 2011 г. законопроект был принят Госудумой, а уже 18 июля Федеральный Закон № 216-ФЗ подписан Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым.
Принятие Федерального Закона № 216-ФЗ можно отнести к важному шагу на пути создания работоспособной и сбалансированной системы франчайзинга в России, а быстрый процесс его принятия - положительным примером заботы государства о развитии и распространении нового вида бизнеса, а также конструктивного взаимодействия многочисленных организаций и подразделений. Четкая структурированность требований закона позволит России выйти на новый, более конкурентный уровень ведения бизнеса и использовать возможности франчайзинга гораздо шире:
- повысится эффективность малого предпринимательства;
- поможет на равных соперничать с мировыми и отечественными крупными корпорациями;
- создаст дополнительные рабочие места и обеспечит конкурентоспособную заработную плату;
- позволит вывести значительное количество российских торговых марок и технологий на федеральный и международный уровень;
- новые технологические разработки принесут большую пользу для народного хозяйства, если их внедрить посредством франчайзинговых организаций в тесном контакте с потребителем на местах.[13]
Таким образом, франчайзинг выступит в роли быстрого мультипликатора при внедрении технологий, вовлекая в высокотехнологичный бизнес тысячи бизнесменов и десятки тысяч высококвалифицированных специалистов, обеспечивая население высококачественными услугами.
Итак, изменения в Гражданском Кодексе, которые были успешно разработаны и приняты к исполнению, состоят в следующем[14]:
- франчайзеры, получая первоначальный взнос, теперь компенсируют затраты на проработку нового контракта, а также удостоверятся в серьезности намерений франчайзи осуществлять бизнес-деятельность строго в соответствии с моделью франчайзера. В то же время регулярные платежи обеспечат заинтересованность франчайзера в работе франчайзи и смогут гарантировать деятельную поддержку со стороны франчайзера.
- более согласованы условия о защите конкуренции с положениями законодательства
- были отменены ограничения деятельности правообладателя на отказ возобновления договор с пользователем на «прежних условиях». Это изменение можно отнести к самым важным, т.к. ограничения данного рода существенно сдерживали развитие и более широкое распространение франчайзинговой бизнес модели.
- теперь при определенных грубых нарушениях технологии или качества работы со стороны пользователя франшизы, правообладатель вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора. Односторонний отказ также возможен, но только если нарушение не будет устранено в разумный срок после получения пользователем письменного предупреждения. Порядок регистрации договоров франчайзинга в Роспатенте изменен не был, несмотря на то, что в сегодняшних условиях большие сроки государственной регистрации сдерживают развитие франчайзинга в России. Если выделять в этой ситуации положительные стороны, то длительный процесс регистрации сдерживает также мошенничества и лжепредпринимательство в области франчайзинга, которые уже есть в российской практике.