Файл: Развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 93

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого»

(ФГБОУ ВО «ТГПУ им. Л. Н. Толстого»)


Кафедра психологии и педагогики


Курсовая РАБОТА

по дисциплине «Психология»

на тему:

«Развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста»


Выполнила:

студентка 3 курса группы 521143 (ДП)

факультета психологии

Направления «психолого-педагогического образования»

Профиля «психологии и педагогики дошкольного образования»

Петрухина Татьяна Алексеевна
Научный руководитель:

Родин Юрий Иванович


Тула 2017 г.


Оглавление


Введение 3

Глава 1. Теоретические основы проблемы развития воображения у детей старшего дошкольного возраста 6

1.1.Развитие представлений в отечественной и зарубежной психологии о воображении человека 6

1.2.Развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста 11

1.3.Развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности 15

Глава 2. Экспериментальное исследование развития воображения у детей старшего дошкольного возраста 20

2.1.Организация и методы исследования развития воображения у детей старшего дошкольного возраста 20

2.2.Анализ результатов развития воображения у детей старшего дошкольного возраста 23

2.3.Программа по развитию воображения детей старшего дошкольного возраста 30

Заключение 37

Список литературы 39


Введение


Актуальность вопросов развития воображения дошкольников состоит в том, что данный психический процесс представляет собой обязательный компонент любой формы творческой деятельности ребенка, а также его поведения в целом. Воображение представляет собой особое свойство психики человека, которое стоит отдельно от других психических процессов, занимает промежуточное положение между восприятием
, мышлением и памятью. Практически вся человеческая культура, материальная и духовная, является продуктом воображения и творческой деятельности людей. Именно воображение позволяет человеку творить, разумно планировать свою деятельность и управлять ею.

Изучением вопросов процесса воображения занимаются в настоящее время многие психологи и педагоги. Большой интерес у исследователей вызывают вопросы индивидуальных особенностей развития воображения, проявлений индивидуальности ребенка в творческой деятельности. В отечественной психологии развитие воображения зачастую связывают с развитием игровой деятельности ребенка (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, и др.), с овладением дошкольником творческими видами деятельности: конструктивной, музыкальной, изобразительной, художественно-литературной.

Именно способность к воображению нуждается в особом попечении в плане развития. Воображение интенсивно развивается в детском возрасте. И если в этот период целенаправленно не заниматься его развитием, в будущем происходит активное снижение этой функции. В связи с этим возможности воображения оскудевают, а это ведет к обеднению личности, снижению творческих возможностей. Данные особенности обосновывают актуальность проводимого нами исследования.

Объект: воображение детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста.

Цель работы: изучение особенностей развития воображения у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи исследования:

  1. Осуществить теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития воображения в дошкольном возрасте, охарактеризовать особенности развития воображения в старшем дошкольном возрасте.

  2. Рассмотреть психологические особенности развития воображения детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности.

  3. Разработать план и содержание диагностической программы исследования уровня развития воображения детей старшего дошкольного возраста.

  4. Провести констатирующий эксперимент, затем провести количественный и качественный анализ полученных данных, произвести их интерпретацию.

  5. Разработать программу по развитию воображения детей старшего дошкольного возраста.


Методологическую основу исследования составили исследования таких психологов, как Т. Рибо, Дж. Селли, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, Н.Н. Палагина, О.М. Дьяченко и других.

Методы исследования:

  1. Теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития воображения детей старшего дошкольного возраста.

  2. Эмпирические методы: констатирующий эксперимент, тестирование.

  3. Методы обработки данных: качественный и количественный анализ результатов констатирующего эксперимента.

  4. Методы презентации результатов исследования: таблицы и диаграммы.

Использовались такие диагностические методики, как «Придумай рассказ» Р.С. Немова, «Нарисуй что-нибудь» Р.С. Немова, «Придумай игру» Р.С. Немова, «Заданный фигуры» Р.С. Немова.

Практическая значимость исследования заключается в разработке программы занятий по развитию воображения у детей старшего дошкольного возраста, которая может использоваться воспитателями, педагогами и психологами ДОУ.

Экспериментальная база исследования: детский сад комбинированного вида № 77 г. Тулы.

Экспериментальная группа исследования: 5 детей от 6 лет 1 мес. до 6 лет 9 мес. (2 мальчика и 3 девочки).

Структура работы: введение, две главы, заключение, список литературы.


Глава 1. Теоретические основы проблемы развития воображения у детей старшего дошкольного возраста

    1. Развитие представлений в отечественной и зарубежной психологии о воображении человека


Вопросы развития воображения интересовали многих психологов, занимавшихся исследованием детской психологии. К ним относятся Т. Рибо, Дж. Селли, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Н.Н. Палагина, О.М. Дьяченко и другие.

В настоящее время нет единого определения воображения, многие исследователи трактуют его по-разному. В общем виде воображение представляет способность сознания создавать образы, представления, идеи и манипулировать ими. Оно занимает важное место в таких психических процессах, как моделирование, планирование, творчество, игра.

Воображение, наравне с мышлением, представляет познавательный процесс, в котором опосредованно отражается действительность. Как опосредующие материалы отражения в данном процессе выступают образы восприятия, представления, памяти. Как и мышление, воображение ориентировано на создание нового знания путем переработки прошлого опыта.

Л.Д. Столяренко предлагает рассматривать воображение в качестве психического процесса, представляющего процесс создания новых образов путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте [1, c. 28].

П.А. Рудик трактует воображение как деятельность сознания, в процессе которой человек создает новые представления, опираясь на образы, сохранившиеся в памяти от прошлого опыта, преобразуя и изменяя их.

В.С. Мухина под воображением понимает создание новых образов, основанных на результатах восприятия и мышления [2, c. 69].

Л.Л. Кондратьева рассматривает воображение в качестве психического познавательного процесса, где отражение действительности происходит в специфической форме – объективно или субъективно нового (в виде образов, представлений или идей), созданного на основе образов восприятий, памяти, а также знаний, приобретенных в процессе речевого общения.

Р.С. Немов воображение трактует как особую форму человеческой психики, обособленную от остальных психических процессов, одновременно с этим находящуюся на
промежуточной позиции между восприятием, мышлением и памятью [3, c. 19].

Без воображения не обходится никакая человеческая деятельность: учение, труд, творчество, игра. Их успешность обеспечивает именно воображение. Также воображение сопровождает любой сложный психический процесс.

Когда человек создает в воображении какой-то образ, этот образ не может представлять нечто абсолютно новое. Это всегда будет чем-то, что он ранее воспринял из окружающего мира. Процесс воображения протекает с опорой на имеющиеся в памяти представления. Это деятельность сознания, в которой происходит гибкое и вариативное изменение и преобразование этих представлений.

Так, мы можем сказать, что воображение – это одна из форм психического отражения мира. Наиболее часто исследователи рассматривают воображение как процесс (А.В. Петровский и М.Г. Ярошевский, В.Г. Казаков, Л.Л. Кондратьева и другие). Например, М.В. Гамезо и И.А. Домашенко предлагают рассматривать воображение в качестве психического процесса, представляющего создание новых образов (представлений) методом переработки материала восприятий и представлений, имеющихся в предшествующем опыте человека. В отечественной науке воображение трактуется как способность (В.Т. Кудрявцев, Л.С. Выготский) и как специфическая деятельность (Л.Д. Столяренко, Б.М. Теплов).

Э.В. Ильенков подчеркивает, что главной функцией воображения выступает преобразование оптического явления на поверхности сетчатки в образ внешней вещи – во внутренний образ [4, c. 61]. В историческом плане воображение развивается как универсальная способность человека, позволяющая ему адекватно воспринимать все окружающее, как умение видеть всю палитру предметов и их качеств этого мира. По словам автора, без силы воображения человек не смог бы даже перейти улицу сквозь поток автомашин, не сумел бы запустить в космос ракеты. Он определяет воображение как способность видеть целое раньше его частей.

В зарубежных исследованиях выделяют три главных подхода к происхождению воображения. Представители первого объединяют эволюцию творческих процессов с созреванием определенных структур. Ж. Пиаже говорил о воображении как о временной стадии искаженного отражения реальности. Он считал, что воображение оказывает скорее негативное влияние на ребенка, т.к. может значительно искажать его представления о реальности [5, c. 41]. З. Фрейд утверждал, что творческие процессы