Файл: Развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста.docx
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 92
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы проблемы развития воображения у детей старшего дошкольного возраста
Развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста
Развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности
Глава 2. Экспериментальное исследование развития воображения у детей старшего дошкольного возраста
Анализ результатов развития воображения у детей старшего дошкольного возраста
Программа по развитию воображения детей старшего дошкольного возраста
Глава 2. Экспериментальное исследование развития воображения у детей старшего дошкольного возраста
-
Организация и методы исследования развития воображения у детей старшего дошкольного возраста
Экспериментальная база исследования: детский сад МБОУ "Ленинская школа-сад".
Экспериментальная группа исследования: 5 детей от 6 лет 1 мес. до 6 лет 9 мес. (2 мальчика и 3 девочки).
Цель исследования: определение уровня развития воображения у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
-
Оценка развития воображения детей старшего дошкольного возраста. -
Изучение особенностей творческого воображения детей старшего дошкольного возраста.
Критериальную базу исследования составили оригинальность и уникальность высказываемых идей и создаваемых образов, их продуманность и детальность, гибкость воображения.
В соответствии с выделенными критериями была составлена диагностическая программа исследования, представленная в Таблице 1.
Таблица 1
Содержание диагностической программы
№ п/п | Название методики и автор | Цель методики | Исследуемые параметры |
1 | «Придумай рассказ» из книги Р.С. Немова «Психология. Книга 3» | Выявление уровня развития воображения |
|
2 | «Нарисуй что-нибудь» из книги Р.С. Немова «Психология. Книга 3» | Выявление уровня развития воображения |
|
3 | «Придумай игру» из книги Р.С. Немова «Психология. Книга 3» | Выявление уровня развития воображения |
|
4 | «Заданные фигуры» из книги Р.С. Немова «Психодиагностика» | Изучение особенностей творческого воображения |
|
Таблица 2
Список участников экспериментальной группы
№ п/п | Имя участника | Возраст (лет, мес.) |
1 | Даниил Б. | 6,3 |
2 | Никита И. | 6,9 |
3 | Валерия Н. | 6,1 |
4 | Ольга П. | 6,6 |
5 | АленаТ. | 6,7 |
Рассмотрим методики, вошедшие в диагностическую программу.
-
«Придумай рассказ» Р.С. Немова [18, c. 19]. Ребенку нужно придумать рассказ о ком- или о чем-либо за минуту, а затем пересказать его за две минуты. Ребенок может придумать как рассказ, так и историю или сказку.
Критериями оценки воображения выступают такие параметры рассказа, как: скорость придумывания; необычность, оригинальность сюжета; разнообразие используемых образов; проработанность и детализация образов; впечатлительность, эмоциональность образов.
Каждый признак оценивает от 0 до 2 баллов в соответствии с выраженностью перечисленных признаков.
По итогу подсчитывается и сравнивается с предложенной шкалой количество полученных баллов по всем критериям.
-
«Нарисуй что-нибудь» Р.С. Немова [18, c. 28]. Ребенок получает лист бумаги и фломастеры. Он должен придумать и нарисовать что-либо необычное. Работа длится четыре минуты. После этого производится оценка рисунка в баллах по заданным критериям, среди которых оригинальность рисунка, его проработанность и детальность, красочность, эмоциональность.
По итогу подсчитывается и сравнивается с предложенной шкалой количество полученных баллов по всем критериям.
-
«Придумай игру» Р.С. Немова [18, c. 41]. Ребенок должен за пять минут придумать какую-либо игру и подробно рассказать о ней. Психолог помогает ребенку наводящими вопросами: Как называется игра? В чем она состоит? Сколько человек необходимо для игры? Какие роли получают участники в игре? Как будет проходить игра? Каковы ее правила? Чем должна будет закончиться игра? Как будут оцениваться результаты игры и успехи отдельных участников?
Оценке подлежит содержание придуманной игры. Она производится по таким критериям, как: оригинальность и новизна; продуманность условий; наличие в игре различных ролей для разных ее участников; наличие в игре определенных правил; точность критериев оценки успешности проведения игры.
Каждый признак оценивает от 0 до 2 баллов в соответствии с выраженностью перечисленных признаков.
По итогу подсчитывается и сравнивается с предложенной шкалой количество полученных баллов по всем критериям.
-
«Заданные фигуры» Р.С. Немова [18, c. 54]. Детям даются листы с изображением геометрических фигур: круга, квадрата, трапеции, прямоугольника, треугольника. Они должны дорисовать фигуры так, чтобы получилось осмысленное изображение какого-либо предмета, среди которых: лицо, клоун, домик, кошка, дождь, радость. Фигуры можно использовать неоднократно, комбинировать, изменять размеры, иные фигуры или линии добавлять запрещается.
Результаты оцениваются по критериям: изображены ли все заданные объекты; реалистичность изображения (степень похожести на заданный объект); уникальность изображения; использование в изображении всех предложенных фигур.
Затем в зависимости от соответствия этим критериям выставляется от одного до четырех баллов по каждому из них. По сумме баллов делаются выводы в соответствии со шкалой.
Результаты диагностики рассмотрены в следующем параграфе.
- 1 2 3 4 5 6 7 8
Анализ результатов развития воображения у детей старшего дошкольного возраста
Методика «Придумай рассказ»
При выполнении задания один ребенок смог почти за минуту придумать небольшой рассказ про зайчика, который, гуляя по лесу, подружился с лисой, волком и мишкой. Персонажи были описаны довольно детально, по несколько слов было сказано об их характере (лисичка – хитрая, волк – страшный, злой, мишка – добрый, большой, помогает маленьким зверям). Рассказывал ребенок довольно эмоционально. В итоге за выполнение задания он набрал 8 баллов, что говорит о высоком уровне развития воображения.
Еще двое детей за минуту придумали рассказ, в котором использовались персонажи мультфильма «Маша и медведь». Дополнительных персонажей в рассказе не было, но сами Маша и мишка были описаны подробно. Рассказ был довольно эмоциональным. В итоге за выполнение задания дети получили по 6 и 7 баллов, что говорит о среднем уровне развития воображения.
Двое детей к рассказу приступили, подумав несколько секунд. В рассказе использовали персонажей мультфильма «Смешарики» и «Фиксики». Было похоже, что они пересказывают какой-то небольшой фрагмент мультфильма. Персонажей использовалось несколько, но детально дети их не описывали. Рассказ не сопровождался ярко выраженными эмоциями. По итогу дети получили по 3 балла, что говорит о низком уровне развития воображения. Данные представлены в таблице 3 и на рисунке 1.
Таблица 3
Уровни развития воображения у детей старшего дошкольного возраста
№ п/п | Баллы | Уровни развития воображения | ||||
Очень низкий | Низкий | Средний | Высокий | Очень высокий | ||
1 | 7 | | | + | | |
2 | 8 | | | | + | |
3 | 3 | | + | | | |
4 | 6 | | | + | | |
5 | 3 | | + | | | |