Файл: Развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста.docx
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 88
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы проблемы развития воображения у детей старшего дошкольного возраста
Развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста
Развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности
Глава 2. Экспериментальное исследование развития воображения у детей старшего дошкольного возраста
Анализ результатов развития воображения у детей старшего дошкольного возраста
Программа по развитию воображения детей старшего дошкольного возраста
Рис. 1. Уровень развития воображения у детей старшего дошкольного возраста
Из рисунка видно, что у 40% детей воображение развито на низком уровне, у 40% детей – на среднем, у 20% – на высоком. В связи с этим рекомендуем проводить с детьми экспериментальной группы работы по развитию воображения.
Методика «Нарисуй что-нибудь»
В процессе выполнения методики одна девочка нарисовала красивую куклу, прорисовав детально ее наряд и лицо, нарисовав рядом столик с чайничком и чашечками. Один мальчик нарисовал замок, дорисовав рядом солнце и деревья, людей. В целом, рисунки довольно проработанные, содержат несколько частей. За них дети получили по 8 баллов, что говорит о высоком уровне развития воображения.
Двое детей нарисовали довольно простые рисунки, на которых изображены машинки и животные. В целом рисунки не слишком оригинальные, но детали их хорошо прорисованы. Сами рисунки дополнены мелкими деталями. За них дети получили по 6 баллов, равных среднему уровню развития воображения.
Одна девочка нарисовала рыбку, не слишком стараясь ее детально прорисовать. Дополнительных предметов и объектов на рисунке нет. За выполнение задания ребенок получил 4 балла, что говорит о низком уровне развития воображения.
Данные представлены в таблице 4 и на рисунке 2.
Таблица 4
Уровни развития воображения у детей старшего дошкольного возраста
№ п/п | Баллы | Уровни развития воображения | ||||
Очень низкий | Низкий | Средний | Высокий | Очень высокий | ||
1 | 8 | | | + | | |
2 | 8 | | | | + | |
3 | 6 | | | + | | |
4 | 6 | | | | + | |
5 | 4 | | + | | | |
Рис. 2. Уровень развития воображения у детей старшего дошкольного возраста
Из рисунка видно, что у 20% детей воображение развито на низком уровне, у 40% детей – на среднем, у 40% – на высоком. Рекомендуем уделить внимание работе с детьми экспериментальной группы по развитию воображения.
Методика «Придумай игру»
Один мальчик придумал игру «Передай мяч». Он сказал, что в нее могут играть все, с кем он дружит. Дети должны стоять в кругу и передавать один мяч по кругу, а второй – в любом порядке. Тот, кто не поймает мяч, выходит из игры. В целом за выполнение задания мы поставили 8 баллов, что соответствует высокому уровню развития воображения.
Один ребенок придумал игру под названием «Магазин». Название довольно простое. Новизной игра не отличается. При этом ребенок сказал, что в нее может играть много детей, кто-то будет покупать у него продукты, кто-то будет покупать у него одежду, а еще ему понадобятся водители, которые смогут перевозить купленную еду. Для игры нужно из бумаги вырезать деньги, а в качестве товара использовать игрушечные овощи. По итогу за выполнение задания он получил 7 баллов, что соответствует среднему уровню развития воображения.
Трое детей придумали игры, схожие с уже существующими играми «салочки», а также игры, в которых имитируется деятельность докторов и салона красоты. Ни правила, ни роли, ни критерии успешности проведения игры не отличаются оригинальностью и новизной. За выполнение задания дети получили по 4, 4 и 3 балла соответственно, что соответствует низкому и очень низкому уровням развития воображения. Данные представлены в таблице 5 и на рисунке 3.
Таблица 5
Уровни развития воображения у детей старшего дошкольного возраста
№ п/п | Баллы | Уровни развития воображения | ||||
Очень низкий | Низкий | Средний | Высокий | Очень высокий | ||
1 | 7 | | | + | | |
2 | 8 | | | | + | |
3 | 4 | | + | | | |
4 | 4 | | + | | | |
5 | 3 | + | | | | |
Рис. 3. Уровень развития воображения у детей старшего дошкольного возраста
Из рисунка видно, что у 20% детей воображение находится на очень низком уровне развития, еще у 40% детей – на низком уровне. У 20% оно развито на среднем уровне, у 20% – на высоком. В связи с полученными результатами рекомендуем уделить внимание работе с детьми экспериментальной группы по развитию воображения.
Методика «Заданные фигуры»
В ходе выполнения данной методики двое детей изобразили практически все заданные объекты, использовав все предложенные геометрические фигуры. Некоторые фигуры комбинировались. Изображения получились довольно реалистичными. За выполнение задания детям выставлено по 23 и 25 баллов, что соответствует высокому уровню развития воображения.
Двое детей использовали все геометрические фигуры, не комбинируя их. В целом изображения получились реалистичными, были изображены не все заданные объекты. За выполнение задания дети получили по 17 баллов, что соответствует среднему уровню развития воображения.
Один ребенок использовал не все геометрические фигуры, в целом изображения получились довольно реалистичными. Не все заданные объекты были изображены. Ребенок получил 8 баллов, что соответствует низкому уровню воображения. Данные представлены в таблице 6 и на рисунке 4.
Таблица 6
Уровни развития воображения у детей старшего дошкольного возраста
№ п/п | Баллы | Уровни развития воображения | ||
Низкий | Средний | Высокий | ||
1 | 17 | | + | |
2 | 25 | | | + |
3 | 17 | | + | |
4 | 23 | | | + |
5 | 8 | + | | |
Рис. 4. Уровень развития воображения у детей старшего дошкольного возраста
Из рисунка видно, что у 20% детей воображение находится на низком уровне развития, еще у 40% детей – на среднем уровне, у 20% – на высоком. В связи с полученными результатами рекомендуем уделить внимание работе с детьми экспериментальной группы по развитию воображения.
По итогам проведенной диагностики установлено, что для большинства детей старшего дошкольного возраста, составляющих экспериментальную группу, характерен средний и низкий уровни развития воображения. Исходя из этого мы разработали программу по развитию воображения детей старшего дошкольного возраста. Описание программы дано в следующем параграфе.
- 1 2 3 4 5 6 7 8
Программа по развитию воображения детей старшего дошкольного возраста
Важные качества воображения (широта, произвольность, устойчивость, яркость, оригинальность) развиваются только в ситуациях целенаправленного влияния со стороны взрослых. Ребенка надо знакомить с действительностью, чтобы ее изображать, развивать способность оперировать образами, чтобы создавать на их основе новое. Не стоит забывать и о формировании познавательных интересов.
Проанализировав множество программ, направленных на развитие воображения детей старшего дошкольного возраста, мы решили остановить свое внимание на ТРИЗ-технологии, которая представляет собой своеобразный инструмент конкретного практического воспитания у дошкольников качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы. ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) преследует цель научить ребенка мыслить системно, осознавая все происходящие процессы. В настоящее время приемы и методы ТРИЗ успешно применяются в ДОУ с целью развития у детей изобретательской смекалки, творческого воображения, диалектического мышления.
Методики ТРИЗ позволяют детям учиться составлять рассказы и сказки, придумывать новые слова, что способствует формированию системно-диалектического способа мышления и развитию его творческого стиля. Дети учатся в необычной, игровой форме работать с предложением, раскладывать его, изменять. Дети знакомятся с числом, формой, научаются более точно ориентироваться в пространстве и времени, овладевая категориями «позавчера» и «послезавтра».
На занятиях с элементами ТРИЗ старшие дошкольники могут научиться моделированию процессов, происходящих в окружающем мире, что способствует освоению физических состояний веществ, фазовых переходов и взаимодействий. Тренируется аналитическое мышление при обучении выделять в предметах и явлениях схожие и отличительные признаки, определять их функциональное назначение.
На занятиях, предполагающих создание творческих продуктов – поделки, аппликации, старшие дошкольники овладевают схемой талантливого мышления, фантазируют, у них развивается творческое мышление и воображение.