Файл: Е. Ж. Васильев 2017 г.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 306

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.2 СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ



1.2.1 Анализ внешней среды




Для начала проведем анализ отрасли функционирования АО «Первый хлебокомбинат».

Рынок хлебобулочных изделий является одним из самых ёмких в России. К началу экономического кризиса рынок уже полностью сформировался, и его развитие происходило в основном за счет расширения ассортимента и выпуска новых сортов продукции. В этот период наблюдалось падение спроса на традиционные массовые сорта хлеба, однако был отмечен рост потребления низкокалорийных и высокорецептурных сортов, ориентированных на здоровое питание, выпускаемых по национальным рецептам, премиальной и мелкоштучной продукции. Во время кризиса в структуре продаж вновь стали преобладать «социальные» сорта хлеба в виду снижения доходов населения. По мере стабилизации экономической ситуации такие тенденции развития отрасли, как расширение ассортимента и выпуск новой продукции, вновь становятся актуальными.

По мнению экспертов, сегодня развитие рынка хлебобулочных изделий происходит в основном за счет нетрадиционных сортов, растет спрос на новые сорта хлеба с более сложной рецептурой и сдобу, но в то время потребление «социального» хлеба достаточно стабильно на протяжении уже нескольких лет – его доля составляет около 50%. По мнению аналитиков, течение пяти лет произойдет более четкая сегментация рынка, в результате которой в нижнем ценовом сегменте останутся так называемые традиционные виды хлеба с одновременным ростом премиального сегмента – высокорецептурного хлеба и хлеба только из натуральных ингредиентов. При этом ожидается, что доля нижнего сегмента продолжит сокращаться, а премиальный будет активно формироваться.

Следующим этапом анализа внешней среды проведем PEST-анализ предприятия.

В настоящее время на результаты деятельности предприятия АО «Первый хлебокомбинат» оказывают следующие факторы:



  1. экономические факторы: уровень и темпы инфляции влияют на изменение цен на сырье и прочие материальные ценности, колебания курса рубля относительно валют других государств влияет на изменение цен, на оборудование используемое организацией.

  2. политические факторы: нестабильность, внезапные изменения в политической ситуации в стране могут привести к изменению условий хозяйствования, к повышению ресурсных затрат, потере прибыли. В настоящее время в стране реализуется долгосрочная целевая программа «Развитие пищевой и перерабатывающей промышленности РФ на период 2013-2020 годы», которая позволяет создать не только необходимые условия для модернизации промышленности, формирования нового технологического уклада, решения финансово-экономических и социальных проблем, но и содействовать реализации целей социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года.

  3. социальные факторы: сокращение уровня жизни населения, рост безработицы, численность населения региона влияют как положительно, так и отрицательно на деятельность организации.

  4. технологические факторы: реакция предприятия на научно-технический прогресс, восприимчивость к инновациям, появление новых технологий, что приводит к увеличению объемов производства.


Список факторов внешней среды, влияющих на работу предприятия и тенденции их действия приведены в таблице 1.1.

Исходя из данного анализа, можно сказать, что наибольшее влияние на АО «Первый хлебокомбинат» будут оказывать следующие факторы:

1) негативные:

- повышение цен на сырье; - повышение уровня безработицы.

2) положительные:

-реализация долгосрочной целевой программы «Развитие пищевой и перерабатывающей промышленности РФ на период 2013-2020 годы»;

-сокращение реальных доходов населения. Как отмечают эксперты, со снижением уровня доходов населения всегда отмечается рост спроса на хлебобулочные изделия и соответственно увеличивается их производство. Данная ситуация была зафиксирована в 2008 г., в период экономического кризиса.

-возможность использования новых технологий.

Таким образом, были выделены наиболее значимых для предприятия факторы, учет которых позволит добиться успешного развития предприятия.

Таблица 1.1 – PEST-матрица АО «Первый хлебокомбинат»

Политические факторы:

Экономические факторы:

-ужесточение законодательства -политическая ситуация в стране не стабильная

-реализация долгосрочной целевой программы «Развитие пищевой и перерабатывающей промышленности

РФ на период 2013-2020 годы»

-торможение развития экономики

-курс доллара к концу 2016 г. составил

62 рублей (имеет тенденцию к росту); -рост инфляции, отток капитала изменился в большую сторону. -рост цен: повышение цен на сырьё повышает себестоимость продукции, что значительно понижает прибыль

Социальные факторы:

Технологические факторы:

-уровень жизни населения сокращение реальных доходов населения

-наблюдается рост безработицы -в регионе наблюдается снижение демографического потенциала.

Наличие трудоспособного населения

(потенциальные потребители)

Трудоспособное население составляет 63,8%.

-скорость изменения новых технологий средняя. Имеются новые технологии в производстве



Одним из наиболее распространенных методов оценки микроэкономического окружения является метод оценки пяти конкурентных сил по Портеру.

«Портрет» отрасли целесообразно составить по следующим доминирующим в отрасли экономическим характеристикам:



1.Рыночная власть поставщиков.

У организации АО «Первый хлебокомбинат» заключены долгосрочные договора на поставку сырья и материалов для бесперебойного производства.

Надежность поставщиков оцениваться как высокая.



  1. Рыночная власть потребителей.

Фактор оказывает малое влияние на отрасль, т.к. хлеб и хлебобулочные изделия относятся к повседневным продуктам, и пользуется спросом у потребителей.

  1. Угроза появления новых игроков.

Темпы роста и стадии развития отрасли. Темпы роста отрасли недостаточно высокие и составляют около 8% в год.

Потребность в первоначальном капитале. Для открытия хлебопекарни в первую очередь требуется помещение, своё или арендуемое. Производственная часть должна соответствовать требованиям СЭС, требованиям оптимального распределения рабочих мест.

В целом технологический проект должен включать план цехов, план расстановки технологического оборудования, план вывода вентиляции, электроснабжения, водоснабжения и канализации, спецификации технологического оборудования, требования по отделочным материалам, пояснительную записку по технологии приготовления блюд хлебобулочных изделий. Из чего следует, что потребность в первоначальном капитале есть и совсем не маленькая, что делает отрасль менее привлекательной и повышает барьеры входа.

В целом рассматривая бизнес по созданию хлебопекарни, можно отметить, что прибыльность в данной отрасли сегодня не столь значительна, как, например, в финансовой, страховой и пр. сферах. Сложности в прогнозировании спроса, требования оперативности поставок и цене продукции и сильная конкуренция на рынке ставят многие компании на грань выживания. К этому надо добавить необходимость обеспечивать высокое качество, необходимость снижения себестоимости продукции, обеспечивать оперативную консолидацию финансовых данных и повышать инвестиционную привлекательность для выхода на рынки заемного капитала. Однако, при соблюдении необходимых требований по качеству продукции, обслуживания, грамотная ценовая политика позволяют рассчитывать на высокую и со временем стабильно прогнозируемую прибыль. Следовательно, при правильном выборе концепции предприятия, соответствующей требованиям потребителей отрасль рентабельна, что делает её привлекательной для новых организаций.


Фактор оказывает влияние. Вход крупных фирм может ожесточить конкуренцию между существующими компаниями в отрасли.

4.Угроза появления товаров заменителей. Продуктовые инновации возможны, в нашем случае - это появление новых видов продукции.

5. Уровень конкурентной борьбы.

Уровень конкуренции высокий. По данным на конец 2015 года в г. Челябинск действует порядка 32 предприятий занимающихся производством хлебобулочных изделий. Размер отрасли большой.

АО «Первый хлебокомбинат» главным образом изучает у конкурентов:

-размер и темпы увеличения прибыльности предприятия, мотивы и цели производственно-сбытовой политики;

-текущую и предшествующую стратегию сбыта;

-структуру затрат;

-систему организации сбыта;

-уровень управленческой культуры.

Выявление слабых и сильных сторон деятельности конкурентов представляет собой конечный итог исследования конкуренции на рынке.

В таблице 1.2 будут проведены оценки слабых и сильных сторон фирм и конкурентов Первого Хлебокомбината.

При рассмотрении полученных данных можно прийти к выводу, что у анализируемого предприятия имеется множество конкурентов. Однако, полученные данные свидетельствуют о наличии у АО «Первый хлебокомбинат» возможности достичь высоких показателей на рынке.

Далее в таблице 1.3 представлен анализ сильных и слабых сторон конкурентов и собственного предприятия.

Как показал проведенный анализ, Компания «Союзпищепром» имеет 4 преимущества перед проектируемой организацией, и только один недостаток.

Таблица 1.2 – Критерии оценки слабых и сильных сторон фирмы и конкурентов

Критерий

АО «Первый хлебокомбинат»

Главные конкуренты

Компания «Союзпищепром»

Компания

«Русский холод»

ООО «Троица»

Монополия на определенную технологию производства товара или оказание услуг

1

5

1

1

Высокий уровень качества

5

5

4

5

Более низкие цены

5

4

3

4

Гибкость при выполнении специальных пожеланий клиента

1

4

3

3

Широта продуктовой линии

1

5

4

3

Скорость поставки товара,

выполнения заказа

5

5

5

5

Надежность поставки товара установленного объема и в необходимые сроки

5

5

5

5

Квалификация сотрудников

5

5

5

4

Возможность установления устойчивых связей с постоянными клиентами

4

5

4

5

Всего

32

43

34

35




Компания «Русский холод» имеет 2 преимущества перед проектируемой организацией, и 2 недостатка.

ООО «Троица» имеет 3 преимущества перед проектируемой организацией, и 2 недостатка.

В таблице 1.3 представлен анализ сильных и слабых сторон конкурентов и собственного предприятия.

Таблица 1.3 – Анализ сильных и слабых сторон конкурентов и собственного предприятия

Критерий

Компания

«Союзпищепром»

Компания

«Русский холод»

ООО «Троица»

Преимущества

Недостат- ки

Преимущества

Недостатки

Преимущества

Недостатки

Монополия на определенную технологию производства товара или оказание услуг

1

0

0

0

0

0

Высокий уровень качества

0

0

0

1

0

0

Более низкие цены

0

1

0

1

0

1

Гибкость при выполнении специальных пожеланий

клиента

1

0

1

0

1

0

Широта продуктовой линии

1

0

1

0

1

0

Скорость поставки товара, выполнения заказа

0

0

0

0

0

0

Надежность поставки товара установленного объема и в необходимые сроки

0

0

0

0

0

0

Квалификация сотрудников

0

0

0

0

0

1

Возможность установления устойчивых связей с

постоянными клиентами

1

0

0

0

1

0

Всего

4

1

2

2

3

2