Файл: Развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 91

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
основаны на ранних переживаниях детства [6, c. 73]. Творческое воображение позволяет ребенку замещать напряженные ситуации, вызывающие сильные эмоции. Подобного взгляда придерживаются М.В. Вульф, Э. Крис и К. Кюби, которые отмечали, что связь между фантазией и реальной жизнью ребенка отсутствует, а сама фантазия определяется потребностью удовлетворения желаний [7, c. 17].

В русле второго подхода развитие воображения рассматривается как сумма опыта индивида и хода его биологического развития. Представители гештальтпсихологии (М. Вертгеймер, К. Коффка, Р. Арнхейм) в качестве основы развития воображения представляют способность к визуализации, реализующуюся в процессе разрешения детьми житейских ситуаций и специальных задач, требующих проявления творческого потенциала каждого ребенка. К. Коффка при изучении развития воображения ребенка, проявляющегося в применении заместителей в игре, выявил, что у ребенка изначально есть специфичный мир детских структур поведения, состоящих из отдельных разрозненных действий [8, c. 91].

В рамках третьего подхода, который разрабатывался А. Бэном и Т. Рибо, происхождение и развитие воображения объясняется накоплением индивидуального опыта.

Т. Рибо трактовал воображение как установление новых ассоциаций[10,c.36]. Механизмом воображения являются диссоциация (операция разделения рядов состояний сознания) и ассоциация (их объединение). Автор говорил, что впервые воображение проявляется в возрасте, близкому к трем годам, при этом оно не богаче воображения взрослого, и лишь по своему темпу опережает развитие мышления.

Он выделил четыре стадии развития воображения:

  • переход от пассивного воображения к творческому;

  • одушевление ребенком окружающих предметов;

  • стадия игры, на которой ребенок переходит от подражания к перевоплощению;

  • период «романтической изобретательности» или стадия художественного творчества.

Дж. Селли заключил, что воображение в период дошкольного детства проявляется наиболее ярко и выражается в придумывании несуществующих друзей и олицетворении окружающих предметов, а также в нереальной интерпретации обстановки
[11, c. 38].

В отечественной психологии воображение представляется как отражение окружающей действительности, социальное по своей природе. Л.С. Выготский, считает, что воображение связано с реальностью, и рассматривает разные формы этой связи. Он говорит, что образы воображения основываются на составляющих действительности и прошлого опыта человека, а его продукт не обязательно соответствует реальному предмету, но воплощаясь в жизнь, начинает реально существовать в мире и воздействовать на другие вещи[12,c.47]. Также воображение связано с эмоциональной стороной жизни человека.

С.Л. Рубинштейн говорил, что воображение представляет преобразование данного, осуществляемое в образной форме, и связано оно со способностью и необходимостью творить новое [13, c. 95].

О.В. Фадеева предполагает, что развитие воображения происходит вместе с постепенным его подчинением сознательным намерениям, реализацией определенных замыслов, которые становятся доступны для осуществления младшими школьниками. Произвольность воображения проявляется в умении сознательно формулировать цели действия, целенаправленно избирать эффективные средства и приемы их достижения.

В ходе теоретического анализа мы пришли к выводу, воображение представляет одну из форм психического отражения мира, особую форму психики, которая свойственная только для человека. Это психический процесс, в котором происходит создание новых образов (представлений) путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте. Оно взаимосвязано со способностью человека изменять мир, преобразовывать действительность и создавать новое. Воображение представляет способность сознания создавать образы, представления, идеи и манипулировать ими. Оно особо значимо для психических процессов моделирования, планирования, творчества, игры, для человеческой памяти.

В зарубежной психологии воображение рассматривается в качестве временной стадии искаженного отражения реальности, которая может заметно искажать представления ребенка о реальности. Также воображение представляется как сумма опыта индивида и хода его биологического развития, а основой его выступает способность к визуализации. Происхождение и развитие воображения связано с накоплением индивидуального опыта ребенка.



Особенности развития воображения в дошкольном возрасте рассмотрим далее.

    1. 1   2   3   4   5   6   7   8

Развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста


Воображение дошкольника отличается от воображения взрослого, за кажущимся его богатством скрывается бедность, смутность, схематичность и стереотипность образов, потому как образы воображения основываются на перекомбинировании материала из памяти. Как раз у дошкольников знаний и представлений накоплено мало. Видимое богатство воображения связано с низкой критичностью детского мышления, когда они еще не знают, как бывает, а как не бывает. Это является одновременно недостатком и достоинством детского воображения, позволяющим объединять различные представления и некритически относиться к полученным комбинациям (Л.С. Выготский)[14,c.14].

С позиций общественной культуры дошкольник не создает ничего нового. Создаваемые образы новы для него самого с точки зрения имеющегося опыта.

Почти весь дошкольный возраст у ребенка отсутствует или довольно неустойчив замысел. Он не думает о возможностях практической реализации создаваемых образов, он фантазирует ради самого процесса фантазирования. Ему интересен сам процесс комбинирования, создания новых ситуаций, персонажей, событий, имеющий яркую эмоциональную окрашенность.

Изначально воображение неотделимо от предмета, служащего внешней опорой. При этом предмет-заместитель должен быть схож с замещаемым предметом. Сюжет игры возникает исходя из используемых игрушек и предметов-атрибутов (М.Г. Витязь). Младшие дошкольники в игре ориентируются на игрушки, а средние и старшие уже на выполнение принятой роли. Со временем воображение позволяет использовать не похожие на оригинал предметы-заместители. Как игровой материал старшие дошкольники используют материал природный (листья, шишки, палки, камешки и другое). При воссоздании художественного текста они также постепенно научаются воспроизводить образы без наглядной опоры.

В среднем дошкольном возрасте возрастает творческий аспект деятельности ребенка – игры, ручного труда, рассказывания и пересказа. В пять лет возникают мечты о будущем, пока еще носящие ситуативный характер, неустойчивые, обусловленные событиями, вызвавшими эмоциональный отклик.


Воображение превращается в интеллектуальную деятельность, нацеленную на преобразование окружающего мира. Основой для создания образа выступают выраженные в слове представления. Начинается бурный рост словесных форм воображения, тесно связанных с развитием речи, мышления, когда ребенок сочиняет сказки, перевертыши, продолжающиеся истории. Дошкольник может в воображении выходить из конкретной ситуации, сохранять независимость от нее, даже видеть ее глазами как различных людей, так и животных, предметов.

Воображение дошкольника зачастую продолжает быть непроизвольным. Предметом фантазии являются увлекшие и поразившие его предметы и явления: прочитанная сказка, увиденный мультфильм, новая игрушка.

Рост произвольности воображения характеризуется развитием умения создавать замысел и планировать его достижение. В связи с этим на протяжении дошкольного детства увеличивается продолжительность игры на одну тему и устойчивость ролей, исполняемых в ней. Младшие дошкольники играют 10-15 минут, к 4-5 годам игра может продолжаться 40-50 минут, а в 5-6 лет дети ее продолжительность может достигать нескольких часов и даже дней, если ребенок увлечен. Относительно устойчивы игровые замыслы старших дошкольников.

Они могут фантазировать произвольно, предварительно планируя процесс воплощения замысла. Они ищут пути достижения цели, заранее готовят нужные материалы.

Целенаправленное развитие воображения у детей сначала происходит под влиянием взрослых, которые побуждают их произвольно создавать образы, после чего дети научаются сами представлять замыслы и планировать их реализацию. Изначально это происходит в коллективных играх и продуктивных видах деятельности, а после проявляется в индивидуальной деятельности.

Включение слова в процесс воображения делает его осознанным, произвольным, что позволяет ребенку продумывать последствия своих действий, видеть логику ситуации, рассматривать задачу с различных позиций.

С помощью воображения ребенок познает окружающий мир, а все его впечатления объединяются в единую целостную картину мира. Оно активизируется в ситуациях неопределенности, когда ребенок не может найти в прошлом опыте объяснение какому-либо факту действительности.