Файл: Практикум по логистике рекомендовано в качестве учебного пособия.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 736

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ло различных оптовых предприятий, осуществляющих широкий спектр функций и услуг.

Логистам в их практической деятельности, решая задачи, связан- ные с логистикой распределения, приходится отвечать на следующие основные вопросы:

  1. Соответствует ли существующая сеть распределения постав- ленным целям и задачам компании?

  2. Не эффективнее ли перейти на аутсорсинг логистических услуг?

  3. Насколько эффективна действующая система распределения? Какими показателями измеряется эффективность системы?

  4. Обеспечивает ли система распределения требуемый уровень обслуживания клиентов?

  5. Оптимальна ли складская сеть в системе распределения: по количеству, размещению организации товароснабжения, распределению товарных запасов?

  6. Какие стратегии деятельности компании вызовут изменения эффективности системы распределения? Потребует ли это реорганиза- ции в системе распределения? Как должна действовать логистика?

  7. Нашли ли отражение современные технические, технологи- ческие и информационные новации в деятельности логистической ин- фраструктуры компании?

  8. Как учитывается логистическая составляющая в показателях? Логистика распределения охватывает многие функции:

  • управление распределением материальных потоков при снабжении конечных потребителей;

  • подготовку и поставку заказов в рамках функции управление заказами (логистическая составляющая);

  • обслуживание клиентов посредством предоставления логи- стических услуг (логистический сервис);

  • складирование и грузопереработку товарных запасов в сети , распределения;

  • транспортировку заказов потребителям;

  • управление запасами в сети распределения;

  • упаковку грузовой единицы в партии поставки;

  • управление возвратом тары и дефектной продукции от по- требителей.


Среди функций логистики распределения есть такие, которые встречаются во всех функциональных областях логистики: складирова- ние и грузопереработка, транспортировка, управление запасами, упа- ковка и управление возвратом тары и товаров (в логистике снабжения, производства и распределения).

Функции: управление распределением, управление заказами и об- служивание клиентов характерны только для логистики распределения. При этом необходимо отметить, что реализация указанных функций тесно связана с интересами смежных отделов компании и выполнение

их невозможно только силами отдела логистики. Эффективность осу- ществления функций управления распределением, управления заказами и обслуживания клиентов напрямую связана с результативностью дея- тельности компании и зависит от согласованной деятельности всех от- делов (служб, департаментов, подразделений), и особенно закупки, мар- кетинга, продаж, а в производственных компаниях и от производственного отдела (рисунок 3.2).

Современная концепция интегрированной логистики требует вы- сокого уровня не только координации, но и интеграции всех функций как внутри компании, так и при взаимодействии с контрагентами по бизнесу.




Рисунок 3.2 – Функции логистики распределения и координациясмежныхслужб при ихреализации
При организации логистического процесса в дистрибьюции перед персоналом службы логистики фирмы возникает комплекс задач разной сложности. К часто встречающимся задачам (по логистическим функ- циям) относятся:

  1. Информационная поддержка управления заказами:

  • разработка структуры сети передачи заказов;

  • определение степени автоматизации обработки заказов;

  • использование собственных и внешних телекоммуникацион- ных сетей.


  1. Управление запасами и складирование:

  • определение гарантийного (страхового) запаса;

  • контроль складских запасов;

  • приобретение или аренда склада и складского оборудования;

  • определение числа, местонахождения, мощности складов;

  • выбор формы собственности складов;

  • техническое обеспечение складирования и комплектации за- казов;

  • объемно-планировочные решения склада.

  1. Транспортировка:

  • выбор видов транспорта и способов транспортировки;

  • приобретение своего транспорта или использование посред- ников в транспортировке;

  • организация процесса транспортировки (оптимальные транс- портные маршруты, планы использования и загрузка транспортных средств).

  1. Упаковка:

  • выполнение логистических функций упаковки (функция за- щиты, манипулирования и информирования);

  • выбор логистических единиц тары и упаковки (складские, погрузочные, транспортные);

  • гармонизация упаковочных единиц.

  1. Послепродажный сервис:

  • возврат дефектных товаров;

  • гарантийное обслуживание;

  • утилизация упаковки.

  1. Логистическое администрирование:

  • пооперационный учет и распределение логистических затрат;

  • оптимизация складских запасов и партий отгрузок;

  • управление оборотными средствами.

В распределении также существуют апробированные методы мо- дели, алгоритмы и решения многих из перечисленных задач логистики. К таким задачам, в частности, относятся:

  • задача о коммивояжере для выбора маршрутов автотранс- порта при кольцевой доставке продукции потребителям;

  • задача о ранце для максимизации использования грузо- подъемности и грузовместимости транспортной единицы;

  • задача о кратчайшем пути нахождение на ориентированном графе пути наименьшей длины между двумя заданными его вершинами


(для составления оптимальных маршрутов перевозок и распределения ресурсов);

  • задача о перевозках с промежуточными пунктами при транспортировке грузов через промежуточные базы (терминалы);

  • стандартные задачи оптимизации запасов;

  • задача об оптимальной дислокации распределительного цен- тра (склада) в заданной территориальной зоне и др.




    1. Оценкаэффективностисистемыраспределения


Для того чтобы оценить показатели эффективности распределе- ния, необходимо знать следующее.

Равномерностьпоставкиэто соблюдение хозяйственными партнерами обязательств по поступлению товарных потоков равной мощности через равные промежутки времени.

Ритмичность поставки – эта соблюдение временных и количе- ственных параметров поставки, обусловленных договором поставки, с учетом сезонных и циклических особенностей производства, продажи, продвижения товарных потоков и потребления.

Коэффициент равномерности поставки определяется по формуле и измеряется в процентах от 0 до 100. Чем ближе этот коэффициент к верхней границе, тем равномернее поставка

Кравн 100  Квар

где Квар коэффициент вариации, который рассчитывается по формуле:


n
 100

Квар П

ср

где σn среднеквадратичное отклонение объемов поставки за каждый равный отрезок времени от среднего уровня за весь период;

n
где Пi поставка за i-й отрезок времени.


n


Пср – средний размер поставки за весь период.

Пi

Пср

i

n

Для того чтобы рассчитать ритмичность поставки, необходимо вычислить коэффициент аритмичности.


n

Коэффициент аритмичности также исчисляется в процентах, од- нако поскольку мы рассчитываем не ритмичность, а аритмичность, то нетрудно догадаться, что тем лучше (ритмичнее) поставка, чем ближе данный коэффициент к нулю.

Кар 1

i

где n – количество периодов поставки;

Пд поставка по условиям договора за i-й промежуток времени натуральных или стоимостных единицах);

Пф поставка фактическая за i-й промежуток времени нату- ральных или стоимостных единицах).

Чтобы определить среднее время задержки поставок обратимся к формуле и произведем соответствующий расчет.

ТЗ 1 m ТЗ


n
ср i

1



нения

где n количество анализируемых периодов

m количество поставок, по которым зафиксирован факт откло- ТЗi – длительность задержки по i-й поставке

Пример3.1

Перед предприятием по производству каучуковой продукции (ООО «Тольяттикаучук») стал вопрос оценки системы управления рас- пределением готовой продукции. Учитывая, что продукция этого пред- приятия имеет производственное назначение, вопрос о каналах распре- деления здесь не актуален, поскольку в данный момент он имеет оптимальную структуру: производитель – потребитель. Особое внима- ние необходимо уделить именно процессу сбыта готовой продукции: оценить систему управления поставками, уровень сервиса, а также си- стему управления товарными запасами.

Таким образом, сотрудники отдела логистики получили задание, одним из пунктов которого являлась оценка характера поставок с точки зрения их равномерности и ритмичности. Результаты были необходимы для того, чтобы при продлении договорных отношений рациональным образом оформить условия договора и предложить клиенту более высо- кий уровень его обслуживании. Это, в свою очередь, приведет к тому, что предприятие пересмотрит и улучшит управление системой распре- деления.

До этого времени, согласно договору поставки (который был за- ключен на шесть месяцев), предприятие обязалось к десятому числу