Файл: Развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 85

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Воображение заметно увеличивает границы познания, позволяет дошкольнику «участвовать» в событиях, не происходящих в обыденной жизни. Так, играя, он может спасти товарищей во время шторма, вести корабль через рифы, преодолевать бурю. Подобные игровые ситуации насыщают интеллектуальный, эмоциональный, нравственный опыт ребенка.

Для воображения характерен также реализм, который помогает ребенку при необходимости оценить факты с точки зрения их возможности или невозможности. Также воображение помогает ребенку отыскать необычное творческое решение познавательной проблемы. Со временем он научается чувствовать границу, за которую воображение не должно выходить.

В игре дошкольник исследует логику жизненных связей и следует ей. Он наделяет героев действиями и характерами в соответствии с их реальными особенностями, поведением и образом жизни.

В процессе развития воображения дети к старшему дошкольному возрасту начинают придумывать воображаемые миры, населяют их персонажами с конкретными характеристиками и поведенческими особенностями.

Творческий характер воображения зависит от способности детей преобразовывать впечатления, используемые в игре и художественной деятельности. В словесном творчестве ребенок наделяет придумываемых персонажей реалистическими чертами, включает их в типичные для людей жизненные ситуации, наделяя человеческими мыслями, чувствами, поступками. Он трактует поведение животных с человеческих позиций, отражая опыт социальных взаимоотношений.

В изобразительном творчестве дети создают фантастические образы сначала с помощью элементарных приемов – изменяя цвет или изображая необычное взаиморасположение объектов. Со временем рисунки становятся все более содержательными и оригинальными.

Постепенно образы детского воображения приобретают все большую эмоциональность, наполняются личностным смыслом. В сказках старших дошкольников особое место начинает занимать внутренний мир героев, их переживания, мысли. Дети приписывают героям ценные и значимые нравственные качества.

Выделим основные особенности развития воображения в дошкольном возрасте:

  • воображение становится произвольным, ребенок научается планировать и реализовывать замысел;

  • постепенно оно превращается в фантазирование;

  • ребенок осваивает приемы и средства создания образов;

  • постепенно ребенок научается создавать образы без наглядной опоры.




    1. 1   2   3   4   5   6   7   8

Развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности


Дошкольное детство очень значимо для личностного и интеллектуального развития ребенка. В этот период складывается его характер, закладывается основа отношения к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, приобретаются базовые знания об окружающей жизни. Во всем этом важное значение отводится ведущему виду деятельности – игре. Игра представляет собой способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В ней обнаруживают себя особенности мышления, воображения, памяти ребенка, его эмоциональность, активность, дисциплинированность, потребность в общении.

Игровая деятельность дошкольников неоднородна и постепенно претерпевает прогрессивные изменения. По мере взросления детей меняется содержание ведущей деятельности дошкольника. Обновляются и игровые средства.

А.В. Запорожец отмечает, что поведение детей различается, когда они находятся в игре при наличии игровой мотивации, и когда они действуют в условиях прямого задания. По его словам, игра является первой доступной для ребенка формой деятельности, где он сознательно воспроизводит и совершенствует новые движения [15, c. 118].

В воспитании и обучении детей старшего дошкольного возраста особенно важны дидактические игры, потому как содействуют подготовке к обучению в школе: развивают умение внимательно слушать педагога, быстро находить нужный ответ на поставленный вопрос, точно и четко формулировать свои мысли, применять знания в соответствии с поставленной задачей.

В игре складывается воображение ребенка. Оно избавляет его, как и взрослого человека, от внутреннего одиночества. Человека «с воображением» интересует все – окружающий мир, люди, и, что особо значимо, он сам. Растущий человек со сформированным воображением не нуждается во внешних источниках ярких эмоциональных переживаний. В связи с этим игра выступает некоторым ключом к решению многих психологических и педагогических проблем. Это делает ее особо значимой для дошкольника, ставит на особое место в вопросах его развития.


Еще Л.С. Выготский подчеркивал особую связь игры как ведущей деятельности в дошкольном возрасте с развитием воображения – центральным психическим новообразованием этого возраста [16, c. 67].

Главное место в вопросах развития воображения дошкольника принадлежит ролевой игре. Игровые действия происходят в мнимой ситуации; реальные предметы используются в качестве других, воображаемых; ребенок берет на себя роли отсутствующих персонажей. Так дети приобретают способность к творческому воображению.

В концепции детской игры Д.Б. Эльконина мы видим, что ролевая игра выступает отражением усиливающейся связи с обществом, присущей дошкольнику. В ней выражается такое стремление ребенка к участию в жизни взрослых, которое не может быть реализовано непосредственно, из-за сложности и временной недоступности орудий труда [17, c. 53].

Воображение детей дошкольного возраста развивается в особых условиях игровой деятельности, среди которых в своих исследованиях Л.С. Выготский, О.М. Дьяченко, В.Т. Кудрявцев, Л.Ю. Субботина, Д.Б. Эльконин выделяют:

1. Все начинается с простых игр и задач, которые со временем усложняются. В этом отражается сам творческий процесс, который требует максимального напряжения сил.

2. Самостоятельное выполнение заданий. Взрослый не должен помогать ребенку и тем более решать задания вместо него. Следует дать ребенку подумать, стимулировать его к поиску решения, показать веру в его силы.

3. Свобода выбора деятельности, чередования дел, продолжительности занятий, выбора способов выполнения этой деятельности. Это позволит ребенку работать в комфортном темпе и не переутомляться.

4. Создание непринужденной, комфортной психологической обстановки, для чего нужно стимулировать ребенка, проявлять сочувствие к его неудачам, терпеливо относиться, не осуждать.

Играя, ребенок развивается физически, научается преодолевать трудности. Формируется и развивается инициативность ребенка, сообразительность и находчивость.

В игре средних и старших дошкольников игровые действия должны быть более сложными, нежели в играх младших дошкольников. Они должны включать выполнение какой-либо роли (волк, покупатель, продавец, отгадчик и другие) в определенной ситуации игры. В этом случае ребенок будет действовать в соответствии с характерными особенностями изображаемого образа, имеющимися в детском воображении.


В дидактических играх у ребенка формируются и развиваются психические качества: внимание, память, наблюдательность, сообразительность. Дети учатся использовать полученные ранее знания в многообразных игровых условиях. Активизируются их умственные процессы. В них происходит и художественное воспитание ребенка, совершенствуются движения, выразительность речи, развивается творческая фантазия, эмоциональная выразительность проигрываемого образа.

Мы видим, что в играх имеется значительный развивающий потенциал. В них формируется личность ребенка, осуществляется подготовка к последующей взрослой жизни, происходит адаптация к обществу. Здесь отражается то, что ребенок воспринимает в повседневной жизни, формируется его мировосприятие, что делает игру столь важной.

Заключение по первой главе

Вопросы развития воображения в детском возрасте интересовали многих психологов, среди которых Т. Рибо, Дж. Селли, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Н.Н. Палагина, О.М. Дьяченко и другие. В общем виде воображение представляет способность сознания создавать образы, представления, идеи и манипулировать ими.

Без воображения не обходится никакая человеческая деятельность: учение, труд, творчество, игра. Также воображение сопровождает любой сложный психический процесс. Когда человек создает в воображении какой-то образ, этот образ не может представлять нечто абсолютно новое. Это всегда будет чем-то, что он ранее воспринял из окружающего мира. Процесс воображения протекает с опорой на имеющиеся в памяти представления.

Почти весь дошкольный возраст ребенок фантазирует ради самого процесса фантазирования. Ему интересен процесс комбинирования, создания новых ситуаций, персонажей, событий, имеющий яркую эмоциональную окрашенность. Изначально воображение неразрывно связано с предметом, выполняющим функцию внешней опоры. Постепенно оно начинает опираться на предметы, не похожие на замещаемые.

Дошкольник может в воображении выходить из конкретной ситуации, сохранять независимость от нее, даже видеть ее глазами как различных людей, так и животных, предметов. Предметом фантазии являются увлекшие и поразившие его предметы и явления.

Дошкольное детство очень значимо для развития ребенка. В этот период складывается его характер, закладывается основа отношения к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, приобретаются базовые знания об окружающей жизни. Во всем этом важное значение отводится ведущему виду деятельности – игре.