Файл: Психологические особенности детей в зависимости от порядка рождения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 482

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. Теоретические проблемы сиблинговых отношений между детьми

1.1 Понятие сиблинговой позиции в семье

1.2 Влияние порядка рождения ребенка в семье на его дальнейшую судьбу

1.3 Анализ взаимоотношений между детьми в семье в зависимости от возраста и пола

Глава 2. Практический анализ сиблинговых отношений между детьми

2.1 Проведение практического исследования сиблинговых отношений между детьми разного возраста в семье

2.2 Рекомендации по воспитанию детей в семьях с двумя и большим количеством детей

2.3 Описание методов и методик

2.4 Особенности отношения к семейному окружению детей младшего школьного возраста с учетом их пола и ролевой позиции

Заключение

Список использованной литературы

Приложение 1.

Методический инструментарий

Опросник «Межличностные отношения ребенка» Рене Жиля (пример 1, 6 и 10 вопросов)

Приложение 2

Методика « Рисунок семьи» Р. Бернса и С. Кауфмана (КРС)

Используется в любом возрасте и диагностирует особенности внутрисемейной ситуации.

Опросник для изучения взаимодействия родителей с детьми И. Марковской (ВРР).


28.. Думаю, я лучше его (ее) знаю, что ему (ей) нужно.

  1. Я всегда сочувствую своему ребенку.

  2. Мне кажется, я его (ее) понимаю.

  3. Я бы хотел (а) в нем (ней) многое изменить.

  4. При принятии семейных решений всегда учитываю его (ее) мнение.

  5. Думаю, что я тревожная мама (тревожный папа).

  6. Мое поведение часто бывает для него (нее) неожиданным.

  7. Бывает, что, когда я наказываю ребенка, мой муж (жена, бабушка и т. п.) начинает упрекать меня в излишней строгости.

36. Считаю, что в целом правильно воспитываю своего сына (дочь).

  1. Я предъявляю к нему (ней) много требований.

  2. По характеру я мягкий человек.

39. Я позволяю ему (ей) гулять одному во дворе дома.

40. Я стремлюсь оградить его (ее) от трудностей и неприятностей жизни.

  1. Я не допускаю, чтобы он (а) подмечал (а) мои слабости и недостатки.

  2. Мне нравится его (ее) характер.

  3. Я часто критикую его (ее) по мелочам.

  4. Всегда с готовностью его (ее) выслушиваю.

  5. Считаю, что мой долг оградить его (ее) от всяких опасностей.

  6. Я наказываю его (ее) за такие поступки, которые совершаю сам (а).

  1. Бывает, я невольно настраиваю ребенка против других членов семьи.

  2. Я устаю от повседневного общения с ним (ней).

  3. Мне приходится заставлять его (ее) делать то, что он (а) не хочет.

  4. Я прощаю ему (ей) то, за что другие наказали бы.

  5. Мне бы хотелось знать о нем (ней) все: о чем он (а) думает, как относится к своим друзьям и т.д.

  6. Он (а) сам (а) выбирает, чем заниматься дома в свободное время..

  7. Думаю, что для него (нее) я самый близкий человек.

  8. Я приветствую его (ее) поведение.

  9. Я часто высказываю свое недовольство им (ею).

  10. Принимаю участие в делах, которые придумывает он(а).

  11. Я часто думаю, что кто-то может обидеть его (ее).

  12. Бывает, что упрекаю и хвалю его (ее), в сущности, за одно и то же.

  13. Случается, что если я говорю ему (ей) одно, то муж (жена, бабушка и т. п.) специально говорит наоборот.

60. Мне кажется, мои отношения с ребенком лучше, чем в семьях большинства моих знакомых

Заранее Вам благодарны за искренние ответы!

Методика «Незаконченные предложения»

Цель: Изучить отношения к сиблингам с разной ролевой позицией.

Инструкция: Закончите, пожалуйста следующие предложения.

  1. Думаю, что мой брат (сестра) мало…;

  2. Мой брат (сестра) и я…;

  3. Если бы мой брат (сестра) только захотел (а), то…;

  4. Считаю, что большинство братьев (сестер)…;

  5. Я люблю своего (свою) брата (сестру), но…;

  6. Мой брат (сестра) должен (а)…;

  7. Я хотел (а) бы, чтобы мой брат (сестра)…;

  8. Когда меня нет, мой брат (сестра)…;

  9. Когда мы разговариваем с братом (сестрой)…;

  10. Мой брат (сестра)….


Опросник степени соперничества между детьми И. Баркан

1) О степени ревности к младшему брату (младшей сестре) и об уровне соперничества между детьми можно судить по предложенному нами опроснику, предназначенному для детей дошкольного, младшего школьного и среднего школьного возрастов.

Инструкция: На каждый пункт опросника ребенок должен конкретно ответить: да или нет.

Если бы от тебя зависело, то ты...

  1. Всегда бы играл (ла) с младшим братом (сестрой) — да, нет.

  2. Отдавал (а) бы ему (ей) свои самые лучшие игрушки — да, нет.

  3. Брал (а) бы его (ее) с собой на прогулку — да, нет

  4. Защищал (а) бы его (ее) во дворе — да, нет.

  5. Ухаживал (а) бы за ним (ней) — да, нет.

  6. Хвалил бы его (ее) маме и папе — да, нет.

  7. Радовался бы, что он (она) у тебя есть — да, нет.

  8. Сидел бы с ним (ней) дома, чтобы он (она) не оставался (лась) один (одна) - да, нет.

  9. Читал бы ему (ей) сказки — да, нет.

  10. Отводил (а) бы его (ее) в детский сад или в школу — да, нет.

2) О степени ревности к старшему брату (старшей сестре) и об уровне соперничества между детьми можно судить по предложенному нами опроснику, предназначенному для детей различного возраста (начиная с дошкольного).

Инструкция: На каждый пункт опросника ребенок должен конкретно ответить: да или нет.

Если бы от тебя зависело, то ты...

  1. Гордился (лась) бы тем, что у тебя есть старший брат (сестра) — да, нет.

  2. Брал (а) бы всегда с него (нее) пример — да, нет.

  3. Дружил (а) бы с ним (нею) как с лучшим другом — да, нет.

  4. Всем бы рассказывал (а), что у тебя есть старший брат (сестра) — да, нет.

  5. Хвалил(а) бы его (ее) маме и пале — да, нет.

  6. Не мешал (ла) бы ему (ей) делать уроки — да, нет.

  7. Не жаловался (лась) бы на него (нее) маме и папе — да, нет.

  8. Помогал (ла) б ему (ей) выполнять все по дома — да, нет.

  9. Делился (лась) бы с ним (нею) всем самым вкусным — да, нет.

  10. Отдавал (ла) бы ему (ей) все самое лучшее — да, нет.

  11. Заранее Вам благодарны за искренние ответы!

Методика личностного дифференциала (вариант, адаптированный в НИИ им. В. М. Бехтерева)

Инструкция. В предложенном бланке представлены наиболее распространенные качества человека. Положительные значения этих качеств обозначены знаком «+», а отрицательные знаком « - ».

Их степень оценивается по семибальной шкале. Порядок работы с методикой очень прост и заключается в следующем: 1) выбор знака того или иного качества; 2) определение степени его проявления по баллам:



3 - проявляется очень сильно и очень часто;

2 - выражено достаточно заметно и часто встречается;

1 - проявляется иногда и слабо;

0 - трудно сказать, есть и то, и другое.

На основе выбранных знаков и степени выраженности качества обведите соответствующую цифру в таблице. Помните, что положительные и отрицательные качества людей, приведенные в таблице, постоянно меняются местами. Поэтому будьте внимательны в своих оценках.

Бланк ЛД и ключ

О

+

1

Обаятельный

3210123

-

Непривлекательный

С

-

2

Слабый

3210123

+

Сильный

А

+

3

Разговорчивый

3210123

-

Молчаливый

О

-

4

Безответственный

3210123

+

Добросовестный

С

+

5

Упрямый

32 10123

-

Уступчивый

А

-

6

Замкнутый

3210 123

+

Открытый

О

+

7

Добрый

32 10123

-

Эгоистичный

С

-

8

Зависимый

3210 123

+

Независимый

А

+

9

Деятельный

3210123

-

Пассивный

О

-

10

Черствый

3210 123

+

Отзывчивый

С

+

11

Решительный

3210 123

-

Нерешительный

А

-

12

Вялый

3210123

+

Энергичный

О

+

13

Справедливый

3210123

-

Несправедливый

С

-

14

Расслабленный

3210123

+

Напряженный

А

+

15

Суетливый

32 1012?

-

Спокойный

О

-

16

Враждебный

32 10123

+

Дружелюбный

С

+

17

Уверенный

3210123

-

Неуверенный

А

-

18

Нелюдимый

3210123

+

Общительный

О

+

19

Честный

3210123

-

Неискренний

С

-

20

Несамостоятельный

32 10123

+

Самостоятельный

А

+

21

Раздражительный

3210123

-

Невозмутимый


Примечание: В силу учета возрастных особенностей, бланк был предложен в приемлемой форме


Приложение 3

Результаты методики «Рисунок семьи» (КРС)

Антон 9 лет (Младшая сиблинговая позиция)











Приложение 4

Результаты опросника И. Марковской «Взаимодействие родителя с ребенком»



Рисунок 1. Средние показатели уровня выраженности критериев оценки в отношении матерей к детям, занимающих разную сиблинговую позицию.



Рисунок 2. Средние показатели уровня выраженности критериев оценки в отношении отцов к детям, занимающих разную сиблинговую позицию



Рисунок 4. Средние показатели уровня выраженности критериев оценки в 3отношении матерей к старшим сиблингам, с учетом пола



Рисунок 5. Средние показатели уровня выраженности критериев оценки в отношении матерей к младшим сиблингам, с учетом пола



Рисунок 6. Средние показатели уровня выраженности критериев оценки в отношении отцов к старшим сиблингам, с учетом пола



Рисунок 6. Средние показатели уровня выраженности критериев оценки в отношении отцов к младшим сиблингам, с учетом пола