Файл: Психологические особенности детей в зависимости от порядка рождения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 472

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. Теоретические проблемы сиблинговых отношений между детьми

1.1 Понятие сиблинговой позиции в семье

1.2 Влияние порядка рождения ребенка в семье на его дальнейшую судьбу

1.3 Анализ взаимоотношений между детьми в семье в зависимости от возраста и пола

Глава 2. Практический анализ сиблинговых отношений между детьми

2.1 Проведение практического исследования сиблинговых отношений между детьми разного возраста в семье

2.2 Рекомендации по воспитанию детей в семьях с двумя и большим количеством детей

2.3 Описание методов и методик

2.4 Особенности отношения к семейному окружению детей младшего школьного возраста с учетом их пола и ролевой позиции

Заключение

Список использованной литературы

Приложение 1.

Методический инструментарий

Опросник «Межличностные отношения ребенка» Рене Жиля (пример 1, 6 и 10 вопросов)

Приложение 2

Методика « Рисунок семьи» Р. Бернса и С. Кауфмана (КРС)

Используется в любом возрасте и диагностирует особенности внутрисемейной ситуации.

Опросник для изучения взаимодействия родителей с детьми И. Марковской (ВРР).

1.2 Влияние порядка рождения ребенка в семье на его дальнейшую судьбу


характер личность

Как порядок рождения влияет на дальнейшую судьбу и жизнь? Альфред Адлер (1870-1937), австрийский психиатр и психолог, основатель специальной школы психологии и один из основоположников современной психотерапии, первым задался этими вопросами и попытался найти ответы с научной точки зрения. Он первым обнаружил связь между порядком рождения ребенка и формированием его личности. Психологи Адлера продолжали изучать, как положение детей в семье влияет на их дальнейшее развитие. После многочисленных экспериментов и наблюдений были выявлены и описаны некоторые закономерности, связанные с характеристиками сиблингов в той же категории и более поздней взрослой жизнью [1].

На сегодняшний день по этой теме проведено множество серьезных эмпирических исследований. Хотя до сих пор не существует единой и полной теории порядка рождения, нельзя отрицать факт его влияния на формирование личности ребенка в процессе семейного воспитания. Более того, внушительное количество исследований порядка рождения отражает важность этого фактора - как для психологии в целом, так и для конкретного человека в частности.

Значительный вклад в разработку указанной проблемы внес известный психолог Уолтер Томан (1920-2003), подробно рассмотревший различные психологические аспекты семейных отношений и сделавший ряд существенных выводов. Изучив тысячу семей, он обнаружил, что люди, занимающие сходные положения в семье по порядку рождения, имеют очень схожие психологические характеристики [12, c. 37].

Стереотипы, конечно, подразумевают, что все должны быть такими. Однако научные исследования доказывают, что люди, рожденные в одной семье, часто имеют схожие черты характера. Особое место в семье занимает старший ребенок (первенец). Родители могут уделять больше времени и внимания первому ребенку и быть более осторожными, прощающими и защищающими. Дети-первенцы освобождаются от необходимости соревноваться со старшими братьями/сестрами и, по крайней мере, на определенный период времени, не имеют иного выбора, кроме как подражать своим взрослым образцам и стараться превзойти их стандарты поведения. Старшие дети, особенно мальчики, часто наследуют профессию отца и дедушки и рассчитывают на семейный успех.


Рождение очередного ребенка оставляет его в исключительном положении во владении любовью и вниманием родителей и часто сопровождается ревностью к брату или сестре. Старший ребенок более серьезный, стремится к совершенству и обычно играет со сверстниками. Первенец обычно заботится о младших братьях и сестрах, особенно в случае болезни или потери родителей. Он может чувствовать ответственность за материальное благополучие семьи, продолжение семейных традиций, часто становится лидером.

Эти дети очень ответственны и ориентированы на результат. Осторожный, добросовестный и готовый к сотрудничеству, он демонстрирует желание сохранить доминирующее положение в своих отношениях с родителями после появления этого претендента. Первенцы очень мотивированы, имеют сильную потребность в успехе и склонны достигать более высоких целей, чем другие.

Распространенной проблемой детей старшего возраста является боязнь не оправдать ожиданий родителей и других руководителей (директоров, учителей, тренеров и т. д.). Им очень сложно научиться расслабляться и радоваться жизни. В парах они контролируют или слишком переживают за супруга — часто в ущерб отношениям [14, с. 102-104].

Второй или средний ребенок в семье лишен возможности испытать на себе, что значит быть единственным ребенком. Это может быть нечто среднее между маленьким ребенком и ребенком постарше, а также их комбинация. В то же время средние дети обладают авторитетом старших детей и непосредственностью младших. Среднему ребенку, будь он единственной девочкой или единственным мальчиком в семье, приходится бороться за внимание и за получение своей роли и положения.

Этим детям приходится прикладывать больше усилий и часто соревноваться, чтобы «взять под контроль». Средний ребенок может оказаться в теле старших братьев и сестер, которые хотят вытеснить их с занимаемых ими позиций. Он часто чувствует себя ниже своего старшего брата или сестры (не осознает, что его невежество и некомпетентность — всего лишь результат возраста) и может попытаться преуспеть в других областях.

Эти средние дети обладают высокоразвитыми социальными навыками. Они умеют договариваться и понимать разных людей, они хорошие дипломаты, хорошо работают в команде, легко общаются со стариками и молодежью, умеют поддерживать хорошие отношения.

Исследования также показывают, что средние дети в семье чувствительны к несправедливости, неверности и ошибкам [8, с. 83].



Младший ребенок занимает особое место в семье. У него нет «последователей» и, будучи «ребенком близкой семьи», он остается навсегда. Ранняя социализация последнего ребенка в семье часто включает в себя низкое, тревожное отношение к другим членам, в результате чего формируется зависимо-импульсивный тип личности. Маленький ребенок беззаботен, оптимистичен и готов принять чужую защиту, заботу и поддержку. Его родители требуют меньше, чем его достижения. Как правило, десять менее посвящены репродукции.

С маленьким ребенком обращаются как с ребенком, он без проблем общается и пользуется популярностью у своих друзей. Такие дети в семье серьезно относятся к себе и любят повеселиться. В этой сфере он наиболее популярен среди остальных, и относится к как можно большему количеству групп.

По сравнению с другими позициями в порядке рождения, младшие дети имеют самую высокую самооценку. Творческий, гуманитарный человек с сильным чувством юмора. Последние дети многодетных семей имеют сильную потребность в успехе и способны полностью приспосабливаться к ситуациям [6, с. 140-141].

Основные проблемы маленького ребенка связаны с трудностью самодисциплины и принятия решений (поскольку решения за ребенка часто принимает кто-то старше и мудрее). В близких отношениях он знает, что силой ничего нельзя добиться, и часто вырабатывает методы получения желаемого, принижая или прося волшебства. Если он слишком защищает в семье, он может выбрать старшего ребенка своим партнером по браку, а затем бороться против контроля и опеки своей жены.

Единственный ребенок имеет характеристики быть старше и младше. Вам не нужно бороться за внимание родителей, вы не рискуете потерять свои привилегии, потому что у вас нет конкурентов. Родители склонны баловать единственного ребенка, и такие дети могут затем попытаться отыграться, ударив по «центральной стене», но ничего не сделать, чтобы оправдать свои действия. Имея мало возможностей играть с другими детьми, поведение единственного ребенка регулируется исключительно моделями поведения и правилами работы взрослых. Даже в детстве он выглядит немного взрослым и чувствует себя комфортно в одиночестве. Только дети имеют самые высокие показатели IQ и достижений после первого рождения. Поскольку родители возлагают на единственного ребенка особые надежды, он обычно берет на себя ведущую роль в воспитательных делах и может быть выше учителя или воспитателя.


У единственного ребенка в семье может быть два исхода: этот ребенок может быть зависимым и слабым, или он может бороться за то, чтобы стать способным и богатым человеком.

Только дети эгоистичны и меньше всего нуждаются в принадлежности. В любом случае они стремятся угодить окружающим, но при этом стараются сохранять максимальную самостоятельность и боятся неудачи [2, с. 90-92].

Только у детей больше всего психологических проблем, и они чаще других обращаются за психотерапевтической помощью, и не один раз. Исследования показывают, что они испытывают трудности в установлении близких отношений и предпочитают одинокий образ жизни. Чаще всего только дети очень тесно привязаны к своим родителям на протяжении всей жизни, что часто мешает им отделиться и стать самостоятельными.

По этой причине только дети редко находят партнера с плохим отцом или матерью. Наилучший прогноз можно дать парам, где один из партнеров был единственным ребенком в семье, а у другого был младший брат или сестра. Браки, в которых каждый из супругов является единственным, имеют наихудший прогноз.

Согласно исследованиям Тумена, для прочного брака важно, в какой мере и каким образом повторяется ситуация, которую каждый из партнеров занимал среди братьев и сестер в их семье. Безусловно, различают комплементарные (взаимодополняющие), не комплементарные и частично комплементарные дефекты.

В комплементарном браке супругам старшего и младшего ребенка легче договориться и подстроиться друг под друга. Роли в браке дополняют друг друга — одна заботится, другая заботится; один планирует, а другой выполняет план; один хочет идти на работу, другой предпочитает оставаться дома и т. д. Чем больше отношения обоих партнеров напоминают их собственное положение в семьях родителей, тем прочнее и дольше их связь [8, c. 77].

Комплементарным браком не считаются отношения между партнерами, занимающими одинаковое положение в родительской семье. При прочих равных требуется больше времени и усилий, чтобы прийти к соглашению и действовать в соответствии с ним. Когда двое старших детей женятся, главной психологической проблемой может стать борьба за власть. Двое младших детей уйдут от ответственности и соревнуются, кто младше и нуждается в большей заботе. Они могут испытывать трудности после рождения детей, когда возникает потребность в заботе и разделении ответственности.


Важно, есть ли у супругов опыт общения с братьями и сестрами противоположного пола в родительской семье. Женщина из семьи, где все дети были девочками, вероятно, воспримет мужчину как «нечто чуждое и непонятное» и ей придется приложить больше усилий, чтобы понять своего мужа, чем женщина, имеющая братьев.

Однако даже комплементарность не гарантирует стабильных отношений. Для достижения супружеской гармонии в более сложных случаях часто требуется помощь специалиста.