Файл: Практикум по логистике рекомендовано в качестве учебного пособия.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 736
Скачиваний: 8
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ло различных оптовых предприятий, осуществляющих широкий спектр функций и услуг.
Логистам в их практической деятельности, решая задачи, связан- ные с логистикой распределения, приходится отвечать на следующие основные вопросы:
Среди функций логистики распределения есть такие, которые встречаются во всех функциональных областях логистики: складирова- ние и грузопереработка, транспортировка, управление запасами, упа- ковка и управление возвратом тары и товаров (в логистике снабжения, производства и распределения).
Функции: управление распределением, управление заказами и об- служивание клиентов характерны только для логистики распределения. При этом необходимо отметить, что реализация указанных функций тесно связана с интересами смежных отделов компании и выполнение
их невозможно только силами отдела логистики. Эффективность осу- ществления функций управления распределением, управления заказами и обслуживания клиентов напрямую связана с результативностью дея- тельности компании и зависит от согласованной деятельности всех от- делов (служб, департаментов, подразделений), и особенно закупки, мар- кетинга, продаж, а в производственных компаниях и от производственного отдела (рисунок 3.2).
Современная концепция интегрированной логистики требует вы- сокого уровня не только координации, но и интеграции всех функций как внутри компании, так и при взаимодействии с контрагентами по бизнесу.
Рисунок 3.2 – Функции логистики распределения и координациясмежныхслужб при ихреализации
При организации логистического процесса в дистрибьюции перед персоналом службы логистики фирмы возникает комплекс задач разной сложности. К часто встречающимся задачам (по логистическим функ- циям) относятся:
В распределении также существуют апробированные методы мо- дели, алгоритмы и решения многих из перечисленных задач логистики. К таким задачам, в частности, относятся:
(для составления оптимальных маршрутов перевозок и распределения ресурсов);
Для того чтобы оценить показатели эффективности распределе- ния, необходимо знать следующее.
Равномерностьпоставки–это соблюдение хозяйственными партнерами обязательств по поступлению товарных потоков равной мощности через равные промежутки времени.
Ритмичность поставки – эта соблюдение временных и количе- ственных параметров поставки, обусловленных договором поставки, с учетом сезонных и циклических особенностей производства, продажи, продвижения товарных потоков и потребления.
Коэффициент равномерности поставки определяется по формуле и измеряется в процентах от 0 до 100. Чем ближе этот коэффициент к верхней границе, тем равномернее поставка
Кравн 100 Квар
где Квар – коэффициент вариации, который рассчитывается по формуле:
n
100
Квар П
ср
где σn – среднеквадратичное отклонение объемов поставки за каждый равный отрезок времени от среднего уровня за весь период;
n
где Пi – поставка за i-й отрезок времени.
n
Пср – средний размер поставки за весь период.
Пi
Пср
i
n
Для того чтобы рассчитать ритмичность поставки, необходимо вычислить коэффициент аритмичности.
n
Коэффициент аритмичности также исчисляется в процентах, од- нако поскольку мы рассчитываем не ритмичность, а аритмичность, то нетрудно догадаться, что тем лучше (ритмичнее) поставка, чем ближе данный коэффициент к нулю.
Кар 1
i
где n – количество периодов поставки;
Пд – поставка по условиям договора за i-й промежуток времени (в натуральных или стоимостных единицах);
Пф – поставка фактическая за i-й промежуток времени (в нату- ральных или стоимостных единицах).
Чтобы определить среднее время задержки поставок обратимся к формуле и произведем соответствующий расчет.
ТЗ 1 m ТЗ
n
ср i
1
нения
где n – количество анализируемых периодов
m – количество поставок, по которым зафиксирован факт откло- ТЗi – длительность задержки по i-й поставке
Пример3.1
Перед предприятием по производству каучуковой продукции (ООО «Тольяттикаучук») стал вопрос оценки системы управления рас- пределением готовой продукции. Учитывая, что продукция этого пред- приятия имеет производственное назначение, вопрос о каналах распре- деления здесь не актуален, поскольку в данный момент он имеет оптимальную структуру: производитель – потребитель. Особое внима- ние необходимо уделить именно процессу сбыта готовой продукции: оценить систему управления поставками, уровень сервиса, а также си- стему управления товарными запасами.
Таким образом, сотрудники отдела логистики получили задание, одним из пунктов которого являлась оценка характера поставок с точки зрения их равномерности и ритмичности. Результаты были необходимы для того, чтобы при продлении договорных отношений рациональным образом оформить условия договора и предложить клиенту более высо- кий уровень его обслуживании. Это, в свою очередь, приведет к тому, что предприятие пересмотрит и улучшит управление системой распре- деления.
До этого времени, согласно договору поставки (который был за- ключен на шесть месяцев), предприятие обязалось к десятому числу
Логистам в их практической деятельности, решая задачи, связан- ные с логистикой распределения, приходится отвечать на следующие основные вопросы:
-
Соответствует ли существующая сеть распределения постав- ленным целям и задачам компании? -
Не эффективнее ли перейти на аутсорсинг логистических услуг? -
Насколько эффективна действующая система распределения? Какими показателями измеряется эффективность системы? -
Обеспечивает ли система распределения требуемый уровень обслуживания клиентов? -
Оптимальна ли складская сеть в системе распределения: по количеству, размещению организации товароснабжения, распределению товарных запасов? -
Какие стратегии деятельности компании вызовут изменения эффективности системы распределения? Потребует ли это реорганиза- ции в системе распределения? Как должна действовать логистика? -
Нашли ли отражение современные технические, технологи- ческие и информационные новации в деятельности логистической ин- фраструктуры компании? -
Как учитывается логистическая составляющая в показателях? Логистика распределения охватывает многие функции:
-
управление распределением материальных потоков при снабжении конечных потребителей; -
подготовку и поставку заказов в рамках функции управление заказами (логистическая составляющая); -
обслуживание клиентов посредством предоставления логи- стических услуг (логистический сервис); -
складирование и грузопереработку товарных запасов в сети , распределения; -
транспортировку заказов потребителям; -
управление запасами в сети распределения; -
упаковку грузовой единицы в партии поставки; -
управление возвратом тары и дефектной продукции от по- требителей.
Среди функций логистики распределения есть такие, которые встречаются во всех функциональных областях логистики: складирова- ние и грузопереработка, транспортировка, управление запасами, упа- ковка и управление возвратом тары и товаров (в логистике снабжения, производства и распределения).
Функции: управление распределением, управление заказами и об- служивание клиентов характерны только для логистики распределения. При этом необходимо отметить, что реализация указанных функций тесно связана с интересами смежных отделов компании и выполнение
их невозможно только силами отдела логистики. Эффективность осу- ществления функций управления распределением, управления заказами и обслуживания клиентов напрямую связана с результативностью дея- тельности компании и зависит от согласованной деятельности всех от- делов (служб, департаментов, подразделений), и особенно закупки, мар- кетинга, продаж, а в производственных компаниях и от производственного отдела (рисунок 3.2).
Современная концепция интегрированной логистики требует вы- сокого уровня не только координации, но и интеграции всех функций как внутри компании, так и при взаимодействии с контрагентами по бизнесу.
Рисунок 3.2 – Функции логистики распределения и координациясмежныхслужб при ихреализации
При организации логистического процесса в дистрибьюции перед персоналом службы логистики фирмы возникает комплекс задач разной сложности. К часто встречающимся задачам (по логистическим функ- циям) относятся:
-
Информационная поддержка управления заказами:
-
разработка структуры сети передачи заказов; -
определение степени автоматизации обработки заказов; -
использование собственных и внешних телекоммуникацион- ных сетей.
-
Управление запасами и складирование:
-
определение гарантийного (страхового) запаса; -
контроль складских запасов; -
приобретение или аренда склада и складского оборудования; -
определение числа, местонахождения, мощности складов; -
выбор формы собственности складов; -
техническое обеспечение складирования и комплектации за- казов; -
объемно-планировочные решения склада.
-
Транспортировка:
-
выбор видов транспорта и способов транспортировки; -
приобретение своего транспорта или использование посред- ников в транспортировке; -
организация процесса транспортировки (оптимальные транс- портные маршруты, планы использования и загрузка транспортных средств).
-
Упаковка:
-
выполнение логистических функций упаковки (функция за- щиты, манипулирования и информирования); -
выбор логистических единиц тары и упаковки (складские, погрузочные, транспортные); -
гармонизация упаковочных единиц.
-
Послепродажный сервис:
-
возврат дефектных товаров; -
гарантийное обслуживание; -
утилизация упаковки.
-
Логистическое администрирование:
-
пооперационный учет и распределение логистических затрат; -
оптимизация складских запасов и партий отгрузок; -
управление оборотными средствами.
В распределении также существуют апробированные методы мо- дели, алгоритмы и решения многих из перечисленных задач логистики. К таким задачам, в частности, относятся:
-
задача о коммивояжере – для выбора маршрутов автотранс- порта при кольцевой доставке продукции потребителям; -
задача о ранце – для максимизации использования грузо- подъемности и грузовместимости транспортной единицы; -
задача о кратчайшем пути – нахождение на ориентированном графе пути наименьшей длины между двумя заданными его вершинами
(для составления оптимальных маршрутов перевозок и распределения ресурсов);
-
задача о перевозках с промежуточными пунктами – при транспортировке грузов через промежуточные базы (терминалы); -
стандартные задачи оптимизации запасов; -
задача об оптимальной дислокации распределительного цен- тра (склада) в заданной территориальной зоне и др.
-
Оценкаэффективностисистемыраспределения
Для того чтобы оценить показатели эффективности распределе- ния, необходимо знать следующее.
Равномерностьпоставки–это соблюдение хозяйственными партнерами обязательств по поступлению товарных потоков равной мощности через равные промежутки времени.
Ритмичность поставки – эта соблюдение временных и количе- ственных параметров поставки, обусловленных договором поставки, с учетом сезонных и циклических особенностей производства, продажи, продвижения товарных потоков и потребления.
Коэффициент равномерности поставки определяется по формуле и измеряется в процентах от 0 до 100. Чем ближе этот коэффициент к верхней границе, тем равномернее поставка
Кравн 100 Квар
где Квар – коэффициент вариации, который рассчитывается по формуле:
n
100
Квар П
ср
где σn – среднеквадратичное отклонение объемов поставки за каждый равный отрезок времени от среднего уровня за весь период;
n
где Пi – поставка за i-й отрезок времени.
n
Пср – средний размер поставки за весь период.
Пi
Пср
i
n
Для того чтобы рассчитать ритмичность поставки, необходимо вычислить коэффициент аритмичности.
n
Коэффициент аритмичности также исчисляется в процентах, од- нако поскольку мы рассчитываем не ритмичность, а аритмичность, то нетрудно догадаться, что тем лучше (ритмичнее) поставка, чем ближе данный коэффициент к нулю.
Кар 1
i
где n – количество периодов поставки;
Пд – поставка по условиям договора за i-й промежуток времени (в натуральных или стоимостных единицах);
Пф – поставка фактическая за i-й промежуток времени (в нату- ральных или стоимостных единицах).
Чтобы определить среднее время задержки поставок обратимся к формуле и произведем соответствующий расчет.
ТЗ 1 m ТЗ
n
ср i
1
нения
где n – количество анализируемых периодов
m – количество поставок, по которым зафиксирован факт откло- ТЗi – длительность задержки по i-й поставке
Пример3.1
Перед предприятием по производству каучуковой продукции (ООО «Тольяттикаучук») стал вопрос оценки системы управления рас- пределением готовой продукции. Учитывая, что продукция этого пред- приятия имеет производственное назначение, вопрос о каналах распре- деления здесь не актуален, поскольку в данный момент он имеет оптимальную структуру: производитель – потребитель. Особое внима- ние необходимо уделить именно процессу сбыта готовой продукции: оценить систему управления поставками, уровень сервиса, а также си- стему управления товарными запасами.
Таким образом, сотрудники отдела логистики получили задание, одним из пунктов которого являлась оценка характера поставок с точки зрения их равномерности и ритмичности. Результаты были необходимы для того, чтобы при продлении договорных отношений рациональным образом оформить условия договора и предложить клиенту более высо- кий уровень его обслуживании. Это, в свою очередь, приведет к тому, что предприятие пересмотрит и улучшит управление системой распре- деления.
До этого времени, согласно договору поставки (который был за- ключен на шесть месяцев), предприятие обязалось к десятому числу