Файл: Меры социальной защиты судей.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 421

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Судейская неприкосновенность (иммунитет)

Круг лиц, на которых распространяется иммунитет, определен в нормах международного права, конституциях и законах. К числу подобных законодательство относит и судей. 

Иммунитет является самостоятельным правовым средством государства, через которое оно предоставляет исключительное право лицам, занимающим особое положение в межгосударственных, государственных и общественных отношениях, не подчиняться некоторым общим законам. Правовой иммунитет наделяет своих обладателей единственным, зато весьма значительным преимуществом - правовой неприкосновенностью.

Целью иммунитета является обеспечение выполнения международных, государственных и общественных функций, служебных обязанностей. 

Неприкосновенность судей является элементом судейского иммунитета, данная правовая гарантия закреплена в ст. 122 Конституции РФ. Судьи неприкосновенны, что означает, что они не могут быть привлечены к уголовной ответственности, в том числе по истечении срока их полномочий.

А именно, законодательное регулирование неприкосновенности судьи распространяется на следующие правовые свойства: 1) недопустимость привлечения судьи к ответственности за принятое судом решение, если только не будет установлена его виновность в преступном злоупотреблении или вынесении заведомо неправосудного решения; 2) особый порядок уголовного преследования; 3) особенности избрания меры пресечения и производства отдельных следственных действий; 4) особенности административной и дисциплинарной ответственности.

Финансирование судов также обеспечивает неприкосновенность судей и должно производиться только за счет средств федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом, хотя в литературе выделяется финансирование судов непосредственно за счет средств государственного бюджета как отдельный принцип правосудия.17

Судейская неприкосновенность является определенным исключением из принципа «Все равны перед законом и судом» (ч. 1 ст. 19 Конституции РФ), а по своему содержанию выходит за пределы ст. 22 Конституции РФ (личная неприкосновенность). Это обусловлено тем, что общество и государство, предъявляя к судье и его профессиональной деятельности высокие требования, вправе и обязаны обеспечить ему дополнительные гарантии надлежащего осуществления функции отправления правосудия.


Принцип независимости судей довольно часто поддавался критике в различных научных кругах по причине того, что фактически он не действует. Основными причинами сложившейся ситуации является то, что судьи до сих пор находятся в зависимости от исполнительной власти, а также от того, что действующая на сегодняшний день структура построения судов Российской Федерации – иерархическая.18

Согласно ст. 8 Кодекса судейской этики, судья должен осуществлять профессиональную деятельность в строгом соответствии с законом, опираясь на внутреннее убеждение  и не поддаваясь влиянию кого бы то ни было. Публичное обсуждение деятельности судьи, критические высказывания в его адрес не должны влиять на законность и обоснованность выносимого им решения.19

Н.А. Гущина рассматривая независимость судей как важнейшую гарантию усиления власти, выявляет проблему, связанную с тем, что нередко встречаются случаи, когда судья убежденный в правильности своего поведения в процессе осуществления правосудия, оказывается зависимым от руководства своего суда. Так как широкий круг полномочий председателю позволяет ему манипулировать ими, осуществляя в различных формах властное воздействие на судью. Такое пагубное воздействие сводится к тому, что формируется психологическое давление на независимого судью с целью повлиять на процесс осуществления правосудия.

По мнению Н.С. Корнус неопытность судьи тоже сказывается на несоблюдении принципа независимости. Из-за отсутствия судейского опыта, мировые судьи часто нуждаются в консультации высококвалифицированных судей. Конечно, это не запрещено законом, но при вынесении вердикта независимость судьи будет искажена. В следствии того, что другой судья не принимал участия в рассмотрении данного дела и не знаком со всеми его обстоятельствами, он может лишь объективно выразить свою позицию по одному из поставленных вопросов, в связи с чем озвученная позицию может оказаться неверной или недостаточной для верного вынесения судейского решения.

Существующая на сегодняшний день система, как утверждает Р.А. Халилев, где именно председатель суда, а также члены специальной комиссии при Президенте РФ определяют предварительный отбор кандидатур и непосредственное их назначение на должности судей, не дает в полной мере реализовывать анализируемый и столь важный принцип независимости судей.

20

Одной из важных гарантий независимости судей, предохраняющей их от излишнего администрирования, могло бы служить распространение на все суды порядка, согласно которому председатель суда, недобросовестно исполняющий свои обязанности либо злоупотребляющий своими правами, может быть досрочно освобожден от должности по решению данного суда путем тайного голосования входящих в его состав судей.

Целесообразно полагать, что законодателю целесообразно пересмотреть порядок назначения мировых судей, а также судьи районных судов и субъектов Российской Федерации. При этом необходимо придерживаться того, что подобные назначения не должны осуществляться по предоставлению кандидатур представителями соответствующих судов. Будет правильнее, если такими полномочиями по предоставлению кандидатур законодательным органам власти субъектов Российской Федерации будут наделены органы судейского сообщества. Более эффективным и действенным решением будет установление открытости процедур рассмотрения отдельно взятых кандидатур отбора кандидатов, в том числе будет уместным придавать их гласности, чтобы общество, а именно граждане были в курсе о предстоящем отборе.

Р.А. Халилев в своей работе предполагает, что проведение анализируемых процедур посредством прямых трансляций в сети «Интернет» будет наиболее логичным для граждан, которые могут находиться в любом месте и спокойно наблюдать за процедурой, при этом не мешать ее спокойному проведению. Следует отметить, что при данном процессе целесообразно присутствие адвокатского сообщества, в том числе различных правозащитных организаций, а именно их непосредственных представителей. Также будет уместным пересмотр вопроса отбора и назначения судей высших судов.

Следует отметить, что необходимость судебной реформы также обусловлена значительным ростом недоверия со стороны народа к суду. Так, согласно проведенному опросу в 2022 году 66,9 % опрошенных выразили недоверие российскому правосудию. При этом важно отметить, что 55 % опрошенных не доверяет судам, обосновывая свою позицию тем, что судьи и само правосудие не могут быть объективными, а также не являются независимыми, несмотря на то что данный принцип закреплен действующей Конституцией РФ.

Однако уже сейчас можно сказать, что государственная власть в Конституции перераспределена и переосмыслена, а принципиальные изменения в значительной степени меняют баланс власти. В соответствии с новыми положениями значительно расширились полномочия Президента и законодательной ветви власти в их влиянии на судебную власть. В этом смысле, наверное, самым актуальным является поиск ответа на вопрос о том, насколько новые полномочия влияют на конституционное равновесие в целом и самостоятельность, и независимость суда в частности.


Таким образом, рассмотрев правовое регулирование независимости судей в Российской Федерации и проанализировав современные проблемы реализации принципа независимости судей в России, мы пришли к выводу, что независимость судей является бесспорной социальной ценностью лишь для общества в целом. На уровне конкретных носителей правовых интересов в разрешаемых судами конфликтах независимость судей важна значительно менее, чем удовлетворение собственных интересов. Именно поэтому проблема независимости судей всегда будет в центре внимания юридического сообщества и всегда будет порождать полемику в юридической науке.

Глава 2 Анализ социальных гарантий, предоставляемых судьям

2.1 Анализ страховых гарантий, предоставляемых судьям



Социально-правовая защита судей имеет целью не только стимулирование на добросовестное исполнение должностных обязанностей, но и компенсацию законодательно установленных ограничений некоторых общегражданских прав (запрет на принадлежность к партиям, на замещение некоторых государственных должностей, на занятия деятельностью предпринимательского характера).

В Российской Федерации в отношении некоторых категорий служащих государственных структур, включая судей, в рамках обязательного страхования (государственного) предусмотрены страхование ответственности судей, защита их здоровья, жизни, имущества.

Указанные виды обязательной страховой защиты осуществляются государственными учреждениями на основании специальных нормативных документов, правовых положений и законов за счет ресурсов государственного бюджета (ст. 927 ГК РФ).21

Страховщиком выступает организация, получившая разрешительную лицензию на право осуществления обязательного государственного страхования, включая обязательное страхование судей, и выбранная по итогам специального конкурса.

Страхователь в лице уполномоченного должностного сотрудника информирует застрахованных граждан:

- о правилах осуществления процедуры обязательного государственного страхования судей;

- о порядке подготовки документов, необходимых при обращении за выплатами в ситуации наступления страхового события;

- о способах уплаты и размерах компенсации.

При наступлении страховой ситуации, ставшей причиной кончины (гибели) застрахованного гражданина, выгодоприобретателями становятся граждане, определенные в завещании, а если таковые отсутствуют – наследники, определяемые по закону согласно законодательству Российской Федерации, действующему на момент происшествия.

Государственные выплаты и предложения страховых структур

Величина выплачиваемых страховых сумм покрывает:

- в случае гибели судьи заработную плату