Файл: Психологические особенности детей в зависимости от порядка рождения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 466

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. Теоретические проблемы сиблинговых отношений между детьми

1.1 Понятие сиблинговой позиции в семье

1.2 Влияние порядка рождения ребенка в семье на его дальнейшую судьбу

1.3 Анализ взаимоотношений между детьми в семье в зависимости от возраста и пола

Глава 2. Практический анализ сиблинговых отношений между детьми

2.1 Проведение практического исследования сиблинговых отношений между детьми разного возраста в семье

2.2 Рекомендации по воспитанию детей в семьях с двумя и большим количеством детей

2.3 Описание методов и методик

2.4 Особенности отношения к семейному окружению детей младшего школьного возраста с учетом их пола и ролевой позиции

Заключение

Список использованной литературы

Приложение 1.

Методический инструментарий

Опросник «Межличностные отношения ребенка» Рене Жиля (пример 1, 6 и 10 вопросов)

Приложение 2

Методика « Рисунок семьи» Р. Бернса и С. Кауфмана (КРС)

Используется в любом возрасте и диагностирует особенности внутрисемейной ситуации.

Опросник для изучения взаимодействия родителей с детьми И. Марковской (ВРР).


ФЕДЕРАЛЬНОЕ Государственное АВТОНОМНОЕ образовательное УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО образования

«БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДAРСТВЕННЫЙ НAЦИОНAЛЬНЫЙ

ИССЛЕДОВAТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(НИУ «БелГУ»)
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ПОРЯДКА РОЖДЕНИЯ

Курсовая работа

по дисциплине «Возрастная психология»

студента очной формы обучения

по направлению 44.03.05. Педагогическое образование

4 курса группы 02041905 Худайгулыев Реджепгелди




Научный руководитель:

канд. психол. наук, доцент

Л.Б. Кузнецова





БЕЛГОРОД 2023

ОГЛАВЛЕНИЕ


ВВЕДЕНИЕ 3

Глава 1. Теоретические проблемы сиблинговых отношений между детьми 5

1.1 Понятие сиблинговой позиции в семье 5

1.2 Влияние порядка рождения ребенка в семье на его дальнейшую судьбу 7

1.3 Анализ взаимоотношений между детьми в семье в зависимости от возраста и пола 12

Глава 2. Практический анализ сиблинговых отношений между детьми 22

2.1 Проведение практического исследования сиблинговых отношений между детьми разного возраста в семье 22

2.2 Рекомендации по воспитанию детей в семьях с двумя и большим количеством детей 25

2.3 Описание методов и методик 26

2.4 Особенности отношения к семейному окружению детей младшего школьного возраста с учетом их пола и ролевой позиции 30

Заключение 57

Список использованной литературы 59

Приложение 1. 61

Методический инструментарий 61

Опросник «Межличностные отношения ребенка» Рене Жиля (пример 1, 6 и 10 вопросов) 61

Приложение 2 62

Методика « Рисунок семьи» Р. Бернса и С. Кауфмана (КРС) 62

Используется в любом возрасте и диагностирует особенности внутрисемейной ситуации. 62

Опросник для изучения взаимодействия родителей с детьми И. Марковской (ВРР). 62

Приложение 3 67

Приложение 4 73

Приложение 5 75



ВВЕДЕНИЕ



Характеристики нашей личности во многом зависят от того, являемся ли мы старшим, младшим, средним или единственным ребенком в семье. Порядок рождения устанавливает модель, по которой мы развиваемся.

Есть две причины, по которым дети с разными «порядковыми номерами» ведут себя по-разному. Во-первых, родители по-разному реагируют на появление первого и последующих детей и ждут от них разного. Во-вторых, место среди братьев и сестер во многом определяет характер отношений между детьми. Первые дети – это что-то новое, неизведанное и интересное для родителей, «подопытные кролики». С самого рождения эти дети получают много заботы и внимания со стороны взрослых. Их здоровье и поведение постоянно беспокоят окружающих. Как правило, родители многого ждут от первенцев и относятся к ним с нежностью, но строго наказывают. Родители со старшими детьми ведут себя более спокойно и реалистично.

Ввиду вышеизложенного тема нашей работы была выбрана «Влияние порядка рождения в семье на формирование личности».

Актуальность исследования заключается в необходимости определения предпосылок формирования личности и взаимоотношений между братьями и сестрами.

Объект исследования - сиблинговые отношения между детьми.

Предметом исследования является взаимосвязь между порядком рождения детей в семье и формированием личности.

Цель исследования - определить особенности влияния порядка рождения детей в семье на формирование личности.

Для достижения цели были поставлены следующие исследовательские задачи: - рассмотреть понятие сиблингового положения в семье;

определить влияние порядка рождения ребенка в семье на его дальнейшую судьбу;

анализировать взаимоотношения детей в семье в зависимости от возраста и пола;

провести практическое исследование сиблинговых отношений между детьми разного возраста в семье;

Разработать рекомендации по воспитанию детей в семьях с двумя и более детьми.

Структурная работа. Работа состоит из введения, двух глав - теоретической и практической, заключения, списка использованной литературы и пяти приложений.


Глава 1. Теоретические проблемы сиблинговых отношений между детьми

1.1 Понятие сиблинговой позиции в семье



Адлер и Дрейкурс писали о положении сиблинговости. Альфред Адлер утверждал, что большая часть будущих социальных отношений ребенка берет на себя отпечаток положения родителей в семье.

На основе структуры семьи ребенок делает первые выводы о жизни, собственной значимости по сравнению с другими, испытывает первые чувства принадлежности или отверженности. В зависимости от интерпретации своей позиции они формируют уникальные установки и модели поведения, которые служат способом найти место в группе.

Рудольф Дрейкурс отмечал, что черты личности и характера развиваются через соперничество между братьями и сестрами, когда конкурирующие дети наблюдают друг за другом, чтобы понять пути и средства успеха или неудачи другого [9, с. 15-16].

Если один показывает слабость и недостатки, другой может добиться успеха. Никакие два ребенка, рожденные в одной семье, не вырастут в одинаковой среде. Родители не могут содержать двух детей с одинаковым вниманием или любовью. Родители не могут одинаково любить всех своих детей и заботиться о них.

Родители по-разному реагируют на первого, второго или третьего ребенка, на мальчиков и девочек, на красивых и некрасивых детей, на активных и здоровых детей, на больных и малоподвижных детей.

Многие люди относятся к детям по-разному и различают их по их психическим особенностям, независимо от того, являются ли они детьми. После рождения атмосфера каждого ребенка меняется в зависимости от родителей. Они учатся заботиться о своих первенцах, и после того будут ли они воспитывать своих других детей по-другому. Родители могут или не могут преуспевать в экономическом плане.

Возможно, они переехали на новое местожительство, у них новые соседи, что оказало влияние на их мировоззрение и на то, каким образом они хотят воспитывать своих детей. Это неизбежно влияет на мировоззрение детей. Каждый новый ребенок всегда оказывает влияние на всех членов семьи. Если же этого не случается, то новый член семейной группы ощущает себя посторонним в этой семье.


Тоумман подтверждает 11 статусов, в зависимости от порядка рождения, пола и возраста он обладает этими и другими характеристиками. Здесь следует помнить, что речь идет о культуре европейских стран.

В общем, у других народов и других культур наверняка будут другие характеристики. Поэтому, не стоит сразу вешать ярлыки [22, c. 56-57].

Кроме того, в нашей культуре наши дети отличаются от других стран своим характером и очень трепетно ​​относятся к правилам своих родителей и стараются им следовать. Такие дети ведут себя как взрослые, с которыми другие дети не могут сравниться. Единственный ребенок часто трудолюбив, честен и действует разумно, поэтому быстро добивается своего. Некоторые из них имеют свои преимущества, а также недостатки. с одной стороны, они себялюбивы, а с другой стороны, они обладают больших возможных убеждений. У этих людей очень избалованное воспитание, и их очень трудно извлечь с другими людьми. Поэтому, когда они женятся, им очень трудно всегда помнить, что у них есть больше заботиться, кроме самих себя. Единственный ребенок может проявить и консерватизм, и строптивость. он либо примет все ценности своих родителей, либо будет против. Он будет либо принимать, либо отвергать все, что говорят его родители. Он редко придерживается середины. Самый старший ребенок в семье более функциональный, уважительный и заботливый, чем остальные. Рождение второго ребенка в одинокой семье наносит уникальной травмой старшему. Он лишается статуса единственного ребенка в семье и вынужден делить родительскую любовь с родным братом.

Однако у детей старшего в семье все еще есть потребность быть оригинальными, поэтому они очень конкурентоспособны. Например, распространенной проблемой в браке с двумя старшими братьями может быть борьба за власть. В отношениях с другими людьми дети старшие в семье могут быть очень ответственными, заботливыми и нежными, но стараются принимать помощь других. Младшие наоборот. Они хотят, чтобы другие люди позаботились обо всем за них, а другие позаботились о них, и общая проблема в браке младшего ребенка может привести к кризисным решениям.

Если двое маленьких детей вступают в брак, они могут ожидать, что другие люди позаботятся о них, и в результате никто не заступится за них. В семье средний ребенок всегда растет независимо от семьи и не является первым или последним в семье, он всегда находится в «среднем» положении.


Есть несколько других факторов, которые необходимо учитывать, которые могут повлиять на развитие личности ребенка. Там, где других детей нет, мальчика и девочку можно рассматривать без различия, и в них можно найти многие черты ребенка. Точно так же, когда дети рождаются с разницей более шести лет, с ними можно обращаться как с единственными детьми.