Файл: Психологические особенности детей в зависимости от порядка рождения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 475

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. Теоретические проблемы сиблинговых отношений между детьми

1.1 Понятие сиблинговой позиции в семье

1.2 Влияние порядка рождения ребенка в семье на его дальнейшую судьбу

1.3 Анализ взаимоотношений между детьми в семье в зависимости от возраста и пола

Глава 2. Практический анализ сиблинговых отношений между детьми

2.1 Проведение практического исследования сиблинговых отношений между детьми разного возраста в семье

2.2 Рекомендации по воспитанию детей в семьях с двумя и большим количеством детей

2.3 Описание методов и методик

2.4 Особенности отношения к семейному окружению детей младшего школьного возраста с учетом их пола и ролевой позиции

Заключение

Список использованной литературы

Приложение 1.

Методический инструментарий

Опросник «Межличностные отношения ребенка» Рене Жиля (пример 1, 6 и 10 вопросов)

Приложение 2

Методика « Рисунок семьи» Р. Бернса и С. Кауфмана (КРС)

Используется в любом возрасте и диагностирует особенности внутрисемейной ситуации.

Опросник для изучения взаимодействия родителей с детьми И. Марковской (ВРР).



5) отношение к бабушке и дедушке и другим близким родственникам,

6) отношение к другу (подруге),

7) отношение к учителю,

Б) Переменные, характеризующие особенности самого ребенка и проявляющиеся в его межличностных отношениях:

8) степень любознательности,

9) степень желания общаться с детьми в больших группах,

10) степень стремления к доминированию и лидерству в группах детей,

11) конфликтность, агрессивность,

12) социальная адекватность поведения - реакция на фрустрацию,

13) степень изолированности от окружающих, стремление к близости.

Эти переменные представлены в специальном регистрационном списке. Суммирование баллов по каждому параметру производится исходя из максимального количества испытуемых, работающих по этому параметру (от 6 до 20). Метод может быть использован при обследовании детей от 4 до 12 лет.

2. Метод «Кинетическое рисование семьи» (Р. Бернс и С. Кауфман (КРС)) в модификации Г. Хоментаускаса (1990) и А. Vengera (2003) (см. Приложение 2, стр. 96). Методика диагностирует особенности семейных отношений и в то же время представляет собой творческую деятельность ребенка, которая не только отражает восприятие семьи, но и позволяет ребенку анализировать и переосмысливать семейные отношения. Он раскрывает настоящее, прошлое и будущее.

Для определения особенностей отношений в семье мы использовали проективный метод «Динамическая картина семьи», который, по сравнению с тестом «Семейная картина», дает нам более полную информацию о внутрисемейной ситуации: распределение роли в семье и функции каждого члена семьи.

Для диагностического использования метода рисования очень важно, что он отражает, прежде всего, не сознательные установки человека, а его бессознательные побуждения и переживания, а также достоинство метода рисования - его близость к обыденности. видов человеческой деятельности, особенно для детей.

В то же время данная методика сложна, длительна и объемна в трактовке, так как дает возможность проведения глубокого качественного анализа. Тест можно использовать в любом возрасте.

3. Опросник «Взаимодействие родителя и ребенка» (И. Марковской (ВРР)) (см. Приложение 2, стр. 96-98). Анкета предназначена для изучения взаимодействия родителей с детьми. Исходя из 10 шкал, каковы основные параметры детско-родительского взаимодействия:

1. Нетребовательность - требовательность родителя,

2. Мягкость — это эмпирическое правило.


3. Автономия – контроль над ребенком,

4. Эмоциональная дистанция – эмоциональная близость ребенка к родителю,

5. Отказ - принятие ребенка родителем,

6. Отсутствие сотрудничества - сотрудничество,

7. Беспокойство о ребенке,

8. Несоответствие - последовательность является родительской,

9. Воспитательное противостояние в семье,

10. Удовлетворенность отношениями между ребенком и родителями.

Каждая шкала включает 5 утверждений, кроме 3-й и 5-й шкал, которые, по мнению многих исследователей, являются базовыми в детско-родительских отношениях, и в них включено 10 утверждений. Анкета включает 60 вопросов с оценкой степени согласия с каждым утверждением по 5-бальной шкале и предназначена для родителей дошкольников и младших школьников.

4. Метод «Незаконченные предложения» (см. Приложение 2, стр. 98). Метод представляет собой проективный метод, применяемый для диагностики межличностных отношений ребенка в семье. Модифицированная методика направлена ​​на изучение направленности ребенка на определенного человека. Методика строится на основе приема словесного завершения предложенной начальной части предложения, где в ответ на исходный стимул индивид дает информацию об отношении к данному лицу в той или иной группе межличностных отношений. связи.

Испытуемому предлагается ряд неполных предложений в виде таких утверждений, как:

1. Я думаю, что у моего брата (сестры) мало…;

2. Мой брат (сестра) и я...;

3. Если бы только мой брат (сестра) хотел (а), то…;

4. Я считаю, что большинство братьев (сестер)…;

5. Я люблю своего брата (сестру), но...;

6. Мой брат (сестра) должен (а)…;

7. Я хотел бы иметь своего брата (сестру)…;

8. Когда меня нет, мой брат (сестра)…;

9. Когда мы говорим с братом (сестрой)…;

10. Мой брат (сестра)….

Обработка результатов включает количественный и качественный анализ. Количественный анализ оценивает отношение, выраженное субъектом в ответ на субъект, названный в первой части предложения. Выделяют следующие типы отношений: нейтральные, положительные, отрицательные.

+2 – максимальное, ярко выраженное, сильное положительное отношение к рассматриваемому предмету,

+1 - позитивный настрой

0 – нейтральный ответ; эмоциональный знак, выраженный или подразумеваемый

,

-1 – негативное отношение,

-2 – максимальное, отчетливо выраженное, сильное негативное отношение к рассматриваемому предмету.

На основе количественного анализа обработка результатов включает оценку смыслового содержания предложений, а именно контент-анализ для выделения высказываний сиблингов применительно к различным сферам межличностного общения, образа старших и младших сиблингов.

5. Опросник (шкала) «Степень выраженности соперничества между старшими и младшими сиблингами» (А. И. Баркан) (см. Приложение 2, стр. 98, 99). Опросник предназначен для диагностики степени соперничества между детьми (степень ревности к младшему брату (сестре), степень ревности к старшему брату (сестре)). Он имеет два варианта: 1 – предназначен для старшего брата, 2 – предназначен для младшего брата или сестры.

Испытуемому предлагалось ответить на 10 вопросов. Вопрос направлен на выявление уровня соперничества между сиблингами (как по первому, так и по второму варианту опросника): низкий уровень (0-3), средний уровень (4-6), высокий уровень (7-10). .

Анкета предназначена для детей дошкольного, младшего школьного и среднего школьного возраста. На каждый пункт анкеты ребенок должен ответить конкретно: «да» или «нет».

Показателем высокой степени соперничества между сиблингами является количество ответов «нет», превышающее 6 по обоим вариантам анкеты.

6. Методика «Личностный дифференциал», адаптированная из НИИ им. В. М. Бехтерева (см. Приложение 2, стр. 99, 100). Метод позволяет изучить состояние испытуемого, которое следует за восприятием символа-раздражителя или личностного смысла испытуемого, а именно за восприятием испытуемым образа младшего (старшего) сиблинга.

В связи с необходимостью учета возрастных особенностей испытуемых форма для заполнения была предложена в более приемлемом виде.

В предложенной форме представлена ​​21 пара наиболее распространенных человеческих качеств. Выражение качества оценивается по символической системе и интерпретируется с учетом признака и степени его проявления по баллам:

0 – трудно сказать, это другое

1 – проявляется иногда и слабо,

2 - выражен достаточно четко и часто,

3 – проявляется очень сильно и часто.

Основными методами математической обработки данных были:

1. Первичная статистическая обработка – расчет средних значений проводился с помощью программы Microsoft Excel 2007.

2. U-критерий Манна-Уитни использовали для оценки различий между двумя группами по уровням количественно измеряемых симптомов.


3. Многофункциональный критерий φ* Фишера различает доли двух выборок (подвыборок), в которых регистрируется интересующий параметр.

Следует отметить, что используемые нами методы статистической обработки полностью соответствуют задачам эмпирического исследования.


2.4 Особенности отношения к семейному окружению детей младшего школьного возраста с учетом их пола и ролевой позиции


Изучение особенностей личных отношений у детей младшего школьного возраста проводилось с помощью метода проектов «Характеристика личных отношений ребенка» (Рене Жиль) (см. 95) с учетом пола и места жительства. следующие переменные: конкретно-личностные особенности отношений ребенка с другими людьми и особенности ребенка в межличностных отношениях, то есть степень выраженности поведенческих особенностей.

Прежде чем перейти к нашим выводам, мы должны представить анализ нашего исследования:

1) сравнение выборок по показателям родственного статуса ребенка, например старших и младших братьев и сестер;

2) сравнение выборок по полу детей с учетом позиций старших и младших сиблингов, например старших мальчиков и девочек, младших мальчиков и девочек;

3) сравнение выборок по критерию пола и положения ребенка, например старшие и младшие девочки, старшие и младшие мальчики.

Исследование выявило различия в отношении детей младшего школьного возраста к ближайшему окружению: младшие братья и сестры придают большее значение отношениям с родителями и другими родственниками, чем старшие. В то же время старшие братья и сестры более склонны к доминированию, лидерству, конфликтам в межличностных отношениях и подчеркивают важность отношений с братьями и сестрами (см. рис.1).

Рис. 1. Средние показатели основных параметров личностных отношений детей с разными ролями.

При анализе статистически значимых различий в личных отношениях детей в зависимости от пола и сиблингового статуса были выявлены следующие результаты: младшие сиблинги имеют более тесные отношения с матерью, а мать более важна для ребенка (см. табл. 1). .

Таблица 1

Степень существенных различий основных параметров личных отношений между старшими и младшими братьями и сестрами с учетом пола

Шкалы

U эмпирическое

Уровень значимости (р)

Отношение к матери

334,5

0,086

Стремление к доминированию и лидерству

303

0,025

Отношение к отцу

68,5

0,079

Отношение к брату (сестре)

68,5

0,079

Отношение к др. родственникам

78,5

0,037

Социальная адекватность поведения

35

0,020