Файл: Лекция Требования к оформлению организационнораспорядительных документов гостр 972016.pptx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.12.2023

Просмотров: 85

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Делопроизводство

Лекция 4. Требования к оформлению организационно-распорядительных документов

ГОСТР 7.0.97-2016

Структура лекции

Справка

Важно!

Общие требования к созданию документов

 Документы могут создаваться на бумажном носителе и в электронной форме с соблюдением установленных правил оформления документов.

Требования к шрифту документов

Предпочтительными гарнитурами и размерами шрифтов для реквизитов документа являются:

Требования к межстрочному интервалу документов

Требования к тексту документа

Требования к тексту документа

Нормативными правовыми актами организации может быть предусмотрено выделение реквизитов "адресат", "заголовок к тексту" или "подпись", а также отдельных фрагментов текста полужирным шрифтом.

Нормативные правовые акты организации, а также иные многостраничные документы могут оформляться с титульным листом.

Реквизиты документа

01 - герб

Государственный герб Российской Федерации я вляется официальным государственным символом Российской Федерации.

Размещение реквизита - 01

Размещение реквизита - 01

Объединение изображений данных гербов в один реквизит оправдано тем, что в одном документе может воспроизводиться изображение только одного из названных гербов.

02 – эмблема организации

03 - товарный знак

04 - код формы документа

05 - наименование организации - автора документа

Наименование организации - автора документа на бланке документа должно соответствовать наименованию юридического лица, закрепленному в его учредительных документах (уставе или положении).

; 06 - наименование структурного подразделения - автора документа

09 - наименование вида документа

Проставляется прописными буквами на всех служебных документах, кроме писем

10 - дата документа

Дата документа записывается в последовательности: день месяца, месяц, год одним из двух способов:

13 - место составления (издания) документа

15 - адресат

При адресовании документа в структурное подразделение организации в реквизите "адресат" указывается в именительном падеже наименование организации,

При рассылке документа не всем организациям или структурным подразделениям под реквизитом "Адресат" в скобках указывается: "(по списку)".

16 - гриф утверждения документа

17 - заголовок к тексту

Заголовок к тексту - краткое содержание документа. Заголовок к тексту формулируется с предлогом "О" ("Об") и отвечает на вопрос "о чем?"):

18 - текст документа

В приказах текст излагается от первого лица единственного числа ("приказываю").

В документах коллегиальных и совещательных органов текст излагается от третьего лица единственного числа ("коллегия... постановляет", "собрание... решило").

Текст протокола излагается от третьего лица множественного числа ("слушали", "выступили", "постановили", "решили").

В деловых (служебных) письмах используются формы изложения:

- от первого лица множественного числа ("просим направить...", "представляем на рассмотрение...");

19 - отметка о приложении

- если приложение не названо в тексте или если приложений несколько, указывают названия документов-приложений, количество листов и экземпляров каждого приложения:

20 - гриф согласования документа

21 - виза

В организациях, применяющих системы электронного документооборота, согласование может проводиться в электронной форме, согласно ГОСТ Р ИСО 15489-1.

22 - подпись

Подпись включает: наименование должности лица, подписывающего документ, его собственноручную подпись, расшифровку подписи (инициалы, фамилия).

Пример -

Пример -

 В документах, составленных комиссией, в подписи указывается статус лица в составе комиссии.

или:

Не допускается:

23 - отметка об электронной подписи

Отметка об электронной подписи используется при визуализации электронного документа, подписанного электронной подписью, с соблюдением следующих требований:

а) место размещения отметки об электронной подписи должны соответствовать месту размещения собственноручной подписи в аналогичном документе на бумажном носителе;

б) элементы отметки об электронной подписи должны быть видимыми и читаемыми при отображении документа в натуральном размере;

в) элементы отметки об электронной подписи не должны перекрываться или накладываться друг на друга;

г) элементы отметки об электронной подписи не должны перекрывать элементы текста документа и другие отметки об электронной подписи (при наличии).

24 - печать

25 - Отметка об исполнителе

Отметка об исполнителе включает :

26 - отметка о заверении копии

Отметка о заверении копии оформляется для подтверждения соответствия копии документа (выписки из документа) подлиннику документа.

Для проставления отметки о заверении копии может использоваться штамп.

28 - резолюция

Резолюция включает:

Резолюция включает:

29-Отметка о контроле

Отметка о контроле свидетельствует о постановке документа на контроль, проставляется штампом "Контроль" на верхнем поле документа.

Пример:

30 - Отметка о направлении документа в дело

Отметка о направлении документа в дело определяет место хранения документа после завершения работы с ним и включает:

Текст протокола излагается от третьего лица множественного числа ("слушали", "выступили", "постановили", "решили").

  • В документах, устанавливающих права и обязанности организаций, их структурных подразделений (положение, инструкция), а также содержащих описание ситуаций, анализ фактов или выводы (акт, справка), используется форма изложения текста от третьего лица единственного или множественного числа ("отдел осуществляет функции...", "в состав управления входят...", "комиссия провела проверку...").
  • В совместных документах текст излагается от первого лица множественного числа ("приказываем","решили").

В деловых (служебных) письмах используются формы изложения:

- от первого лица множественного числа ("просим направить...", "представляем на рассмотрение...");

  • - от третьего лица единственного числа ("министерство не возражает...", "общество считает возможным...");
  • - от первого лица единственного числа ("считаю необходимым...", "предлагаю рассмотреть..."), если письмо оформлено на должностном бланке.
  • В текстах документов употребляются только общепринятые аббревиатуры и графические сокращения.
  • При употреблении в тексте фамилий лиц инициалы указываются после фамилии.
  • В деловых (служебных) письмах могут использоваться вступительное обращение:

Уважаемый господин Председатель!

Уважаемый господин Губернатор!

Уважаемый господин Прохоров!

Уважаемая госпожа Захарова!

Уважаемый Николай Петрович!

Уважаемая Ольга Николаевна!

Уважаемые господа!

заключительная этикетная фраза:

С уважением, ...

19 - отметка о приложении

Отметка о приложении содержит сведения о документе (документах), прилагаемом к основному документу (в сопроводительных письмах, претензиях, актах, справках и других информационно-справочных документах) или о том, что документ является приложением к основному документу (в документах - приложениях к распорядительным документам, положениям, правилам, инструкциям, договорам, планам, отчетам и др. документам).

- если приложение не названо в тексте или если приложений несколько, указывают названия документов-приложений, количество листов и экземпляров каждого приложения:


Приложение: на 2 л. в 1 экз.

Приложение: Справка о кадровом составе Управления регионального кредитования на 2 л. в 1 экз.
  • если приложение (приложения) сброшюрованы:
  • если документ, являющийся приложением, имеет приложения с самостоятельной нумерацией страниц:
  • - если приложением является обособленный электронный носитель (компакт-диск, usb-флеш-накопитель и др.):
  • При этом на вкладыше (конверте), в который помещается носитель, указываются наименования документов, записанных на носитель, имена файлов.


Приложение: отчет о НИР в 2 экз.

Приложение: письмо Росархива от 05.06.2015 N 02-6/172 и приложения к нему, всего на 5 л.

Приложение: CD в 1 экз.
  • В распорядительных документах (постановлениях, решениях, приказах, распоряжениях), договорах, положениях, правилах, инструкциях и других документах отметка о приложении оформляется следующим образом:
  • - в тексте документа при первом упоминании документа-приложения в скобках указывается: ... (приложение) или ... (приложение 1); перед номером приложения допускается ставить знак номера: ... (приложение N 2);
  • - на первом листе документа-приложения в правом верхнем углу указывается:

Приложение N 2

к приказу АО "Профиль"

от 15.08.2015 N 112.
  • Строки реквизита выравниваются по левому краю или центрируются относительно самой длинной строки.
  • Если приложением к распорядительному документу является нормативный правовой акт или иной документ, утверждаемый данным распорядительным документом, на первом листе приложения проставляется отметка о приложении (без ссылки на распорядительный документ) и гриф утверждения, в котором указываются данные распорядительного документа, которым утвержден документ-приложение.

Приложение 1

УТВЕРЖДЕНО

приказом АО "Профиль"

от 18.05.2015 N 67

20 - гриф согласования документа

  • Гриф согласования документа проставляется на документах, согласованных органами власти, организациями, должностными лицами.
  • Гриф согласования в зависимости от вида документа и особенностей его оформления может проставляться:
  • - на первом листе документа (если документ имеет титульный лист, - на титульном листе) в левом верхнем углу на уровне грифа утверждения или под наименованием документа ближе к нижнему полю);
  • - на последнем листе документа под текстом;
  • - на листе согласования, являющемся неотъемлемой частью документа.
  • Гриф согласования состоит из слова СОГЛАСОВАНО, должности лица, которым согласован документ (включая наименование организации), его собственноручной подписи, инициалов, фамилии, даты согласования.

Пример -

СОГЛАСОВАНО

Директор ВНИИДАД

(подпись) И.О. Фамилия

Дата
  • Если согласование осуществляется коллегиальным органом, в грифе согласования указывают сведения об органе, согласовавшем документ, дате и номере протокола, в котором зафиксировано решение о согласовании. Если согласование осуществляется письмом, указывают вид документа, организацию - автора документа, дату и номер письма.


СОГЛАСОВАНО

Советом директоров

АО "Профиль"

(протокол от _________ N __)

СОГЛАСОВАНО

письмом Росархива

от _________ N __

21 - виза

  • Виза свидетельствует о согласии или несогласии должностного лица (работника) с содержанием проекта документа. Визой оформляется внутреннее согласование документа. Виза включает должность лица, визирующего документ, подпись, расшифровку подписи (инициалы, фамилию) и дату визирования.

Пример –

Руководитель юридического отдела

Подпись И.О. Фамилия

Дата

В организациях, применяющих системы электронного документооборота, согласование может проводиться в электронной форме, согласно ГОСТ Р ИСО 15489-1.


Пример -

Замечания прилагаются.

Руководитель юридического отдела

Подпись И.О. Фамилия

Дата
  • В документах, подлинники которых хранятся в организации, визы проставляют на последнем листе документа под подписью, на обороте последнего листа подлинника документа или на листе согласования (визирования), прилагаемом к документу.
  • В исходящих документах визы проставляются на экземплярах документов, помещаемых в дело.
  • По усмотрению организации может применяться полистное визирование документа и его приложений.

22 - подпись

Подпись включает: наименование должности лица, подписывающего документ, его собственноручную подпись, расшифровку подписи (инициалы, фамилия).




Генеральный директор Подпись И.О. Фамилия

 

Пример -

Генеральный директор

АО "Профиль" Подпись И.О. Фамилия

Пример -

При подписании документа несколькими должностными лицами, занимающими разное положение, их подписи располагаются одна под другой в последовательности, соответствующей иерархии занимаемых должностей.
Подпись И.О. Фамилия

Пример -

Директор института Подпись И.О. Фамилия

Главный бухгалтер Подпись И.О. Фамилия

Пример -

 В документах, составленных комиссией, в подписи указывается статус лица в составе комиссии.


Пример -

Председатель комиссии Подпись И.О. Фамилия

Члены комиссии Подпись И.О. Фамилия

Подпись И.О. Фамилия

Подпись И.О. Фамилия

или:


Пример -

И.о. генерального директора Подпись Фамилия И.О.

Исполняющий обязанности

генерального директора Подпись Фамилия И.О.

Не допускается:

  • ставить косую черту,
  • надпись "за" перед наименованием должности лица подписи, если документ подписывает иное должностное лицо.

23 - отметка об электронной подписи

Отметка об электронной подписи используется при визуализации электронного документа, подписанного электронной подписью, с соблюдением следующих требований:

а) место размещения отметки об электронной подписи должны соответствовать месту размещения собственноручной подписи в аналогичном документе на бумажном носителе;

б) элементы отметки об электронной подписи должны быть видимыми и читаемыми при отображении документа в натуральном размере;

в) элементы отметки об электронной подписи не должны перекрываться или накладываться друг на друга;

г) элементы отметки об электронной подписи не должны перекрывать элементы текста документа и другие отметки об электронной подписи (при наличии).

  • "Документ подписан электронной подписью",
  • номер сертификата ключа электронной подписи,
  • фамилию, имя, отчество владельца сертификата,
  • срок действия сертификата ключа электронной подписи.
  • Отметка об электронной подписи может включать:

  • изображение герба,
  • эмблемы органа власти (организации),
  • товарного знака (обслуживания) организации в соответствии с действующим законодательством.
  • Пример -

  • Печать заверяет подлинность подписи должностного лица на документах, удостоверяющих права лиц, фиксирующих факты, связанные с финансовыми средствами, а также на иных документах, предусматривающих заверение подписи печатью в соответствии с законодательством Российской Федерации.
  • Документы заверяют печатью организации. Печать проставляется, не захватывая собственноручной подписи лица, подписавшего документ, или в месте, обозначенном "МП" ("Место печати").

24 - печать

  • Печать заверяет подлинность подписи должностного лица на документах, удостоверяющих права лиц, фиксирующих факты, связанные с финансовыми средствами, а также на иных документах, предусматривающих заверение подписи печатью в соответствии с законодательством Российской Федерации.
  • Документы заверяют печатью организации.
  • Печать проставляется, не захватывая собственноручной подписи лица, подписавшего документ, или в месте, обозначенном
  • "МП" ("Место печати").

25 - Отметка об исполнителе


Отметка об исполнителе включает :

  • фамилию, имя и отчество исполнителя,
  • номер его телефона.
  • Отметка об исполнителе может дополняться наименованием должности, структурного подразделения и электронным адресом исполнителя.
  • Отметка об исполнителе оформляется на лицевой стороне последнего листа документа от границы левого поля или, при отсутствии места, - на оборотной стороне внизу слева.

    Отметка об исполнителе может оформляться как нижний колонтитул и печататься шрифтом меньшего размера.


Например: Забелин Иван Андреевич, Контрольное управление, ведущий специалист, +7(495) 924-45-67, Zabelin@gov.ru

26 - отметка о заверении копии

Отметка о заверении копии оформляется для подтверждения соответствия копии документа (выписки из документа) подлиннику документа.

Отметка о заверении копии проставляется под реквизитом "подпись" и включает: слово "Верно"; наименование должности лица, заверившего копию; его собственноручную подпись; расшифровку подписи (инициалы, фамилию); дату заверения копии (выписки из документа).
Пример -

Верно: Инспектор службы кадров Подпись И.О. Фамилия

Дата

Для проставления отметки о заверении копии может использоваться штамп.


Пример -

Верно: Инспектор службы кадров Подпись И.О. Фамилия

Дата

Подлинник документа находится в ОАО «Озеры» «в деле N 045. за 2018 год« и заверяется печатью организации.

28 - резолюция

Резолюция содержит указание по исполнению документа. Резолюция оформляется на свободном месте рабочего поля документа, на бланке резолюции или вносится непосредственно в систему электронного документооборота.

Резолюция включает:

Резолюция включает:

  • фамилию, инициалы исполнителя (исполнителей), поручение по документу,
  • при необходимости - срок исполнения,
  • подпись лица, вынесшего резолюцию, дату резолюции.

Пример -

Фамилия И.О.

Прошу подготовить предложения к 10.11.2016.

Подпись

Дата

29-Отметка о контроле

Отметка о контроле свидетельствует о постановке документа на контроль, проставляется штампом "Контроль" на верхнем поле документа.

Пример:


Контроль

30 - Отметка о направлении документа в дело

Отметка о направлении документа в дело определяет место хранения документа после завершения работы с ним и включает:

  • слова "В дело",
  • индекс дела по номенклатуре дел, в которое помещается документ на хранение,
  • с указанием года,
  • должности лица,
  • оформившего отметку,
  • подписи,
  • даты.