Файл: Законодательством понятие налога и сбора раскрывается в статье 8 нк российской Федерации.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 289
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Налог на добавленную стоимость
2. Налог на прибыль организаций
3. Налог на доходы физических лиц
1.Налог на имущество организаций.
1 .Другие специальные налоговые режимы
Страховые взносы во внебюджетные фонды
Основы налогового учета организации
Тема 1.
Понятие налога и сбора. Классификация налоговых платежей
Действующим на данный момент российским законодательством понятие налога и сбора раскрывается в статье 8 НК Российской Федерации.
Значение налогов и всей системы налогообложения состоит в том, что с их помощью публичная власть изымает у собственников юридических и физических лиц определенную долю, составляющую их доходы (прибыль) и имущество, которая впоследствии перенаправляется в централизованные фонды публичных финансов – бюджеты. Таким образом, налоги выступают в качестве основного, хотя и не единого источника финансирования как органов государственной власти, так и региональных органов за счет исчисленной плательщиками части своих доходов.
Один из основополагающих терминов налогового права РФ сейчас прямо определяется кодексом как «обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государственных органов и (или) муниципальных образований».
Структура налога – это и есть совокупность выше определенных объектов.
Всю массу элементов налогообложения законодательство делит на такие группы: основные элементы (без которых нельзя считать обязательство, закрепленное в нормативно-правовом акте, определенным), факультативные элементы и дополнительные элементы.
Классификация налогов по их видам производится по целому ряду различных критериев, затрагивающих их сущность и признаки, объекты обложения налогом и т.д. Так как единой
классификации налогов не существует, приведем основные из них:
-
В соответствии со способом изъятия:
-
прямые (затрагивают непосредственно прибыль и объекты имущества); -
косвенные (в качестве надбавок к стоимости, не затрагивая напрямую объекты).
В соответствии с воздействием:
-
пропорциональные (ставка в виде зафиксированного процента); -
прогрессивные (ставка растет с увеличением стоимости объекта); -
регрессивные (ставка падает с увеличением стоимости объекта); -
твердые (ставка в абсолютной сумме).
-
В соответствии с субъектом:
-
с физических лиц; -
с юридических лиц; -
смешанные.
В соответствии с уровнем установления (закреплена в НК):
-
федеральные (на всей территории Российской Федерации); -
региональные (на территории определенных региональных частей федерации); -
местные (устанавливаются местным самоуправлением в соответствии с кодексом и прочим законодательством РФ).
Понятие «сбор» определяется в статье 8 НК. Федеральный кодекс определяет его как обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенного права или выдачу разрешений (лицензий).
Сбор имеет 8 основных признаков. Эти признаки
частично совпадают с признаками налога:
-
индивидуальная безвозмездность -
свобода выбора; -
компенсационный характер; -
состав элементов ограничен; -
разовый характер; -
предварительный характер уплаты; -
соответствие с размером оказанных публичных услуг; -
отсутствие штрафов.
В соответствии с НК РФ, для налогов и сборов существует одна уже вышеупомянутая классификация. Российский Налоговый кодекс делит налоги на федеральные (единый социальный, на добавленную стоимость), региональные (транспортный) и местные (земельный). Точно также классифицируются и сборы: на федеральные, региональные и местные.
Так, одним из федеральных сборов является государственная пошлина.
Понятие государственной пошлины раскрывается в ст. 333 НК РФ. Госпошлина
федеральный сбор, который взимается с лиц, обращающихся в государственные органы.
Кодекс определяет круг плательщиков пошлины, порядок и способы уплаты пошлины, особенности уплаты госпошлины при обращении в разные органы, а также размеры пошлины. Законодательством также определены льготные категории при оплате пошлин, основания возврата пошлины или зачета пошлины.
Понятие системы сборов российским законодательством так же объединяется с системой налогов. И состоит она из совокупности всех действующих на данный момент в государстве
сборов.
Тема 2.
Федеральные налоги
1. Налог на добавленную стоимость
Налог на добавленную стоимость (НДС) – это косвенный налог на прибавочную (добавленную) стоимость, возникающую в процессе создания товаров, работ, услуг. Налог уплачивается по мере реализации произведенной продукции (выполнения работ, оказания услуг) или получения предварительной оплаты от покупателя. Исчисление и уплата налога регламентированы главой 21 Налогового кодекса РФ.
Объектом налогообложения (то есть на какие операции начисляется НДС) является:
-
реализация товаров, работ, услуг, а также передача имущественных прав на территории РФ -
выполнение строительно-монтажных работ для собственных нужд -
передача товаров, работ, услуг для личного применения, расходы по которым не принимаются к вычету при расчете налога на прибыль.
Операции, не облагаемые НДС
НДС не нужно начислять и уплачивать в бюджет по следующим операциям:
-
передача на безвозмездной основе жилых домов, детских садов, санаториев и других социально-культурных и жилищно-коммунальных объектов; -
передача на безвозмездной основе дорог, электросетей, подстанцией, водозаборных сооружений и других подобных объектов; -
работа и услуги органов государственной власти и органов местного самоуправления, которая относится к её прямым обязанностям; -
образовательные услуги и т. д.
Полный перечень процессов, с которых не взимается НДС, см. в п. 2
ст. 146 НК РФ.
Плательщиками НДС признаются:
-
организации (в том числе некоммерческие), -
индивидуальные предприниматели, -
лица, осуществляющие ввоз товаров на территорию РФ из- за границы (импорт).
При этом плательщики НДС должны использовать общую систему налогообложения.
Право на освобождение от уплаты НДС имеют:
-
организации и предприятия, перешедшие на специальные налоговые режимы (УСН, ЕНВД, ЕСХН и т. д.) кроме случаев импорта товара на территорию РФ; -
организации и индивидуальные предприниматели по 145 и
149 статьям НК РФ (см. далее).
Освобождение от уплаты НДС означает, что организации и ИП имеют право не включать в стоимость, по которой они продадут свои товары, работы, услуги, а также не начислять и не платить налог в бюджет.
Если перечисленным лицам поставщики, которые являются плательщиками НДС, выставляют счета-фактуры с выделенной суммой НДС, то они обязаны уплатить НДС, но направить сумму налога к возмещению из бюджета будет невозможно.
Освобождение от уплаты НДС по ст. 145 НК РФ предполагает, что организации и индивидуальные предприниматели имеет право не платить НДС по всей своей деятельности (за исключением импортных операций) в случае, если выручка от реализации товаров, работ, услуг (без учета НДС) за 3 предшествующих последовательных месяца составила не более 2 млн руб. Также право на освобождение от уплаты НДС имеют участники проекта "Сколково" (см. ст. 145.1 НК РФ).
Для получения освобождения