Файл: Франчайзинг как особый вид вертикальных ограничений (Теоретическая характеристика франчайзинга: сущность, достоинства, недостатки).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 145

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Ослабление требований к регистрации прав на интеллектуальную собственность могло бы войти в противоречие с потребностью усиления защиты прав франчайзингового бизнеса.

1.3. Достоинства и недостатки франчайзинга как бизнес-модели

Практика применения франчайзинговой модели развития бизнеса во всем мире подтверждает ее эффективность: союз известного крупного бренда со своими подчиненными из рядов малого и среднего предпринимательства, выступающими в данном случае как франчайзи, обеспечивает высокое качество предоставления услуг потребителям, а самое главное - пристальное внимание к их нуждам.[15]

Пока в российской экономике возможности франчайзинга используются гораздо реже, чем в странах Западной Европы, Северной Америки, да и многих развивающихся государств.[16] Развитие франчайзинга в России способствует модернизации многих отраслей экономики без обращения в государственные органы за дополнительной финансовой помощью из бюджета.

В условиях всё увеличивающейся рыночной конкуренции франчайзинг повышает эффективность малого предпринимательства и помогает малому бизнесу, объединенному во франчайзинговые сети, соперничать с мировыми и отечественными корпорациями на одном уровне. В то же время франчайзинг дает возможность вывести значительное количество российских торговых марок и технологий на федеральный и международный уровень.

Необходимость модернизации российской экономики придает франчайзингу особое значение. Новые разработки, выполненные в Москве, в инновационных центрах или привезенные из-за рубежа, могут принести реальные полезные для национальной экономики результаты, если они будут повсеместно внедряться франчайзинговыми организациями.

Нельзя не согласиться, что франчайзинговая модель доказала свою эффективность в различных отраслях деятельности, как в традиционных - бытовое обслуживание и питание, так и в инновационных - медицинские исследования и диагностика и информационные технологии.[17]

Несмотря на это, в практике применения франчайзинговой модели в России присутствует ряд проблем, требующих скорейшего решения для оптимизации условий ведения бизнеса.


К таковым можно отнести:

- Непрозрачность нормативно-правовой базы, регулирующей отношения франчайзера и франчайзи

- Нестабильность развития экономики России

- Сложность получения кредитов для создания стартового капитала

- Отсутствие должного отношения к интеллектуальной собственности

- Недостаточное образование представителей малого бизнеса в сфере франчайзинга.[18]

Помимо указанных, существуют и другие, не менее важные проблемы в создании подходящего климата для ведения франчайзингового бизнеса.

Торгово-промышленная палата РФ считает, что в регионах России очень мало объективной информации об общей проблематике, тенденциях и перспективах франчайзинга. У потенциальных франчайзи также недостаточно информации об успешных региональных торговых марках, имеющих перспективы развития и продвижения как в пределах территории нашей страны, так и за рубежом. Поэтому ТПП РФ предлагает оказание своей помощи в информационном обмене заинтересованных лиц в развитии франчайзинга в регионах России.[19]

Все поступающие обращения, вопросы и предложения на адреса ТПП РФ рассматриваются, систематизируются, обобщаются представляются в виде общей консультации или аналитической записки, с которой можно ознакомиться на сайтах исполнительных органов власти, торгово-промышленных палат и общественных организаций. Также при поддержке ТПП РФ постоянно проводятся многочисленные форумы по поддержке малого и среднего бизнеса в регионах России, в том числе в рамках франчайзинга, конференции о перспективах развития франчайзинговых отношений. В рамках форумов и концеренций обсуждаются и узконаправленные вопросы, касающиеся бренд-лицензирования, защиты, инвентаризации и оценки интеллектуальной собственности и т.д.[20] Это позволяет вовлечь и популяризировать франчайзинговую бизнес-модель повсеместно в Российской Федерации, поддержать открыть новые направления развития для малого и среднего бизнеса в РФ.

Российская Ассоциация Франчайзинга реализует масштабные проекты в развитии франчайзинга в различных регионах России и СНГ. В рамках региональной программы проводятся форумы все в большом количестве городов. В 2015 году в проведение форумов были задействованы 20 городов России и СНГ, на которых местные предприниматели знакомятся с преимуществами франчайзинга, узнают о предлагаемых концепциях ведущих мировых и российских брендов, показавших себя с лучшей стороны на практике по качеству предоставляемых услуг, а значит и по разветвленности своих сетей. Всего в мероприятии в 2015 году приняло участие около 18 000 зарегистрированных пользователей.[21]


Бизнес-сообщество РАФ объединяет производителей и поставщиков услуг. Они привлекают к сотрудничеству различные коммерческие компании, разрабатывают проекты и специальные предложения, анализируют информацию о франчайзинге и проводят маркетинговые исследования, оказывают консультационную и методологическую помощь членам РАФ. РАФ запустила новый проект, основанный на партнерских отношениях с «ВЭБ-Лизинг». Он предусматривает заключение договора на приобретение всего необходимого оборудования для ведения бизнеса в лизинг. Франчайзер информирует франчайзи о такой возможности, и если франчайзи согласен, вся информация о нем передается в лизинговую компанию для последующего заключения договора, при этом финансовое поручительство берет на себя франчайзер или заключает с лизингодателем договор обратного выкупа.[22] Таким образом, минимизируются риски, что позволяет создать комфортные условия для скорейшего начала ведения предпринимательской деятельности. Пять крупнейших брендов, такие как «Инвитро», «Тонус клуб», Baskin Robbins, «Г.М.Р. Планета гостеприимства» уже оценили новую предоставленную франчайзерам возможность.[23]

Прошло достаточно много времени с тех пор как понятие франчайзинга появилось в России. Из нового, неизведанного способа ведения бизнеса он превратился в популярную модель благодаря успешности предприятий, работающих под тщательным руководством известного бренда. Но для этого франчайзинг прошел и до сих пор движется по тернистому пути.

Как всё новое, он встретил много недоверия со стороны российского предпринимательства, но скоро стал популярной и распространенной бизнес моделью.

Для улучшения условий ведения бизнеса с помощью франчайзинговой модели было приложено немало усилий:

- Разработка и усовершенствование нормативно-правовой базы поспособствовала прозрачности ведения партнерских отношений между франчайзером и франчайзи, благодаря чему повысилось их доверие друг к другу

- Организуемые выставки франчайзинговых концепций пробуждают интерес населения к данной модели, а широкий диапазон стартового капитала для приобретения франшизы привлекает потенциальных инвесторов различного уровня

- Появилось большое количество специальных организаций, развивающих франчайзинговую модель. Они реализуют множество проектов для оптимизации условий бизнеса. Из них можно выделить обучение предпринимателей специфике работы по такой модели, создание программ финансовой помощи, оказание услуг по созданию и реализации на рынке собственной франшизы, направление в государственные органы различных инициатив с целью поддержки франчайзинга.[24]


Таким образом, можно сделать вывод о том, что франчайзинговый бизнес развивается в России, причем довольно быстрыми темпами.

Хотя несмотря на то, что многое было сделано для ведения прозрачной работы, еще есть куда стремиться и что улучшать. Например, государству следует обратить внимание на ускорение процесса регистрации франчайзингового предприятия в Роспатенте. Решение этого шага способствовало бы более быстрому развитию франчайзинга.

К тому же, появление мошеннических схем работы по данной модели можно пресекать, если разработать эффективную и детальную методологию проверки бизнес-концепций, заявленных на регистрацию. Российская Ассоциация Франчайзинга уже разрабатывает свой каталог досконально проверенных франшиз, чтобы снизить риск приобретения некачественных моделей потенциальными франчайзи. Возможно, такая идея в будущем может быть вынесена на обсуждение государственным органам.

2. Анализ особенностей применения франчайзинга на примере итальянского ресторана «Перчини»

2.1. Факторы, влияющие на деятельность итальянского ресторана «Перчини»

«Перчини» в Томске был открыт в рамках реализации общекорпоративной стратегии развития рынка, по договору на использование товарного знака в 2008 году.

«Перчини» - это демократичный итальянский ресторан с атмосферой легкости и непринужденности, который предлагает выгодное сочетание необыкновенно вкусной итальянской кухни, быстрого качественного обслуживания и современного европейского дизайна, выполненного в стиле hi-tech.[25]

Все блюда из меню - пицца, паста, лазанья, равиоли, ризотто, фокача - готовятся, сохраняя традиции кухни Италии.[26]

Прежде чем приступить к оценке конкурентоспособности сети итальянских ресторанов «Перчини», рассмотрим, какие проблемы могут возникнуть на деятельность ресторана «Перчини» в связи с влиянием внешней среды.


Анализ внешней среды начнем с изучения макроокружения, которое включает анализ влияния экономики, правового регулирования и управления, политических процессов, природной среды и ресурсов, социальной и культурно составляющих общества, научно-техническое и технологического развития общества.

Для анализа тенденций изменения макросреды и структуры рынка проведем PEST-анализ таблица 1.

Как видно из таблицы, основные политические факторы, влияния которых должен опасаться ресторан «Перчини» связаны с общей политической стабильностью (сменой власти, изменением законодательства).

Таблица 1

PEST-анализ ресторана «Перчини»

P

E

Политико-правовые факторы:

- стабильность правительства может оказать позитивное влияние на экономическое развитие России;

- изменение налогового законодательства может оказать как позитивное, так и негативное влияние на деятельность ресторана «Перчини»; - совершенствование законодательной базы для бизнеса может оказать влияние на деятельностьресторана «Перчини», облегчив барьеры входа в отрасли для новых фирм.

Экономические факторы:

- повышение инфляции может привести к росту цен и как следствие снижению спроса на товары и услуги ресторана «Перчини»;

- увеличение конкуренции на рынке может увеличить требования к качеству услуг, привести к снижению спроса и обострению конкурентной борьбы.

S

T

Социокультурные факторы:

- повышение уровня благосостояние общества может привести к увеличению спроса на товары ресторана «Перчини»;

- повышение уровня образованности в обществе усилит требования потребителей к качеству товаровресторана «Перчини».

Технологические факторы:

  • ускорение и развитие научно­технического прогресса может

привести к появлению новых технологий производства и соответственно, изменение ассортимента поставщиков;

- разработка и внедрение новых технологий и использование новых

материалов может повысить конкурентоспособность товара ресторана «Перчини».

Экономические факторы могут оказать негативное влияние на деятельность ресторана «Перчини».

Среди социокультурных факторов, которые могут оказать положительное влияние на деятельность и развитие ресторана «Перчини», можно выделить: повышение уровня благосостояние общества, увеличение спроса на услуги.