Файл: Развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 87

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В основу разработанной программы по развитию воображения детей старшего дошкольного возраста легло пособие для педагогов дошкольных учреждений С.И. Гин «Занятия по ТРИЗ в детском саду» [ 20, c. 15]. Использованный для программы материал предназначен специально для детей старшего дошкольного возраста и направлен на развитие у них речи, творческого воображения, а также таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность, поисковая активность, стремление к новизне. Программа предполагает обучение приемам фантазирования, придумывания нового объекта, рассказу по картинке, обучение действиям мыслительных операций.

Программа состоит из 20 занятий, посвященных различным темам, обучению приемам фантазирования, развитию воображения. Описание программы представлено в таблице 7.

Таблица 7

Программа занятий по развитию воображения детей старшего дошкольного возраста

№ п/п

Тема

Цели

Оборудование

1

Прием фантазирования «Дробление – объединение»

  • развивать аналитико-синтетические умения;

  • познакомить с приемом фантазирования «дробление – объединение»;

  • развивать воображение

  • рисунки мифологических существ

2

Метод фокальных объектов

  • познакомить с игрой «Да-нетка»;

  • систематизировать представления о свойствах объектов;

  • развивать умение пере­носить свойства с одного объекта на другой;

  • развивать фан­тазию

  • различные игрушки

3

Прием фантазирования «Увеличение – уменьшение»

  • познакомить с приемом фантазирования «увеличе­ние – уменьшение»;

  • активизировать мышление путем разре­шения проблемных ситуаций;

  • воспитывать умение сопереживать;

  • формировать коммуникативные навыки

  • мяч

4

Свойства и признаки

  • развивать пространственное воображение;

  • систематизировать знания о признаках объектов;

  • развивать фантазию, умение переносить при­емы с одного объекта на другой;

  • развивать внимание

  • карточки с рисунками

5

Развитие ассоциативности

  • обучать навыкам ассоциативного мышления;

  • разви­вать навыки театрализации, перевоплощения

  • карточки с рисунками, бумага, чернила

6

Прием фантазирования «Оживление»

  • познакомить с приемом фантазирования «Оживле­ние»;

  • активизировать мышление детей;

  • развивать воображе­ние, фантазирование

  • рисунки или игрушки сказочных персонажей

7

Волшебник Времени

  • познакомить с приемом фантазирования «Изменение времени»;

  • развивать диалектичность и вариативность;

  • систематизировать знания о сезонных изменениях в природе;

  • развивать воображение




8

Морфологический анализ

  • активизировать мышление детей;

  • систематизировать знания о составных частях объекта и их вариантах;

  • раз­вивать воображение

  • «черный ящик», рисунок дома

9

Прием фантазирования «Наоборот»

  • познакомить с приемом разрешения противоречий «наоборот»;

  • активизировать словарный запас путем использо­вания антонимов;

  • развивать чувство юмора, воображение




10

Прием фантазирования «Бином фантазии»

  • познакомить с приемом фантазирования ДжанниРодари «Бином фантазии»;

  • активизировать словарный запас;

  • раз­вивать тактильную память, воображение

  • два «волшебных мешочка», игрушки – живые и неживые объекты

11

Рассказ по картинке: аналитико-синтетические виды работ

  • формировать аналитические умения;

  • активизировать словарный запас путем составления предложений;

  • развивать память, наблюдательность;

  • активизировать восприятие за счет использования органов чувств

  • рисунки отдельных предметов, сюжетная картинка

12

Рассказ по картинке: системный оператор

  • развивать внимание, наблюдательность;

  • обучать построению причинно-следственных цепочек;

  • развивать навыки прогнозирования и фантазирования

  • сюжетная картинка, схема на наборном полотне

13

Рассказ по картинке: выразительные средства речи

  • активизировать словарный запас;

  • обучать навыкам сравнения;

  • систематизировать представления о признаках объектов

  • рисунки для раскрашивая

14

Прогнозирование: объект «больница»

  • развивать диалектическое мышление;

  • познакомить с приемами прогнозирования;

  • развивать воображение;

  • ориенти­ровать детей на здоровый образ жизни

  • градусник

15

Прогнозирование: объект «самолет»

  • обучать алгоритму сочинения загадок по признакам;

  • развивать диалектическое мышление;

  • формировать навыки прогнозирования и фантазирования;

  • развивать внимание




16

Фантазирование: объект «магазин»

  • активизировать мышление детей;

  • развивать диалектичность и вариативность мышления;

  • развивать внимание;

  • сис­тематизировать знания о товарно-денежных отношениях




17

Прием фантазирования: эвроритм, объект «велосипед»

  • активизировать интерес детей;

  • развивать диалектичность и вариативность мышления;

  • формировать умение выстраивать причинно-следственные цепочки;

  • развивать внимание, фантазирование

  • карточки с рисунками

18

Понятие о классификации

  • систематизировать знания детей о различных клас­сификациях;

  • научить использовать прием «сужение круга по­иска» при отгадывании;

  • развивать абстрактное мышление

  • карточки: цветы (2-3 вида); деревья (1-2 вида); звери (1-2 вида); птицы (2-3 вида); рыбы (1-2 вида); ме­бель, транспорт, посуда, одежда (1-3 карточки каждой темы)

19

Классификация животного мира

  • систематизировать знания об отличительных призна­ках представителей животного мира;

  • развивать умение срав­нивать и обобщать;

  • формировать навыки выделения существен­ных признаков;

  • развивать внимание

  • карточки с рисунками, «пятиэкранка»

20

Классификация растительного мира

  • систематизировать знания детей о растениях;

  • раз­вивать умение переключать внимание;

  • развивать логичес­кое мышление;

  • формировать навыки самостоятельного про­ведения классификации

  • карточки с рисунками, «пятиэкранка»



Подробное описание программы дано в приложении.

Заключение по второй главе

В ходе нашего исследования мы провели диагностику уровня развития воображения у детей старшего дошкольного возраста. Для этого использовали такие методики, как «Придумай рассказ» Р.С. Немова, «Нарисуй что-нибудь» Р.С. Немова, «Придумай игру» Р.С. Немова, «Заданный фигуры» Р.С. Немова.

Анализ полученных данных выявил, что для большинства детей старшего дошкольного возраста, составляющих экспериментальную группу, характерен средний и низкий уровни развития воображения. Исходя из этого мы разработали программу по развитию воображения детей старшего дошкольного возраста.

В основу разработанной программы по развитию воображения детей старшего дошкольного возраста легло пособие для педагогов дошкольных учреждений С.И. Гин «Занятия по ТРИЗ в детском саду». Использованный для программы материал предназначен специально для детей старшего дошкольного возраста и направлен на развитие у них речи, творческого воображения, а также таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность, поисковая активность, стремление к новизне. Программа предполагает обучение приемам фантазирования, придумывания нового объекта, рассказу по картинке, обучение действиям мыслительных операций.

Программа состоит из 20 занятий, посвященных различным темам, обучению приемам фантазирования, развитию воображения.


Заключение


Актуальность вопросов развития воображения дошкольников состоит в том, что данный психический процесс представляет собой обязательный компонент любой формы творческой деятельности ребенка, а также его поведения в целом. Воображение представляет собой особое свойство психики человека, которое стоит отдельно от других психических процессов, занимает промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью. Практически вся человеческая культура, материальная и духовная, является продуктом воображения и творческой деятельности людей. Именно воображение позволяет человеку творить, разумно планировать свою деятельность и управлять ею.

Когда человек создает в воображении какой-то образ, он обращается к уже имеющимся в памяти представлениям. И это всегда будет чем-то, что он ранее воспринял из окружающего мира.

Развитие воображения происходит вместе с постепенным его подчинением сознательным намерениям, реализацией определенных замыслов, которые становятся доступны детям. Воображение в своем развитии проходит четыре стадии: переход от пассивного воображения к творческому; одушевление ребенком окружающих предметов; стадия игры, на которой ребенок проходит период от подражания к перевоплощению; период «романтической изобретательности» или стадия художественного творчества.

Продукт воображения может не соответствовать реально существующему предмету, но, обретя материальное воплощение, начинает реально существовать в мире и воздействовать на другие вещи.

Дошкольник может в воображении выходить из конкретной ситуации, сохранять независимость от нее, даже видеть ее глазами как различных людей, так и животных, предметов. Воображение дошкольника зачастую продолжает быть непроизвольным. Предметом фантазии являются увлекшие и поразившие его предметы и явления.

Целенаправленное развитие воображения у детей сначала происходит под влиянием взрослых, которые
побуждают их произвольно создавать образы, после чего дети научаются сами представлять замыслы и планировать их реализацию. Изначально это происходит в коллективных играх и продуктивных видах деятельности, после чего проявляется в индивидуальной деятельности.

Воображение позволяет малышу познавать окружающий мир, объединять впечатления в единую целостную картину мира. Оно возникает в ситуациях неопределенности, когда дошкольник затрудняется найти в своем опыте объяснение какому-либо факту действительности.

В дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игровая деятельность. В игре обнаруживают себя особенности мышления, воображения, памяти ребенка, его эмоциональность, активность, дисциплинированность, потребность в общении. В игре складывается воображение ребенка.

В воспитании и обучении детей старшего дошкольного возраста особенно важны дидактические игры, потому как они содействуют подготовке к обучению в школе. Растущий человек со сформированным воображением не нуждается во внешних источниках ярких эмоциональных переживаний. В связи с этим игра выступает некоторым ключом к решению многих психологических и педагогических проблем.

Главное место в вопросах развития воображения дошкольника принадлежит ролевой игре. Игровые действия происходят в мнимой ситуации; реальные предметы используются в качестве других, воображаемых; ребенок берет на себя роли отсутствующих персонажей. Таким образом дети приобретают способность к творческому воображению.

Список литературы


  1. Артемова, Л.В. Учись, играя: Окружающий мир в дидактических играх дошкольников [Текст] / Л.В. Артемова. – М.: Томирис, 2015. – 112 с.

  2. Басов, М.Я. Избранные психологические произведения [Текст] / М.Я. Басов, B.Н. Мясищев, В.С. Мерлин. – М.: Педагогика, 2005. – 432 с.

  3. Башлакова, Л.Н. Психологические занятия – тренинги в детском саду [Текст] / Л.Н. Башлакова. – Минск: Тринити, 2014.

  4. Белкина, В.Н. Дошкольное обучение и развитие. Воспитателям и родителям [Текст] / В.Н. Белкина. – Ярославль: Академия развития, 2011. – 256 с.

  5. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание [Текст] / Р. Бернс. – М.: Владос, 2006. – 422 с.

  6. Битянова, М.И. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками [Текст] / М.И. Битянова. – М.: Генезис, 2011. – 352 с.

  7. Боровик, О.В. Развитие воображения. Методические рекомендации [Текст] / О.В. Боровик. – М.: Академия, 2011. – 112 с.

  8. Боровик, О.В. Учись, играя. Развитие воображения: методические рекомендации [Текст] / О.В. Боровик. – М.: ЦГЛ Рон, 2010. – 112 с.

  9. Венгер, Л.А. Восприятие и обучение [Текст] / Л.А. Венгер. – М.: Просвещение, 2013. – 365 с.

  10. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л.С. Выготский. – СПб.: Союз, 2014. – 305 с.

  11. Выготский, Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка [Текст] / Л.С. Выготский // Вопросы психологии. – 1966. – № 6. – С. 66-68.

  12. Гаспарова, Е. Ведущая деятельность дошкольного возраста [Текст] / Е. Гаспарова // Дошкольное воспитание. – 1987. – № 7. – С. 45-50.

  13. Гин, С.И. Занятия по ТРИЗ в детском саду: пособие для педагогов дошкольных учреждений [Текст] / С.И. Гин. – Минск: ИВЦ Минфина, 2008. – 112 с.

  14. Гин, С.И. Мир фантазии [Текст] / С.И. Гин. – М.: Владос, 2010. – 232 с.

  15. Дьяченко, О.М. О некоторых особенностях развития воображения у детей дошкольного возраста [Текст] / О.М. Дьяченко, А.И. Кириллова // Вопросы психологии. – 2003. – № 3. – С. 107-114.

  16. Запорожец, А.В. Избранные психологические труды [Текст] / А.В. Запорожец. – М.: Педагогика, 2006.

  17. Леонтьев, А.Н. Избранные психологические произведения [Текст] / А.Н. Леонтьев. – М.: Педагогика, 2013.

  18. Люблинская, Г.О. Детская психология [Текст] / Г.О. Люблинская. – М.: Высшая школа, 2014. – C. 89-97.

  19. Михайленко, Н. Взаимодействие взрослого с детьми в игре [Текст] / Н. Михайленко, Н.  Короткова // Дошкольное воспитание. – 1993. – № 4. – С. 18-23.

  20. Мухина, В.С. Психическое развитие и обучение [Текст] / В.С. Мухина. – М.: Эксмо, 2012. – 352 с.

  21. Мухина, В.С. Игрушка как средство психологического развития ребенка [Текст] / В.С. Мухина // Вопросы психологии. – 1988. – № 2. – С. 123-128.

  22. Немов, Р.С. Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики [Текст] / Р.С. Немов. – М.: Владос, 2011. – С. 83-87.

  23. Немов, Р.С. Психология. Книга 3 [Текст] / Р.С. Немов. – М.: Владос, 2010. – 608 с.

  24. Никитин, Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры [Текст] / Б.П. Никитин. – М.: Просвещение, 2010. – 160 с.

  25. Островская, Л.Ф. Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников [Текст] / Л.Ф. Островская. – М.: Просвещение, 2011. – 160 с.

  26. Поддъяков, Н. Игры: Психолого-педагогический аспект [Текст] / Н. Поддъяков, Н.Я. Михайленко. – М.: Педагогика, 2007. – 192 с.

  27. Полуянов, Ю.А. Воображение и способности [Текст] / Ю.А. Полуянов. – М.: Знание, 2012. – 150 с.

  28. Репина, Т. Самостоятельные игровые объединения [Текст] / Т. Репина, О. Гостюхин // Дошкольное воспитание. – 1984. – № 2. – С. 43-46.

  29. Рибо, Т. Творческое воображение [Текст] / Т. Рибо. – М.: Владос, 2011.

  30. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. – М.: Педагогика, 2009. – 323 с.

  31. Смирнова, Е.О. Психология ребенка от рождения до 7 лет [Текст] / Е.О. Смирнова. – М.: Школа-Пресс, 2015. – С. 197-211, 236-257.

  32. Столяренко, Л.Д. Основы психологии: практикум [Текст] / Л.Д. Столяренко. – Ростов-наДону: Феникс, 2016. – 704 с.

  33. Субботина, Л.Ю. Детские фантазии: Развитие воображения детей [Текст] / Л.Ю. Субботина. – Екатеринбург: У-Фактория, 2012. – 192 с.

  34. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология [Текст] / Г.А. Урунтаева. – М.: Академия, 2007. – С. 64-86.

  35. Усова, А.П. Роль игры в воспитании детей [Текст] / А.П. Усова, А.В. Запорожец. – М.: Просвещение, 2016. – 96 с.

  36. Фрейд, З. Леонардо да Винчи [Текст] / З. Фрейд. – М.: Владос, 2012.

  37. Шакирова, Д.М., Мышление, интеллект, одаренность: вопросы теории и технологии [Текст] / Д.М. Шакирова, И.Ф. Сибгатуллина. – Казань: Центр инновационных технологий, 2015. – 312 с.

  38. Эльконин, Д.Б. Психология игры [Текст] / Д.Б. Эльконин. – М.: Педагогика, 2008. – 304 с.

  39. Кудрявцев, В.Т. Игра и развитие воображения ребенка: очевидное и неочевидное [Электронный ресурс] / В.Т. Кудрявцев // Режим доступа: http://www.tovievich.ru/book/7/198/1.htm/

  40. Упражнения для развития творческого мышления [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_05c.shtml/