Файл: Меры социальной защиты судей.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 419

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
9

Названная гарантия направлена на сохранение квалифицированных кадров в судейском сообществе.

В соответствии с п. 5 ст. 15 Закона о статусе судей пребывающие в отставке судьи, ставшие инвалидами вследствие военной травмы, имеют право на получение ежемесячного пожизненного содержания и пенсии по инвалидности. Данное положение распространяется на судей, переведенных на работу в государственные организации и ушедших на пенсию с этой работы, а также на лиц, работавших на должности государственного арбитра и ушедших на пенсию с этой должности.

Кроме рассмотренных выше гарантий права на охрану здоровья и трудовых гарантий, действующим законодательством РФ предусмотрен ряд иных мер социальной защиты судей, в том числе улучшение жилищных условий для нуждающихся в этом судей, страхование имущества судей и членов их семей и другие гарантии. Особое внимание уделяется жилищным условиям, в которых находится судья.

Таким образом, судьи и члены их семей на законодательном уровне наделены целым комплексом мер социальной защиты, направленным на обеспечение независимости судей, создание для них таких условий осуществления деятельности, при которых они могли бы рассматривать дела и принимать по ним справедливые решения.

Гарантии обеспечения социальной защиты судей призваны сохранять кадровый потенциал судейского сообщества и стимулировать добросовестное исполнение судейских обязанностей.

Гарантии прав судей на жилье призваны преодолеть действие следующих негативных факторов: высокая стоимость жилья, недостаточно развитая система ипотечного кредитования, что приводит к невозможности для судьи приобрести жилое помещение за счет собственных средств.

Эти факторы приводят к зависимости судьи, не имеющего жилья или нуждающегося в улучшении жилищных условия, от органов исполнительной власти, в чью компетенцию входит предоставление жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.

Не случайно объем выделенного жилья для обеспечения судей стал одним из целевых показателей реализации федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России» на 2013-2024 годы, целью которой является повышение качества правосудия, уровня судебной защиты прав и законных интересов граждан и организаций.10

Судье, нуждающемуся в улучшении жилищных условий, один раз за время пребывания в судейской должности выдается за счет средств федерального бюджета беспроцентный заем в размере рыночной стоимости жилья в регионе по месту нахождения суда, который погашается после 5-10 лет работы судьей.


Обязанность по осуществлению мероприятий, связанных с приобретением квартиры (дома) судье, возлагается на соответствующий суд, а при приобретении жилья для судей судов районного звена - на управление (отдел) Судебного департамента в субъекте Российской Федерации.

При прекращении полномочий до истечения указанного срока За исключением случаев досрочного прекращения полномочий судьи по основаниям, предусмотренным подпунктами 2 и 9 пункта 1 статьи 14 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» судья выплачивает рыночную стоимость предоставленного ему жилья пропорционально отработанному времени либо освобождает это жилое помещение с передачей его следующему очереднику.

В случае прекращения полномочий судьи по основаниям, предусмотренным подпунктом 10 пункта 1 статьи 14 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации», жилое помещение, переданное в собственность умершего судьи, включается в наследство независимо от продолжительности стажа.


1.3 Независимость и ответственность судей по действующему законодательству  РФ


Независимость судей, по мнению А.А. Тарасова и И.А. Гизатуллина, «это объективно необходимое условие существования судебной власти и правосудия в государстве, оно предполагает свободу каждого судьи в выборе правовой позиции по разрешаемому им делу, как от воли тяжущихся сторон, так и от любого внешнего воздействия. Внешними для судьи являются не только воздействие сторон в рассматриваемом деле или представителей несудебной власти или руководства судов, но и корпоративное влияние со стороны судейского сообщества или ментальная привязанность к корпоративным традициям профессиональных сообществ, к которым ранее принадлежал судья».11

В современном российском законодательстве «независимость судей» определена как принцип всех видов судопроизводства с выделением специальной статьи с таким названием во все процессуальные кодексы.

Объективно необходимая независимость судебной власти в демократически организованном обществе, признающем принцип разделения властей, - это не то же самое, что независимость конкретных судей при отправлении правосудия по конкретным делам. Признание государством самостоятельности и независимости судебной власти способно обеспечить законодательные и организационно-финансовые основы независимости судебной системы, выстроенной по лучшим мировым образцам.

Однако, И.Б. Михайловская утверждала, что «независимость - это внутреннее, психологическое состояние, отражающее систему ценностей, разделяемых данным лицом, и находящееся вне сферы правового регулирования».12

То есть сама по себе независимость судебной власти и соответствующая ей организация судебной системы отнюдь не гарантирует независимости судей.

Более того, проблему независимости судей нельзя решить раз и навсегда: в сфере судебной деятельности всегда находят свою реализацию наиболее существенные интересы отдельных представителей общества и социальных групп. И среди носителей этих интересов всегда найдутся такие, кто захочет склонить весы Фемиды на свою сторону, используя для этого самые разные рычаги давления. И в этих условиях только разумный и понятный всем участникам процедурный механизм судопроизводства способен обеспечить не только независимость конкретного судьи, но и наглядную демонстрацию этой независимости любому желающему.


Общее правило о независимости судей и подчинении их только закону содержится в Конституции Российской Федерации. Согласно общему принципу разделения властей, представленному в ст. 10, «органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны». При этом в соответствии с ч. 1 ст. 120 Конституции Российской Федерации «Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону».

Система процессуальных, организационных, финансовых и социальных гарантий независимости суда, без которых этот принцип остался бы словесным, закреплена в федеральном законодательстве, что возлагает обязанность их соблюдения на все органы власти и должностные лица.

Реализуя право законодательной инициативы, Верховный Суд Российской Федерации более 25 лет, ведет логически последовательную работу по расширению и укреплению этих гарантий.

Процессуальные гарантии - это предусмотренные уголовно-процессуальным правом средства, с помощью которых обеспечивается успешное достижение задач уголовного процесса в целом и отдельных его действий (мер), а равно реализация прав и выполнение обязанностей его субъектами.13

Процессуальные гарантии независимости судей установлены правилами судопроизводства, которые исключают воздействие извне на судью и предусматривают оценку доказательств судом по своему внутреннему убеждению, сформированному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном их исследовании. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

Организационные гарантии - это деятельность государства, его органов, должностных лиц, общественных организаций в области правотворческой, правоприменительной практики, осуществления мер процедурного, режимного, контрольного и иного характера.

Финансовые гарантии независимости судей и самостоятельности судебной власти провозглашены в ст.124 Конституции, согласно которой финансирование судов производится только из федерального бюджета. 

Социальные гарантии - это средства, способы и условия, с помощью которых обеспечиваются условия жизнедеятельности в области социально-экономических и социально-политических прав членов общества.

Одной из гарантий, направленных на обеспечение независимости непосредственно судьи, является принцип их несменяемости, отраженный в ст. 121 Конституции РФ. В силу данного постановления любые изменения в статусе судьи должны происходить по его воле или при наступлении определенных законом обстоятельств либо при совершении проступков или наступлении событий, влекущих установленные законом последствия в виде приостановления и прекращения судейских полномочий.
14

Ещё 2017 году Генеральный секретарь Совета Европы Т. Ягланд, рассматривая основы независимости судей, в своем  докладе  отметил, что уверенность в том, что судья будет занимать свою должность до достижения пенсионного возраста, за исключением случаев дисциплинарного нарушения или проблем со здоровьем, является для них гарантией независимости в соответствии с европейскими стандартами, и почти все страны-члены гарантируют это законом.15

Полномочия судей федеральных судов не ограничены определенным сроком, установлен общий предельный возраст пребывания в должности судьи федерального суда -70 лет, при наступлении которого судья автоматически лишается полномочий. 16

Однако из этого правила профильным законодательством предусмотрены исключения в сторону увеличения предельного возраста до 76 лет в отношении следующих должностей: заместителей Председателя Конституционного Суда РФ, заместителей Председателя Верховного Суда РФ, председателей кассационных судов общей юрисдикции, председателей арбитражных судов округов. Ранее в отношении Председателя Конституционного Суда РФ, а затем и Председателя Верховного Суда РФ был вообще исключен предельный возраст.

Важнейшей гарантией независимости судей конституционного суда является запрет на чье-либо вмешательство в деятельность Конституционного Суда РФ и установление юридической ответственности за такое вмешательство. Ответственность за посягательство на личность либо имущество судьи, неуважение к суду, неисполнение законных распоряжений судьи при осуществлении правосудия устанавливается Уголовным кодексом РФ , Кодексом РФ об административных правонарушениях, а также Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации» 

Обеспечению независимости судей Конституционного Суда РФ служат законодательно установленные гарантии, среди которых можно выделить: 1) нормы, закрепляющие организацию и порядок формирования Конституционного Суда и его самостоятельное положение в системе государственной власти (организационные гарантии); 2) нормы, регулирующие статус судьи: его несменяемость, неприкосновенность, несовместимость судейской должности с иными должностями и видами деятельности; 3) нормы, устанавливающие материальное и социальное обеспечение судей; 4) процессуальные гарантии: институты отстранения судьи от участия в рассмотрении дела, тайны совещания судей, особого мнения судьи; 5) нормы, устанавливающие запрет другим лицам вмешиваться в деятельность судьи и юридическую ответственность за такое вмешательство; 6) нормы, обеспечивающие внутреннюю (личностную) независимость судьи.