Файл: Психологические особенности детей в зависимости от порядка рождения.docx
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 480
Скачиваний: 6
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические проблемы сиблинговых отношений между детьми
1.1 Понятие сиблинговой позиции в семье
1.2 Влияние порядка рождения ребенка в семье на его дальнейшую судьбу
1.3 Анализ взаимоотношений между детьми в семье в зависимости от возраста и пола
Глава 2. Практический анализ сиблинговых отношений между детьми
2.2 Рекомендации по воспитанию детей в семьях с двумя и большим количеством детей
2.3 Описание методов и методик
Список использованной литературы
Опросник «Межличностные отношения ребенка» Рене Жиля (пример 1, 6 и 10 вопросов)
Методика « Рисунок семьи» Р. Бернса и С. Кауфмана (КРС)
Используется в любом возрасте и диагностирует особенности внутрисемейной ситуации.
Опросник для изучения взаимодействия родителей с детьми И. Марковской (ВРР).
28.. Думаю, я лучше его (ее) знаю, что ему (ей) нужно.
-
Я всегда сочувствую своему ребенку. -
Мне кажется, я его (ее) понимаю. -
Я бы хотел (а) в нем (ней) многое изменить. -
При принятии семейных решений всегда учитываю его (ее) мнение. -
Думаю, что я тревожная мама (тревожный папа). -
Мое поведение часто бывает для него (нее) неожиданным. -
Бывает, что, когда я наказываю ребенка, мой муж (жена, бабушка и т. п.) начинает упрекать меня в излишней строгости.
36. Считаю, что в целом правильно воспитываю своего сына (дочь).
-
Я предъявляю к нему (ней) много требований. -
По характеру я мягкий человек.
39. Я позволяю ему (ей) гулять одному во дворе дома.
40. Я стремлюсь оградить его (ее) от трудностей и неприятностей жизни.
-
Я не допускаю, чтобы он (а) подмечал (а) мои слабости и недостатки. -
Мне нравится его (ее) характер. -
Я часто критикую его (ее) по мелочам. -
Всегда с готовностью его (ее) выслушиваю. -
Считаю, что мой долг оградить его (ее) от всяких опасностей. -
Я наказываю его (ее) за такие поступки, которые совершаю сам (а).
-
Бывает, я невольно настраиваю ребенка против других членов семьи. -
Я устаю от повседневного общения с ним (ней). -
Мне приходится заставлять его (ее) делать то, что он (а) не хочет. -
Я прощаю ему (ей) то, за что другие наказали бы. -
Мне бы хотелось знать о нем (ней) все: о чем он (а) думает, как относится к своим друзьям и т.д. -
Он (а) сам (а) выбирает, чем заниматься дома в свободное время.. -
Думаю, что для него (нее) я самый близкий человек. -
Я приветствую его (ее) поведение. -
Я часто высказываю свое недовольство им (ею). -
Принимаю участие в делах, которые придумывает он(а). -
Я часто думаю, что кто-то может обидеть его (ее). -
Бывает, что упрекаю и хвалю его (ее), в сущности, за одно и то же. -
Случается, что если я говорю ему (ей) одно, то муж (жена, бабушка и т. п.) специально говорит наоборот.
60. Мне кажется, мои отношения с ребенком лучше, чем в семьях большинства моих знакомых
Заранее Вам благодарны за искренние ответы!
Методика «Незаконченные предложения»
Цель: Изучить отношения к сиблингам с разной ролевой позицией.
Инструкция: Закончите, пожалуйста следующие предложения.
-
Думаю, что мой брат (сестра) мало…; -
Мой брат (сестра) и я…; -
Если бы мой брат (сестра) только захотел (а), то…; -
Считаю, что большинство братьев (сестер)…; -
Я люблю своего (свою) брата (сестру), но…; -
Мой брат (сестра) должен (а)…; -
Я хотел (а) бы, чтобы мой брат (сестра)…; -
Когда меня нет, мой брат (сестра)…; -
Когда мы разговариваем с братом (сестрой)…; -
Мой брат (сестра)….
Опросник степени соперничества между детьми И. Баркан
1) О степени ревности к младшему брату (младшей сестре) и об уровне соперничества между детьми можно судить по предложенному нами опроснику, предназначенному для детей дошкольного, младшего школьного и среднего школьного возрастов.
Инструкция: На каждый пункт опросника ребенок должен конкретно ответить: да или нет.
Если бы от тебя зависело, то ты...
-
Всегда бы играл (ла) с младшим братом (сестрой) — да, нет. -
Отдавал (а) бы ему (ей) свои самые лучшие игрушки — да, нет. -
Брал (а) бы его (ее) с собой на прогулку — да, нет -
Защищал (а) бы его (ее) во дворе — да, нет. -
Ухаживал (а) бы за ним (ней) — да, нет. -
Хвалил бы его (ее) маме и папе — да, нет. -
Радовался бы, что он (она) у тебя есть — да, нет. -
Сидел бы с ним (ней) дома, чтобы он (она) не оставался (лась) один (одна) - да, нет. -
Читал бы ему (ей) сказки — да, нет. -
Отводил (а) бы его (ее) в детский сад или в школу — да, нет.
2) О степени ревности к старшему брату (старшей сестре) и об уровне соперничества между детьми можно судить по предложенному нами опроснику, предназначенному для детей различного возраста (начиная с дошкольного).
Инструкция: На каждый пункт опросника ребенок должен конкретно ответить: да или нет.
Если бы от тебя зависело, то ты...
-
Гордился (лась) бы тем, что у тебя есть старший брат (сестра) — да, нет. -
Брал (а) бы всегда с него (нее) пример — да, нет. -
Дружил (а) бы с ним (нею) как с лучшим другом — да, нет. -
Всем бы рассказывал (а), что у тебя есть старший брат (сестра) — да, нет. -
Хвалил(а) бы его (ее) маме и пале — да, нет. -
Не мешал (ла) бы ему (ей) делать уроки — да, нет. -
Не жаловался (лась) бы на него (нее) маме и папе — да, нет. -
Помогал (ла) б ему (ей) выполнять все по дома — да, нет. -
Делился (лась) бы с ним (нею) всем самым вкусным — да, нет. -
Отдавал (ла) бы ему (ей) все самое лучшее — да, нет. -
Заранее Вам благодарны за искренние ответы!
Методика личностного дифференциала (вариант, адаптированный в НИИ им. В. М. Бехтерева)
Инструкция. В предложенном бланке представлены наиболее распространенные качества человека. Положительные значения этих качеств обозначены знаком «+», а отрицательные знаком « - ».
Их степень оценивается по семибальной шкале. Порядок работы с методикой очень прост и заключается в следующем: 1) выбор знака того или иного качества; 2) определение степени его проявления по баллам:
3 - проявляется очень сильно и очень часто;
2 - выражено достаточно заметно и часто встречается;
1 - проявляется иногда и слабо;
0 - трудно сказать, есть и то, и другое.
На основе выбранных знаков и степени выраженности качества обведите соответствующую цифру в таблице. Помните, что положительные и отрицательные качества людей, приведенные в таблице, постоянно меняются местами. Поэтому будьте внимательны в своих оценках.
Бланк ЛД и ключ
О | + | 1 | Обаятельный | 3210123 | - | Непривлекательный |
С | - | 2 | Слабый | 3210123 | + | Сильный |
А | + | 3 | Разговорчивый | 3210123 | - | Молчаливый |
О | - | 4 | Безответственный | 3210123 | + | Добросовестный |
С | + | 5 | Упрямый | 32 10123 | - | Уступчивый |
А | - | 6 | Замкнутый | 3210 123 | + | Открытый |
О | + | 7 | Добрый | 32 10123 | - | Эгоистичный |
С | - | 8 | Зависимый | 3210 123 | + | Независимый |
А | + | 9 | Деятельный | 3210123 | - | Пассивный |
О | - | 10 | Черствый | 3210 123 | + | Отзывчивый |
С | + | 11 | Решительный | 3210 123 | - | Нерешительный |
А | - | 12 | Вялый | 3210123 | + | Энергичный |
О | + | 13 | Справедливый | 3210123 | - | Несправедливый |
С | - | 14 | Расслабленный | 3210123 | + | Напряженный |
А | + | 15 | Суетливый | 32 1012? | - | Спокойный |
О | - | 16 | Враждебный | 32 10123 | + | Дружелюбный |
С | + | 17 | Уверенный | 3210123 | - | Неуверенный |
А | - | 18 | Нелюдимый | 3210123 | + | Общительный |
О | + | 19 | Честный | 3210123 | - | Неискренний |
С | - | 20 | Несамостоятельный | 32 10123 | + | Самостоятельный |
А | + | 21 | Раздражительный | 3210123 | - | Невозмутимый |
Примечание: В силу учета возрастных особенностей, бланк был предложен в приемлемой форме
Приложение 3
Результаты методики «Рисунок семьи» (КРС)
Антон 9 лет (Младшая сиблинговая позиция)
Приложение 4
Результаты опросника И. Марковской «Взаимодействие родителя с ребенком»
Рисунок 1. Средние показатели уровня выраженности критериев оценки в отношении матерей к детям, занимающих разную сиблинговую позицию.
Рисунок 2. Средние показатели уровня выраженности критериев оценки в отношении отцов к детям, занимающих разную сиблинговую позицию
Рисунок 4. Средние показатели уровня выраженности критериев оценки в 3отношении матерей к старшим сиблингам, с учетом пола
Рисунок 5. Средние показатели уровня выраженности критериев оценки в отношении матерей к младшим сиблингам, с учетом пола
Рисунок 6. Средние показатели уровня выраженности критериев оценки в отношении отцов к старшим сиблингам, с учетом пола
Рисунок 6. Средние показатели уровня выраженности критериев оценки в отношении отцов к младшим сиблингам, с учетом пола